Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Самолёты Armstrong Whitworth A.W.27 A.W.38 A.W.41 Фото и схемы Боевое применение A.W.41 в СССР

Whitley A.W.38

Дальний бомбардировщик

Armstrong Whitworth

Armstrong Whitworth Whitley Mk. VII № BD572 © Михаил Быков

Armstrong Whitworth Whitley Mk. VII № BD572

A.W.38 «Уитли» (Whitley), спроектированный по спецификации Министерства авиации В.3/34 фирмой «Армстронг Уитворт» (Armstrong Whitworth), представлял собой моноплан полностью металлической конструкции с убираемым шасси и монококововым фюзеляжем из легкого сплава.

Производство разворачивалось, когда самолет был еще в чертежах, поэтому 80 самолетов были заказаны уже в августе 1935 г. Алан Кэмпбелл-Орде поднял в воздух первый прототип в «Уитли» Эбби 17 марта 1936 г., два его двигателя «Тигр» X фирмы «Армстронг Сиддли» вращали новейшие трехлопастные винты изменяемого шага «Де Хэвилленд». Второй прототип, построенный по спецификации В.21/35, имел более мощные двигатели «Тигр» XI, первый испытательный полет 24 февраля 1937 г. Испытания самолета и вооружения в экспериментальном центре Мартлешам Хит закончились осенью 1936 г., и первые произведенные «Уитли» Mk I (включая второй самолет, который прилетел на базу RAF Дишфорт 9 марта) в начале 1937 г. были переданы в 10-ю эскадрилью.

Большинство вариантов «Уитли» выпускались с моторами фирмы «Роллс-Ройс» (Rolls-Royce).

«Уитли» Mk I были оснащены моторами «Мерлин» II (Merlin II) и испытаны в Хакнелле 11 февраля 1938 г., хотя во втором полете произошла поломка двигателя. Программа была быстро возобновлена, однако и в апреле, и в мае самолет проходил испытания в Мартлешам Хит. Тридцать четыре Mk I были построены прежде, чем появился «Уитли» Mk II.

«Уитли» Mk II. Эта модификация имела двигатели «Тигр» VIIIs (Tiger VIIIs - superchargers) мощностью 845 л.с. с двухскоростным нагнетателем, впервые установленные на самолеты RAF; 46 Mk II завершили первоначальный заказ на 80 машин. «Уитли» Mk I и Mk II имели носовую и кормовую турели «Армстронг Уитворт» с 7,7-мм пулеметами «Викерс».

«Уитли» Mk III На «Уитли» Mk III носовая турель была заменена на механизированную «Нэш и Томпсон» и добавлена убирающаяся нижняя турель с двумя 7,7-мм пулеметами «Браунинг». 80 «Уитли» Mk III имели модифицированные бомбоотсеки, приспособленные для бомб большого калибра.

«Уитли» Mk IV с двигателями «Мерлин» IV мощностью в 1030 л. с. (768 кВт), первый полет которого состоялся 5 апреля 1939 г. Другими изменениями, введенными в эту модификацию, были механизированная кормовая турель «Нэш и Томпсон» с четырьмя 7,7-мм пулеметами «Браунинг», прозрачная панель в нижней носовой части для улучшения обзора бомбардира и два дополнительных топливных бака, увеличившие общий запас топлива до 3205 л. Общий выпуск составил 33 машины, включая семь Mk IVA, на которых были установлены двигатели «Мерлин» X мощностью по 1145 л. с. (854 кВт).

«Уитли» Mk V с двигателями «Мерлин» X мощностью по 1145 л. с. (854 кВт) вобрал в себя большое количество улучшений. Наиболее заметными из них были модификация килей с прямыми передними кромками и увеличение на 0,38 м ширины задней части фюзеляжа для обеспечения лучшей зоны обстрела кормовому стрелку. Резиновые противообледенители были установлены на передних кромках крыла, а запас топлива был увеличен до 3805 л или до 4405 л с подвесными баками в бомбоотсеке. Произведено всего 1466 самолетов.

«Уитли» Mk VI проектировался под двигатели «Пратт-Уитни»: изучалась подстраховка на случай сокращения или прекращения поставок «Мерлинов». Он, однако, не был построен.

«Уитли» Mk VII, последняя производившаяся модификациея «Уитли» - по существу Mk V с дополнительными топливными баками в бомбоотсеке и в задней части фюзеляжа общей емкостью 5001 л, с дальностью, увеличенной до 3701 км для морской патрульной службы. Внешне Mk VII отличался установкой на верхней части фюзеляжа обзорной антенны РЛС ASV Mk II. Произведено всего 146 Мк VII, и некоторые Mk V были переоборудованы в эту модификацию.

Боевое применение «Уитли». 10-я эскадрилья RAF в Дишфорде стала первой, оснащенной «Уитли», которые в марте 1937 г. заменили «Хэндли Пэйдж» фирмы «Хейфорд». То же вскоре сделали и 51-я и 58-я эскадрильи RAF в Ли-консфильде, и в течение ночи 3 сентября 1939 г. 10 «Уитли» Mk III из этих двух эскадрилий совершили рейд с разбрасыванием листовок на Бремен, Гамбург и Рур. Всего месяцем позже, в ночь на 1 октября, 10-я эскадрилья вылетела с подобной миссией на Берлин. Первые бомбы упали на Берлин в ночь на 25 августа 1940 г. Он был атакован «Уитли» 51-й и 78-й эскадрилий. Отмечая вступление Италии в войну, 36 «Уитли» из 10-й, 51-й, 58-й, 77-й и 102-й эскадрилий совершили рейд на Геную и Турин, однако только 13 из них реально достигли своих целей, погода и неполадки в двигателях помешали остальным. «Уитли» начали выводить из состава Бомбардировочного командования в апреле 1942 г. Последними операциями были рейд против Остенде в ночь на 29 апреля, а также несколько самолетов тренировочных подразделений принимали участие в рейде «1000 бомбардировщиков» на Кёльн в ночь на 30 мая 1942 г.

Совместные действия «Уитли» с Береговым командованием начались в сентябре 1939 г., когда 58-я эскадрилья была перебазирована в Боскомб Даун для несения патрульной службы на Ла-Манше. Полеты прекратились в феврале 1940 г., когда часть вернулась в Бомбардировочное командование, но в течение 1942 г. они снова вернулись к патрульным полетам, летая вдоль западного побережья от Сент Эваля и Сторновэя. Другие подразделения в это время занимались тем же, включая 51 -ю и 77-ю эскадрильи, позднее действовавшие в районе Бискайского залива.

«Уитли» Mk V заменили «Энсоны» фирмы AVRo в 502-й эскадрилье RAF в Альдергроув осенью 1940 г., а второе подразделение «Уитли» в Береговом командовании, 612-я эскадрилья, сформировано в мае 1941 г. Mk V заменены «Уитли» MkVII, оснащенными локаторами ASV Mk II. Самолеты 502-й эскадрильи стали первыми, атаковавшими и потопившими германскую подводную лодку U-206 в Бискайском заливе 30 ноября 1941 г.

«Уитли» также использовались в 1-й парашютно-тренировочной школе в Рингвее (Манчестер) и были приспособлены для буксировки планеров, будучи прикрепленными к 21 -му учебному планерному подразделению в Бриз Нортон, где тренировали пилотов-буксировщиков. В рейде парашютистов на германские радары в Бруневале использовались «Уитли» 51-й эскадрильи и самолеты «специального назначения» подразделения RAF из Темпсфорда (138-й и 161-й эскадрилий), выполнявшие разные виды полетов, заброску агентов на оккупированные территории и поддержку групп Движения Сопротивления оружием и оборудованием. Пятнадцать «Уитли» Mk V были переданы авиакомпании BOAC (British Overseqs Airways Company - Британская компания трансокеанических воздушных сообщений) в мае 1942 г. со снятым вооружением, но с дополнительными топливными баками в бомбоотсеках регулярно летали из Гибралтара на Мальту, доставляя оборудование на осажденный остров.

Всего было произведено 1814 самолетов всех модификаций.

Характеристики Whitley A.W.38
Mk. III Mk. V
Экипаж 5
Размеры
Длина 21,12 м 21,60 м
Размах крыла 25,60 м
Массы и нагрузки
Максимальный взлетный вес 12031 кг 33500 кг
Летные данные
Максимальная скорость км/ч 311 370
на высоте м 4343 5000
Крейсерская скорость на высоте 15000 ft (4575 м) 264 км/ч 338 км/ч
Время набора высоты 15000 ft (4575 м) 44 мин 16 мин
Практический потолок 5182м 7925 м
Радиус со стандартной заправкой 1914 км 2414 км
Фото Описание

Схема Whitley Mk.V

Armstrong Whitworth A.W. 38 Whitley в полете

Самолеты «Уитли» из 58-ой Эскадрильи в Linton-on-Ouse под грозовыми облаками, лето 1940. «Уитли» P5028/GE:R пережил большинство самолетов своего типа, и был разбит в 1945 году. «Уитли» N1469/GE:H, обычно летал с экипажем командира флайт л-та О'Неилла, пока находился в Линтоне (Linton), был позже передан в 19-ую OTU (Operational Training Unit - учебно-боевая авиачасть) и 3 января 1943 года в условиях плохой видимости перелетел на высокогорье около Arckiestown, Morayshire.

58-ая Эскадрилья перед участием в ночных бомбардировках в Бомбардировочном Командовании провела зиму 1939-40 года в океанских патрулях, передаваясь для помощи Береговому Командованию. Эскадрилья одной из последних продолжала эксплуатировать «Уитли» в 4-ой Группе, не пересев, как другие, на «Галифаксы», поскольку постоянно, до апреля 42 года, передавалась Береговому командованию.

Стальное кольцо на переднем плане - для швартовки самолета при сильных ветрах.

Установка пулеметов в кормовой башне «Уитли» из 58-ой Эскадрильи в Linton-on-Ouse. Четыре пулемета Браунинг калибра 0,303 (7,69 мм), обеспечивали скорострельность 80 пуль в секунду, но эффективный радиус действия не превышал 700 ярдов (640 м) и был малоэффективен против брони. Хотя число вражеских самолетов, сбитых с кормовой установки был небольшим, ее наличие являлось стандартом на большинстве тяжелых английских бомбардировщиков, 0,303 пулемет был быстро выведен за класс прогрессом в немецкой технологии производства оружия. (IWM CH246)

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "Английские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Даниэля Марча/
  • "RAIDING THE REICH. The Allied Strategie Offensive in Europe" /Roger A. Freeman/

©AirPages
2003-