Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Самолёты AVRo Manchester Lancaster Фото и схемы Боевое применение Lancaster Lancaster в СССР Pilot`s Notes Lancaster I, III Техническое описание Lancaster I PA474

Lancaster

Дальний тяжёлый бомбардировщик

AVRo

Ланкастер RA542 (JO-Z) из 463 эскадрильи RAAF

Ланкастер RA542 (JO-Z) из 463 эскадрильи RAAF

В ходе войны тенденции развития тяжелых британских бомбардировщиков проявились вполне четко: увеличение грузоподъемности при одновременном росте калибра используемых бомб. Если в начале войны самая крупная из них не превышала 907 кг, то к 1944 году использование 3628-килограммовых “блокбастеров” (“разрушитель кварталов”) стало вполне обыденным. Апофеозом стало появление в конце 1944 года специальной 9988-кг бомбы Grand Slam, под которую был создан специальный “Ланкастер”, лишенный не только верхней, но и передней башни, Впервые это самое мощное оружие доатомной эпохи было применено 13 марта 1945 года.

Развивалось не только классическое бомбовое и стрелковое вооружение. Во время войны зародилось, а затем быстро прогрессировало электронное оборудование, без которого вскоре стало немыслимо ни прицельное бомбометание, ни успешная оборона против ночных истребителей.

В отличие от “стирлингов” и “манчестеров”, оказавшихся ненужными уже в ходе войны, “ланкастеры” оставались в строю и после ее окончания. “Ланкастеры” продолжали считаться бомбардировщиками вплоть до начала 50-х годов.

“Ланкастеры” модификаций Mk.I и Mk.III признаны экспертами в качестве лучших ночных тяжелых бомбардировщиков Второй мировой войны.

Экипаж (7 человек) размещался по всей длине самолета, и от одного рабочего места можно было перемещаться к любому другому, что обеспечивало некоторую взаимозаменяемость и позволяло оказать помощь при ранении. В передней части размещался бомбардир (он же стрелок передней башни); пилот сидел в своей кабине слева, рядом с ним располагался бортинженер. Сзади них, над бомбоотсеком, работали штурман и радист, а еще дальше в хвосте — верхний и хвостовой стрелки.

Силовая установка — четыре рядных V-образных двигателя жидкостного охлаждения Роллс-Ройс “Мерлин” XX, XXII, 24 (все по 1280 л.с. на взлетном режиме) на “Ланкастере” Mk.I, или Паккард (Роллс-Ройс) “Мерлин” 28 (1300 л.с.), 38 (1480 л.с.), 224 (1640 л.с.) на “Ланкастере” Mk.III. Винты — трехлопастные, постоянных оборотов, “Дэ Хэвиллэнд” (Mk.l) или “Хэмилтон Хидроматик” (Mk.lll). На машинах поздних серий устанавливали винты с широкими лопастями, улучшавшими поведение машины на взлете и больших высотах.

Бомбовое вооружение самолета размещалось только на внутренней подвеске. Кроме бомб, самолет мог нести и другое вооружение — например, морские мины (6х681 кг).

Стрелковое оборонительное вооружение состояло на большинстве самолетов из восьми пулеметов Browning калибра 7,69 мм. Они размещались в трех стрелковых башнях с гидравлическим приводом: передней (2 пулемета, боезапас — 1000 патронов на ствол), верхней (2 пулемета, 1000 патронов на ствол) и задней (4 пулемета, 2500 патронов на ствол). Небольшая часть самолетов оснащалась еще и нижней башней (2 пулемета, 750 патронов на ствол).

Характеристики Lancaster
B Mk I B Mk III
Экипаж 7
Размеры
Длина 21,02 м
Высота 5,95 м
Размах крыла 31,09 м
Площадь крыла 120,49 м2
Массы и нагрузки
Пустого самолета 18614 кг
Загруженного 24062 кг
Максимальная взлетная 27240 кг
29510 кг
29510 кг
Летные данные
Максимальная скорость км/ч 442 434
полностью загруженного на высоте, м (ft) 4572 (15000) 5791 (19000)
Крейсерская скорость   338 км/ч
Скороподъемность, примерно   3,05 м/сек (600 ft/min)
Время набора высоты 6100 м (20000 ft)   43.5 мин
Практический потолок 7468 м (24500 ft) 6096 м (20000 ft)
Радиус км 2670 3590
с бомбовой нагрузкой, кг (lb) 6356 (14000) 3178 (7000)

Подробно

Модификации самолета "Lancaster" военного времени

  • «Манчестер» Mk III: 2 самолета AVRo Тип 683 прототипы с четырьмя «Мерлин» X.
  • «Ланкастер» Mk I: произведено 3440 самолетов: первого варианта типа 683 с двигателями «Мерлин» XX, 22 или 24.
  • «Ланкастер» Mk 1 (специальный): Mk I. модифицированный, чтобы нести бомбовую нагрузку более 5443 кг.
  • «Ланкастер» Mk I (FE): Mk I, тропический вариант для службы на Дальнем Востоке.
  • «Ланкастер» Mk II: изготовлено 302 самолета, включая прототипы; четыре мотора «Геркулес» VI или XVI фирмы «Бристоль».
  • «Ланкастер» Mk III: построено 3.020 самолетов; улучшенный варианте моторами «Паккард-Мерлин» 28s, 38s или 224s.
  • «Ланкастер» Mk III (специальный): Mk III модифицированный, чтобы нести мины.
  • «Ланкастер» Mk VI: 9 доработанных «Ланкастеров» Mk III с моторами «Мерлин» 85 для улучшения летных данных и установки аппаратуры РЭБ.
  • «Ланкастер» Mk VII: 180 самолетов, оснащенных верхней средней турелью «Мартин» и задней турелью FN82: все построены фирмой «Остин Моторз» с двигателями «Паккард-Мерлин».
  • «Ланкастер» MkVII (FE): тропический вариант Mk VII для службы на Дальнем Востоке.
  • «Ланкастер» Mk X: 430 самолетов построила фирма «Виктори Эркрафт» (Канада). Двигатели «Паккард-Мерлин» 38 или 224.

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "Английские военные самолеты Второй мировой войны" /Под ред. Даниэля Дж. Марча/
  • CD энциклопедия. "Военная авиация" /Media 2000/
  • "RAIDING THE REICH. The Allied Strategie Offensive in Europe" /Roger A. Freeman/

©AirPages
2003-