Aviation of Word War II

Home Russian

"Shuttle Operations" B-17 from the USSR

Burnt American B-17 bombers at the airfield near Poltava on June 22, 1944.

The idea of ​​shuttle bombing has long been favored, and the Americans supported it with enthusiasm, although the first experience gave cause for thought when on August 17, 1943, American bombers based in England flew to North Africa after the raid on Regensburg, and then returned through Bordeaux in England. However, shortly thereafter, the Soviet government was asked if it could provide several bases close to the front. The desire to show goodwill to cooperate with the Soviets and provide direct military assistance also played an important role in this matter. The Kremlin, however, did not appear to have shown much interest in this. The more conservative British air strategists weren't keen on this idea either. Despite this, in November 1943, US Air Force Generals Dini and Vanderberg arrived in Moscow for talks. The position of the Soviets was very evasive, but in the end Molotov "in principle" agreed.

At the Tehran conference, Roosevelt found an opportunity to talk about this personally with Stalin. Elliot, the president's son, was an ardent advocate of this idea. In the end, after many objections, Stalin apparently agreed, but months passed and nothing happened. In February 1944, after lengthy negotiations with Stalin, Harriman achieved what he wanted. The Kremlin dictator announced his intention to equip six airfields capable of receiving 200 American bombers, as well as their fighter cover, but at the same time he refused to create such structures in Siberia for conducting strategic raids against Japan.

After such a signal to the beginning, General Spaats immediately sent a military mission to Russia. The original promise of six bases was reduced to three, with all three in dire straits. Their location was as follows: Poltava, Mirgorod, Pyriatin, while, contrary to the wishes of the Americans, they all lay too far to the east. Throughout April and May, while expansion and refurbishment work began there, American convoys traveled across the Atlantic and the Persian Gulf to deliver the necessary ammunition, equipment, fuel and whatever the bombers needed. The Russians provided manpower, but in smaller numbers and not as skilled as the Americans demanded. In the meantime, a date was roughly set for the invasion, with coordinated American raids from the west and east hoping to have a special shock-like effect.


At the end of May, after long and tedious formalities required for the entry of 1,200 American ground personnel, three Soviet airfields were ready to receive the first American bombers. Operation Raging Joe could begin. Since the 8th American Air Force was completely occupied with preparations for the invasion, the order to carry out the first raid was given by the 15th Air Force. General Yeaker, the commander of the United States Air Force in the Mediterranean, personally flew in the vanguard of 130 Flying Fortresses, covered by 70 Mustang fighters, which took off on 2 June. The target was Debrecen in Hungary. However, raids on aircraft factories in Riga and Milec in Poland were originally planned, and as a more or less courtesy gesture, Spaats asked the Russians if they agreed with the choice of such targets. Moscow strongly objected to this. There was a long diplomatic confusion, but Moscow stood its ground. It offered targets in Hungary and Romania, although there was no need to land in Russia for the targets Moscow chose. Very dissatisfied, the Americans began the operation. The crews were given strict instructions on how to behave when they encountered their brothers-in-arms from the Red Army. No familiarity! Impeccable behavior! No political conversations under any circumstances!

After the flight, which proceeded without incident, all air units landed as if on a parade. One of the planes exploded during the flight for an inexplicable reason. Moscow announced the successful completion of the first shuttle raid between Italy and the Soviet Union. On June 11, the unit returned back to Italy. But in Germany the expected effect, like a shock, was not observed, apparently because the whirlwind of the beginning of the invasion drowned out the news of this event. And only when the Americans repeated the operation on June 21, while part of the forces detached from the large-scale raid of the 8th Air Force on Berlin, we suddenly became interested and drew attention to this.

Apparently, the first news concerning this event was delivered by "Non-177", which flew behind the American compound, not losing sight of it. The German command acted with incredible speed: 200 German bombers of the 4th (strategic) air corps took off early on the evening of June 22 from their base in Eastern Poland with the aim of attacking this important and noteworthy target at a distance of 1000 km. Our units mastered the technique of night raids in the form of a stream of bombers with the help of guidance aircraft and light signals, which the British perfected. The weather was favorable, the defense was weak. Without any loss, German bombers dropped their load of bombs on planes that were standing with peaceful carelessness at the airfield in Poltava: 43 Flying Fortresses, 15 Mustangs and several Soviet planes were destroyed, and 26 more planes were damaged. 300,000 gallons of fuel, shipped so hard across half the world, burned in the fire, killing one American and twenty-five Russians. The next day, Mirgorod and Piryatin were also raided. Although the Americans hid their planes to safety this time around, the ammunition and fuel were destroyed. The German Air Force has once again proved its ability to conduct strategic military operations.

True, this was the last successful operation of this kind. On June 23, Soviet troops launched a large-scale offensive that could not be stopped in any way, so that all the forces of the Luftwaffe on the Eastern Front were called up to help the army.

Adolph Galland.
Commander of Fighter Aviation of the Luftwaffe.

Bibliography

  • First and Last. German Fighters on the Western front / Adolph Galland /

Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайтеEnglish
 
Ленд - лиз Ленд-лиз A 20 AT 6 B 25 P 39 P 40 P 47 P 63 PBN-1 Hurricane Spitfire Mk.5 Spitfire Mk.9

«Челночные операции» B-17 из СССР

К идее челночных бомбовых ударов долго относились благосклонно, причем американцы поддерживали ее с восторгом, хотя первый опыт давал повод к размышлению, когда 17 августа 1943 года американские бомбардировщики, базировавшиеся в Англии, перелетели в Северную Африку после налета на Регенсбург, а потом через Бордо вернулись в Англию. Тем не менее вскоре после этого советскому правительству был сделан запрос — может ли оно предоставить несколько баз вблизи от фронта. Стремление проявить добрую волю к сотрудничеству с Советами и оказать прямую военную помощь тоже сыграло немаловажную роль в этом деле. Однако Кремль, по-видимому, не проявлял к этому особого интереса. Наиболее консервативные британские авиационные стратеги тоже не были увлечены этой идеей. Несмотря на это, в ноябре 1943 года генералы ВВС США Дини и Вандерберг прибыли в Москву для переговоров. Позиция Советов была очень уклончива, но в конце концов Молотов «в принципе» согласился.

На Тегеранской конференции Рузвельт нашел возможность переговорить об этом лично со Сталиным. Эллиот, сын президента, был горячим защитником этой идеи. В конце концов после многих возражений Сталин, по-видимому, согласился, но проходили месяцы, а ничего не происходило. В феврале 1944 года после длительных переговоров со Сталиным Гарриман добился желаемого. Кремлевский диктатор объявил о своем намерении оборудовать шесть аэродромов, способных принять 200 американских бомбардировщиков, а также их истребительное прикрытие, но в то же время он отказался от создания подобных сооружений в Сибири для проведения стратегических налетов против Японии.

После такого сигнала к началу генерал Спаатс незамедлительно послал военную миссию в Россию. Первоначальное обещание о шести базах сократилось до трех, причем состояние всех трех было очень плачевным. Их местоположение было таким: Полтава, Миргород, Пирятин, при этом, вопреки желанию американцев, все они лежали слишком далеко к востоку. На протяжении апреля и мая, пока там начинались работы по расширению и ремонту, американские конвои шли через Атлантику и Персидский залив, чтобы доставить туда необходимые боеприпасы, оборудование, топливо и все, в чем нуждаются бомбардировщики. Русские предоставили людские ресурсы, но в меньшем количестве и не столь квалифицированные, как того требовали американцы. Тем временем была приблизительно назначена дата вторжения, причем от скоординированных американских налетов с запада и востока надеялись получить особый эффект, подобный шоку.

В конце мая после долгих и нудных формальностей, потребовавшихся для въезда 1200 человек американского наземного персонала, три советских аэродрома были готовы принять первые американские бомбардировщики. Операция «Неистовый Джо» могла начинаться. Так как 8-я американская ВА была полностью занята подготовкой к вторжению, то приказ совершить первый налет был дан 15-й ВА. Генерал Иэкер, командующий военно-воздушными силами США в Средиземноморье, лично летел в авангарде сил, состоявших из 130 «Летающих крепостей» под прикрытием 70 истребителей «мустанг», которые поднялись в воздух 2 июня. Целью являлся Дебрецен в Венгрии. Однако первоначально планировались налеты на авиационные заводы в Риге и Милеце в Польше, и в качестве более или менее жеста вежливости Спаатс запросил русских о том, согласны ли они с выбором таких целей. Москва же сильно возражала против этого. Шла долгая дипломатическая неразбериха, однако Москва стояла на своем. Она предлагала цели в Венгрии и Румынии, хотя для выбранных Москвой целей не было нужды приземляться в России. Очень недовольные, американцы приступили к операции. Экипажам были даны строгие указания, как себя вести, когда они встретятся со своими братьями по оружию из Красной армии. Никакого панибратства! Безупречное поведение! Никаких политических бесед ни при каких обстоятельствах!

Все авиачасти после полета, протекавшего без происшествий, приземлились как на параде. Один из самолетов взорвался во время полета по необъяснимой причине. Москва объявила об успешном завершении первого челночного рейда между Италией и Советским Союзом. 11 июня соединение вернулось назад в Италию. Но в Германии ожидаемый эффект, подобный шоку, не наблюдался, видимо, оттого, что вихрь начавшегося вторжения заглушил новости об этом событии. И только тогда, когда американцы 21 июня повторили операцию, в то время как часть сил отсоединилась от крупномасштабного налета 8-й ВА на Берлин, мы внезапно заинтересовались и обратили на это внимание.

По всей видимости, первые новости, касавшиеся этого события, доставил «Не-177», который летел следом за американским соединением, не упуская его из виду. Германское командование действовало с невероятной быстротой: 200 немецких бомбардировщиков 4-го (стратегического) авиакорпуса рано вечером 22 июня поднялись в воздух с их базы в Восточной Польше с целью произвести нападение на эту столь важную и достойную внимания цель на расстоянии в 1000 км. Наши части освоили технику ночных налетов в виде потока бомбардировщиков при помощи самолетов наведения и световых сигналов, которую англичане довели до совершенства. Погода была благоприятной, оборона слабой. Без каких бы то ни было потерь немецкие бомбардировщики сбросили свой груз бомб на самолеты, стоявшие с мирной беззаботностью на аэродроме в Полтаве: 43 «Летающие крепости», 15 «мустангов» и несколько советских самолетов были уничтожены, также было повреждено еще 26 самолетов. 300 000 галлонов топлива, доставленного с таким трудом через полмира, сгорело в огне, при этом один американец и двадцать пять русских погибли. На следующий день Миргород и Пирятин также подверглись налетам. Хотя американцы на этот раз спрятали свои самолеты в безопасное место, были уничтожены боеприпасы и топливо. Германские военно-воздушные силы доказали еще раз свою способность вести стратегические военные действия.

Правда, это была последняя успешная операция такого рода. 23 июня советские войска начали крупномасштабное наступление, которое никак не удавалось остановить, так что все силы люфтваффе на Восточном фронте были призваны на помощь армии.

Адольф Галланд.
Командующий истребительной авиацией люфтваффе.

Источники

  • Первый и последний. Немецкие истребители на западном фронте /Адольф Галланд/

©AirPages
2003-