Авиация Второй мировой

Home    Поиск на сайте

Auster AOP

Легкий многоцелевой самолет

Taylorcraft

Auster AOP Mk.V № TJ600 из 659 эскадрильи на аэродроме RAF Matlask, 1945

Auster AOP Mk.V № TJ600 из 659 эскадрильи на аэродроме RAF Matlask,
вспомогательный аэродром базы Колтишелл, 1945 г. © Richard Vernon

В 1936 г. «Taylorcraft Aviation Company» организовала в США конструирование и производство легких самолетов для частного использования. Многие удачные предвоенные самолеты производились этой компанией и обозначались моделями В, С и D, а в ноябре 1938 г. в Турмастоне организовали «Taylorcraft Airplanes (England) Ltd.» для производства этих самолетов по лицензии.

Шесть самолетов модели А американской постройки экспортировали в Британию, следующей стала единственная модель В. Эти типичные самолеты, строившиеся новой компанией, представляли собой подкосные высокопланы смешанной конструкции с полотняной обшивкой крыла. Самолеты имели сваренные из стальных труб фюзеляж и хвостовое оперение с полотняной обшивкой. Закрытая кабина с расположенными рядом сиденьями и шасси, в основном неубираемое с хвостовым колесом и резиновой амортизацией главных стоек. Силовой установкой на модели А был 40 л. с. (30 кВт) четырехцилиндровый двигатель А-40 фирмы «Континенталь», модель В отличалась установкой 50 л. с. (37 кВт) двигателя А-50 той же фирмы.

Самолеты британской постройки, соответствующие модели А, первоначально назывались «модель С», но вскоре их переименовали в «Плюс С», обозначавшее улучшение летных характеристик в результате установки 55 л. с. (41 кВт) двигателя «Лайкоминг» О-145-А2. Включая прототип, построили 23 «Плюс С». С 90 л. с. (67 кВт) двигателем «Минор» I фирмы «Циррус» обозначение изменилось на «Плюс D»; девять гражданских самолетов изготовили перед началом Второй мировой войны.

Военное предназначение Auster - корректировщик и самолет связи - специализированный военный АОР ("air observation post" - "воздушный наблюдательный пункт") - появился в мае 1942 г.

Серийный выпуск осуществлялся заводом "Тэйлоркрафт" в Тармастоне с 1939 г., серии АОР - с августа 1942 г. Всего изготовлено около 1900 машин военного назначения. Самолет находился на вооружении Королевских ВВС с сентября 1939 г. (первоначально только как связной).

Закупленные у фирмы гражданские самолеты "модели D" (Auster D) летали как связные на территории Великобритании с конца 1939 г. В апреле 1941 г. в Северной Африке "Austerы" впервые использовали в роли корректировщиков артиллерийского огня. Позднее они в этом качестве служили также в Европе и Бирме. В Италии их применяли и южноафриканские подразделения.

32 самолета британской постройки, включая 20 «Плюс С» и четыре «Плюс D», попали на службу в RAF. «Плюс С» для службы в RAF также переоснастили двигателем «Минор», и он стал обозначаться «Плюс С.2». Многие из этих самолетов использовались в 651-й эскадрилье для оценки их возможностей по использованию в качестве воздушных наблюдательных пунктов или связных самолетов. Это привело к выдаче первого заказа на 100 в общем сходных самолетов для военных целей под обозначением «Auster» Mk I.

Помимо установки предкрылков для улучшения характеристик при коротком взлете и посадке «Austerы» почти не изменились за войну. За это время в эксплуатацию поступило почти 1600 самолетов под различными обозначениями: «Auster» Mk I, Mk III, Mk IV и Mk V.

Auster I (модель D/1) с мотором Циррус "Минор", двухместный.

Auster II (модель F) с мотором "Джипси Мейджор" I, двухместный.

Auster IV (модель G) с мотором 0-290-3, трехместный, укороченный фюзеляж, измененное остекление кабины

Auster V (модель J) вариант модификации IV с усовершенствованным оборудованием. «Auster» Mk I, поступил на эксплуатацию в 654-ю эскадрилью в августе 1942 г. Только два «Auster» Mk II со 130 л. с. (97 кВт) двигателем О-290 построили из-за нехватки американских двигателей. Это привело к созданию «Austerа» Mk III, в основном сходного с «Austerом» Mk I, но со 130 л. с. (97 кВт) двигателем «Джипси Мейджор» I. За 470 «Austerами» Mk III последовали 254 «Austerа» Mk IV, в которых вернулись к двигателю «Лайкоминг» и немного увеличили кабину, чтобы обеспечить размещение третьего сиденья. Основной производимой версией стал «Auster» Mk V, которых построили почти 800, а его отличие от «Austerа» Mk IV заключалось в оборудовании для слепых полетов.

«Austerами» оснащались: 652-я, 653-я, 657-я, 658-я, 659-я, 660-я, 661-я, 662-я, 664-я и 665-я эскадрильи тактических воздушных сил и 651-я, 654-я, 655-я, 656-я, 663-я, 666-я, 671 -я, 672-я и 673-я эскадрильи Воздушных сил пустыни. Они также использовались в небольших количествах в объединенных канадских и датских эскадрильях. Их первоначальное использование в действующих частях во время вторжения в Алжир сделало самолеты незаменимыми в сицилийской и итальянской кампаниях. Всего через три недели после «дня Д» эти невооруженные легкие машины были на переднем крае войск союзников, продвигавшихся в глубь Франции.

В 1946г. Taylorcraft была переименована в Auster Aircraft.


Характеристики Auster AOP Mk.IV
Экипаж 3 чел.
Размеры.
Размах крыла, м 10,98
Площадь крыла 15,51 м²
Длина самолета, м 6,84
Силовая установка
Lycoming O-290-3130 л.с.
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета499 кг
Нормальная взлетная 839 кг
Максимальная взлетная 903 кг
Летные данные
Максимальная скорость над уровнем моря, км/ч 209
Крейсерская скорость, км/ч 177
Практический потолок, м 4575
Практическая дальность, км 483

Источники

  • "Английские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Даниеля Марча/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
Taylorcraft Auster AOP