Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте 
Самолёты Handley Page Hampden HP 52 Halifax HP 57 Фото и схемы Боевое применение Hampden В СССР Hampden

Handley Page

Фредерик Хендли Пейдж

Фредерик Хендли Пейдж
Frederick Handley Page
(1885-1962)

Сэр Фредерик Хэндли Пейдж, английский промышленник, стоявший у истоков авиационной промышленности, был известен как отец тяжелых бомбардировщиков.

Его компания Handley Page Limited, основанная в 1909 году, прославилась своими большими самолетами, такими как бомбардировщики Хэндли Page 0/400, Галифакс и авиалайнер H.P.42. Последний являлся флагманом Британского воздушного флота - Imperial Airways между двумя мировыми войнами и отметился в истории тем, что за все время интенсивных полетов (1931-1939) не имел каких-либо летных происшествий со смертельным исходом для пассажиров.

С началом Второй мировой войны Handley Page вернулась к конструированию бомбардировщиков и выпустила H.P.52 HAMPDEN, который принял участие в первом британском налете на Берлин.

В соответствии с требованиями Министерства авиации 1936 года на тяжелый бомбардировщик дальнего радиуса действия, Handley Page спроектировал свой H.P.56, оснащенный двумя двигателями "Валтэ" (Vulture) фирмы Rolls-Royce, однако заказ на производство получила Avro со своим Манчестером.

Однако проблемы с Роллс-Ройсовскими двигателями "Валтэ" вынудили в 1940 году Воздушный штаб от них отказаться и переоснастить H.P.56 четырьмя двигателями "Мерлин". Таким образом, по достижении стадии прототипа, конструкция H.P.56 была переработана в четырехмоторный H.P.57 Галифакс.

Halifax стал вторым самым многочисленным британским тяжелым бомбардировщиком Второй мировой после Авро Ланкастера. Хотя в некоторых отношениях (например, живучести экипажа) Галифакс был лучше, чем Ланкастер, однако проигрывал ему в скороподъемности, поэтому к концу войны использовался в качестве тяжелого транспортника и буксировщика планеров, в нескольких модификациях, будучи специально построенными для этой цели, в том числе и H.P.70 Хальтон.

В заключении можно добавить, Фредерик Хэндли Пейдж являлся дядей известного аса Второй мировой войны Джеффри Пейджа (Geoffrey Page).

27 10 2016.

С началом Второй мировой войны все H.P.42 были переданы в RAF, где в течение года по разным причинам прекратили свое существование.

H.P.42/45 G-AAUD Hanno. Октябрь 1931. Перед полетом.

Приличная для своего времени пассажировместимость (до 38 пассажиров) обеспечила самолету коммерческий успех. Левое нижнее фото на предлагаемом коллаже рядом стоящих DC-3 и H.P.42 позволяет сравнить их размеры. К слову сказать, DC-3, Дуглас коммерческий, брал на борт почти в два раза меньше пассажиров.

29 10 2016.

Новые страницы по Британским компаниям - перевод с англоязычных сайтов, некоторая попытка донести информацию в том виде, в каком она представляется англоязычному читателю.
В российском интернете эта тема практически не представлена. Оригинал текстов на английском языке можно посмотреть на английском варианте сайта.

28 01 2017.

Схема H.P.42 G-AAXE Hengist.

H.P.42 G-AAXE Hengist (вероятно на аэродроме в Энтеббе, Уганда, 1936 г.)

H.P.42 G-AAXE Hengist в Африке.

Высокая деревянная стремянка, установленная с левой стороны фюзеляжа, вероятно, позволяла устанавливать флаг на флагштоке.

H.P.42 G-AAUD Hanno на аэродроме Симак (Галилея, Палестина), октябрь 1931 г.

H.P.42 G-AAUD Hanno перед вылетом из Газы в Галлиполи (Турция), 1932 г.

H.P.42 G-AAUD Hanno на ближневосточном аэродроме, 1935 г.

H.P.42 G-AAUE на аэродроме в Кении, 1936 г.

H.P.42 «Гораций» и «Геркулес» G-AAХС на летном поле в Кройдоне.

На фотографии «Геркулеса» на фюзеляже можно рассмотреть шлейфовую антенну радиостанции. Флаг, развевающийся на флагштоке, вероятно, сейчас будет снят. Двигатели запущены, однако колодки еще установлены.

Н.Р. 42 во Второй мировой

С началом Второй мировой все коммерческие авиаперевозки в Европе были свёрнуты, а все имевшиеся в наличии английские транспортные самолёты было решено задействовать для доставки срочных грузов и VIP персон во Францию, где началось развёртывания сухопутных сил Британского Экспедиционного Корпуса, которые получили собственные ВВС.
Первыми из отдалённых уголков Европы и Африки в Великобританию вернулись «Геракл», «Гораций» и «Ханно». Однако они не долго находились в Кройдоне и вскоре вошли в состав авиагруппы службы национальных воздушных перевозок. Однако деятельность этого подразделения, формально не подчинявшегося Главному штабу Королевских ВВС, офицеров последнего быстро перестала устраивать и все три лайнера были переданы в 271-ю эскадрилью на аэродром Уайтчерч (под Бристолем), откуда экипажи начали доставлять различные грузы английским войскам во Франции.
Однако военная служба большинства авиалайнеров продолжалась недолго и они вскоре по различным причинам были разбиты.
7 ноября 1939 года при заходе на посадку на поле для гольфа при шквалистом ветре в районе Тивертона зацепил два дерева «Гораций». На этот раз пилотам не удалось удержать машину на оставшемся участке глиссады и лайнер превратился в груду искорёженных обломков.
«Ганнибал» был потерян над Оманским заливом 1 марта 1940 года при невыясненных обстоятельствах. На лайнере выполнялся обычный рейс по маршруту Карачи — Каир. С грузом и четырьмя пассажирами, «Ганнибал» дозаправился на промежуточном аэродроме в Дживани (Jiwani - Пакистан) и взял курс на Шарджу, но в пункт назначения не прибыл. Согласно первоначальным данным, в ходе начатых поисков обломки самолёта обнаружили очень быстро, но их обследование вскоре показало, что они никакого отношения к Н.Р.42 не имеют. В конечном итоге, возобновлённые снова поиски ничего не дали и были вскоре прекращены, а причина гибели самолёта и экипажа не установлена до сих пор.
Тяжёлым днём оказалось 19 марта 1940 года, когда на аэродроме Уитчёрч (Whitchurch) в Англии ураганом были разрушены «Геракл» и «Ханно», их восстановление посчитали нецелесообразен.
За тем настала очередь «Хелены», которую в горячие дни мая 1940 года немецкого вторжения во Францию и страны Бенилюкса (Benelux) военный экипаж так приложил к полосе, что встал вопрос о ремонте, однако в это время было не до него и на некоторое время об этом транспортнике просто забыли.
7 августа завершил свою карьеру «Хорса» — неудачная посадка на неровное лётное поле в районе Морсби-парка (Moresby Nature Park - Папуа - Новая Гвинея) привела к аварии, т. е. самолет восстановлению не подлежал.
Между тем, летом 1940 года было принято решение изъять «Эдриан» из состава авиагруппы службы национальных воздушных перевозок и передать в состав 261-й истребительной эскадрильи, которая в это время дислоцировалась на острове Мальта, базируясь на аэродромах Лука, Хал Фар и Такали. Как предполагалось, Н.Р.42 должен будет доставлять для экипажей «Харрикейнов» наиболее срочные грузы. Самолёт получил стандартный камуфляж Королевских ВВС и военный регистрационный номер AS982. Поскольку к этому времени Франция уже капитулировала, то добраться до Мальты можно было только через Скалу — маленький аэродром в Гибралтаре. Готовясь к дальнему перелёту через бурный Бискайский залив, экипаж четырёхмоторного самолёта базировался на аэродроме Одихэм. 6 декабря 1940 года, после очередного тренировочного полёта над морем, самолёт приземлился в Донкастере. Несмотря на объявленное штормовое предупреждение самолёт почему-то не был закреплён и был буквально выброшен с лётного поля на железнодорожные пути рядом с аэродромом. Повреждения оказались настолько тяжёлыми, что машину решили не восстанавливать.
Формально к началу 1941 года ещё оставалась «Хелена» и её даже успели восстановить, после чего она совершила даже один полёт. Но затем, в ходе проводимой модернизации салонов, было обнаружена сильная коррозия силовых элементов фюзеляжа и крыла. В результате в том же году самолёт был списан. Правда, Королевским ВВС он всё же и после этого «служил» довольно долго, так как его передняя секция фюзеляжа в течение нескольких лет использовалась в качестве аэродромного домика и командного пункта.
Так трагически закончилась эксплуатации «шикарной восьмёрки» «Имперских Авиалиний», которую по праву можно считать первенцами гражданской авиации, в которых комфорт и безопасность пассажиров сочетались самым удачным образом.
Единственной сохранившейся деталью от них является четырёхлопастный деревянный винт с «Горация», который экспонируется в старом здании терминала аэропорта Кройдон (Croydon Airport - южный Лондон).


©AirPages
2003-