Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Самолёты Сухой Су-1 Су-3 «Иванов» Су-2 М-88 Су-2 М-82 Су-6 Су-8 Су-12 Фото и схемы

Су-2 с М-88

Ближний бомбардировщик

ОКБ Сухого

Су-2 М-88 в варианте арткорректировщика, 1941 © Михаил Быков

Су-2 М-88 в варианте арткорректировщика во время испытаний в августе 1941 г.

В конце 1940 года отношение руководства к машине Сухого сильно изменилось в негативном направлении. Стало высказываться мнение, что ББ-1 как тип не найдет широкого применения в будущей войне. Военные хорошо знали о беззащитности польских легких одномоторных бомбардировщиков «Карась» перед атаками немецких истребителей. Позже стало известно, что английские «Бэттлы» (наиболее близкие к ББ-1 по схеме и назначению), считавшиеся накануне войны вполне современными, в майских боях 1940 г. во Франции понесли исключительно тяжелые потери. Советская разведка сообщала, что крупнейшие заводы «Остин» в Ковентри перешли на выпуск четырехмоторных бомбардировщиков, прекратив постройку «Бэттлов».

Специалисты понимали, что нельзя приписывать успехи пикирующего бомбардировщика Ju87 только немецкой пропаганде. Однако закупили в Германии и подробно изучили в НИИ ВВС не его, а другой, двухмоторный пикирующий бомбардировщик Ju88, который оказал большое влияние па советскую авиапромышленность и даже на военную доктрину. У руководства страны не было убежденности, что в предстоящей войне удастся сразу завоевать господство в воздухе, а без него одномоторный двухместный бомбардировщик являлся весьма уязвимым. По мнерию руководства ГУ ВВС и НKAП, нашей стране был нужен в массовом производстве не одномоторный "горизонтальный" бомбардировщик, а двухмоторный пикировщик. В результате самолет ББ-1 фактически перестали рассматривать как новый тип серийного бомбардировщика. И раньше руководство страны не жаловало Сухого и его творение своим вниманием. Можно привести такой факт: до войны его машины не участвовали ни в одном параде или крупном показе новой авиатехники. Теперь, после отказа Павла Осиповича переделать самолет в пикирующий бомбардировщик, интерес к ББ-1, казалось, пропал совсем.

Кроме того, осенью 1940 г. авиапромышленности не удалось преодолеть кризис в совершенствовании моторов, в особенности разработанных в КБ С.К.Туманского. На двигателях М-88 постоянно отмечались прогары поршней, тряска ВМГ, повышенный расход масла, приводивший к дымлению. Если на первой скорости нагнетателя наблюдалось излишнее обеднение смеси, то на второй - переобогащение. Пришлось временно приостановить их серийный выпуск. Трудно шла доводка перспективного двигателя М-90, на который НКАП возлагал большие надежды. В результате к должности главного конструктора завода № 29 Туманского сменил Е.В.Урмин. Едва не арестовали директора С.А. Громова - его спасло от скорой расправы лишь заступничество Шахурина.

9 декабря 1940 г. на совместном заседании СНК и ЦК ВКП(б) рассматрмиалась программа выпуска самолетов и моторов на 1941 г. В этом чрезвычайно важном документе авиапромышленности предписывалось прекратить выпуск устаревших самолетов. Для ближнего бомбардировщика ББ-1, переименованного по имени главного конструктора в Су-2, устанавливался годовой план для всех трех заводов в 1150 машин (из общего количества 6070 бомбардировщиков). 600 Су-2 должны были построить за 1941 г. в Харькове.

После получения удовлетворительных результатов испытаний М-88 их серийную постройку возобновили под обозначением М-88Б. И Харьконе незадолго до нового 1941 г. эти моторы устанавливали не только на вновь построенные Су-2, но и заменяли некондиционные двигатели и на уже выпущенных машинах. В последних числах декабря 1940 г. не только впервые удалось выполнить план и сдать военным представителям 40 самолетом, но н обеспечить задел для выполнения программы следующего года.

Был также отработан Су-2 в варианте разведчика и артиллерийского корректировщика. По мнению руководства ГУ ВВС, в первой роли наиболее подходящими самолетами являлись Пе-2 и Пе-3, но во второй Су-2 оказался просто незаменим. «Обладая диапазоном скоростей от 220 до 450 км/ч, достаточным вооружением, самолет позволяет выполнять артиллерийские задачи», - отмечалось в отчете. Проведенные в августе 1941 г. по указанию заместителя командующего ВВС генерала И.Ф.Петрова сравнительные испытания Су-2 и двухместного учебно-тренировочного Як-7 показали бесспорное преимущество "сушек".

На Як-7 нельзя было увеличить полезную нагрузку за счет дополнительного спецоборудования без существенного ухудшения летных данных. Недостаточными оказались габариты второй кабины яковлевского самолета, а обзор из нее не удовлетворял требованиям к артиллерийскому самолету. Кроме того, Як-7 имел большой разбег и пробег и нуждался в хороших подходах к аэродрому, а также не имел оборонительного вооружения. Всех этих недостатков был лишен Су-2. По мнению ведущего инженера по испытаниям военинженера 2-го ранга В.Я Магона, машина удовлетворяла "главным и основным ТТТ, предъявленным к корректировщику без существенных конструктивных переделок". НИИ ВВС рекомендовало как можно скорее принять самолет Сухого на вооружение корректировочных звеньев и эскадрилий.

Су-2 М-88Б
Су-2 №16/2 Су-2 №070T29 Су-2 мод. №1/6
Окончание испытаний январь 1941 июнь 1941 февраль 1941
Размеры
Размах крыла, м 14.3 14.3 14.3
Длина самолета, м 10.25 10.25 10.25
Площадь крыла, м² 20.0 20.0 20.0
Силовая установка
Мотор M-88Б M-88Б M-88Б
мощность на высоте л.с. 1000 1000 1000
H м 6000 6000 6000
Массы и нагрузки, кг
Пустого 2954 2995 2875
Полетный 4310 4335 4121
Летные данные
Максимальная скорость у земли км/ч 378 370 410
на высоте км/ч 460 455 512
H м 6600 6700 7100
Время набора высоты 5000м, мин 12,6 12,6 11,3
Практический потолок, м 8900 8500 9120
Крейсерская дальность, км 890 - 1128
Вооружение
ШКАС 7,62-мм неподвижные 4 2 2
патронов шт. 3400 2400 1700
в турели 1 1 1
патронов, шт. 900 900 900
Бомб, кг 400 400 400
Схема Су-2 М-88 Схема ББ-2 М-88 Арткорректировщик Су-2 на испытаниях

Подробно

Источники

  • "История конструкций самолетов в СССР,1938-1950гг." /В.Б. Шавров/
  • "Самолеты сталинских соколов" /К.Ю. Косминков, Д.В. Гринюк/
  • "Штурмовики Красной армии" /В.И. Перов, О.В. Растренин/
  • "Сто тысяч "Чингизханов"" /авиАМастер #5 2000. Дмитрий Хазанов/
  • "Су-2. Ближний бомбардировщик" /Дмитрий Хазанов, Николай Гордюков/

©AirPages
2003-