Авиация Второй мировой

Home English

Ту-10 ✭
Скоростной дневной бомбардировщик
Туполев

Ту 10 с двигателями АМ-40 и 4-х лопастными винтами АВ-9К-22А в НИИ ВВС, сентябрь 1946 г

Третий вариант скоростного дневного бомбардировщика шел под обозначением "68", а в ВВС - Ту-10. Некоторое время самолет обозначался как Ту-4, однако затем это название было отдану советскому варианту американского Б-29. Самолет "68" представлял собой серийный бомбардировщик Ту-2 с незначительными изменениями в планере, но с рядными двигателями Микулина АМ-39ФНВ (непосредственного впрыска) по 1850 л.с.

Вобрав в себя все изменения, серийный Ту-2 № 16/20 превратился в середине мая 1945года в самолет "68" 2 × АМ-39 ФНВ. 19 мая 1945 г летчик-испытатель А.Д. Перелет и ведущий инженер по испытаниям Б.Н. Гроздов впервые подняли машину в воздух. Заводские испытания продолжались до 8 июня. Неделю на самолете устраняли выявленные дефекты, а 16 июня сдали НИИ ВВС на государственные испытания. 17 ноября "68"-я, оснащенная новыми винтами АВ-5ЛВ-166Б, вышла на повторные государственные испытания, продолжавшиеся до 8 февраля 1946 г.

В Акте НИИ ВВС № 17 за 1946 г по результатам повторных государственных испытаний самолета "68" 2АМ-39ФНВ с винтами АВ-5АВ-166Б дано заключение, что "самолет может быть рекомендован на вооружение ВВС при условии устранения всех дефектов, отмеченных в акте".

Машину возвратили на завод № 156 Там на ней появились новые моторы АМ-39 ФН2 с четырехлопастными флюгерными винтами АВ-9К-22А и пылефильтрами на всасывающих патрубках, вертикальное оперение еще большей площади (6,03 м² вместо 5,79 м²), хвостовое колесо с пневматиком 530 × 230 мм. Поперечное V крыла уменьшили на 1 5 градуса с помощью конусных прокладок по стыковочному узлу.

Все работы опытное производство закончило 24 мая. Первый полет модернизированной "68"-ой состоялся 28 мая (летчик-испытатель А.Д.Перелет). Испытывали самолет и с моторами АМ-40 с четырехлопастными винтами АВ-9К-22А, но каких-либо преимуществ эти двигатели не дали.

"68" 2 × АМ-39ФН2 (с винтами АВ-5ЛВ-22А) под обозначением Ту-10 запустили в небольшую серию на заводе № 82. "68" воплотила в себе все лучшее для машины своего назначения - большую скорость в сочетании со значительной бомбовой нагрузкой, мощным оборонительным вооружением и необходимой дальностью полета. Она стала последним серийным поршневым бомбардировщиком такого класса - ОКБ уже работало над реактивными самолетами.

Вооружение. Три оборонительных 12,7-мм пулемета УБТ и две 20-мм пушки ШВАК в корнях крыльев; бомбовая нагрузка - 1000 кг, максимальная - 3000 кг.


Ту-10
Экипаж, чел. 4
Геометрия
Длина самолета, м 13,80
Высота, м 4,55
Размах крыла, м 18,86
Площадь крыла, м² 48,80
Массы, кг
Пустого 8200
Нормальная взлетная 12444
Силовая установка
2 × ПД АМ-39ФН-2
Мощность взлетная, л.с. 2 × 2000
Мощность полетная, л.с. 2 × 1850
Лётные данные
Максимальная скорость у земли, км/ч 520
Максимальная скорость на высоте, км/ч 635
Крейсерская скорость, км/ч 598
Практическая дальность, км 1660
Max скороподъемность, м/мин 450
Практический потолок, м 9800
Фото Описание
Схема Ту-10 с двигателями АМ-40
Ту 10 с двигателями АМ-40 и 4-х лопастными винтами АВ-9К-22А в НИИ ВВС, сентябрь 1946 г.

Источники

  • "История конструкций самолетов в СССР,1938-1950гг." /В.Б. Шавров/
  • "Самолеты сталинских соколов" /К.Ю. Косминков, Д.В. Гринюк/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/