Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте  Мобильная версия
 
Самолёты Поликарпов И-5 Р-5 У-2 У-2 1937г У-2ВС У-2НАК У-2ШС У-2М И-15 И-15бис И-153 И-16 И-16 тип 5 И-16 тип 10 Опытные И-16 И-17 И-180 И-185 И-190 ВИТ-1 ВИТ-2 СПБ ТИС НБ (Т) Боевое применение Фото и схемы РТЭ и РЛЭ У-2 1937 И-16 с М-63

ТИС

Тяжелый истребитель сопровождения

ОКБ Поликарпова

ТИС

ТИС - тяжелый истребитель сопровождения. Первый в СССР самолет такого назначения, а вместе с тем двухместный, двухмоторный истребитель, пикирующий бомбардировщик, разведчик, многоцелевой самолет.

Задание на него Поликарпов получил по собственной инициативе осенью 1938 года. ТИС был выпущен в двух последовательных вариантах.

ТИС (А)- с двигателями АМ-37 по 1400 л.с. на высоте 6300 м, выпущенный в 1941 году. В отличие от других самолетов близкой схемы (ВИТ, СПБ, Пе-2, Ту-2), его размеры и площадь крыла значительно меньше (34,85 м), а двигатели крупнее и тяжелее: удельная нагрузка на крыло в полтора раза больше. Вся цельнометаллическая конструкция была хорошо продумана технологически.

Вооружение было исключительно мощным: носовая стрелковая батарея из четырех ШКАС (3000 патронов), в центроплане - две ШВАК-20 (1600 снарядов), один ШКАС назад-вверх и один ШКАС назад-вниз (по 750 патронов). Масса секундного залпа -5,12 кг. Бомб - две по 500 кг на наружней подвеске.

Самолет был выпущен весной 1941 года перед войной, по тому времени был новым типом, основанным на опыте ВИТ и СПБ. Первый полет был только в сентябре, потом последовала эвакуация., где и проводились испытания, затянувшиеся до 1943 года. Летные качества были неплохие: скорость у земли 490 км/час, на высоте 1500 м 515 км/час, время набора высоты 7000м 11,5 мин. Но было уже поздно, вопрос о серии не возникал.

ТИС (МА) - тяжелый истребитель сопровождения, предназначенный для борьбы со скоростными бомбардировщиками, но не пикирующий бомбардировщик. Предполагалось установить двигатели АМ-39, но, ввиду их отсутствия, были установлены АМ-38. Размеры и формы самолета были те же, что и ТИС (А), но радиаторы вынесены в консоли крыла с входными и выходными туннелями.

Вооружение было еще усилено: в носу фюзеляжа - два пулемета БС, в центроплане - две пушки калибра 37 мм у бортов фюзеляжа (пробовали даже калибр 45 мм) и один пулемет ШКАС вверх-назад. Бомб - две по 500 кг на наружней подвеске.

Первый полет был 13 июня 1944 года. Летные качества были столь же хорошие.

Летно-технические характеристики двухмоторных самолетов Поликарпова приводятся по данным заводских испытаний:

Характеристики
ВИТ-1 ВИТ-2 СПБ ТИС-А ТИС-МА
Экипаж, чел 3 3 3 2 2
Размеры.
Размах крыла, м 16.5 16.5 17.0 15.5 15.5
Длина самолета, м 12.7 12.25 10.4 11.7 11.7
Площадь крыла, м² 40.4 40.76 42.93 34,8 34,8
Силовая установка
Мотор 2 x M-103 2 x M-105 2 x M-105 2 x АM-37 2 x АM-38
Мощность, л.с. 2 x 960 л.с. 2 x 1050 л.с. 2 x 1050 л.с. 2 x 1400 л.с. 2 x 1665 л.с.
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 4013 4032 4950 58000 6261
Нормальная взлетная 6453 6302 6940 7840 8280
Летные данные.
Максимальная скорость у земли, км/ч 450 486 450 490 -
Максимальная скорость на высоте 4,5км, км/ч 530 (3км) 513 510 555(5,8) 530(4)
Посадочная скорость, км/ч - - 140 150 139
Практический потолок, м 8000 8200 8500 10250 12500
Вооружение
Число пушек и пулеметов 37+2xШВАК20
+ШКАС
2x37+2xШВАК20
+2xШКАС
4xШКАС 2xШВАК20
+6xШКАС
2x37+2xБС
+ШКАС
Бомб в фюзеляже + на внешней подвеске, кг 600+2x500 - 800+700 -+2x500 -+2x500

Подробно

Источники

  • "История конструкций самолетов в СССР,1938-1950гг." /В.Б. Шавров/

©AirPages
2003-