Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Самолёты Bristol Blenheim Mk.IF Blenheim Mk.IV Beaufighter Mk.IF Beaufighter Mk.X Brigand Mk.I Фото и схемы Боевое применение Blenheim Beaufighter

Bristol Beaufighter TF.X

Истребитель - торпедоносец

Bristol

Bristol Beauifighter VIF № L WM (MM850) из 68 Sqn, RAF © Richard Vernon

Bristol Beauifighter VIF № L WM (MM850) из 68 Sqn, RAF

Самолет «Бьюфайтер» TF.Mk-X — улучшенная версия самолета «Бофайтер» Mk-VIC с двигателями «Геркулес». Хотя первоначально "Бофайтер" X был просто Mk.VI с другими моторами, а партия MkVI (ITF) позднее была доведена до стандарта MkX заменой моторов, в ходе производства этот тип продолжал совершенствоваться, приобретая некоторые исключительные черты, характерные только для этой модификации. Радиолокатор AI MkVIII, использовавшийся на поздних "Бофайтерах" VIF, оказался пригодным для обнаружения надводных целей и был приспособлен для "Бофайтера" TF Mk.X, обозначив новый мах маятника в постоянной войне электроники. Немецкие подводные лодки к этому времени получили датчики для обнаружения появления самолетов Берегового командования, включая ранние "Бофайтер" X, использовавшие радиолокаторы ASV, работавшие в метровом диапазоне.

Добавки в виде радара, подкрыльных бомб или ракет, верхнего пулемета и подфюзеляжной торпеды весом 748 или 965 кг (в зависимости от того, была ли она британского или американского образца), вывели вес "Бофайтера" X далеко за первоначальный максимум. Вследствие этого характеристики стали серьезно ухудшаться, и было решено ввести в качестве стандартного киль, первоначально испытанный на "Бофайтере" II Т3032 и предназначавшийся для борьбы с боковыми рывками на взлете. Вместе с увеличенными рулями высоты этот удлиненный киль стал стандартным для последних серийных "Бофайтеров" X, которые имели максимальный вес 11520 кг. При среднем весе 10250 кг максимальная скорость опустилась до 488 км/ч на высоте 427 м; наиболее экономичная крейсерская скорость была 330 км/ч на 1640 м, что давало дальность 2366 км с подвешенной торпедой. Для того, чтобы как-то скомпенсировать снятие крыльевых пулеметов, число снарядов для каждой из 20-мм пушек в носу увеличили с 240 до 283; дополнительно брали 500 патронов для турельного пулемета.

Боевое применение. "Бьюфайтер" X обычно действовал с экипажем из двух человек, но было предусмотрено размещение третьего, располагавшегося за пилотом и помогавшего нацеливать торпеду при помощи гироугломерного устройства. Вместе с радиоальтиметром это устройство позволяло "Бофайтерам" работать на очень малой высоте, выходя в атаку на уровне верхушек волн после того, как положение цели определялось самолетом-разведчиком. Используя эту тактику, "Бофайтеры" X Берегового командования с начала 1944 г. вступили в новый период боевых действий. Первая волна вооруженных ракетами "Бофайтеров" подавляла зенитные орудия, защищавшие конвой или корабль до основной атаки; вторая волна затем атаковала торпедами, а в конце все самолеты участвовали в штурмовке, применяя ракеты и пушки.

Для осуществления этой тактики в Береговом командовании были созданы штурмовые крылья (полки) "Бьюфайтеров", включавшие 143-ю, 144-ю, 235-ю, 236-ю и 254-ю эскадрильи английских, 404-ю эскадрилью канадских, 455-ю эскадрилью австралийских и 489-ю эскадрилью новозеландских ВВС. После проведения операций в Северном море с баз в Шотландии эти крылья постоянно передвигались к югу: на аэродромы на восточном побережье Англии, а затем на базы у самого Ла-Манша, откуда они поддерживали действия в "день D". С равным успехом "Бофайтеры" действовали ракетами и торпедами в Средиземном море. С июня 1944 г. две эскадрильи южноафриканских ВВС, 16-я и 19-я, вошли в состав недавно сформированных Балканских ВВС и также с хорошим эффектом применяли "Бофайтеры" X.

Типичным успехом, о котором можно упомянуть, была атака 28 августа 1944 г. 16-й эскадрильей итальянского лайнера "Джулио Чезаре" в 23600 т, который был сильно поврежден и оставлен горящим в порту Триеста. 10 днями позднее "Рекс" в 51000 т пошел ко дну недалеко от Триеста, получив 55 попаданий ракетами ниже ватерлинии.

Общий выпуск "Бьюфайтеров" TF MkX составил 2205 штук, из них 110 ушли из Стоукон-Трент, а оставшиеся - из Уэстона, где производство "Бофайтеров" фактически завершилось после поставки последнего MkX 21 сентября 1945 г. Из 5564 "Бофайтеров", построенных в Великобритании, 163 были модели Х1С из Уэстона. Они были подобны TF MkX, но не имели торпедной подвески. Использование индекса С говорит о том, что мог существовать MkXIF, но такого варианта не было. Мертворожденным оказался и проектировавшийся "Бофайтер" XII, который должен был иметь моторы "Геркулес" 27 с карбюраторами "Бендикс" и усиленное крыло, приспособленное для подвески 454-кг бомб между крылом и фюзеляжем. Это самое крыло было применено в последних серийных MkX.

Bristol Beauifighter
MK. IF Mk. VI Mk. X
Экипаж, чел. 2
Размеры
Размах крыла, м 17,63
Площадь крыла, м² 46,80
Длина самолета, м 12.7
Высота самолета, м 4,83
Силовая установка
2Х14 цилиндровый радиальный Геркулес III VI XVII
Мощность, л.с. 2x1670 2x1635 2x1770
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 6120 6600 7080
Максимальная взлетная 9048 9800 11440
Летные данные.
Максимальная скорость, км/ч 520 536 490
Скороподъемность у земли м/сек 10,1 10,5 10,0
Практический потолок, м 9382 81002 4575
Дальность, км 18302 2380 9360
Вооружение
Бомбовая нагрузка на внешней подвеске кг - - 1100
Вооружение пулеметы 7,69-мм 6 6 1
пушки 20-мм 4 4 4

Источники

  • журнал "Авиация и космонавтика" /№ 07 2000г. Владимир Котельников/
  • "Американские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Дэвида Дональда/
  • "50 лучших истребителей Второй мировой войны" /Геннадий Корнюхин/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/

©AirPages
2003-