Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Самолёты Westland Lysander Фото и схемы

Lysander

Легкий вспомогательный самолет

Westland

Westland Lysander № E (V9817) из 278 Sqn, RAF, 1941 © Richard Vernon

Westland Lysander № E (V9817) из 278 Sqn, RAF, 1941

Первый из двух опытных образцов «Лайсендеров» поднялся в воздух 15 июня 1936г. За испытаниями последовал заказ на 144 машины. Самолет непосредственной поддержки сухопутных войск Вестленд Лайсандер был легко узнаваем благодаря высокорасположенному крылу и еще одному крылу, очень короткому, прикрепленному к главным стойкам шасси и предназначенному для подвески вооружения и груза. В плане каждое полукрыло имело довольно необычную ромбовидную форму. Передней кромке центроплана придали отрицательную стреловидность. Это ухудшало аэродинамику, зато давало хороший обзор пилоту, голова которого находилась как раз перед крылом.

Девятицилиндровый двигатель Bristol Mercury ("Меркурий") XII крепился к мотораме из стальных труб и закрывался капотом NACA, состоящим из двух полуцилиндрических съемных панелей. Капот вплотную прилегал к двигателю, и на нем имелись характерные полукаплевидные выколотки, закрывавшие коромысла клапанов цилиндров. Позже, когда большое количество таких моторов потребовалось для производства бомбардировщиков "Бленхейм", "Лайсендеру" подобрали двигатель Bristol Perseus XII ("Персей"), мощностью 905 л.с. (666 кВт). Эта также девятицилиндровая "звезда" имела бесклапанное распределение, из-за чего выколотки-обтекатели коромысел клапанов исчезли с капота. Версии Mk.III и Мк.IIIА имели двигатель "Меркюри" XX мощностью 870 л.с. (640 кВт).

Экипаж из двух человек размещался в закрытой кабине. В задней кабине пулемет был установлен на выдвижной шкворневой установке фирмы "Фэйри", в походном положении он убирался. Главный недостаток этой стрелковой точки - большая "слепая зона" за гаргротом, откуда "Лайсендер" можно было атаковать совершенно безнаказанно. Позже, на модификациях Mk.III и Мк.IIIА стрелку вручили спарку пулеметов "Браунинг" того же калибра, но с ленточным питанием. Огневая мощь возросла примерно вдвое, однако "слепая зона" естественно не изменилась, и "Лаисендер" по-прежнему оставался легкой добычей для вражеских истребителей.

Боевое применение В течение 1939 г. 66 «Лайсендерами» Mk I укомплектовали: 16-ю эскадрилью (получила 14 самолетов); школу взаимодействия с армией - 9; остальные были направлены в 13-ю эскадрилью в Одихаме, 26-ю - в Катерике и в 4-ю эскадрилью в Винборне, «Лайсендеры» во всех случаях заменяли «Гекторы» фирмы «Хоукер». К началу войны «Лайсендерами» укомплектовали 7 эскадрилий, а также 11-ю эскадрилья и 613-ю и 614-ю эскадрильи вспомогательных сил. К этому времени, большая часть эскадрилий метрополии сменила свои Mk I на Mk II с более мощными двигателями «Персей» XII (905 л. с.), которые улучшали высотные характеристики самолета. Много Mk I было на вооружении на заморских территориях: в Египте, в Индии и Палестине. Всего 116 Mk I сошло с конвейеров перед 442 Mk II и с этими, последними, 11-я, 6-я, 13-я и 26-я эскадрильи попали во Францию в 1940г.

Когда началось германское наступление, 4-я эскадрилья летела в Бельгию, но с началом боевых действий 11 «Лайсендеров» сбили 10 и 23 мая, некоторые уничтожены на земле. Один из экипажей «Лайсендеров» эскадрильи сбил Me-110 в схватке с шестью «Мессершмиттами» и сумел вернуться на базу, 22 мая самолет 11-й эскадрильи сбил «Хеншель» Hs-126 из передних пулеметов, а «Юнкерс» Ju-87 - из заднего. Поскольку конец сопротивления Франции был уже недалек, эскадрильи «Лайсендеров» отозвали в Соединенное Королевство, т. к. многие операции требовали проникновения через линию фронта для оказания помощи силам союзников. Одна из таких операций стала настоящей катастрофой, когда 16 «Лайсендеров» и «Гекторов» вылетели на помощь окруженным под Кале. 14 самолетам и экипажам не удалось вернуться. Всего 118 «Лайсендеров» и 120 членов их экипажей остались во Франции и Бельгии с сентября 1939 по май 1940 г. - почти 20% самолетов, посланных Соединенным Королевством.

Тяжелые бои на континенте и большие потери, понесенные подразделениями взаимодействия с армией, показали, что старые концепции применения этого типа самолетов непригодны, особенно в условиях, когда не достигнуто господство в воздухе. В соответствии с этим «Лайсендеры» выводились из эскадрилий метрополии, которые переоснащались с начала 1941г. на Р-40 «Томахок» фирмы «Кертисс».

Выводимые из самолетов первой линии «Лайсендеры» продолжали использоваться как буксировщики мишеней, спасатели на море, разбрасыватели листовок, участвовали в специальных операциях. Так, 138-я и 161-я смешанные эскадрильи, использовавшие и «Лайсендеры», осуществляли контакты с группами Сопротивления в оккупированной Европе, осуществляли доставку снаряжения и агентов, а также доставку агентов обратно в Соединенное Королевство В этих ночных операциях на оккупированной территории проявились все лучшие качества «Лайсендера», его способность короткого взлета и посадки на площадки, подобранные бойцами Сопротивления. Для решения этих задач использовались «Лайсендеры» Mk III и Mk IIIA; построили 367 первых и 347 вторых. Они оснащались 870 л. с. (649 кВт) двигателями «Меркурий» XX или XXX фирмы «Бристоль».

Последним серийным вариантом был ТТ. Mk IIIA буксировщик мишеней, которых построили 100.

Группу из 26 Mk II передали турецким ВВС, 20 - в Египет, шесть - ирландскому воздушному корпусу, девять - Финляндии, восемь - Португалии и несколько - во Францию. Три попали в ВВС США, остальные - в SAAF. В конце войны только Канада оставалась единственной страной, имевшей большое количество «Лайсендеров», некоторые из них находились в эксплуатации до начала 1960-х годов.

Общие цифры производства «Лайсендеров» разнятся, но примерно их изготовили около 1650, включая 225 - по лицензии в Канаде.

Характеристики Lysander Mk.I
Экипаж, чел 2
Размеры
Длина, м 9,30
Размах крыла, м 15,24
Площадь крыла, м2 24,5
Высота, м 4,42
Массы и нагрузки, кг:
Вес Пустого самолета 1844
Взлетная 3402
Силовая установка
Mercury XII, радиальный, воздушного охлаждения, л.с./kW 890/664
Лётные данные
Скорость, км/ч максимальная 369
на высоте, м 3050
крейсерская 241
Время набора высоты 3050 м, мин 6,8
Практический потолок, м 7923
Дальность, км 966
Вооружение
Три пулемета 7,62 мм
Бомб на дополнительных крыльях 227 кг
Четыре бомбы под фюзеляжем по 9 кг

Источники

  • "Американские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Дэвида Дональда/
  • "Война в воздухе. " /№105/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/

©AirPages
2003-