Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Самолёты Яковлев Як-2 Як-4 Як-6 Як-1 Як-7 Як-7В Як-1М Як-3 Як-9 Як-9Т Як-9Д Як-9М Як-9П Як-9ПД Як-9У Як-9В Фото и схемы Боевое применение ББ-22 Як «Нормандия» РТЭ и РЛЭ Як-4 1940 Як-7 1945 Як-9 1944

ББ-22 в Великой Отечественной войне

Первой строевой частью, получившей на вооружение самолеты Яковлева, стал 136-й ближне-бомбардировочный авиационный полк (ббап). Многочисленные дефекты ББ-22, требовавшие устранения силами заводских бригад, сильно повлияли на ход боевой подготовки. Ненастная осень 1940 г. сменилась многоснежной зимой. Полк, входивший в состав 19-й авиадивизии, базировался на аэродромах Бердичев и Нехворощь, буквально засыпанных снегом. Отсутствие средств для укатки аэродрома (считалось, что в южных районах страны они не нужны) и самолетных лыж поставило «яки» на прикол. Слабым местом машины на этапе зимней эксплуатации оказались длинные трубопроводы, тянувшиеся к водорадиаторам через всю мотогондолу. Сразу после полетов воду сливали, но небольшое ее количество все же оставалось в нижних точках трубопроводов, превращаясь в лед, который повреждал систему. Не лучше обстояли дела в полку и в марте — апреле, когда проведение полетов ограничила весенняя распутица.

Когда дело все-таки дошло до интенсивной учебы, оказалось, что летать практически не на чем. Из 33 имевшихся машин лишь восемь оказались пригодными «для применения по назначению». На семнадцати «яках» было обнаружено отставание обшивки нижней поверхности крыла,синева и коробление фанеры, отклейка полотна на элеронах. Остальные требовали восстановления лакокрасочного покрытия. Всего через 10 дней хранения под открытым небом на самолете № 1040 комиссией во главе со старшим инженером 19-й авиадивизии военинженером 1-го ранга Степановым были зафиксированы вспучивание фанерной обшивки на крыле сверху, отставание ее в лобовой части центроплана и трещины шпатлевки на стыке средней и хвостовой части фюзеляжа.

Машина успела налетать всего 16 ч. Нетрудно представить, каким было состояние техники, простоявшей под снегом и дождем всю зиму. По мнению старшего инженера 136-го полка военинже-нера 2-го ранга Чертополохова, бомбардировщики Яковлева следовало хранить исключительно в ангарах (что в то время было абсолютно нереально).

С осени 1940 г. самолеты Яковлева стали поступать в 316-й разведывательный авиационный полк (pan), входивший в состав ВВС Киевского особого военного округа. Вслед за ним в начале 1941 г. приступил к перевооружению на «яки» 314-й pan ВВС Западного особого военного округа. Следующим должен был стать 312-й pan Прибалтийского округа. Пилоты и техники этого полка прошли переучивание на Як-2 и Як-4 непосредственно на заводе № 81.

В действиях двух управлений ВВС Красной Армии, одно из которых занималось технической политикой, а другое — укомплектованием частей и боевой подготовкой, наблюдалась явная несогласованность. Свидетельством тому может служить план крупной командно-штабной игры,запланированной на середину 1941 г. По сценарию, разработанному штабом ВВС, в состав авиационного объединения «красной» стороны должны были входить 11 полков, вооруженных бомбардировщиками Як-2 (Як-4), и еще один полк разведчиков Як-2, то есть более 700 самолетов этого типа. Сценарием предусматривалось оставить в составе объединения относительно небольшое количество устаревших бомбардировщиков СБ — всего три полка. Таким образом, по планам руководства ВВС, на очередном этапе перевооружения «яки» должны были стать основными фронтовыми бомбардировщиками!

На 20 июня 1941 г. в составе 136-го ббап имелось 49 Як-2 и пять Як-4 (по штату в пяти эскадрильях — 60 самолетов). Из 58 летчиков и 63 штурманов с трудом удалось сформировать лишь 36 экипажей — остальные оказались неготовыми к ведению боевых действий даже днем в простых метеоусловиях. Это были выпускники летных школ 1940 г., которые из-за снежной зимы и дождливой весны не получили возможности налетать даже минимума часов для сдачи зачетов.

19-я авиадивизия, находившаяся в день нападения Германии в районе Белой Церкви, 22 июня практически не понесла потерь. В бой ее бросили утром 25 июня со следующей задачей, полученной накануне от командующего Юго-Западным фронтом (ЮЗФ) генерала М.П. Кирпоноса: «...до 6.50 авиация (15, 16 и 19-я авиадивизии), поддерживающая атаку мехкорпусов, ведет на себя разведку и определяет цели для бомбометания в полосе наступления механизированных корпусов. С 6.50 до 7.00 производится первый, наиболее мощный налет авиации, в последующем до 8.00 — последовательные налеты с целью сопровождения атаки мехкорпусов...»

В течение нескольких следующих дней бомбардировщики Як-2 и Як-4 вместе с СБ, Ар-2, Су-2 и Пе-2 группами по три — шесть машин с небольших высот атаковали противника. 28 — 29 июня им удалось остановить и рассеять в лесах под Остругом одну из немецких танковых дивизий. На несколько дней оказалось приостановленным наступление всей 1-й танковой группы в направлении Славута и Шепетовки. Но какой ценой! 15-я и 16-я авиадивизии, встретившиеся с интенсивным противодействием немецкой зенитной артиллерии и асов из истребительной эскадры JG 3 «Удет», понесли огромные потери и практически потеряли боеспособность. 136-й полк пострадал в меньшей степени, но и боевых вылетов на его счету было гораздо меньше. Сказалась слабая освоенность самолетов Як-2 и Як-4 летным и техническим составом. Выявилось также, что серьезной угрозой для новых, незнакомых машин являются собственные зенитчики и истребители. За два дня боев полк потерял 22 машины. Следует отметить, что в числе первых были потеряны все пять Як-4. Надежды на их более высокую максимальную скорость не оправдались.

Заметим, что за эти же два дня 86-й бап из 16-й авиадивизии лишился двух Пе-2 из имевшихся трех и двенадцати СБ из пятнадцати. 52-й и 54-й бомбардировочные полки 62-й авиадивизии потеряли по различным причинам два Пе-2 и 35 СБ. Принадлежавший 17-й авиадивизии 48-й бап, одним из первых перевооружавшийся на Пе-2 весной 1941 г., к 24 июня располагал всего 22 «пешками»; за следующие два дня он утратил еще пять машин. 30 июня полк был выведен из боевого состава ВВС ЮЗФ и отправлен в тыл для получения новой мат-части. В этот день 136-й бап еще располагал 28 исправными «яками».

В начале июля на летчиков 19-й дивизии легла основная тяжесть бомбовых ударов по наступавшим войскам противника. Обеспеченность истребителями прикрытия оказалась недостаточной, и 19-я ад повторила судьбу других соединений ВВС Юго-Западного фронта. Наиболее тяжелые потери в июле 136-й полк понес в конце первой декады, после чего в его составе осталось всего три исправных и четыре неисправных бомбардировщика. В воздушных боях удалось уничтожить пять истребителей Bf 109, а на земле, по докладам экипажей, догорали десятки неприятельских танков и бронемашин. В ходе боевых действий «яки» применяли исключительно бомбы ФАБ-50 и ФАБ-100.

Любопытно, что в числе уцелевших оказался один Як-2 из «войсковой серии». Эта машина с момента выпуска налетала более 50 ч, а 18 июля в составе четверки «яков» ушла на свое последнее задание. Попав в сплошную облачность, экипажи бомбардировщиков не смогли отыскать цель в районе Сквира, Рагозно. На обратном пути один из самолетов сорвался в штопор и разбился. Еще две машины потерпели аварии при посадке. После этого случая полеты на Як-2 в сложных метеоусловиях запретили. 4 августа два из трех оставшихся «яков» были сбиты немецкой зенитной артиллерией в районе Дубровино. По состоянию на 10 августа 1941 г. в полку числился один исправный Як-4 и четыре МиГ-3. Спустя еще десять дней полк самолетами не располагал. Так завершился боевой путь 136-го ближне-бомбардировочного авиаполка. Уцелевшие экипажи направили в 507-й ббап.

В таблице обращает на себя внимание столбец «Сбито своими». Видно, что потери «яков» от воздействия противника за указанный период составили 21 машину, а от собственной безалаберности и недоученности (с учетом аварий) — 20!

Большая часть пилотов 136-го полка не успела совершить заметного количества боевых вылетов. В основном в летных книжках остались отметки о выполнении четырех — шести заданий, но были и исключения. Так, лейтенант Гордеев за месяц активных боев успел сделать 77 боевых вылетов! Часть из них выполнялась на разведку, поскольку летное поле аэродрома Ичня, где последнее время базировался полк, не обеспечивало взлет с бомбовой нагрузкой из-за недостаточных размеров взлетно-посадочной полосы. Летчики с иронией расшифровывали ББ как «бесполезный бомбардировщик».

Потери 19-и авиадивизии за период 22 июня по 12 июля 1941 г.
 Тип  Имелось на 22.6 Сбито ИА противн. Сбито ЗА противн. Не вернулись Сбито своими Уничтожено при налете на аэродр. Катастрофы Аварии
СБ 67 5 10 9 4 - 1 -
Пе-2 9 11 - - 1 - 1 -
Ар-2 23 9 6 1 1 - 1 -
Як-2 49 - 3 13 11 2 - 7
Як-4 5 - - 2 2 1 - -
P-Z 15 - - - 15 - - -

Источники

  • "Ближний бомбардировщик ББ-22 (Як-2/Як-4)" /Авиаколлекция №3 2007/

©AirPages
2003-