Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Яковлев Як ББ-22 Боевое применение СССР

"Скворцы" из стаи "Дракона"В

(Крымская весна 1944 года)

Владислав Антипов, Игорь Уткин

В канун святого для всех нас праздника Дня Победы хотелось бы вернуться к событиям опаленной войной весны 1944-го, когда 9 мая, ровно за год до Победы, был освобожден город-герой Севастополь. В битве за Крым самое активное участие принимали «воздушные рабочие войны» — авиаторы 8-й ВА, в честь которых на Малаховом кургане установлен монумент. Среди авиасоединений этой армии важную роль играл 3-й ИАК генерала Е.Я. Савицкого (личный позывной — «Дракон»), истребители которого практически ежедневно находились в воздухе. В состав авиакорпуса входили две дивизии трехполкового состава: 265-я ИАД и 278-я ИАД, которые были вооружены несколькими типами «Яков». После войны вышли в свет мемуары Е.Я. Савицкого, книга Б.А. Губина и В.Д. Киселева «Восьмая воздушная», которые стали подлинными памятниками пилотам-воинам. Однако с сожалением мы вынуждены констатировать, что в этих книгах, как и в более ранних исследованиях, наблюдаются некоторые неточности или досадные ошибки, а порой и дипломатическое молчание. Не задаваясь целью выискивать соринки в чужом глазу, мы сочли все же необходимым еще раз вернуться к событиям той весны. На основе материалов из фондов ЦАМО РФ мы приведем лишь хронику 30-ти с небольшим дней боевой работы в Крыму одного из полков 265-й Мелитопольской ИАД — 812-го ИАП, и возьмем на себя смелость поделиться некоторыми собственными выводами и оценками. Выбранная нами авиачасть входила в десятку наиболее результативных истребительных авиаполков периода Великой Отечественной. Летчики 812-го ИАП использовали радиопозывной «Скворец».

Перед началом собственно повествования необходимо несколько слов сказать о противнике. В Крыму 8-й ВА противостояли авиачасти люфтваффе из состава 1 -го Воздушного корпуса (I. Fliegerkorps), которым командовал генерал Пауль Дейхманн (Paul Deichmann). Большая доля потерь немецких самолетов в описываемых событиях приходится на истребители-бомбардировщики FW 190, которые совместно с Ju 87 активно использовала группа II./SG 2, входившая в знаменитую эскадру Schlachtgeschwader 2 «Immelmann». Противник зафиксировал меньшее количество уничтоженных FW 190, чем заявили летчики 8-й ВА, и в частности 3-го ИАК. Однако отметим, что полных и достоверных данных о потерях этой группы в Крыму нет, но о них можно приблизительно судить по убыли самолетов. Так, II./SG 2 за апрель 1944 г. списала 24 FW 190 модификаций А и G, а в мае — еще 16 FW 190 модификаций F и G. На данном направлении также действовала JG 52, которую штаб Савицкого охарактеризовал в конце марта 1944 г. следующим образом: «52 ИЭ считается одной из лучших истребительных эскадр германских ВВС. Командиром эскадры в феврале 1943 года был майор Храбак, эскадра имеет три боевых и одну резервную группы, вооруженные самолетами Ме-109Г-2. Летный состав отличается хорошей боевой подготовкой и имеет большой боевой опыт. Средний налет каждого летчика до — 100 и более боевых вылетов. На личном счету эскадры свыше 500 сбитых самолетов (французских, английских, русских)». В JG 52 входил хорватский штаффель 15,(kroat.)/JG 52, кроме того, в обороне Крыма принимали участие авиаподразделения Королевских Румынских ВВС (FARR — Fortele Aeriane Regale ale Romana), вооруженные пикировщиками Ju 87. Для сопровождения морских судов предназначались тяжелые истребители Bf 110G и Ju 88C, которыми был вооружен 5./NJG 200. Не исключено участие в прикрытии эвакуируемых войск и Bf 110G из II./ZG 1. Для вывоза войск с полуострова широко применялась транспортная авиация.

Первой апрельской победой 812-го ИАП стал Bf 109, уничтоженный л-том Петром Пескаревым 7 числа в 10.27, после чего в его летной книжке появилась запись о седьмом лично сбитом вражеском самолете. Во второй половине дня 265-я ИАД нанесла штурмовой удар по аэродрому Ички (ныне райцентр Советское), месту базирования самолетов обер-лейтенанта Ханса Карла Степпа (Hans-Karl Stepp), командира эскадры SG 2 «Immelmann». Подлет к цели происходил над морем на «бреющем» вдоль Арабатской стрелки, и удалось достичь полной внезапности — зенитки противника сначала не успели, а затем просто не смогли открыть огонь. В результате налета на земле были сожжены четыре Ju 87 и «разбиты» пять FW 190. В штурмовке отличились: командир 812-го полка м-р И. Попов, а также летчики П. Тарасов, А. Машенкин, И. Федоров, П. Пескарев, Ю. Куреев, И. Стрюк, А. Кузнецов.

Вечером 8 апреля группа из 12 самолетов 812-го ИАП под командованием м-ра И.Ф. Попова и 14 самолетов 402-го ИАП под командованием м-ра А.Е. Рубахина нанесла повторный удар по аэродрому Ички. На этот раз на земле удалось уничтожить 12 Ju 87, а в завязавшемся воздушном бою И.В. Федоров сбил один FW 190. Но на войне не обходится без утрат, и на следующий день в воздушном бою погиб командир звена л-т Федор Михайлович Тихомиров, пилотировавший Як-9Т (№ 1052). За время службы в 812-м полку этот летчик успел совершить 144 боевых вылета, в 37 воздушных боях уничтожил 8 самолетов противника и еще 2 — на земле. «Пара лейтенанта Тихомирова и мл. лейтенанта Сереженко в период 17.25-18.00 вела свободную охоту за авиацией противника в районе Каранки. В этом районе было еще три пары наших истребителей охотников. В 17.42 на высоте 1500 метров лейтенант Тихомиров заметил до 7 Ю-87, которые шли с курсом на переправу. Находясь выше на 400 метров, решил использовать преимущество в высоте и атаковать Ю-87. При атаке сам был внезапно атакован из «окна» разорванной облачности парой Me-109. С первой атаки самолет загорелся и горящим врезался в землю в районе Каранки. Противник использовал облачность, атаковал внезапно на скорости с выходом из атаки в облачность», — отмечалось в рапорте командира 812-го ИАП. В то же воскресенье в районе Томашевки Иван Попов сбил Ju 87, а немного южнее Петр Пескарев уничтожил «мессер». В документах JG 52 в тот день зарегистрирована потеря одного Bf 109G-6 из 4-го штаффеля.

Из сводки за понедельник 10 апреля: «В 16:09 8 Як-9 и 2 Як-1, командир группы майор Попов, вылетели на штурмовку аэродрома Райзендорф. При подходе к аэродрому на высоте 3000 метров группа Попова встретила 6 Ю-87 под прикрытием ФВ-190 и вступила с ними в бой. После нескольких атак, произведенных группой Попова, бомбардировщики сбросили бомбы на маршруте, не дойдя до цели, и поспешно начали уходить на свою территорию. В результате боя группой Попова сбито 3 ФВ-190 и 1 Ю-87. Своих потерь нет». В том бою отличился и сам командир 812-го ИАП — в 16.40 он сбил FW 190 (10-я личная победа). Около 18 часов Попов снова повел свои истребители в район Райзен-дорфа (ныне Красногвардейское). В этом вылете участвовали также 12 Як-9 из братского 291 -го ИАП во главе с м-ром Петром Овчинниковым, которые блокировали неприятельский аэродром. Прикрывая коллег, группа Попова не позволила «Фокке-Вульфам» помешать летчикам 291 -го полка атаковать Ju 87 и сбить 4 пикировщика. Один «лаптежник» смог уничтожить и Попов. На обратном пути наши летчики отбили две атаки истребителей противника, которые подстерегали советские бомбардировщики и штурмовики, возвращавшиеся на свои аэродромы. В тот день летчики 812-го полка м-р П.Т. Тарасов, мл. л-т Ю.М. Куреев и к-н А.Т. Тищенко сбили по одному FW 190.

11 апреля в первой половине дня командир полка И.Ф. Попов «срезал» западнее Джанкоя «Фокке-Вульф». В полдень мл. л-т Семен Белкин и к-н Егор Анкудинов в районе переправы через Сиваш уничтожили в воздушной схватке по одному Bf 109. По немецким данным, в тот день в бою с «Яками» был сбит один «Мессершмитт», в кабине которого погиб летчик 6-го штаффеля JG 52 Теодор Мор (Theodor Mohr). У другого Bf 109G-6a из того же подразделения оказался пробит масляный бак. и пилотировавшему его л-ту Хельмуту Липферту (Helmut Lipfert) пришлось совершить вынужденную посадку. В советских сводках за 11 апреля отмечены удачные действия в качестве ведущего групп истребителей во время штурмовок комэска 812-го ИАП будущего Героя Советского Союза Александра Тищенко. «В 14.30-15.30 6 Як-9 812 ИАП и 4 Як-9 291 ИАП совместно с 4 Як-9 278 НАД, командир группы — командир АЭ из 812 ИАП капитан Тищенко, штурмовали аэродром противника Сарабуз. Произвели одну атаку по самолетам, находившимся на стоянках. В результате летчиками 291 ИАП сожжено 2 Ю-52 и летчиками 812 ИАП сожжено 3 Ю-52. Всего за штурмовой налет сожжено 5 Ю-52». «В 17.37-18.50 4 Як-9 812 ИАП, 4 Як-9 291 ИАП и 4 Як-9 278 НАД, командир группы — командир АЭ из 812 ИАП капитан Тищенко, штурмовали аэродром противника Сарабуз. Группа произвела две атаки по самолетам на стоянках. В результате чего летчиками 291 ИАП сожжено 3 Хе-111. Летчики 812 ИАП, находясь в группе прикрытия, обеспечили штурмовые действия ударных групп и сфотографировали результаты штурмового вылета. Своих потерь группа не имела».

12 апреля полки 265-й дивизии перебазировались на аэродром Райзендорф. В ту среду в воздушном бою полк потерял два самолета и двух пилотов: были сбиты командир звена л-т Петр Пескарев на Як-9Т и мл. л-т Юрий Куреев на Як-1. Юрий Михайлович Куреев за время службы в полку выполнил 44 боевых вылета и провел 12 воздушных боев, в которых лично сбил 1 самолет и еще 2 уничтожил на земле, он погиб на 22-м году жизни. Всего на год старше его был выпускник Новосибирской школы летчиков Петр Георгиевич Пескарев, который за время пребывания в полку совершил 128 боевых вылетов и провел 27 воздушных боев, лично сбил 8 самолетов противника и 2 уничтожил на земле. Судьба этого летчика сложилась не совсем обычно, ведь в полк он пришел пилотом У-2, а мечтал летать на «Яках». Мечта его осуществилась — Петр переучился на истребитель и осенью 1943 г. стал летать в 1-й эскадрилье Алексея Машенкина. В конце дня штаб полка докладывал: «Четверка истребителей, ведущий майор Тарасов, прикрывала наземные войска в районе Биюк Онлар. В 17.50 на высоте 4200 метров был внезапно атакован со стороны солнца парой Me-109 замыкающий ведомый звена лейтенант Пескарев. На первой атаке летчик ранен. Самолет поврежден. Летчик выбросился с парашютом. Купол запутался в стропах. Летчик погиб. Самолет сгорел вблизи Ташлы Конрат. Вступая в воздушный бой, звено рассыпалось, и на второй атаке 2 Me-109 ранили летчика и подбили сверху сзади самолет мл. лейтенанта Куреева. Летчик с планированием стал выходить из преследования. На высоте резко взял горку. Поврежденные троса управления рулями порвались. Самолет упал в районе Ташлы Конрат и сгорел. Летчик получил тяжелые ранения, через два часа умер и похоронен в Ташлы Конрат». Советским летчикам в Крыму противостояли сильнейшие асы противника: в тот день свои 65 и 66 победы одержал л-т Вальтер Вольфрум из 5./JG 52. Сбитые им самолеты немцы идентифицировали как Як-7.

Лишь один день — 13 апреля — довелось базироваться полку Попова на только что освобожденном аэродроме Сарабуз (ныне Гвардейское). На следующий день вся 265-я ИАД перебазировались в район Севастополя. Штаб дивизии и 812-й ИАП разместились на аэродроме Аджи-Булат (ныне Угловое), 402-й ИАП занял летное поле знаменитой Качи, а 291 -й ИАП перелетел в Альма-Тамак (ныне Песчаное).

К тому времени положение немецкой группировки в Крыму стало очень тяжелым, и в распоряжении люфтваффе на полуострове остались считанные аэродромы. Основные силы, в т.ч. ударная авиация, были сосредоточены на авиабазе, расположенной на мысе Херсонес, по которой 15 апреля 265-я ИАД нанесла удар силами двух полков. В бой истребители повел комдив п-к А.А. Корягин. Первым около 7 утра начал взлетать 812-й ИАП. Через несколько минут поднялся 402-й полк, самолеты которого заняли место в колонне, подстроившись ко 2-й эскадрилье 812-го. Полет проходил над морем вдоль побережья при полном радиомолчании. Оставив слева по курсу Севастополь, колонна повернула, пронеслась между городом и Камышевой бухтой и вышла перпендикулярно стоянкам вражеских самолетов. В соответствии с планом операции, 2-я эскадрилья 812-го ИАП во главе с к-ном И. Федоровым атаковала позиции ПВО: пары разошлись «веером» и быстро заставили зенитки замолчать. Домой вернулись все экипажи обоих полков. Сразу после полудня восьмерка Як-9 из 291-го ИАП (ведущий м-р П.К.Овчинников) и четверка Як-9 из 812-го ИАП (ведущий ст. л-т Машенкин) нанесли повторный удар по Херсонесу. В советских документах в качестве итога двух штурмовок фигурируют 15 сожженных и «разбитых» на земле самолетов противника различных типов. Генерал Савицкий в тот же день объявил благодарность всему летному составу, принимавшему участие в этих налетах. По немецким данным, в Хер-сонесе были «разбиты» два Bf 109G-6 из II./JG 52 и один FW 190F из 5./SG 2. Кроме того, в тот день летчики 812-го полка провели над Севастополем два воздушных боя: в 13.40 Алексей Машенкин сбил FW 190, а через 2 часа отличились м-р Павел Тарасов и мл. л-т Иван Стрюк, уничтожившие по одному «Мессершмитту» и «Фокке-Вульфу» соответственно. Через день, 17 апреля в 17.10 в районе «6-я верста» м-р Попов расстрелял из 37-мм пушки своего «Яка» двухмоторный Bf 110.

В среду 19 апреля над мысом Фиолент разыгрался зрелищный воздушный бой. Гвардейцы 6-й танковой бригады с восхищением наблюдали, как сначала в 16.35 море вспенил горящий «мессер», сбитый м-ром Поповым, а через 5 минут упал неуправляемый FW 190, ставший жертвой л-та Сергея Василевского. Вечером (18.30-19.30) «Яки» 812-го атаковали аэродром «6-я верста» (поселок «6-я верста» находился в 2 км к северо-западу от мыса Фиолент). Результатом штурмовки стали 5 факелов из горящих самолетов противника, уничтоженных Иваном Федоровым (2 Ju 87), а также Иваном Поповым, Павлом Тарасовым и Иваном Стркжом (по одному Ju 52). В ответ на удары по своим аэродромам немцы 20 апреля провели штурмовки мест базирования истребителей 265-й ИАД. В полку Попова потери оказались минимальными, но были восприняты личным составом с особой болью. При взрыве бомбы, сброшенной с FW 190 на стоянку истребителей, погибли всеобщий любимец сын полка 12-летний Вася Ивуш-кин и его наставник моторист ст. сержант Иван Гребнев.

Несмотря на значительное преимущество советской авиации, немецкие летчики сдаваться не собирались. Они усилили патрулирование над оставшимися у них двумя аэродромами, продолжали с неослабевающим упорством сдерживать наступающие красноармейские части, вести воздушные бои и штурмовать аэродромы 3-го ИАК. Хотя крымская группировка люфтваффе становилась все меньше, однако и эти силы умудрялись держать в напряжении всю истребительную авиацию 8-й Воздушной армии. Но как бы ни были трудны воздушные бои, наземные войска постоянно видели и ощущали прикрытие с воздуха. Командир 30-й гвардейской минометной бригады гвардии п-к Черняк в своем отзыве писал: «Летчики-истребители 812 истребительного авиационного полка, прикрывая наши огневые позиции, показали мужество, отвагу и мастерство в воздушных боях с авиацией противника. Дрались смело, охотно вступая в воздушные бои, даже при наличии превосходства в воздухе самолетов противника. Летчиков 812-го истребительного авиаполка мы считаем полными хозяевами Крымского неба, обеспечивающими с воздуха нашу работу по вражеским войскам».

21 апреля 812-й ИАП обменялся ударами с противником. Немецкий истребительный патруль сбил Як-9 мл. л-та Ивана Стрюка. Около 15 часов м-р Попов на глазах у пехотинцев 14-го истребительного противотанкового полка уничтожил восточнее Херсонеса FW 190, ставший его 15 личной победой. Одновременно и в том же месте отличился мл. л-т Николай Сухоруков, отправивший к земле еще один «Фокхе-Вульф». Через несколько минут третий такой же самолет пополнил боевой счет м-ра Тарасова, став его 29 личной победой.

22 апреля в 10.30 свою 10 победу одержал к-н Егор Анкудинов, сбивший «Фокке-Вульф» над Севастополем, а в летной книжке И. Федорова появилась красноречивая запись: «Задание выполнил. Загнал в море 1 ФВ-190. Самолет и экипаж погибли». Комэск Алексей Машенкин также продолжал «набирать форму» — в 19:30 в районе Херсонеса от его пушечной очереди упал FW 190. Другой «Фокке-Вульф» удалось подбить к-ну Тищенко. Утро следующего дня оказалось безрадостным для противника, занимавшего аэродром «6-я верста». В 7 часов с «дружеским визитом» там побывали пилоты 812-го. В результате штурмовки были сожжены 4 Ju 52, отличились: И. Федоров, Н. Сухоруков, А. Машенкин, Л. Сивко.

Наступил понедельник 24 апреля. На сей раз истребители 402-го и 812-го полков под общим командованием п-ка Корягина отправились на штурмовку херсонесского аэродрома. В районе цели м-р Попов дал команду группе Машенкина атаковать южную стоянку, Тищенко — западную, а сам повел своих ведомых на северную. Восьмерки истребителей устремились вниз, сбрасывая бомбы. На аэродроме вспыхнули пожары. Командир 812-го своим примером показывал, как надо бить врага: в тот день Попов расстрелял на аэродроме четырехмоторный транспортник FW 200 Condor* и сбил два FW 190 на глазах у пехотинцев 30-го гв. минометного полка. В тот же понедельник добились значительных успехов и другие летчики. М-р Тарасов сбил Bf 109 в воздушном бою в районе Новые Шули и первым среди пилотов 3-го ИАК довел счет личных побед до 30. Планку в 10 сбитых преодолел к-н Тищенко, который утром, а затем в 18.15 уничтожил по «Мессершмитту». Штурман 812-го полка к-н Анкудинов не отставал от своего боевого товарища — вечером очередной «мессер» стал его 11 личной победой.

На следующий день при сопровождении корректировщика Ил-2 в завязавшемся воздушном бою с группой из двух Bf 109 и четырех FW 190 был подбит Як-9 мл. л-та Константина Веселова. При аварийной посадке на своем аэродроме самолет перевернулся и загорелся. Летчик получил ожоги, был отправлен в госпиталь, но от полученных ранений умер 7 мая.

В полдень 5 мая в районе мыса Херсонес м-р Попов одержал свою 18 победу, уничтожив Bf 109. Воздушный бой с земли наблюдал 168-й гв. легкий артполк. Из оперативной сводки: «В 12.28 на высоте 3200 метров на обратном маршруте две девятки Б-3** пытались атаковать 2 FW-190 и Me-109. Отражая атаку истребителей противника на вираже, майор Попов сбил 1 Me-109, самолет противника с выпущенным шасси упал у берега в районе Херсонеса. В 12:32 2 FW-190 атаковали с большой дистанции Б-3. Атака FW-190 была отбита Федоровым и майором Поповым. FW-190 и Ме-109 неоднократно пытались атаковать, но все атаки были отбиты своевременно». Через 4 часа отличились к-н Егор Анкудинов и мл. л-т Семен Белкин, сбившие по одному FW 190. На следующий день в воздушном бою в районе кузницы советских асов поселка Кача пилотировавший Як-9 И.Федоров расстрелял Bf 109G, который взорвался в воздухе. Немцы отмечали потерю одного Bf 109G-6 из 7./JG 52 и гибель его пилота.

Тем временем на земле борьба за Севастополь вступила в завершающую фазу. 7 мая после полуторачасовой артподготовки начался штурм укрепрайона, и к исходу дня части 51-й армии выбили немцев с Сапун-горы. Через день, во вторник 9 мая после ожесточенного штурма город был освобожден. Остатки гитлеровских войск отошли и сконцентрировались на маленьком клочке суши — мысе Херсонес. В руках немецких войск остался единственный аэродром, с которого проводилась эвакуация. По докладам советской авиаразведки, оттуда постоянно взлетали различные самолеты, которые направлялись в сторону Румынии. Летчики 812-го ИАП не заставили себя долго ждать и в тот же день провели штурмовку аэродрома. Пройдясь пушечным огнем по стоянкам самолетов и не встретив особого сопротивления, они без потерь вернулись на свою базу. В результате этого налета боевой счет м-ра Попова пополнили один Ju 52 и еще один FW 200, сожженные на земле. Николай Сухорукое и Алексей Машенкин в этом вылете уничтожили по одному FW 190. Еще один «Фокке-Вульф» из 6./SG 2 пытался взлететь, но на всей скорости въехал в воронку от бомбы и стал на нос.

11 мая летчики 812-го полка провели последнюю штурмовку этого аэродрома. В тот четверг запылали восемь Ju 52. Отличились Алексей Машенкин, Владимир Каблуков, Егор Анкудинов, Николай Сухорукое, Семен Белкин и Морозов. 12 мая советские войска вышли к берегу моря, очистив мыс Херсонес от гитлеровцев.

15 мая было подготовлено и направлено по команде ходатайство о присвоении 265-й ИАД звания «Гвардейская». Приведем этот красноречивый документ.

Командующему 4 Украинским фронтом

Генералу армии тов. Толбухину

Копия: Командующему 8 ВА генерал-полковнику авиации тов. Хрюкину

265 Истребительная Авиационная Мелитопольская дивизия (командир дивизии — полковник Корягин А. А.), взаимодействуя с войсками 51 армии, надежным прикрытием с воздуха содействовала успеху войск при прорыве обороны немцев на р. Молочная и освобождении г. Мелитополь, а затем в преследовании противника до Перекопа. С выходом войск 51 армии на Сиваш летчики дивизии обеспечили форсирование Сиваша и захват плацдарма войсками армии в северной части Крымского полуострова. Несмотря на яростные контратаки врага, поддерживаемые массированными ударами бомбардировочной авиации, войска, форсировавшие Сиваш, прочно удерживали захваченные у противника позиции, а летчики-истребители 265 ИАМД держали полное господство в воздухе.

В период сосредоточения наших войск в районе Сиваша и подготовки их к решительным наступательным действиям по освобождению Крыма от немецких оккупантов 265 ИАМД вела непрерывную боевую работу как днем, так и ночью, надежно прикрывая переправы через Сиваш и расположения наших войск, уничтожая авиацию противника в воздушных боях и систематическими штурмовыми ударами по его аэродромам.

В период штурма оборонительных сооружений противника в районе Сиваша войсками 51 армии и ввода в прорыв 19 ТК, а также в период стремительного продвижения армии в глубь территории Крыма 265 ИАМД активной поддержкой наземных частей с воздуха способствовала развитию успеха по разгрому его оборонительных узлов, одновременно уничтожая авиацию противника, надежно удерживая за собой господство в воздухе.

В период наступательных боев с 08.04. по 20.04.44 г. 265 ИАМД, взаимодействуя с приданным мне 19 ТК, неоднократно передислоцируясь на только что освобожденную от противника территорию, надежно прикрывала с воздуха передовые наземные войска, обеспечивая их боевые действия по овладению важнейшим железнодорожным узлом Крыма — Джанкоем и столицей Крымской АССР — городом Симферополь и далее до оборонительного рубежа Севастополя, за что дважды отмечалась в приказах Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза тов. Сталина.

В период подготовки и проведения операции по ликвидации Севастопольского плацдарма и окончательного освобождения Крыма от немецких оккупантов 265 ИАМД, базируясь на самых передовых аэродромах: Кача и Аджи-Булат, находящихся под систематическим воздействием авиации и артиллерии противника, вела непрерывную напряженную боевую работу по обеспечению боевых действий 51 армии, уничтожая авиацию противника как в воздушных боях над полем боя, так и на его аэродромах: Мыс Херсонес, 6-я Верста и Центральный аэродром в районе Севастополя, одновременно штурмуя войска противника на поле боя и плавсредства, препятствуя эвакуации войск из Крыма.

На все сбитые и уничтоженные самолеты имеются подтверждения наземных войск, фотоснимки или таблички сбитых самолетов.

За отличное выполнение боевых заданий по уничтожению авиации противника в период освобождения Крыма, отвагу летного состава авиадивизии, мужество и беззаветную преданность нашей Родине, а также отличное обеспечение боевых действий войск 51А ХОДАТАЙСТВУЮ ПЕРЕД ВАМИ О ПРЕДСТАВЛЕНИИ 265 ИСТРЕБИТЕЛЬНОЙ АВИАЦИОННОЙ МЕЛИТОПОЛЬСКОЙ ДИВИЗИИ К ПРИСВОЕНИЮ ЗВАНИЯ «ГВАРДЕЙСКОЙ».


Командующий войсками 51 Герой Советского Союза

Гвардии генерал-лейтенант (Крейзер)


Член Военного совета Генерал-майор

(Уранов)

Однако по неизвестным причинам дивизия так и не стала гвардейской.

За период с 1 января по 12 мая 1944 г. 812-й ИАП совершил 1710 боевых вылетов. Летчики полка провели 92 воздушных боя, в которых сбили 76 самолетов противника, еще 54 они сожгли и 10 «разбили» на земле. Свои потери составили 16 летчиков и 18 самолетов. За участие в освобождении Крыма 265-я ИАД была награждена орденом Красного Знамени, а 402-й ИАП и 812-й ИАП получили почетные наименования «Севастопольских». Правительственных наград удостоены многие авиаторы 812-го полка. 24 апреля м-р Попов подписал и направил по команде представление к званию Героя Советского Союза ст. л-та Ивана Васильевича Федорова, 1920 г. рождения. В представлении было отмечено, что комэск Федоров лично сбил в воздушных боях 24 самолета противника («норматив Героя» тогда составлял 15 лично сбитых). Высшая правительственная награда была вручена летчику 17 ноября 1944 г., когда он перекрыл уже «норматив» дважды Героя, однако вторую Золотую Звезду Федоров так и не получил.

12 мая 1944 г. командир 265-й ИАД п-к А.А. Корягин подписал представление к званию Героя Советского Союза м-ра Попова Ивана Феоктистовича, 1911 г. рождения. В представлении говорилось: «За проявленную отвагу и геройство в боях с немецкими оккупантами, за лично сбитые 19 самолетов противника и 7 сожженных на земле, умелое руководство полком и достигнутые полком успехи достоин высшей правительственной награды — присвоения звания Героя Советского Союза». Уже 15 мая на этом документе поставил свою резолюцию командир 3-го ИАК генерал-лейтенант Е.Я. Савицкий: «Достоин Высшей Правительственной награды — присвоения звания Героя Советского Союза». Следующим в представлении обязано было появиться заключение Военного совета 8-й ВА за подписью командующего армией генерал-полковника Т.Т. Хрюкина. Однако вместо этого на документе стоит лишь карандашная запись: «Отеч. Войну I ст.» — без какой-либо подписи вообще. В итоге Звезду Героя И.Ф. Попову тогда же в мае 1944 г. «заменили» на орден Отечественной войны 1-й степени.

265-й истребительной авиационной Мелитопольской дивизии теперь никогда не стать гвардейской. Она давно расформирована. Нет в живых и боевых летчиков-асов И.В. Федорова и И.Ф. Попова. Ивану Васильевичу посчастливилось дожить до Победы, а свой последний полет в качестве военного летчика генерал-майор Федоров совершил в марте 1969 г. Иван Феоктистович погиб в декабре 1944 г., причем командир 812-го ИАП подполковник Попов за всю свою боевую деятельность ни разу не покидал с парашютом «Як». Он разбился в авиакатастрофе, выполняя одиночный полет в сложнейших метеоусловиях над Польшей.

* В хранящихся в ЦАМО документах полков и дивизий 8-й воздушной отмечено использование немцами в Крыму FW200 и потери этих самолетов, однако известные нам данные люфтваффе не позволяют однозначно утверждать это. Зато точно известно, что в эвакуации из Крыма использовались тяжелые транспортники Me 323, а также машины итальянского производства: четырехмоторные Piaggio Р.108В из состава Тransportfliegerstaffel 5 и трехмоторные SM.82 Саnguro. Например, 17 апреля пилот Р. 108 (борт J4+AH) обер-фельдфебель Helm докладывал о своем вылете: «На обратном пути из Севастополя мы направлялись в Галати (Galati) с 85-ю тяжелоранеными солдатами». Вполне вероятно, что летчики 812-го ИАП атаковали в Херсонесе один из этих итальянских самолетов.

** В советских документах так называли лендлизовский бомбардировщик А-20 «Бостон».

Источники

  • "Авиация и Время № 2 2005 года" /Владислав Антипов, Игорь Уткин/

©AirPages
2003-