Авиация Второй мировой

Home English

Ту-2р (Ту-6)

Фронтовой разведчик

ОКБ Туполева

Ту-2

Весной 1942 г. на основе Ту-2 ОКБ впервые приступило разработке фронтового разведчика.

"По своим летно-тактическим данным, вооружению и оборудованию самолет Ту-2р должен соответствовать самолету Ту-2 6-ой серии со следующими изменениями:

1. Дальность при скорости 375-400 км/ч для дневной разведки 2500 км, для ночной разведки - 2000 км.

Примечание: Увеличение дальность полета для дневной разведки должно осуществляться за счет подвески в бомбовом отсеке дополнительного бензобака.

2. На самолете должна быть специальная аэрофотоаппаратура для дневной и ночной разведки.

3. Прицеливание на бомбометании ведется только прицелом ОПБ-1м.

4. Желательно предусмотреть съемную броню для защиты наиболее жизненных агрегатов и коммуникаций, гидросистемы борта задней кабины и фонаря штурмана".

Поскольку в первую очередь фронту требовались все-таки бомбардировщики, работы по разведчику продвигались медленно. Только в декабре 1942 г. завод передал во 2-й ДРАП три самолета (No.No.508, 601 и 603) из пяти намеченных.

При этом на машинах No. 508 и No. 601 установили по одному неподвижному фотоаппарату, а No. 603 оснастили двумя спаренными фотоаппаратами АФА-Зс/50 на подвижной установке с односторонним качанием. Один из аппаратов наклонялся влево, другой вправо на углы от 0 до 7 градусов. В результате можно было осуществлять перспективную двухмаршрутную съемку местности.

Все три самолета с 30 декабря 1942 г. до 21 января 1943 г. успешно прошли войсковые испытания во 2-м ДРАП на Калининском фронте. В отчете по результатам испытаний отмечалось: "...Размеры бомбоотсеков позволяют устанавливать фотоаппараты больших размеров типа АФА-33... Качающаяся спаренная установка позволяет фотографировать площадь, равную площади, сфотографированной при одинаковых исходных данных четырьмя самолетами..."

Компоновочная схема Ту-2Р

Компоновочная схема разведчика Ту-6: 1 — кресло пилота; 2 — кресло штурмана; 3 — установка БУШ с пулеметом УБТ; 4 — дополнительный топливный бак; 5 — пушка ШВАК в корневой части крыла; 6 — фотоаппарат АФА-33/20; 7 — фотоаппарат АФА-33/75 на установке АКАФУ-156; 8 — фотоаппарат АФА-ИМ; 9 — кресло стрелка-радиста; 10 — установка ВУБ-2М с пулеметом УБТ; 11 — место стрелка; 12 — установка ЛУ с пулеметом УБТ

Испытание бензосистемы с дополнительным подвесным баком удалось закончить только в июле 1943 г. Доводочные работы проводились на самолете Ту-2 No.406. Кроме подвесного бака, установленного в передней части бомбоотсека, на машине смонтировали два спаренных АФА-Зс/50 на качающейся установке. Один аппарат мог отклоняться влево, другой вправо на углы от 0° до 9,5°.

Государственные испытания проходили в НИИ Спецслужб с 18 декабря 1943 г. по 20 марта 1944 г.


Характеристики Ту-2Р
Экипаж, чел. 4
Геометрия
Длина самолета, м 13,80
Размах крыла, м 22,06
Площадь крыла, м² 48,80
Массы, кг
пустого самолета 7546
максимальная взлетная 11420
Силовая установка
Мотор 2 × ПД АШ-82ФН
Мощность, л.с. 2 × 1850
Лётные данные
Максимальная скорость, км/ч у земли 492
на высоте 548
Практическая дальность, км 2280
Практический потолок, м 9050
Вооружение
Три 12,7-мм пулемет УБТ  

В 1944 г. завод No. 23 доработал серийный самолет Ту-2 No. 304 выпуска завода No. 166 в вариант разведчика. На нем установили подвесной бак и фотоаппарат АФА-33/50 на качающейся установке для двухмаршрутной съемки. После модернизации и заводских испытаний машину в мае 1944 г. передали в 47-ой ГДРАП на войсковые испытания.

На их основании сделали следующее заключение: "...- самолет Ту-2 в варианте разведчика войсковые испытания выдержал, - установка подвесного бензобака обеспечивает практическую дальность в 2130 км, - считать необходимым поставить вопрос о серийной постройке Ту-2 в варианте разведчика, - рекомендовать применение на самолете Ту-2 в варианте разведчика качающейся фотоустановки под АФА-33/50 или АФА-33/75 и дополнительно к ней АФА-33/20, - просить НКАП дать задание ОКБ завода No.156 разработать и предъявить на испытания упрощенную конструкцию качающейся аэрофотоустановки под АФА-33/50 и АФА-33/75 и аэрофотоустановку под АФА-33/20, - дополнительное остекление передней кабины между 4 и 6 шпангоутами считать целесообразными для самолета в варианте бомбардировщика."

Войсковые испытания Ту-2Р No. 304 позволили определить характеристики фотооборудования, и на основании этого УВВС выпустило новые ТТТ к самолету Ту-2Р как эталону для серии на 1945 г. В основном они сводились к следующему:

"...1. В бомбовом отсеке должен быть поставлен дополнительный бензобак с сигнализациями полного заполнения и остатка горючего.

2. На самолете должны быть установлены восемь кислородных баллонов емкостью по четыре литра, что обеспечивало бы полет продолжительностью 5 ч. на высоте 7000 м.

3. В бомбовом отсеке должны быть установлены: а) качающаяся аэрофотоустановка для АФА-33/50 и АФА-33/75 в порядке взаимозаменяемости, б) неподвижная аэрофотоустановка для АФА-33/20.

4. Фотолюки должны иметь открывающиеся и закрывающиеся в полете створки, управление которыми должно находиться у штурмана.

5. Самолет должен иметь соответствующее бытовое оборудование..."

В экипаж самолета входили: пилот, штурман, сидевший сзади и чуть справа от пилота для лучшего обзора, стрелок-радист (его кабина располагалась непосредственно за крылом) и стрелок, защищавший заднюю нижнюю полусферу. В распоряжении стрелков и штурмана были три пулемета УБТ калибра 12,7 мм.

Фото Описание
Фоторазведчик Ту-2Р из 2-го авиаполка дальней разведки, 1942 г.

Фоторазведчик Ту-2Р из 2-го авиаполка дальней разведки, участник войсковых испытаний. 1942 г.

Фотоаппарат на самолете

Размещение фотоаппарата АФА на самолете

Источники

  • " Бомбардировщик Туполева Ту-2" /Владимир Ригмант./
  • "Ту-2 лучший бомбардировщик Великой Отечественной." /Николай Якубович/
  • "История конструкций самолетов в СССР,1938-1950гг." /В.Б. Шавров/