Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Самолёты Fairey Battle Fulmar Firefly Swordfish Фото и схемы Боевое применение Firefly

Fulmar

Палубный истребитель

Fairey

Fairey Fulmar Mk.1 из 806 NAS, FAA, № H (N1877) 1940

Fairey Fulmar Mk.1 из 806 NAS, FAA, № H (N1877) 1940 г.

FAA отчаянно нуждались в новых самолетах для замены своих антикварных бипланов, но философия того времени диктовала, что Королевский флот должен иметь истребитель с высокими летными данными, экипажем из двух человек, способным решать навигационные задачи большой сложности. Все это неизбежно вело к увеличению размеров и веса; расплачиваться за это приходилось летными данными, но до тех пор пока не появились «Си Харрикейн» фирмы «Хоукер» и «Сифайр» фирмы «Супермарин», «Фулмар» фирмы «Фейри» был лучшим из имевшихся самолетов.

Два прототипа легкого бомбардировщика по спецификации Р.4/34 совершили первый полет 13 января 1937 г., и с их появления, с небольшими изменениями, появилась спецификация 0.8/38 на «Фулмар». Р.4/34 был меньше и легче, чем современный ему «Бэттл» фирмы «Фейри», намного лучше смотрелся и мог бомбить с пикирования. Второй прототип использовали как модель истребителя для флота, с соответствующими изменениями, с учетом требований флота и спецификации 0.8/38. В этой ситуации, до того момента, когда «Фулмар» сможет взаимодействовать с флотом, было еще далеко.

Через семь недель после предоставления детальной спецификации, 16 марта 1938 г., «Фейри» известила Адмиралтейство, что модифицированный вариант Р.4/34 удовлетворяет требованиям, и получила заказ на 127 самолетов, известных как «Фулмар». Его увеличили до 250 во время Мюнхенского кризиса в сентябре 1938 г., но «Фейри» известила, что не может начать производство, пока не закончен новый завод в Хитон Чепеле (Стокпорт).

В то время как Р.4/34 имел 1030л.с.(7б8 кВт) двигатель «Мерлин» II фирмы «Роллс-Ройс», изготовление первых «Фулмаров» Mk I планировалось с 1080 л. с. (805 кВт) «Мерлинами» VIII, тогда как, фактически, первые самолеты летали в Рингвее 4 января 1940 г. с модифицированными «Мерлин» III.

Первые самолеты с «Мерлин» VIII полетели 6 апреля 1940 г., и, следуя обычной процедуре, их передали в Экспериментальный центр испытаний самолетов и вооружения в Боскомб Даун для испытаний, а затем на авианосец «Илластриес» для морских испытаний. Пилоты нашли «Фулмара» свободным от серьезных недостатков, маневренным и приятным в полете, однако у полностью оборудованного самолета продольную устойчивость признали недостаточной. Не стало неожиданным, что его характеристики: скорость, скороподъемность и потолок заслуживали критики, но первоначальная концепция развивалась, исходя из предположения, что палубному «Фулмару» вряд ли придется драться с самолетами берегового базирования, с превосходящими его по летным данным. Конечно, он также имел восемь пулеметов, как и современные ему «Харрикейн» и «Спитфайр», нес вдвое больший боезапас, чем сухопутные истребители, и имел продолжительность полета до пяти часов (вдвое больше, чем соответствующие сухопутные истребители). При этих условиях «Фулмар» с его избыточным весом, экипажем из двух человек и механизмом складывания крыла имел сносные характеристики, во всяком случае, превосходящие их у тех самолетов, которые он должен был заменить, включая «Рок» фирмы «Блэкберн».

Однако производство развернулось быстро, и в первые три месяца выпустили соответственно б, 12 и 20 «Фулмаров», а в четвертый месяц (август 1940 г.) - 25, достигнутый максимум производства; к концу года изготовили 159 «Фулмаров».

Боевое применение.Первой получила «Фулмары» 808-я эскадрилья из Ворти Даун в июне 1940 г., базировавшаяся впоследствии на авианосце «Арк Ройал». 806-я эскадрилья из Ислея получила 12 «Фулмаров» в июле для замены своих «Скуа» и «Роков», а следующей эскадрильей, получившей новые самолеты, стала 807-я, сформированная в Ворти Даун в сентябре. С увеличением производства росло и число сформированных или переоснащенных эскадрилий: пять в 1941 г. и шесть в 1942 г., но в 1943 г. «Фулмар» начал заменяться «Си-файром». Последний из 602 построенных «Фулмаров» поставили FAA в феврале 1943 г. Из общего количества 259 приходилось на Mk I, тогда как остальные самолеты выполнили в стандарте Mk II. Они имели двигатель «Мерлин» 30 в 1300л. с. (969 кВт), новый винт, тропическое оборудование и некоторые другие изменения. Снизив полезную нагрузку на 159 кг Mk II, он стал чуть быстрее, чем Mk I и набирал 4570 м за 12 минут вместо 15 у ранних версий.

Испытания «Фулмара» в роли ночного истребителя начались в 1941 г. с серии ночных атак на торпедоносцы-бомбардировщики итальянских ВВС на Средиземном море. Установку радара воздушного перехвата (А1) модель IV выполнили на «Фулмаре» Mk II в Ли-он-Соленте, но при использовании Al Mk IV получили плачевные результаты. Увеличение лобового сопротивления и другие проблемы способствовали выводу этих эскадрилий из фронтовой авиации к февралю 1944 г., но эти варианты использовались с июня 1942 г. для тренировки экипажей ночных истребителей и подготовки их для «Файрфлаев».

Около 100 «Фулмаров» Mk II переоборудовали в ночные истребители, столько же или меньше использовались как тренировочные. Установка нового, более легкого, высокочастотного радиооборудования позволила в начале 1942 г. эффективно использовать «Фулмары» как дальние разведчики в Индийском океане.

Авианосные операции в северных водах были очень опасны. Полярный день не позволял кораблям укрыться в темноте, а немцы имели в северной Норвегии множество аэродромов. И все-таки 23 июля авианосцы «Фьюриес» и «Викториес», 2 тяжелых крейсера и 6 эсминцев покинули Скапа-Флоу и направились на север.

Немецкий разведывательный самолет обнаружил английское соединение, и важнейший элемент внезапности был утерян. Никаких немецких транспортов обнаружить не удалось, поэтому авианосцы подняли 15 истребителей «Фулмар», 29 «Альбакоров» и 9 «Суордфишей», вооруженных бомбами, для атаки портовых сооружений Петсамо и Киркенеса. Немецкие истребители и зенитные орудия оказали английским самолетам «теплую» встречу. Более половины из 22 «Альбакоров» «Викториеса» были сбиты над Киркенесом. Англичанам удалось повредить портовые сооружения, а «Фулмары» сбили 4 истребителя Ме-109. Налет обошелся слишком дорого, и больше таких операций не повторяли.

На протяжении всей своей карьеры «Фулмар», как и многие другие самолеты, подвергался модификациям. Запас патронов увеличился с 750 до 1000 штук на ствол (втрое больше, чем у «Харрикейна»); пробовали устанавливать 12,7-мм пулеметы, вместо стандартных 7,7-мм, достигнув хороших результатов, но прежние недостатки смогли ликвидировать только на небольшом количестве самолетов последних серий, выпущенных с крупнокалиберными пулеметами.

Возможно, последним слабым местом «Фулмара» было отсутствие защитного вооружения сзади; некоторые экипажи в качестве такого импровизированного оружия брали с собой пистолеты-пулеметы «Томпсон» или пистолеты «Верея». Это очень необычное оружие стреляло мотками туалетной бумаги. Связанные вместе эластичными лентами, они, попадая в поток воздуха, разлетались в разные стороны, ослепляя противника и повергая его в смятение.

«Фулмар» участвовал на ранней стадии в экспериментах по использованию катапультных истребителей с вооруженных торговых судов. Предназначенные для обеспечения хоть какой-то защиты конвоев: так как полет был одноразовым, без посадки самолета на борт. После боя пилот выбрасывался на парашюте, как можно ближе к конвою. 11 июня «Фулмар» 807-й эскадрильи катапультировали с авианосца «Пегасус», но в дальнейшем для таких операций использовали «Харрикейны».

 «Фулмар» закончил свою фронтовую карьеру 8 февраля 1945 г. при посадке на авианосец «Кампанья» - Mk II из 813-й эскадрильи не зацепил посадочным гаком тросы аэрофинишера и превратился в обломки при столкновении с барьером безопасности.

Когда «Файрфлай» начал поступать на вооружение в 1943 г., «Фулмары» уже начинали списываться, последний экземпляр (номер: 6K |N1854|) летал на фирме «Фейри» как связной самолет, пока его не поставили на прикол в экспозиции Музея военной авиации флота RNAS в Йовилтоне.

Эскадрильи: 700, 726, 731, 733, 739, 740, 746, 748, 756, 757, 759-762, 766-769, 772, 775, 778-782, 784, 787, 787Z, 788, 789, 790, 792-795, 798, 800, 803-809, 815, 822, 827, 835, 879, 881, 884, 886, 887, 889, 893, 897.

Характеристики Fulmar Mk. I
Экипаж 2 чел.
Размеры.
Размах крыла, м 14,14
Площадь крыла, м2 31,77
Длина самолета, м 12,24
Высота самолета, м 4,27
Двигатель.
12 цилиндровый V-образный Rolls-Royce Merlin VIII 1080 л.с. ( 805 kW)
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета, кг 3955
Максимальная взлетная, кг 4853
Летные данные.
Максимальная скорость на высоте 2745м, км/ч 398
Начальная скороподъемность м/мин 366
Практический потолок, м 6555
Продолжительность полета, ч 4
Вооружение
8 х 7.7mm пулемета  

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "Английские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Даниэля Марча/

©AirPages
2003-