Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Самолёты Поликарпов И-5 Р-5 У-2 У-2 1937г У-2ВС У-2НАК У-2ШС У-2М И-15 И-15бис И-153 И-16 И-16 тип 5 И-16 тип 10 Опытные И-16 И-17 И-180 И-185 И-190 ВИТ-1 ВИТ-2 СПБ ТИС НБ (Т) Боевое применение Фото и схемы РТЭ и РЛЭ У-2 1937 И-16 с М-63

У-2 НАК

Ночной артиллерийский корректировщик

ОКБ Поликарпова

У-2НАК (ночной артиллерийский корректировщик). Выпущен заводом № 51 на базе серийного У-2ВС (ЛНБ) путем дооборудования его согласно образцу, утвержденному ГК НИИ ВВС КА от 20.10.43 г.

Самолет предназначался для выполнения ночной корректировки огня артиллерии и ночной артиллерийской разведки.

В дооборудование самолета входило:

а) установка:

— приемо-передающеи радиостанции РСИ-4 (приемник РСИ-4 на доске приборов второй кабины; передатчик РСИ-3 первоначально в люке на правом борту фюзеляжа сразу за второй кабиной, затем, по результатам испытаний, — на продолжении пола непосредственно за сиденьем второй кабины, при этом бортовая сумка была снята, а крепление мягкой спинки сиденья было сделано на двух ремнях с пряжками);

— генератора ГС-350М в развале между 1 и 2 цилиндрами мотора с ременным приводом от коленчатого вала мотора, регуляторной коробки РК-12 ф-350 и коробки фильтров КФ-10-350 (обе спереди на противопожарной перегородке справа под капотом подмоторной установки);

— самолетного переговорного устройства СПУ-Ф-2;

— четырех арматур облучения типа УФО (по две в каждой кабине) для освещения шкал авиаприборов и светящихся трафаретов;

— кабинного освещения, позволявшего летчику и летнабу работать с картой;

— кольцевого выхлопного коллектора, оборудованного пламегасителями и шумоглушителями МАКФ-4;

б) замена пускового магнето на пусковую катушку типа КП-4716 и установка фильтра зажигания типа АФП и кнопки запуска мотора типа К-4;

в) перекомпоновка приборов на приборной доске второй кабины в связи с установкой приемника РСИ-4;

г) металлизация агрегатов фюзеляжа, ручного и ножного управления самолетом;

д) дополнительный монтаж электросети, вызванный дооборудованием самолета.

Войсковые испытания пяти самолетов этого типа проводились с 10 июня по 28 июля 1944 г. в 118 отдельном корректировочно-разведывательном авиационном полю» 2 ВА 1 Украинского фронта примерно в 100 км восточнее Львова. Боевая работа осуществлялась с аэродрома подскока Зарубище и с посадочной площадки около села Старо-Алексе-евка. Самолет вполне отвечал своему назначению и успешно прошел испытания, несмотря на потерю всех опытных машин. Однако это были не боевые потери.

Первый У-2НАК потеряли в ночь на 28 июня. При подлете к цели экипаж потерял ориентировку и вынужден был приземлиться. При этом при посадке в районе Дубно от взрыва осветительных авиабомб, по забывчивости не сброшенных экипажем, самолет сгорел.

Второй У-2НАК разбили в ночь на 8 июля во время тренировочного полета, также из-за потери ориентировки экипажем. Третья опытная машина была разбита на вынужденной посадке 23 июля опять же вследствие потери экипажем ориентировки во время возвращения с боевого задания.

В процессе войсковых испытаний были выявлены незначительные неудобства и мелкие дефекты оборудования самолета. В качестве наиболее выгодных для корректировки артогня рекомендовались высоты 1000-1500 м на удалении до 40 км от принимающей радиостанции, для ночной разведки — 600-1000 м, обеспечивавших предварительный просмотр объекта разведки даже без освещения САБ.

Самолет строился серийно и широко использовался в последний период войны.

Радиостанция РСИ-4 на У-2 НАК

У-2ГН («Голос неба»). Выпущен заводом № 51 в 1944 году на базе У-2ВС (ведущий по самолету от ОКБ Б. Н. Фадеев, выпуск завода № 494 в Козловке на Волге). Самолет предназначался для ведения агитации и пропаганды среди войск противника в ночное время. Для этих целей с серийного самолета У-2ВС постройки завода № 464 было снято вооружение и проведено дооборудование:

— установлен комплект звуковещательной станции типа СГУ-43;

— установлен источник питания электроэнергией — генератор ГС-1000 с ременным приводом от вала мотора на воздушном винте аналогично У-2НАК и регуляторной коробкой РК-32-1000;

— установлена 3-х цветная сигнализация для связи между членами экипажа самолета;

— произведена перекомпоновка доски приборов летчика наблюдателя, вызванная установкой щитка управления СГУ-43;

— выполнен дополнительный монтаж электросети, вызванный установкой СГУ-43.

В комплект звуковещательной станции СГУ-43 входили: громкоговоритель 200 ГРЭД-3, усилитель, силовой щиток, щиток управления, умформеры РУК-300 и РУНЗОА, монтажные кабели.

Громкоговоритель монтировался в фюзеляже самолета за второй кабиной, рупором вниз. В нижней плоскости фюзеляжа по внутреннему контуру рупора делалось отверстие.

Усилитель монтировался на полу кабины летчика впереди педалей управления вблизи пожарной перегородки. Для охлаждения усилителя использовался воздух, поступавший через специальный штуцер в левом борту, и потом, соответственно, выходивший в атмосферу.

Щиток управления устанавливался в кабине летнаба на амортизационной части приборной доски прямо по оси самолета. Вследствие этого обычные приборы на доске были перекомпонованы. Слева от щитка устанавливались компас и указатель скорости, справа — указатель высоты и часы. Под щитком крепился карман для поправочной таблицы. Тумблеры зажигания были перенесены с амортизационной части доски на левую сторону основной доски приборов.

Силовой щиток устанавливался на правом борту кабины летнаба.

Умформеры РУК-300 и РУН-ЗОА располагались на полу второй кабины соответственно справа и слева от сиденья.

У-2ГН был выпущен в двух экземплярах и с успехом применялся на фронте.

Подробно

Источники

  • "Мир Авиации №1 2000г. " /Владимир Иванов, Андрей Коршунов, Владимир Перов, Олег Растренин/

©AirPages
2003-