Авиация Второй мировой

Home    English

«Ланкастер». Боевое применение.

«Ланкастер» В. Мк I

Новому бомбардировщику присвоили имя «Ланкастер» и после получения результатов испытаний опытных самолетов он был немедленно запущен в серийное производство. Выпуск «Манчестеров» прекратили после постройки 200-й машины, а оставшиеся в заделе планеры были соответствующим образом переделаны. Заказ Министерства Авиации на новые самолеты значительно превосходил производственные возможности Авро. Поэтому большая часть весны и лета была посвящена организации производства «Ланкастера». Была создана производственная группа в которую входили фирмы Авро, Метрополитен-Виккерс, Виккерс-Армстронг и Армстронг-Уитворт, а также более 600 субподрядчиков по всей стране. Первый серийный «Ланкастер», L7527, взлетел с аэродрома Авро Вудфорд 31 октября 1941 года. В отличие от прототипа, оснащенного моторами «Мерлин» X мощностью 1130 л.с., на серийных машинах устанавливался двигатель «Мерлин» XX мощностью 1280 л.с. На самолетах устанавливались винты изменяемого шага Де Хэвилленд D.H. 5/40, но иногда использовали и пропеллеры Гамильтон А 5/138. Оборонительное вооружение состояло из девяти 7,69-мм пулеметов Браунинг, размещавшихся в четырех турелях фирмы Фрэйзер-Нэш с гидравлическим приводом: два пулемета в носовой турели FN5, два - в верхней турели FN50, два - в подфюзеляжной турели FN64 и четыре – в хвостовой турели FN20. «Ланкастер» унаследовал от «Манчестера» бомбовый отсек длиной 10,05 м, способный вместить восемь 453-кг бомб. Поперек центральной части фюзеляжа была установлена бронированная переборка. Пилот и стрелки были защищены броней, которая также прикрывала некоторые ответственные элементы конструкции фюзеляжа.

Пока второй прототип, DG595, проходил обширные испытания в Боскомб Даун, первую опытную машину, ВТ308, 9 сентября 1941 года передали 44-й (родезийской) эскадрилье в Вэддингтоне, чтобы подготовить летный состав и технический персонал к эксплуатации четырехмоторных машин. Эта эскадрилья, входившая в состав 5-й группы и ранее вооруженная «Хэмденами», должна была первой освоить новый тяжелый бомбардировщик. Но личный состав еще три месяца ожидал прибытия трех серийных машин - L5737, L5738 и L5741. Из-за затянувшегося процесса переучивания и плохой погоды боевой дебют «Ланксов» состоялся лишь 3 марта 1942 года, когда четыре машины из 44-й эскадрильи - L7546, L7547, L7566 и L7549 - были посланы для постановки мин в районе Гельголанда. Все они благополучно возвратились на базу. Первая наземная цель была атакована в ночь с 11 на 12 марта, когда два самолета из 44-й эскадрильи были включены в состав группы бомбившей Эссен. Это был первый из более чем 156000 боевых вылетов, совершенных «Ланкастерами» в последующие три года.

Согласно планам Министерства Авиации, предполагавшим полностью оснастить новыми бомбардировщиками пять бомбардировочных групп, к перевооружению приступила 97-я эскадрилья в Конингсби. В январе 1942 года она начала сдавать свои «Манчестеры», а к концу марта полностью пересела на «Ланкастеры».

Английская общественность все еще не знала о новинке Бомбардировочного Командования, и Министерство Авиации решило, что дневной рейд будет отличным случаем, чтобы продемонстрировать новое оружие Третьему Рейху и широкой публике. Около трех часов дня, 17 апреля 1942 года, по шесть бомбардировщиков из 44-й и 97-й эскадрилий отправились в рискованное путешествие, чтобы атаковать завод фирмы МАН в Аугсбурге, производивший двигатели для подводных лодок. Самолеты взяли курс на Баварию четырьмя группами, по три самолета в каждой. Им предстояло пролететь туда и обратно более 2400 км над вражеской территорией. Сразу после пересечения Ла-Манша бомбардировщики 44-й эскадрильи были атакованы немецкими истребителями. Возглавлявший первую группу L7536 был сбит первым, а затем, одну за другой, эскадрилья потеряла все машины из второй группы: R5506, L7548 и L7565. Оставшиеся два бомбардировщика сомкнули строи и решительно продолжали двигаться к своей цели, хотя шансы уцелеть у них были минимальными. Удалившись от побережья они не встречали противодействия вплоть до Аугсбурга, где сирены воздушной тревоги объявили об их появлении. Атакующие, летевшие чуть выше заводских труб не промахнулись. Но их встретил плотный огонь зениток, который поджег R5510, вынудив его приземлиться в нескольких километрах от города.

97-я эскадрилья, выбравшая другой маршрут к цели, сумела избежать встречи с истребителями. Как и командир 44-й эскадрильи Неттлетон они сбросили свои бомбы с высоты, не превышавшей 120 м. Самолет командира 97-й эскадрильи Шервуда, L7573, был подбит над целью и рухнул на землю севернее Аугсбурга. R5513 был подбит за милю до цели и взорвался сразу после того, как сбросил свой груз. Уцелевшие самолеты полетели в сторону Франции в сгущающихся сумерках, и наступившая ночь позволила им избежать потерь.

На свои базы вернулись четыре «Ланкастера» из 97-й эскадрильи и один из 44-й. Командир 44-й эскадрильи Неттлетон был награжден Крестом Виктории. По словам возглавлявшего Бомбардировочное Командование сэра Артура Харриса: «...любая операция, за которую награждают Крестом Виктории, относится к разряду действий, которые не нужно повторять слишком часто». Кроме того, маршал добавил: «Семь из двенадцати «Ланкастеров» погибли, но эта потеря сопоставима с нанесенным ими ущербом. С другой стороны, эта операция ясно показала, что дневные рейды на территорию Германии приведут слишком высоким потерям Бомбардировочного Командования». Пока Би-Би-Си трубила о дебюте новых бомбардировщиков, немцы скрупулезно изучали обломки «Ланкастеров».

Как и любой новый самолет, «Ланкастер» не был лишен недостатков. При испытаниях на пикирование, из-за разрушения хвостового оперения, был потерян R5539. Кроме того, пришлось усиливать конструкцию законцовок крыла, а сбои в работе топливных насосов приводили к тому, что самолеты не добирали расчетной высоты. Отсутствие руководства по эксплуатации (в начальный период освоения) стало причиной аварий на взлете, в которых пострадало несколько машин. Тем не менее, заложенный в конструкцию «Ланкастера» запас прочности позволил справиться с этими неприятностями, причем это никак не отразилось на боеготовности эскадрилий. По словам известного историка авиации Уильяма Грина: «Разработка «Ланкастера», начиная с модификации Mk I, диктовалась почти исключительно эксплуатационными требованиями. Об этом свидетельствует и то, что по чисто техническим причинам в конструкцию самолета внесли лишь небольшое число изменений, и незначительное количество доработок потребовалось для улучшения аэродинамики машины».

Первые из поступивших на вооружение «Ланкастеров» отличались чистотой обводов - не считая фонарь кабины и турели, дополнительными выступающими элементами были лишь приемник воздушного давления и различные антенны. На высоте 4572 м полностью загруженный самолет развивал максимальную скорость 442,5 км/ч, значительно превосходя по летным характеристикам «Стирлинг» и «Галифакс». Бомбардировщик Шорт «Стирлинг» был в конечном итоге снят с вооружения и заменен «Ланкастером», а вот «Галифаксы» последних моделей сравнялись со своим конкурентом по всем параметрам, уступая лишь в величине бомбовой нагрузки.

В начале верхняя турель не имела обтекателя - их стали устанавливать с конца 1942 года. Обтекатель одновременно являлся ограничителем углов обстрела, исключающим поражение огнем собственного самолета. Нижняя стрелковая точка с турелью FN64 имела плохой обзор и, кроме того, в экипаже для нее не было постоянного стрелка. Поэтому в течение 1942 года от установки FN64 постепенно отказались. Ряд прямоугольных окон на борту, унаследованный от «Манчестера», сохранился, хотя зачастую их просто закрашивали. Начиная с машин производственной серии JB/LM передняя пара окон была удалена.

В 1942 году было в основном завершено перевооружение «Ланкастеры» 5-й группы. Некоторое количество самолетов имело увеличенный блистер бомбардира с плоской нижней панелью, которая не давала искажений. Чтобы использовать 3628-кг бомбы на отдельных бомбардировщиках были установлены новые выпуклые створки бомболюка. Хотя первый сброс такой бомбы был произведен с «Галифакса», просторный 10-метровый бомбоотсек «Ланкастера» предоставлял практически безграничные возможности по использованию всей номенклатуры бомб, имевшихся на вооружении Королевских ВВС.


«Окно»

Во время «Битвы за Гамбург» очень эффективными оказались меры по «ослеплению» немецких РЛС, как наземного, так и воздушного базирования, что практически парализовало ПВО города. Для постановки помех использовалось «Окно», а для наведения на цель - радары H2S. На Гамбург было совершено четыре основных рейда, английские бомбардировщики выполнили 3095 боевых вылетов и сбросили около 9000 тонн бомб - в городе погибло свыше 50000 человек, была разрушена половина зданий и почти миллион жителей остался без крова. Англичане потеряли 87 самолетов, что составило 2,8% от числа участвующих самолетов, что было значительно ниже 6% потерь Бомбардировочного Командования во время предыдущих налетов на этот город.

«Окно» представляло собой алюминиевую фольгу, склеенную с черной бумажной подложкой, и нарезанную на полосы длиной 30 см и шириной 1,5 см. Блестящая сторона была покрыта ламповой сажей, чтобы облака фольги не сверкали в свете прожекторов, но продолжали отражать радиоволны. Первоначально фольга выбрасывалась через все подходящие отверстия в борту самолета, но за неделю «Ланкастеры» оснастили коробами в носовой части, снизу по правому борту, из которых «Окно» высыпалось по команде инженера или бомбардира.

В конце 1943 года Бомбардировочное Командование занималось глубокими рейдами на территорию противника, основная нагрузка в которых легла на «Ланкастеры» - считалось, что это единственный бомбардировщик способный нанести удары по целям при приемлемом уровне собственных потерь. Принятое ранее военными решение об оснащении английских бомбардировщиков пулеметами калибра 7,69-мм, ставило теперь «Ланкастеры» в невыгодное положение при встречах с вооруженными пушками ночными истребителями. Английское командование не знало, что немцы разработали аппаратуру способную наводить истребители по сигналам «Моники» и H2S. Кроме того, на немецкие самолеты стали устанавливать Schrage Music - стреляющие вверх пушки. Использование противником этих новинок привело к резкому росту потерь «Ланкастеров» в течение зимы и весны 1944 года, апофеозом стало 30 марта, когда при налете на Нюрнберг было сбито 96 из 795 участвовавших в нем самолетов. Когда Бомбардировочное Командование узнало о новых системах наведения истребителей Люфтваффе, «Монику» с самолетов демонтировали, а экипажи получили приказ включать аппаратуру H2S только по необходимости и на короткое время. К сожалению, тогда не удалось найти эффективных мер противодействия Schrage Music - нижние турели были сняты с большинства «Ланкастеров», начиная с LM522 это стало обычной практикой. Вместо нижней турели устанавливался обтекатель H2S. Тем не менее, была проведена модернизация существующих турелей и разработаны новые модели. На некоторых самолетах хвостовые турели FN20 получили аппаратуру автоматического наведения A.G.L.T. (automatic gun-laying), впервые опробованную в конце 1944 года 49-й эскадрильей. Несмотря на положительные результаты, в связи с трудностями военного времени, A.G.L.T. установили лишь на машинах нескольких подразделений - 101-й, 460-й и 630-й эскадрилий. На турелях с A.G.L.T. были установлены 7,69-мм пулеметы, а модернизированные турели FN82 несли пару 12,7-мм пулеметов. Турели Роуз-Райе, также вооруженные парой 12,7-мм пулеметов, были более просторными и, в отличие от FN20, позволяли стрелку держать свой парашют при себе, что значительно облегчало ему жизнь при вынужденном покидании машины. Носовые и верхние турели «Ланкастеров» не претерпели никаких изменений вплоть до окончания войны.

Высадка сил Союзников в оккупированной Западной Европе несколько изменила задачи Бомбардировочного Командования -вместо ночных налетов на Германию его самолетам пришлось наносить удары по немецким войскам во Франции при свете дня. По несколько «Ланкастеров» из каждой эскадрильи 5-й группы получили цветные обозначения на килях - они стали самолетами-лидерами для своих подразделений. Аналогичным образом поступили и в 61-й группе, но там все лидеровщики были сосредоточены в 460-й эскадрилье.

Развертывание в конце 1944 года полномасштабного производства системы G-H, позволявший атаковать цели при отсутствии визуального контакта, в конце 1943 года прошедшей испытания на «Ланкастерах» Mk II, позволило оснастить ею часть машин 3-й группы. Система G-H позволяла осуществлять бомбометание с исключительно высокой точностью, даже при облачности 10/10. Для дневных налетов «Ланкастеры» оснащенные G-H получили обозначения в виде двух желтых полос на киле и использовались в качестве лидеров для бомбардировщиков без этой аппаратуры. 3-я группа провела множество удачных налетов при облачности 10/10, как днем, так и ночью.

К апрелю 1945 года количество «Ланкастеров» в составе сил Бомбардировочного Командования достигло своего пика - не менее 56 эскадрилий были вооружены этими бомбардировщиками. Полностью были оснащены «Ланкастерами» 1-я, 3-я и 5-я группы. Кроме того, 8-я группа («следопыты»), начавшая действовать в августе 1942 года и имевшая тогда в своем составе «Ланкастеры», «Галифаксы» и «Веллингтоны», оставила в качестве тяжелого бомбардировщика только «Ланксы». За исключением 4-й группы, вооруженной только «Галифаксами», только 6-я (канадская) группа использовала оба типа тяжелых бомбардировщиков, но и в ней «Ланкастеры» составляли большинство - 10 из 17 эскадрилий.

«Ланкастер» В. Mk I/III Special (Dambaster)

Единственным подразделением Бомбардировочного Командования, сформированным в ходе войны для решения специальных задач, была 617-я эскадрилья, в ночь с 16 на 17 мая 1943 года атаковавшая дамбы в район Рура. Для проведения этого налета были модифицированы «Ланкастеры» Mk I серии ED (всего 21 машина), получившие способность нести бомбу-мину цилиндрической формы, специально предназначенную для борьбы со столь специфическими целями. Створки бомбоотсека были демонтированы, а его заднюю часть закрыли обтекателем. В передней части бомбоотсека смонтировали кронштейны для установки мины. Для привода ременной передачи, раскручивающей бомбу перед сбросом, первоначально предполагали использовать отдельный двигатель Форд V8, но он оказался слишком тяжелым. Тогда для этих целей приспособили гидросистему шасси. И, наконец, с самолетов сняли верхнюю турель, закрыв место ее установки обтекателем. Три опытных машины - ED756/G, 817/G и 825/G - произвели испытательные сбросы мин.

16 мая, всего через месяц после первых испытаний нового оружия, девятнадцать «Ланкастеров» 617-й эскадрильи стартовали тремя волнами: одна состояла из девяти машин и две - из пяти. Бомбардировщики первой волны, возглавляемые уинг-коммандером Гаем Гибсоном, должны были атаковать дамбу Мен и, в случае успеха, дамбу Эдер. Если бы удалось пробить обе дамбы, то сохранившие свои мины самолеты первой волны должны были атаковать дамбу Зорпе - основную цель второй волны. Третья волна являлась мобильным резервом, находясь в непосредственном подчинении 5- группы.

Дамба Зорпе была повреждена, а дамбы Мен и Эдер - разрушены. Водный поток затопил долину Рура, унеся жизни более 1200 человек и нанеся огромный ущерб промышленности этого индустриального района Германии. Из 19 посланных в рейд «Ланкастеров» на свою базу не вернулось восемь машин.

Уцелевшие самолеты были снова переделаны в обычные бомбардировщики и отправлены в войска - подобные налеты больше не повторялись. 611-я эскадрилья вплоть до конца войны использовалась для нанесения точечных ударов по особо важным целям. В это время она летала преимущественно на стандартных бомбардировщиках, за исключением машин с выпуклыми створками, способных нести 5448-кг бомбу «Толлбой».

Поражение

В конце 1943 года Бомбардировочное Командование развернуло воздушное наступление против немецких городов, какого еще не знала мировая история. Такие города, как Гамбург, Кассель, Эссен, Росток, Франкфурт, Кельн и другие практически перестали существовать. Маршалл ВВС сэр Артур Харрис, глава Бомбардировочного Командования, решил, что пора начать наступление на столицу Третьего Рейха - Берлин. 3 ноября Харрис послал записку премьер-министру Черчиллю: «Мы можем разрушить Берлин до основания, если американцы помогут нам. Это обойдется нам в 400 - 500 самолетов. Но Германии это будет стоить проигранной войны». Но американская 8-я Воздушная Армия не поддержала эти планы. С благословения Черчилля Харрис решил действовать в одиночку, хотя он прекрасно сознавал, что налеты на Берлин приведут к большим потерям среди атакующих.

К несчастью для Бомбардировочного Командования, зимой 1943/44 годов немецкая ПВО значительно усилилась, как количественно, так и качественно. На вооружение поступил новый ночной истребитель Хейнкель Не-219, а вместо бомбардировщика Юнкере Ju-88 стали выпускать созданный на его базе тяжелый ночной перехватчик. На вооружение была принята аппаратура Naxos Z, позволявшая истребителям наводиться на излучение радара H2S. Flensburg, фиксировавшая сигналы «Моники», а также радар Lichtensch SN-2 с изменяемой частотой излучения. Столь же важной, как новая техника, стала тактика Frei Nachtjagd (свободной ночной охоты). Ночные истребители больше не были привязаны к наземным постам наведения. Теперь охотники могли свободно входить в поток бомбардировщиков и оставаться там пока не закончатся боеприпасы или горючее, поле чего следовала посадка, дозаправка и пополнение боезапаса и новый взлет. Эти изменения в германской ПВО привели к тому, что потери британцев резко возросли - гораздо больше предсказанных Харрисом 400 - 500 самолетов. Обычным делом для немецких ночных истребителей было сбить несколько бомбардировщиков за один вылет, а более опытным пилотам удавалось уничтожить до шести самолетов противника за одну ночь.

Так что запланированное уничтожение Берлина, которое должно было положить конец войне, стало тяжелым поражением для Бомбардировочного Командования.

Немецкая столица серьезно пострадала, но не была разрушена, а англичане потеряли вдвое больше самолетов, чем планировал Харрис. За 35 основных рейдов на территорию Германии, проведенных в период с 18 ноября 1943 года по 31 марта 1944 года, Британия лишилась 1047 самолетов. Это была блестящая победа немецкой ПВО, ставшая для нее последней.

После высадки в Нормандии в июне 1944 года, все бомбардировщики, как английские, гак и американские, были брошены на разрушение «Крепости Европа» - и атаки на стратегические цели в Германии практически прекратились.

«Ланкастер» В. Mk I (Special)

Появление на свет модификации «Ланкастер» В. Mk I (Special) было прямо связано с принятием на вооружение Королевскими ВВС 10-тонной бомбы «Грэнд Слэм» - самой крупной, из применявшихся во время Второй Мировой войны. Самолеты просто «распотрошили», чтобы они могли нести этот тяжелый груз. Створки бомбоотсека были сняты, а сам он получил небольшие обтекатели спереди и сзади. Были установлены более мощные моторы «Мерлин» 24 и усилены стойки шасси. Наземные и летные испытания новой бомбы проводились на бомбардировщиках с серийными номерами PB529/G и PB995/G. Эти машины имели полный комплект оборонительного вооружения, характерный для Mk I, но на доработанных Special-самолетах передняя и верхняя турели демонтировались, а вооружение хвостовой сокращалось до пары 7,69-мм пулеметов. При взлетном весе 33112 кг (запас топлива был уменьшен до 6340 литров) эти «Ланкастеры» имели дальность полета 2655 км, что было вполне достаточно при взлете с баз на территории континентальной Европы. Боевой дебют нового оружия состоялся в марте 1945 года. Даже значительно облегченные машины не могли поднять «Грэнд Слэм» на высоту более 5180 м - гораздо ниже, чем планировал ее создатель, Варне Уоллис. Тем не менее, при практическом применении (до конца войны успели сбросить 41 бомбу) результаты оказались превосходными - все цели были либо стерты в порошок, либо серьезно разрушены.

В 1945 - 46 годах 15-я эскадрилья использовала несколько Special вместе с американскими В-29, доработанными для возможности нести «Грэнд Слэм», для испытаний. Инертные бомбы сбрасывались на бункеры для подводных лодок, чтобы определить глубину проникновения боеприпаса. В 1948 году В. Mk I (Special) были пущены на слом.

Источники

  • "Avro «Lancaster»" /Война в воздухе № 106/