Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте  Мобильная версия
 
Самолёты Поликарпов И-5 Р-5 У-2 У-2 1937г У-2ВС У-2НАК У-2ШС У-2М И-15 И-15бис И-153 И-16 И-16 тип 5 И-16 тип 10 Опытные И-16 И-17 И-180 И-185 И-190 ВИТ-1 ВИТ-2 СПБ ТИС НБ (Т) Боевое применение Фото и схемы РТЭ и РЛЭ У-2 1937 И-16 с М-63

Р-5

Разведчик

ОКБ Поликарпова

Р-5

Первым самолетом, принятым к массовой постройке в послереволюционной России, стал разведчик Р-1, скопированный с трофейного английского DH-9.

Р-5— двухместный полутораплан, классический тип разведчика 1928—1933 гг. — принадлежит к лучшим образцам самолетов подобного назначения. В его конструкции, линиях и аэродинамике было много общего с самолетами У-2, П-2 и И-3. Выбор основных размеров и параметров Р-5 был сделан особо тщательно после многочисленных предварительных подсчетов и статистических исследований. Р-5 сменил Р-1 и другие разведчики, показав неоспоримые преимущества перед ними. Самолет обладал более чем достаточной общей и местной прочностью, отличался продуманностью и добротностью выполнения, без заметного перетяжеления и без снижения от этого его летных качеств.

Конструкция его оказалась выносливой, в эксплуатации он находился длительное время. Р-5 применялся в частях ВВС в 1931 — 1937 гг. как разведчик, легкий бомбардировщик и штурмовик. Использовался до 1944 г. в Великой Отечественной войне. Кроме того, еще до снятия с вооружения и особенно после снятия он применялся в Аэрофлоте под названием П-5 как транспортный, почтовый и имел много других назначений. Последние П-5 встречались даже после Великой Отечественной войны. Самолет был выпущен в 1928 г., строился большими сериями на заводе № 1 в основном в варианте разведчика.

Более тысячи экземпляров было передано в Аэрофлот под маркой П-5.

Конструкция самолета Р-5 — деревянная из сосны и фанеры, сталь — в узлах мягкая, марки М (предел прочности 40—45 кгс/мм2) с широким применением сварки. Двигатель на опытном экземпляре был БМВ-VI в 500/680 л. с, в дальнейшем — М-176 в 500/680 л. с.,; а с 1934 г. — М-17ф в 500/730 л. с.

Благодаря хорошо налаженному производству масса конструкции серийшно самолета Р-5 была исключительно стабильной и равнялись 1969 кг, масса пустого самолета с несъемным оборудованием — 2169 кг, полетная масса как армейского разведчика — 2955 кг, как легкого бомбардировщика — 3247—3347 кг, предельная масса — 3800 кг.

Фюзеляж самолета был четырехгранного сечения с округленной верхней гранью. Каркас состоял из четырех лонжеронов, и 12-рам-шпангоутов, верхних рам жесткости, полов кабин, стрингеров и отдельных раскосов. Обшивка — фанера от 3 до 2 мм. Сборка — на казеиновом клее, железных оцинкованных шурупах и гвоздях. Моторама — ферма из дуралюминовых коробчатых брусьев, соединенных дугообразной клепаной рамой, и из 12 стальных и дуралюминовых стержней — труб с наконечниками, частичке регулируемых по длине.

Крылья — нормальной двухлонжеронной конструкции. Лонжероны — коробчатые шириной 80 мм (в переднем лонжероне нижнего крыла 55 мм) при толщине полок в пролетах 30 мм, стенки — из 5-мм фанеры, направленной слоями под углом 45° Нервюры — из сосновых реек и фанерных стенок с продолговатыми отверстиями облегчения, через которые проходили ленты-расчалки в крыльях (одиночные кресты). Стойки коробки крыльев—дуралюминовые трубы каплевидного сечения с регулируемыми вильчатыми наконечниками. Расчалки — профилированные ленты с наконечниками, несущие — парные № 12 (диаметр исходный и резьбы 12 мм), обратные— одиночные № 11, под центропланом—№ 10 и 7.

Хвостовое оперение — обычной деревянной конструкции, все ободы крыльев и рулей — дуралюминойые. Управление — тросовое, двойное — от летчика и наблюдателя, управление элеронами — дифференциальное, отклонение их вверх — на 32°, вниз — 10" 3'.

Шасси М-образной схемы с резиновой пластинчатой амортизацией. Колеса — первоначально спнцевые, с 1933 г. — дисковые тормозные с размерами пневматиков 900X200 мм. Баки — из оцинкованного железа, трубопроводы — медные, радиатор — сотовый выдвижной из латунных тонкостенных трубок фасонного сечения. Управление им — от штурвальчика с цепью Галля.

Профили крыльев — 10 %-ной толщины, с прямой нижней стороной. Центровка самолета: пустого — 24,5 % САХ, в полете в варианте разведчика—33,7% САХ, бомбардировщика — 33,5— 35,8 % САХ, при выгорании бензина она могла доходить до 40% САХ.

Вооружение — один пулемет ПВ-1 синхронный и один (впоследствии спарка) на турели, бомб на подкрыльных держателях 256 кг для разведчика (нормальная нагрузка) и 300—400 кг для бомбардировщика (перегрузка).

Участие в ВОВ. Во время Великой Отечественной войны самолеты типа Р-5 не участвовали в боевом составе ВВС, им была отдана тыловая ниша. Они использовались в летных училищах, запасных частях. Но советская авиация несла большие потери, и пришлось вспомнить о заслуженных ветеранах. В ноябре 1941 года было принято решение направить на фронт 27 полков на Р-5. Летчикам было некогда готовится, и проведя несколько ознакомительных тренировочных полетов, Р-5 были отправлены на фронт.

Основное количество самолетов Р-5, были отправлены на Западный фронт. Р-5 бомбили мосты и переправы через реки Ока, Протва и Угра, наносили боевые удары по дорогам, аэропортам и скоплениям вражеских войск. Уже в декабре 1941 года на фронтах воевали 45 единиц Р-5 и с каждым днем, их количество возрастало.

Во время Любанской операции, целью которой являлось оттеснение противника и снятие блокады Ленинграда, в ВВС устраивало ночные вылеты, бомбили железнодорожные составы, корректировали артогонь и всячески помогали 2-й ударной армии. Но количество самолетов было очень мало, приходилось увеличивать количества вылетов.

В 42-м году ВВС поставило 181 самолет У-2, Р-5 и Р-Z на участок прорыва, которые участвовали в наступлении советских войск. Самолеты выполняли не только боевые вылеты, но и вылеты по снабжению войск и эвакуации раненных. Любанская операция не являлась самой удачной, но несмотря на это, было совершено 27774 вылета, и значительная часть составляла вылеты именно на самолетах Р-5.

За этот период два самолета Р-5 были захвачены противниками, один из них был исправен, и противники решили перегнать его на авиазавод, но самолет не долетел до заветной точки назначения и разбился.

В 1945 году на фронте осталось всего 38 экземпляров самолетов Р-5. К моменту окончания Великой Отечественной войны все самолеты были списаны, но, тем не менее, использовались на Дальнем Востоке для охраны границ а также эксплуатировались в Монголии.

Характеристикм Р-5
Экипаж 2
Размеры
Размах крыла, м 15.30
Площадь крыла м2 50.20
Длина, м 10.56
Высота, м 2.62
Двигатель
1 ПД М-17Ф 680 л.с.
Массы, кг
Пустого 1965
Нормальная взлетная 2805
Летные данные
Скорость, км/час максимальная 244
крейсерская 210
Время подъема на высоту 6000 м 13.2 мин
Скороподъемность, м/мин 295
Дальность, км 2700
Вооружение (оборонительное)
1 синхронизированный 7.62-мм пулемет ПВ-1
2 x 7.62-мм пулеметы ДА на кольцевом лафете над задней кабиной
1
2
Вооружение
Бомб, кг 400

Подробно

Источники

  • "История конструкций самолетов в СССР до 1938 г." /Шавров В.Б./
  • "Самолет Р-5. " М. Изд. Аэрофлота, 1937. /Лабзин Д./
  • "Самолет П-5—M.I7." М., Аэрофлот, 1937.
  • "Производство самолетов." М., ОНТИ, 1937./Бобров В.Ф./

©AirPages
2003-