Авиация Второй мировой

Home English

Ту-2С

Фронтовой бомбардировщик

ОКБ Туполева

Ту-2

К самолету Ту-2 вернулись год спустя, после битвы на Курской Дуге. К тому времени Ту-2С (стандартный) был заметно усовершенствован. Его конструкция была упрощена с технологической точки зрения. Самолет стал легче в эксплуатации, а также отличался лучшими характеристиками. Поврежденный в ходе государственных испытаний самолет отремонтировали. Его испытания продолжались в Москве, куда вернулось туполевское КБ (в ноябре 1943 года). Очередная серия испытаний проходила в период с 19 марта по 28 апреля 1943 года.

Доработанная машина показала следующий рост скоростей:

На 6 км/ч у земли при штатном режиме работы двигателя;

На 12 км/ч на второй передаче наддува;

Скорость 545 км/ч развивалась на форсаже при второй передачи турбонаддува.

Различные работы по улучшению Ту-2

Во время подготовки к серийному выпуску на заводе № 7 в 1942 году, вместо пулемета ШКАС в нижней задней огневой точке решили установить 12,7-мм пулемет Березина. Весной того же года пулемет УБ поставили у места стрелка-радиста, а осенью - навигатора. Когда в октябре 1942 года выпуск Ту-2 прервали, самолет уже нес только крупнокалиберные пулеметы. Неподвижные пулеметы ШКАС калибра 7,62 мм, установленные в носовой части и стреляющие вперед, сняли по пожеланию военных. В начале 1942 года вооружение Ту-2 состояло из двух пушек ШВАК, установленных в центроплане, и трех крупнокалиберных пулеметов, защищавших заднюю полусферу.

В мае 1943 года Туполев предложил установить на «103В» новые двигатели М-82ФНВ (форсированные с непосредственным впрыском). В июле 1943 года прототип с новыми моторами показал, что скорость у земли увеличилась на 32 км/ч, на высоте 1450 м - на 18 км/ч и на высоте 5000 м - на 23 км/ч. По результатам испытаний ГКО приказом № 3754 от 17 июля 1943 года направил Ту-2 с двигателями М-82ФНВ в серию.

В июле и августе 1943 года КБ Туполева провело модификацию самолета № 716, который стал прототипом для машин Ту-2С (С - стандарт). Выпуск самолетов наладили на заводе № 23, который до этого времени выпускал бомбардировщики Ил-4).

Прототип (или как его называли «эталон») облетали 26 августа 1943 года, а через неделю направили на заводские и государственные испытания. Испытания продолжались с 4 сентября по 16 декабря 1943 года. Характеристики эталонной машины были следующие:

(Смотри таблицу). Винты: трехлопастные АВ-С-167 диаметром 3,8 м.

Скороподъемность: 5000 м за 9,5 мин.

Разбег: 416 м.

Пробег: 675 м.

Вооружение: 2 ШВАК калибра 20 мм, 3 УБС калибра 12,7 мм.

В октябре-декабре 1943 года проводились испытания самолета «103В» с разными редукторами оборотов двигателя и разными двигателями. Эксперименты показали, что наиболее эффективен редуктор с передаточным числом 9:16 в сочетании с винтом АВ5-167А диаметром 3,8 м. По образцу Ту-2С № 716 выпускались самолеты вплоть до 1946 года. В ходе серийного выпуска в конструкцию самолета внесли лишь небольшие изменения.

Следующим шагом к улучшению машины было установить на нее двигатели АШ-83ФН мощностью 1900 л.с. Новые моторы поставили все на тот же 716-й самолет и облетали его 18 марта 1945 года. Главным пилотом-исследователем был А.Д. Перелет, а главным инженером - М.М. Егоров. (Оба погибли 11 мая 1953 года при испытаниях Ту-95)

На испытаниях самолет показал следующие характеристики:

Взлетная масса: 10500 кг.

Максимальная скорость: 605 км/ч на высоте 6780 м.

Потолок: 10600 м.

Скороподъемность: 5000 м за 7,2 мин.

Дальность полета: 2365 км (расчетная).

В августе 1945 года Ту-2 «716» с двумя двигателями АШ-83ФН отдали на завод с целью учесть в его конструкции высказанные в ходе испытаний замечания. Новый цикл испытаний начался 19 августа 1946 года. Официально государственные испытания длились с 22 августа по 21 ноября 1946 года. Хотя результаты были многообещающие, в серию машина не пошла. Во-первых, моторы АШ-83 серийно не выпускались, а, во-вторых, поршневые машины уже были не актуальны.

В конце 1945 года в порядке эксперимента на Ту-2 с номером 23/35 попытались установить двигатели М-93. Однако этих двигателей КБ Туполева не получило и в апреле 1947 года работы над Ту-2 2М-93 прекратили.

В феврале 1948 года на заводе № 116 на базе серийных Ту-2 (7/57 и 7/57) установили систему антиобледенения. Испытания обоих самолетов продолжались с 19 февраля по 23 марта 1948 года. Результаты были настолько многообещающими, что подобную систему решили установить на все серийные самолеты.

Удачная конструкция Ту-2 позволила создать на его базе множество вариантов. Среди них следует упомянуть:

Дальний бомбардировщик - консоли крыльев нарастили съемными законцовками, самолет оснастили автоматом курса АК-1;

Пикирующий бомбардировщик - самолет оснастили аэродинамическими тормозами;

Разведывательный самолет - в бомбоотсеке установили фотоаппаратуру и дополнительный топливный бак;

Учебный самолет - на месте штурмана установили второй комплект органов управления.

За период 1942 - 1945 гг. всего построили 1216 Ту-2. Производство этих самолетов продолжалось еще несколько лет и после войны, пока их не сменили реактивные бомбардировщики.

Несмотря на сравнительно скромный вклад в дело разгрома врага. Ту-2, тем не менее, остался в истории как один из выдающихся самолетов своего времени. Среди других аналогичных самолетов, как союзников, так и противника Ту-2 не выделялся какими-то рекордными показателями. Его превосходство заключалось в исключительно удачном сочетании основных составляющих боевой эффективности, таких как скорость, дальность полета, обороноспособность, бомбовая нагрузка и возможность бомбометания с пикирования, в том числе и бомбами одного из самых крупных тогда калибров. Это и определило очень высокую его боеспособность.

Воздушый винт АВ-5-167

Воздушый винт АВ-5-167А


Фронтовые бомбардировщики
Пе-2 Пе-2ФТ Ту-2
Экипаж, чел 3 3 4
Год выпуска 1942 1945 1943
Геометрия
Длина самолета, м 12.66 12.66 13.8
Размах крыла, м 17.13 17.13 18.86
Площадь крыла, м2 40.5 40.5 48.8
Массы, кг
Взлетный вес нормальный 7775 8405 10360
максимальный 8715 8805 11360
Силовая установка
Мотор М-105РА М-105ПФ АШ-82ФН
Мощность, л.с. 2x1100 2x1210 2x1850
Лётные данные
Max V, км/ч у земли 434** 468 482/509*
на высоте 515 527 547
м 4800 3900 5400
Практический потолок, м 8000 8200 9500
Дальность полета с нормальной бомбовой нагрузкой, км 1250 1220 2150
Вооружение
Бомбовая нагрузка кг нормальная 600 600 1000
максимальная 1000 1000 3000
Оборонительное вооружение пулеметы 4 5 3
пушки - - 2

* - На 10- минутном форсаже

** - Снижение летных данных обусловлено усилением оборонительного вооружения

Фото Описание
Схема Ту-2C 61-й серии производства завода № 23.
Ту-2С на войсковых испытаниях, 1944 год.
Ту-2С с двигателями АШ-82ФН на заводе № 166 в Омске, 1946 год.

Подробно

Фото Описание
Ту-2С, переделанный из самолета № 100716 Омского авиазавода в мюле 1943

Опытный экземпляр Ту-2С, переделанный из самолета № 100716 Омского авиазавода в июле 1943 г.

Ту-2С, переделанный из самолета № 100716. АШ-82ФН.

Этот же самолет. АШ-82ФН в раскапоченном виде.

Люковая установка стрелка Ту-2С № 100716

Люковая установка стрелка опытного самолета Ту-2С № 100716

Две ФАБ-1000 на внешней подвеске Ту-2С № 100716

Размещение двух бомб ФАБ-1000 на внешней подвеске опытного самолета Ту-2С № 100716

Две бомбы ФАБ-500 на внешней подвеске

Размещение двух бомб ФАБ-500 на внешней и четырех ФАБ-250 на внутренней подвеске опытного самолета Ту-2С № 100716. Кассеты АБК-П-500 на держателях внешней подвески опытного самолета Ту-2С № 100716.

Кассеты АБК-П-500 на держателях внешней подвески Ту-2С № 100716

Кассеты АБК-П-500 на держателях внешней подвески опытного самолета Ту-2С № 100716

Кассета ПКД-2 в грузовом отсеке Ту-2С № 100716

Кассета ПКД-2 в грузовом отсеке опытного самолета Ту-2С № 100716

Кабина летчика самолета Ту-2С № 100716

Передняя кабинна опытного самолета Ту-2С № 100716

Передняя кабина Ту-2С № 100716, левый пульт

Передняя кабина опытного самолета Ту-2С № 100716, левый пульт:
1 — центральный распределительный щит, 2 — откидной столик штурмана, 3 — приемник радиополукомпаса РПК-10, абонентский аппарат самолетного переговорного устройства СПУ

Источники

  • "История конструкций самолетов в СССР,1938-1950гг." /В.Б. Шавров/
  • "Самолеты сталинских соколов" /К.Ю. Косминков, Д.В. Гринюк/
  • "Война в воздухе" /№ 66, № 67/
  • "Советские самолеты" /А.С. Яковлев/
  • "Ту-2 лучший бомбардировщик Великой Отечественной." /Николай Якубович/