Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
ВВС РККА 746 АП ДД Боевое применение Ер-2 И-15бис И-153 И-16 И-185 Ил-2 Ил-4 Ил-10 ЛаГГ-3 Ла-5 Ла-7 МиГ-3 Пе-2 Пе-3 Пе-8 По-2 ТБ-3 СБ-2 СБ-РК/Ар-2 Ту-2 Як Ли-2 Летчики о самолетах Алексеев Голодников Ковачевич Летчики о Ла-7 РТЭ и РЛЭ У-2 1937 Ил-2 1942 Пе-2 1945 Ла-7 1945 Як-7 1945 Ту-2 1945

Организация ВВС РККА

1941-1945 г.

ФРОНТЫ

Система фронтов, организованных Ставкой с целью концентрации групп армий, а также улучшения командования ими и силами воздушной поддержки. Первые фронты были организованы в период с июля по сентябрь 1941 г., т.е. во время вторжения Германии и ее союзников в западные районы Советского Союза. В направлении с севера на юг были созданы следующие фронты:

Ленинградский — с центром в этом крупном портовом городе, расположенном у входа в Финский залив;

Северо-Западный — к югу от Ленинграда и к северу от Москвы;

Западный — вокруг Москвы;

Брянский — от Москвы до Курска;

Юго-Западный — вокруг Харькова;

Южный — вокруг Ростова-на-Дону, порта на Азовском море;

Юго-Западный — расположенный на северном побережье Черного моря — вокруг устья Днепра, включая Крым и Одессу.

По мере продвижения войск «оси» в глубь советской территории и захвата прибалтийских республик, Белоруссии и большей части Украины протяженность линии фронта постоянно увеличивалась, поскольку оборонявшиеся войска отступали. К северу от Ленинграда был создан Карельский фронт, между Ленинградским и Северо-Западным фронтами — Волховский фронт; между Северо-Западным и Западным фронтами появился Калининский фронт.

После того как был отрезан и блокирован Ленинград, Москва в конце 1941 г. подвергалась непрерывным атакам с воздуха, выдержав в общей сложности 122 авиационных налета. Однако весной 1942 г. наступление немецкой армии разворачивалось главным образом в южном направлении. Здесь в первые месяцы года между Брянским и Юго-Западным фронтами был создан Воронежский фронт, а также Сталинградский фронт — севернее Южного фронта и этого города. По мере продвижения немецких войск в район Кавказа, на территорию между Черным и Каспийским морями, Кавказский фронт был разделен на Северо-Кавказский и Закавказский фронты. Позже, в 1942 г., между Юго-Западным и Сталинградским фронтами был создан Донской фронт, а на северном направлении между Ленинградским и Карельским фронтами — Северный фронт.

После краха 6-й немецкой армии и поражения поддерживавших ее румынских и итальянских армий зимой 1942/43 г. советские войска перешли в неуклонное наступление, которое началось весной 1943 г. на Кавказе, в районе реки Кубань.

Сталинградский фронт был слит с Донским фронтом, граница которого перемещалась в направлении на запад и юг, что предшествовало последнему мощному наступлению немцев на центральную часть фронта, имевшему целью «срезать» образовавшийся здесь огромный выступ. Для поддержки операций советских войск в этом районе за Брянским и Воронежским фронтами был организован Центральный фронт в непосредственной близости от города Курск, а за ним, в качестве резервного, — Степной фронт. Таким образом, в колоссальном сражении, разразившемся здесь, приняли участие войска Брянского, Центрального, Воронежского, Юго-Западного и Степного фронтов.

После провала немецкого плана советские войска сами перешли в наступление по всему южному направлению. Степной фронт выдвинулся вперед и занял позицию между Воронежским и Юго-Западным фронтами, а наступление развивалось в направлении северного побережья Азовского моря, чтобы вытеснить немцев из района Донбасса в устье реки Дон и начать освобождение Украины и Крыма. В сентябре был форсирован Днепр, и к концу года Украина была в основном освобождена.

С учетом возможности нового наступления немцев в следующем году в декабре 1943 г. была начата полная реорганизация фронтов. На южном направлении Юго-Восточный фронт стал 4-м Украинским, и перед ним была поставлена задача окончательного освобождения Крыма. Севернее, в районе Запорожья, располагался 3-й Украинский фронт, в районе Днепропетровска — 2-й Украинский, а к востоку от столицы Украины Киева — 1-й Украинский фронт.

В направлении на север, перед Курском, находился 1-й Белорусский фронт. К востоку от этой линии ситуация с начала 1942 г. особых изменений не претерпела. К северу от болот Припяти были сосредоточены 2-й и 3-й Белорусские фронты, а также 1-й и 2-й Прибалтийские фронты. Территория до южного побережья Финского залива была занята 3-м Балтийским фронтом. К востоку от этого района в январе 1944 г. была, наконец, прорвана блокада Ленинграда, и здесь оставались Волховский и Ленинградский фронты.

В начале 1944 г. Ленинградский, Волховский и 3-й Балтийский фронты завершили освобождение района Ленинграда — Новгорода и начали наступление через Эстонию в направлении границы Латвии. В июне наступление сил Карельского фронта на Финляндию оказалось неудачным, однако оно привело к заключению перемирия с этой страной в сентябре. В это же время в результате массированного летнего наступления в центральной части фронта была разгромлена группа немецких армий «Центр», что позволило трем Белорусским фронтам полностью освободить Белоруссию и продвинуться на территорию Восточной Пруссии и Польши.

Затем 1-й и 2-й Прибалтийские фронты, к которым присоединились 2-й и 3-й Белорусские фронты, попытались овладеть южным побережьем Балтийского моря; сопротивление немецких войск, расположенных на Курляндском полуострове в Литве и в Кенигсберге (Восточная Пруссия), продолжалось буквально до самого конца войны.

На юге, после освобождения Крыма, 4-й Украинский фронт перешел на главную линию между 1-м и 2-м Украинскими фронтами, присоединившись к первому из них при продвижении в южную часть Польши; 2-й и 3-й фронты освободили Молдавию и перешли границы Румынии и Болгарии. С обеими этими странами в августе 1944 г. было заключено перемирие, после чего румыны начали воевать уже против своих бывших союзников. Эти фронты затем перешли на территорию Югославии, Словакии и Венгрии, причем последняя оказывала сопротивление вплоть до сентября. Подразделениям, входившим в эти фронты, до окончания войны предстояло захватить Будапешт и Прагу, освободить Венгрию и Чехословакию, где произошла встреча с армией США, и войти на территорию Австрии.

Заключительное наступление на Германию вели, расположившись с севера на юг, 2-й и 1-й Белорусские, 1-й и 4-й Украинские фронты; конечной целью 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов был Берлин. Город был окружен и пал 2 мая 1945 г.; остальные советские войска продвигались на запад до 7 мая и встретились с союзническими армиями США, Великобритании, Канады и Франции.

Во время заключительного наступления 1945 г. к фронтам были приписаны следующие воздушные армии (ВА):

Фронт ВА
Ленинградский 13-я
2-й Прибалтийский 15-я
1-й Прибалтийский 3-я
3-й Белорусский 1-я
2-й Белорусский 4-я
1-й Белорусский 16-я
1-й Украинский 2-я
4-й Украинский 6-я
2-й Украинский 5-я
3-й Украинский 17-я

ПОСТАВКИ САМОЛЕТОВ ИСТРЕБИТЕЛЬНОЙ АВИАЦИИ

В период Великой Отечественной войны производство и поставка по ленд-лизу самолетов-истребителей характеризуются следующим образом:

Поликарпов И-16 9450
Поликарпов И-152 2408
Поликарпов И-153 3437
ЛаГГ-3 6528 (до 22 июня 1941г.-322)
МиГ-3 3222 (до 22 июня 1941г.-1301)
Як-1 8721 (до 22 июня 1941г.-399)
Як-7 6399
Ла-5 9920
Як-9 16 769
Ла-7 5753
Як-3 4848
Белл Р-39 Аэрокобра 4952
Белл Р-63 Кингкобра 2400
Кэртисс Р-40 2397
Харрикейн II 2952
Супермарин Спитфайр V и IX 1351
Рипаблик Р-47 Тандерболт 197

Согласно имеющимся сведениям, в июне 1941 г. имелось в общей сложности 11 500 истребителей, а до 1945 г. в авиационные подразделения поступило еще 62 880 самолетов. Потеряно было 46 800 самолетов, в том числе во время боевых действий — 20 700.

За время войны советские летчики-истребители одержали около 40 000 побед, в том числе 4900 — морской авиацией и 3900 — истребительной авиацией ПВО.

(Для сравнения : Советская авиация накануне и в годы ВОВ. Василий Алексеенко.)

Гвардейские полки истребительной авиации
ГвИАП Прежний № ИАП ГвИАП Прежний № ИАП ГвИАП Прежний № ИАП
1-й 29-й 54-й 237-й 113-й 437-й
2-й 526-й (23-й(1)) 55-й 581-й 115-й 146-й
3-й 155-й 56-й 520-й 117-й 975-й
5-й 129-й 57-й 36-й 129-й 27-й ПВО
9-й 69-й 63-й 169-й 137-й 160-й
11-й 44-й ПВО 64-й 271-й 139-й 20-й
12-й 120-й ПВО 65-й 653-й 145-й 253-й ПВО
14-й 7-й 66-й 875-й 146-й 487-й ПВО
16-й 55-й 67-й 436-й 147-й 630-й ПВО
18-й 168-й (6-й СЗФ) 68-й 46-й 148-й 910-й ПВО
19-й 145-й 69-й 63-й (10-й) 149-й 6-й ЮЗФ
20-й 147-й 72-й 485-й (17-й ЛФ) 150-й 183-й
21-й 38-й 73-й 296-й 151-й 427-й
26-й 26-й ПВО 84-й 788-й ПВО 152-й 270-й
27-й 123-й ПВО 85-й 2-й 153-й 516-й
28-й 153-й 86-й 744-й 156-й 247-й
29-й 154-й 88-й 166-й 159-й 88-й
30-й 180-й 89-й 12-й 163-й 249-й
31-й 273-й 100-й 45-й 176-й 19-й
32-й 434-й 101-й 84-й 177-й 193-й
38-й 629-й ПВО 103-й 158-й ПВО 178-й 240-й
39-й 731-й 104-й 298-й 179-й 297-й
40-й 862-й (131-й) 106-й 814-й 181-й 239-й
41-й 40-й 107-й 867-й 212-й 438-й
42-й 8-й 111-й 13-й 213-й 508-й
53-й 512-й 112-й 236-й 211-й 9-й
102-й 124-й 180-й 181-й 54-й 237-й
116-й 563-й 83 572 168-й 737-й
133-й 42-й        
Морская авиация
2-й, СФ 72-й, СФ 4-й, КБФ 13-й, КБФ 10-й, КБФ 71-й, КБФ
3-й, КБФ 5-й, КБФ 6-й, ЧФ 8-й, ЧФ 11-й, ЧФ 32-й, ЧФ
        14-й, КБФ 13-й (2), КБФ

Источники

  •   Асы Сталина /Томас Пoлак и Кристофер Шоура/
  •   avia-hobby Михаил Быков

©AirPages
2003-