Авиация Второй мировой

Home    English

Firefly

Многоцелевой палубный истребитель

Fairey

Fairey Firefly Mk.1

Fairey Firefly Mk.1 © Михаил Быков

«Файрфлай» (Светлячок) - палубный истребитель, разведчик, ночной истребитель, противолодочный самолет. Спроектированный по спецификации Адмиралтейства N. 5/40, которой задавался двухместный истребитель-разведчик, «Файрфлай» фирмы «Фейри» представлял собой дальнейшее развитие предыдущего самолета «Фулмар» этой фирмы с большей скоростью и усиленным вооружением. Концепцию, предложенную X. Е. Чаплином, утвердили в сентябре 1939 г., а заказ на 200 самолетов выдали 12 июня 1940 г. Первый из четырех построенных самолетов взлетел с Большого западного аэродрома «Фейри» 22 декабря 1941 г., пилотировал его Кристофер Станиленд, который поднял в воздух и второй самолет 4 июня 1942 г. Третья машина, взлетевшая 26 августа, прошла шестинедельные испытания после аварии на второй неделе и небольших доработок по результатам испытаний. Они включали установку весового компенсатора на руль направления и металлической обшивки на элероны. Морские испытания проходили на борту авианосца «Илластриес» в конце 1942 г.

Первый самолет с производственной линии завода в Хейсе, поставленный в марте 1943 г., оснастили 1730 л. с. (1290кВт) двигателем «Грифон» ПВ; машины более поздней постройки имели 1990 л. с. (1481 кВт) двигатель «Грифон» XII. Другие изменения, произведенные в ходе производства «Файрфлай» F. Mk I, включали в себя усиленное лобовое стекло, обтекатели для четырех 20-мм пушек, размещенных в крыле, и двухместной спасательной лодки, расположенной в задней части фюзеляжа в дополнение к индивидуальным лодкам типа «К» у пилота и наблюдателя. Всего было построено 459 «Файрфлаев» F. Mk I, из них 327 «Фейри» в Хейсе, а 132 по субподряду «Дженерал Эркрафт» в Ханворте. Добавление радара обнаружения надводных целей в контейнере под двигателем, отличало «Файрфлай» FR. Mk I, которых построили 236 машин. Некоторое количество F. Mk I переоборудовали в стандарт FR. Mk I и обозначали F. Mk IA, но они не эксплуатировались, потому машины списали после прекращения боевых действий.

«Фейри» продолжила развитие ночных истребителей, обозначавшихся NF. Mk II, имевших 0,38-м вставку в фюзеляже позади двигателя для компенсации изменения положения центра тяжести самолета от веса, установленной в задней кабине аппаратуры радара A1 Mk X. Но проблемы с управляемостью Mk II и радаром А1 привели к прекращению работ над этим вариантом. Таким образом, FR. Mk I остался единственным вариантом ночного истребителя «Фейри», это вариант с обзорным радаром, приспособленным к поиску воздушных целей. Запланированную программу выпуска 328 самолетов Mk II прекратили в пользу производства на заводе модификации FR. Mk I, обозначенной впоследствии NF. Mk I. Их построили 140. Большинство из 37 NF. Mk II перед списанием переоборудовали обратно, в стандарт Mk I. Послевоенные доработки: Mk IВ невооруженный с двойным управлением; Т. Mk I для тренировки пилотов с поднятым фонарем задней кабины, выпущенный в сентябре 1947 г; Т. Mk 2 учебно-боевой с двумя 20-мм пушками - первый полет 19 августа 1949 г.; Т. Mk 3. тренировочный для наблюдателей 1951 г. с задней кабиной, полностью оборудованной для тренировки наблюдателей в противолодочных операциях. Небольшое количество переоборудовали в буксировщики мишеней (Target Tugs) «Файрфлай» TT. Mk I.

Из заказанных 100 самолетов с двигателем «Грифон» 61, «Файрфлай» Mk III, построили только прототип в 1944 г., а усилия сосредоточили на развитии Mk IV, оснащенного двигателем «Грифон» 74 в 2100 л. с. (1566 кВт) с двухступенчатым нагнетателем и четырехлопастным винтом. Эти самолеты с их так называемой «универсальной» конструкцией стали основой для Mk 5 и Mk 6, основных послевоенных вариантов «Файрфлая».

Всего было выпущено 1702 самолета всех версий.

Конструкция. Британское адмиралтейство не воспринимало идею одноместного истребителя способного вести разведку и решать ударные задачи - считалось, что пилоту обязательно должен помогать наблюдатель (штурман). Поэтому на «Файрфлае» установили вторую кабину, как на его предшественнике «Фульмаре». Помимо внушительного арсенала из четырех 20-мм пушек в крыле, машина могла нести пару 454-кг бомб. Позднее появились узлы для подвески восьми НУРСов калибром 76 мм.

Фюзеляж монококовой конструкции состоял из 21 шпангоута U-образной формы. к которым с помощью клепки крепилась обшивка из легкого сплава. Стрингеров не было, фюзеляж «Файрфлая» строился в виде двух половин, соединявшихся затем в вертикальной плоскости. В носовой части размещалась кабина пилота, а кабина наблюдателя, с фонарем не выступавшим за обводы фюзеляжа, располагалась сразу за задней кромкой крыла. Фонарь кабины пилота состоял из трех прозрачных панелей и открываясь сдвигался назад по направляющим. Наблюдатель попадал на свое место через откидывающуюся прозрачную панель по левому борту, крепившуюся на шарнирах к фюзеляжу.

Два убирающихся ролика для запуска с катапульты были установлены в передней части фюзеляже. Пара задних роликов тоже убиралась, если в них не было нужды. Но если самолет взлетал с катапульты, убрать их было невозможно. Посадочный крюк имел А-образную форму и крепился снизу к фюзеляжу в районе 19-го шпангоута. В убранном положении крюк крепился с помощью быстродействующего замка, открывавшегося пилотом при посадке с помощью ручки в кабине.

Топливный бак емкостью 549 литров располагался в фюзеляже, между кабинами пилота и наблюдателя. Еще два бака емкостью по 174 л размещались в передней кромке центроплана.

Цельнометаллическое двухлонжеронное крыло состояло из трех секций - центроплана и пары складывающихся консолей. Помимо топливных баков в центроплане размещались маслорадиаторы и колодцы основных стоек шасси, которые складывались по направлению к фюзеляжу, полностью убираясь в крыло, и закрывались щитками. В консолях были установлены 20-мм пушки Бритиш Испано, перезарядка которых производилась с помощью пневмоэлектрической системы. Боезапас внутренней пушки - 175 снарядов, а внешней - 145. Механизация крыла состояла из элеронов и закрылков Фейри-Юнгмена (последние имели гидравлический привод). В полете закрылки обычно убирались, но их можно было выдвинуть в промежуточное положение для увеличения маневренности машины. Консоль крепились к центроплану с помощью универсального шарнира, располагавшегося в районе 7-й нервюры, и складывалась поворачиваясь назад вверх. Уборка осуществлялась вручную и в сложенном положении консоли крепились с помощью фиксаторов в хвостовой части фюзеляжа. Узлы подвески позволяли нести под крылом 150 или 340 - литровые подвесные топливные баки или до 907 кг бомб. На каждой консоли было также по четыре узла подвески 76-мм НУРСов.

Киль и стабилизатор имели металлическую обшивку, рули направления и высоты - полотняную. Рулевые поверхности имели триммеры и роговую компенсацию.

Силовая установка состояла из мотора Роллc-Ройс «Грифон» IIВ. развивавшего мощность 1735 л.с. на уровне моря и 1495 л.с. на высоте 4 267 м , который вращал трехлопастной винт изменяемого шага Ротол диаметром 3,96 м. Начиная с 470-го серийного «Файрфлая» 1 стали устанавливать мотор «Грифон» XII, такой же мощности, но с более производительным турбокомпрессором и редуктором усиленной конструкции.


Характеристики Firefly Mk. I
Экипаж 2
Размеры
Размах крыла 13,56 м
Площадь крыла 30,47 м²
Длина самолета 11,45 м
Высота самолета 4,15 м
Силовая установка
Один 1,730 л.с. Rolls-Royce Griffon IIB или 1,990 л.с. Griffon XII 1730 л.с. ( 1,290 kW)
Массы и нагрузки
Пустого самолета 4048 кг
Максимальная взлетная 6481 кг
Летные данные
Максимальная скорость на высоте 5,180 м 513 км/ч
Практический потолок: 8840 м
Дальность (со сбрасываемыми баками) со скоростью 328 км/ч 2195 км
Вооружение
4x 20 мм пушек, Бомб 907 кг
Фото Описание
Firefly Mk.I
Firefly Mk.V
Эта фотография «Файрфлая» F.I Z1908 сделана в США, во время сравнительных испытаний на Joint Fighter Conference.

Подробно

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "Английские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Даниэля Марча/
Fairey Firefly