Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
МиГ-3 Боевое применение СССР

МиГ-3 с АМ-38

Истребитель

ОКБ Микояна

МиГ-3 № 3595 с двигателем АМ-38, август 1941

МиГ-3 № 3595 с двигателем АМ-38, август 1941г.


1 2 3 4

Летом 1941 г. для обеспечения лучших летных характеристик истребителя МиГ-3 на малых высотах, на машине №3595 был установлен двигатель АМ-38 взлетной мощностью 1600 л.с. и винт АВ-5Л-110А. Самолет передали на заводские испытания в ЛИИ, где 31 июля состоялся первый полет. Ответственными за проведение испытаний, которые проходили в период с 1 по 12 августа, были назначены летчик-испытатель Ю.К.Станкевич и ведущий инженер К.Н.Мкртычан.

В виду большей мощности мотора АМ-38 (на 400 л.с. у земли) и более низкой границы высотности по сравнению с мотором АМ-35А, самолет МиГ-3 №3595 показал значительно лучшие летные данные до высоты 4000 м, особенно по максимальным скоростям. Истребитель испытывался в двух вариантах: в представленном заводом №1 и с изменениями, предложенными Главным конструктором (новая конструкция обтекателей на выхлопных патрубках, убранные бомбодержатели и система нейтрального газа). В первом варианте была достигнута скорость 582 км/ч на высоте 3400 м, во втором варианте - 592 км/ч.

Однако установка АМ-38 на самолете МиГ-3 с прежними водо- и маслорадиаторами вызвала повышение температурных режимов работы, что обеспечило нормальную эксплуатацию мотора при температуре наружного воздуха на земле не более +16°С. В связи с этим требовалось изменить систему охлаждения самолета.

Испытания показали, что истребитель МиГ-3 с мотором АМ-38, при условии доведения до нормы температурных режимов и устранения причин неудовлетворительной приемистости двигателя, может быть эффективно использован для борьбы с авиацией противника на высотах ниже 4000 м. При этом установка мотора АМ-38 не требовала существенных конструктивных переделок серийного самолета.

После испытаний в ЛИИ самолет МиГ-3 № 3595 вернули на завод № 1 для смены мотора и устранения дефектов, после чего его отправили на госиспытания в НИИ ВВС. Завершить полностью испытания на удалось из-за непостоянства наддува на всасывании. Кроме того, во время одного из полетов произошла деформация топливных баков. Совершив около 22 полетов, самолет 28 сентября вернули на завод для доработки, замены смятых баков и снятия летных характеристик. 4 октября полеты возобновились на ЛЭС завода №1. Однако 5 октября 1941 г. самолет МиГ-3 № 3595 во время определения скоростей по высотам и проверки скороподъемности потерпел катастрофу, в которой погиб летчик-испытатель Н.П.Баулин.

Как показало расследование, причиной случившегося стал воздушный бой, в результате которого МиГ-3 № 3595 перешел в пикирование, окончившееся катастрофой. Как рассказывали очевидцы, в районе катастрофы они видели второй самолет и слышали стрельбу в воздухе. Изучение останков МиГ-3 показало, что из пулеметов ШКАС было сделано 5-10 выстрелов, а из пулемета БС - 50-70 выстрелов. Это обстоятельство также свидетельствовало о боевом соприкосновении с самолетом противника. Непосредственной причиной катастрофы стало разрушение поврежденной в бою обшивки хвостовой части фюзеляжа с потерей хвостового оперения, в результате чего самолет потерял управление и перешел в неуправляемый штопор.

Между тем, из-за нехватки двигателей АМ-35А в некоторых частях ВВС самостоятельно производили установку моторов АМ-38 на самолеты МиГ-3. Так техническим составом 402 ИАП в ноябре 1941 г. в полевых условиях была проведена установка двигателей АМ-38 на два самолета. Испытания проводили командир полка майор К.А. Груздев и командир эскадрильи капитан Б.Г.Бородай. Во время одного из испытательных полетов К.А.Груздев на истребителе МиГ-3 № 4184 с установленным на нем мотором АМ-38 вступил в бой с бомбардировщиками противника и сбил два самолета.

Основные характеристики истребителей МиГ-3
МиГ-31
ГИ
МиГ-32
№3262
МиГ-33
№3839
МиГ-34
№3943
МиГ-3
№3595
Геометрия
Длина самолета, м 8,25 8,25 8,25 8,25 8,25
Размах крыла, м 10,20 10,20 10,20 10,20 10,20
Площадь крыла, м² 17,44 17,44 17,44 17,44 17,44
Силовая установка
Мотор АМ-35А АМ-35А АМ-35А АМ-35А АМ-38
Мощность, л.с. 1350 1350 1350 1350 1600
Редукция 0,902 0,902 0,732 0,732 0,732
Винт ВИШ-22Е ВИШ-22Е АВ-5Л-123 АВ-5Л-123 АВ-5Л-110А
Массы, кг
пустого         2780
нормальная взлетная 3355 3285 3299 3299 3325
запас топлива 463 335 335 335 330
Лётные данные
Максимальная скорость, км/ч у земли 495 462 472 466 547
на высоте 640 603 621 615 592
м 7800 7800 7800 7800 3400
Время набора высоты 5000v, мин 6,5 6,8 7,1 7,1 5,84/4000
Время набора высоты 8000м, мин 10,28 11,4 12,4 12,4 -
Время виража, сек/на высоте м 25-25/4000 23/1000 22/1000
Практический потолок, м 115005 10850 11500 11500 -
Дальность полета, км/на высоте м 820-857/7860 - - 628/7250 -

1 По результатам государственных испытаний серийных самолетов МиГ-3 №2107 и №2115.

2 Без предкрылков.

3 Без предкрылков.

4 С предкрылками. С винтом АВ-5Л-110 самолет показал максимальную скорость у земли 475 км/ч и на высоте 8100 м - 619 км/ч. Разбег и пробег составили 380 м и 415 м соответственно.

5 Полеты выше 8000 м не проводились из-за падения давления масла ниже допустимого.

Истребитель МиГ-3 № 3595 с двигателем АМ-38

Подробно

1 2 3 4

Источники

  • "История конструкций самолетов в СССР,1938-1950гг." /В.Б. Шавров/
  • журнал "Авиация и космонавтика" /№ 07 2000г. Евгений Арсеньев/

©AirPages
2003-