Авиация Второй мировой На главнуюПоиск на сайтеEnglish
 
Самолёты Ар-2 Ще-2 Ли-2 И-21 Фото и схемы Боевое применение Ли-2 СССР

Ще-2

Лёгкий транспортный самолет

ОКБ Щербакова

Як-6

Ще-2 (ТС-1, транспортный самолет) — подносный высокоплан с трапециевидными консолями крыла, двумя двигателями М-11Д по 115 л. с, разнесенным вертикальным оперением, большой грузовой кабиной с большой дверью в левом борту (1,43 Х 1,64 м) хорошо обтекаемого фюзеляжа. Шасси — неубираемое с обтекателями на колесах. Самолет был предназначен для перевозки крупногабаритных грузов вплоть до любых двигателей, рядных и звездообразных, массой до 1000 кг. Это было нужно в условиях войны для обслуживания баз, когда требования ремонта боевых самолетов осложнялись постоянными перемещениями ремонтных баз в ходе наступления.

Конструкция деревянная с полотняной обшивкой крыла и оперения, очень легкая, ради легкости местами и трудоемкая. Так, многочисленные стрингеры фюзеляжа-монокока, оклеенного полотном, были сделаны в виде миниатюрных коробчатых лонжеронов сечением 30 X 10 мм, со стенками в 1 мм и полками-рейками площадью 4X8 мм, на клее и мелких гвоздиках. Зато легкость была достигнута необыкновенная без ущерба для общей и местной прочности. Разрушающая перегрузка 5,85. Аэродинамическая характеристика Аэродинамическая характеристика Ще-2

Крыло однолонжеронное, площадью 63,88 м², амортизационные стойки шасси — от Ла-5, колеса 600X180 и 300X125 мм, лыжи: 240X620 мм (1,42 м²) и 800Х Х380 мм (0,24 м²). Четыре бензобака на 850 л, сварные из АМц. Моторамы с резиновыми буферами.

Масса пустого самолета — 2210 кг, бензина — 370 кг, масла — 40 кг, полетная масса — 3400—3700 кг.

История самолета Ще-2 такова. На небольшом заводе шел ремонт самолетов и строилась малая серия контейнеров под крылья самолетов У-2 и Р-5 для перевозки небольших грузов. Но нужно было перевозить крылья истребителей, целые двигатели и был заказ на подвески для перевозки по воздуху малых противотанковых пушек. Крылья истребителей возили под крыльями Р-5, но двигатели самолет Р-5 перевозить не мог. А. Я. Щербаков — тогда директор и главный конструктор завода, а одновременно и начальник Главного управления по ремонту самолетов НКАП смог договориться о постройке специального грузового самолета для перевозки крупногабаритных грузов первоначально по заказу морской авиации. За 1942 г. был представлен проект и построен самолет под маркой ТС-1. Летом 1943 г. он с успехом прошел испытания, и в августе было принято решение о выпуске серии под маркой Ще-2. 3 октября 1943 г. в ОКБ Щербакова было начато производство. Головной самолет Ще-2 вышел летом 1944 г. Серия шла до начала 1946 г.

Первый выпущенный Ще-2 выполнил не менее 20 полетов по маршруту Чкалов — Куйбышев — Москва, показал ресурс до 1000 ч. Ще-2 широко применялся в частях как транспортный (до 16 человек), грузовой, санитарный (11 носилок), десантный (9 десантников), учебный для обучения штурманов. Было пять модификаций Ще-2: опытный (1942 г.), серийный грузовой и санитарный (1944 г.), штурманский (1944 г.), сельскохозяйственный (1945 г.) и даже с дизелями ОМС, взятыми с американского танка (1945 г.). Был вариант облегченный с уменьшенным крылом (55 м² вместо 64 м² при той же площади оперения горизонтального 10,14 м² и вертикального 5,48 м²), при той же массе 3400 кг, но без перегрузки.

Был нереализованный проект двухфюзеляжного Ще-2 с тремя М-11Д, выдвинутый заместителем Щербакова М. В. Ляпиным.

Летные и эксплуатационные испытания серийных экземпляров в системе ВВС и ГВФ подтвердили хорошие качества самолета. Не был только одобрен сельскохозяйственный вариант из-за недостаточной маневренности на бреющем полете (время виража 85 с) и малой скороподъемности. В этом варианте было повышено шасси на 0,45 м и взяты колеса 800X260 мм.

Самолет Ще-2 не показал всех своих возможностей. Это был по существу планерлет (мотопланер) с очень большой нагрузкой на мощность, достигавшей 16 кг/л. с. Взлетная дистанция до набора высоты 25 м — 980 м, посадочная — 560 м. Ему нужны были двигатели в 150—200 л. с. или МГ-31 в 300 л. с, предусмотренные в проекте самолета, но прекращенные с войной. М-11Д в 115 л. с. были для него определенно недостаточны, но других для серии не было. И все-таки самолет Ще-2 принес большую пользу, хотя летчики его не очень любили из-за малой мощности.

Однако полет на одном работающем двигателе был возможен у земли при массе до 3000 кг, т. е. почти без платной нагрузки. Самолет был прост в эксплуатации, пригоден и целесообразен для местных линий. Применялся он и после войны, будучи доступен и летчику ниже средней квалификации.

В.Б. Шавров

Як-6 Як-6ННБ Ще-2
Геометрия
Длина самолета, м 10,35 10,35 14,27
Размах крыла, м 14,0 14,0 20,48
Площадь крыла, м² 29,6 29,6 63,90
Массы, кг
пустого 1368 1433 2270
Взлетный вес 2350 2500 3400/3600
Силовая установка
Мотор 2 х М-11Ф 2 х М-11Ф 2 х М-11Д
Мощность, л.с. 140 140 115*
Лётные данные
Максимальная скорость, км/ч 230 180 160
Крейсерская скорость, км/ч 187 - 140
Время набора высоты 1 000 м, мин 5,4 - 14
Практический потолок, м 3380 3380 2400
Дальность полета, км 900 580 2160**

* - Для М-11Д номинальная мощность 115 л.с., взлётная - 125 л.с.

** - перегоночная дальность

Описание самолета не будет полным без сравнительной таблицы масс нагрузки и пассажирских мест, т. е. без того, для чего собственнно и предназначен транспортный самолет. И если "лимузин" Яковлева мог с большей скоростью и комфортом доставлять командный состав к месту совещаний, то Ще-2 был "рабочей лошадкой", перевозящий грузы и людей по многочисленным требованиям военного времени, будь то доставка исправного двигателя и бригады "технарей" для оперативного восстановления самолета или бригады доработчиков с необходимым оборудованием.

(Таблица составлена по книге В.Б. Шаврова)

Як-6 (1942) Як-6 (1943) Ще-2 (1945)
Силовая установка
Двигатель 2 Х М-11Ф (140 л.с.) 2 Х М-11Ф (140 л.с.) 2 Х М-11Д (115 л.с.)
Массы, кг
Пустого 1368 1415 2270
Полной нагрузки 982 885 1130
Полетная 2350 2300 3400
Топлива + масла, кг 278+24 280+24 300+40
Число мест 6 6 13
Удельная нагрузка
на крыло, кг/м² 80 78 53,3
на мощность, кг/л.с. 8,4 8,2 14,8

Фото Описание

Схема Ще-2

Компоновка, кабина пилотов и приборная доска самолета Ще-2

Опытный ТС-1.

Источники

  • "История конструкций самолетов в СССР,1938-1950гг." /В.Б. Шавров/

20 06 2015

Посмотрел, что есть в интернете по этому самолету. Большинство - простое копирование статьи Вадима Борисовича Шаврова из "Истории конструкций самолетов в СССР", без указания авторства, с некоторыми сокращениями и неточностями, однако с предупреждением, что копирование материалов сайта только при наличии ссылки на источник. В остальных - та же статья, пересказанная "своими словами", иногда с очевидными ошибками, к примеру с утверждением, что М-11 - дизельный двигатель. А посему для интернета предлагаю еще один вариант - статья классика без купюр и сокращений.

20 06 2015

Несколько удивлен расположением приборов на приборной доске пилотов. Командир и второй пилот вместо пилотажных приборов на своих приборных досках вынуждены наблюдать щитки настройки радиостанции и другие второстепенные приборы, а для пилотирования самолета косить взглядом в среднюю приборную доску.

В целом такая компоновка вероятно не от хорошей жизни, самолет был дешевый и при низких скоростях прощал такие "неудобства"...

20 06 2015

Вот как отзывается Марк Лазаревич Галлай об этом самолёте:

"Летели мы на двухмоторном транспортном Ще-2. Это был очень хороший самолет с малой нагрузкой на крыло, очень летучий, хорошо управляемый, устойчивый, с достаточно вместительным фюзеляжем.

Но у него было одно "но". Конструктор делал Ще-2 под моторы "Аргус" в 240 л.с, а в его распоряжении оказались только М-11 номинальной мощностью в 150* л.с. Машина, которая, грубо говоря, всегда летала как бы с неполным газом. Отсюда и длиннющий разбег и небольшой потолок.

И вот бывает такое "везение", что недалеко от Вязьмы у меня разваливается в воздухе один мотор. Потащило сразу вправо, а высота метров 50. Конечно, удержал Ще-2 от разворота, но он и на двух моторах еле летел, а о полете на одном не могло быть и речи. К счастью, на земле увидел какую-то поляночку, довольно энергично довернул самолет и плюхнулся на землю.

Проскакав по кочкам, машина остановилась абсолютно целехонькая, подтвердив свою надежность в столь экстремальной ситуации... "

* - фактически для имеющихся тогда в наличии М-11Д взлётная мощность не превышала 125 л.с.

К слову сказать, здесь же, "Боевое донесение гвардии майора М.Л. Галлай " о боевой потере Пе-8 № 42048 и скитаниям по тылам противника...

28 06 2015

Схема Ще-2 двухфюзеляжного Схема двухфюзеляжного трехдвигательного Ще-2 по проекту заместителя Щербакова М.В. Ляпина. Таким образом, каждый лётчик в своей собственной кабине будет иметь свой собственный комплект пилотажно-навигационных приборов :-) Мощность силовой установки оставляет желать лучшего.

Здесь уместно напомнить о составном He-111Z. Задача увеличения мощности силовой установки для целей буксировки планеров была успешно решена простым увеличением числа двигателей до пяти.


©AirPages
2003-