Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайтеEnglish
 
Пе-8 746 АП ДД Пе-8 № 4214 Пе-8 № 42086 Потери Пе-8 Инциденты Боевое применение Документы штаба СССР Пе-8

ТБ-7 № 42086

Лисачев Иван Тимофеевич


"В размещенной на сайте таблице о потерях самолетов Пе-8 вкралась ошибка.

За 28.08.1942 года указан командиром сбитого самолета с серийным номером 42086 ст. лейтенант Кирьянов. На самом деле самолет 42086 был сбит ЗА под Смоленском в ночь с 24 на 25.08.1942 г.

Командир корабля - майор Лисачев Иван Тимофеевич..." - присланные Олегом Лисачевым, внуком Ивана Тимофеевича, копии страниц из "Журналов боевых действий" 746 полка за 1942 год эту информацию подтверждали...

Сброшено бомб по типам| По донесению экипажей, бомбивших цель, задание экипажем Лисачевым было выполнено.| Аэродром вылета и посадки - Раменское | Интенсивный обстрел ЗА средним и крупным калибром, точно установить количество вооружений не могли. Работы прожекторов не отмечено.

24.8.42|2 аэ|42086, Лисачев, Кирьянов, Буряк| Бомбардирование аэродрома Боровское|
21.22 (Донесение по радио) прошел линию фронта H=4600 м, W=240 (высота и путевая в км/час). 21.41 нажатие на ключ для пеленгации, после чего связь с самолетом прекратилась. С задания самолет и экипаж не вернулся.

* * *

Отрывок из статьи "Люди войны" (из записных книжек) в журнале "Юность" за декабрь 1961 года Александра Фадеева, побывавшего в полку в августе 1943 г.

Рассказ Лисачева, как он был сбит над Смоленском

Лисачев Иван Тимофеевич

Бомбил аэродром под огнем зенитной артиллерии. Самолет загорелся, опалило лицо — выбросился на парашюте и приземлился незамеченным неподалеку от аэродрома. Уползал ночью, а днем сидел в яме, заросшей травой, в 50 километрах от шоссе, где происходило движение неприятельского транспорта. Уходил лесами на север, ориентируясь по звездам, зная, что там легче перейти фронт. Встреча со стрелком своего экипажа. Разговоры со стариками, женщинами, подростками. Наворовали у крестьянки молодого картофеля, набили в карманы и за пазухи, как в детстве ворованные яблоки. (А до того ел дикую малину, лишь бы живот набить.) Попал в партизанский край...

Лисачев — могучий, рослый, широколицый, подлинный русский богатырь.

* * *

На фото Лисачев И.Т. май 1942 года, сразу после получения майорского звания, за три месяца до описываемых событий.

Сбитый под Смоленском в августе 1942г. стрелок Бредун После сбития под Смоленском выжившие комэск Лисачев и стрелок Бредун

Дважды рожденный. Сбитый под Смоленском в августе 1942г. стрелок Бредун.

После сбития под Смоленском выжившие комэск Лисачев и стрелок Бредун.

По воспоминаниям Олега Лисачева Бредун Иван Моисеевич прошел всю войну, иногда бывал у нас в семье, к сожалению, пока живы были родители, это меня не интересовало, а когда спохватился, было уже поздно. Вот так часто всегда бывает... .

* * *

Отрывок из статьи "Гвардейцы" в газете "Правда" от 12 августа 1983 г /Матти Люкаля, Алексей Горохов/.

<…> - Вы знаете, от кого я получил сегодня письмо?- в сильнейшее волнение чувствовалось в голосе москвича Георгия Васильевича Шепеля, бывшего воздушного стрелка. - Представляете, от Петухова Коли...

Что так взволновало фронтовика? Поясним суть дела, касающегося еще одного дальнего бомбардировщика из этой же части.

В ночь на 25 августа 1942 года ТБ-7, в котором летели Шепель и Петухов, был сбит в районе Смоленска.

"Я воевал в экипаже майора Лисачева, - написал в "Правду" после первой публикации Николай Николаевич Петухов, почетный шахтер Донбасса, живущий в поселке Белое Ворошиловградской области. - Той ночью уже при отходе от цели в левую плоскость корабля попал зениитный снаряд, взорвались бензобаки, самолет загорелся и круто пошел к земле. Командир каким-то хриплым, чужим голосом скомандовал: "Все, кто живой, прыгай!". Мой аварийный люк заклинило, тогда я через крыло пробрался в фюзеляж, а там уже бушевало пламя. Прикрыл глаза рукой, дополз до центрального люка и вывалился за борт. В зареве пожара после бомбежки увидел купола парашютов, семь или восемь. Моих товарищей расстреливали с земли из пулеметов. Трудно сказать, долетел ли кто из них до земли..."

- Все точно, - комментирует письмо своего друга Г. Шепель. - Я сидел в корме. Пожар был такой, что пламя до хвоста протянулось. Парашют мой в нескольких местах продырявило...

Скитания Шепеля, как, впрочем и других членов экипажа, по тылам противника заслуживают отдельного рассказа. Скажем лишь, что вернулось несколько человек. Петухова сочли погибшим.

А Николаю Петухову страшно не повезло. Вконец обессилевший, (шутка ли, две недели бродить по лесам и болотам), он нарвался на полицаев. И плен, и лагеря... Сафоново на Смоленщине, Вязьма, Польша, Югославия, Италия. В вяземском лагере познакомился с Федором Полетаевым, будущим Героем Советского Союза и национальным героем Итальянской Республики и Николаем Кочкиным. В июле 1944 года, когда они оказались в лагере близ Генуи, им удалось-таки бежать. Все трое воевали потом в 58-й гарибальдийской бригаде "Оресте": Полетаев и Кочкин - в отряде Нино Франки, Петухов в отряде "Верардо".

Погибли боевые друзья Петухова, когда до конца войны оставалась самая малость. А сам он, среди наших соотечественников - бойцов итальянского Сопротивления, с помощью советской специальной миссии вернулся на Родину и оказался в Донбассе.

Первый экипаж, награжденный в 746 АП в 1941 году. 22.10.41.

Первый экипаж, награжденный в 746 АП в 1941 году. 22.10.41.

Додонов, Томкевич, Лисачев, Пягунов, Догов,

второй ряд - Шахмаев, Бредун, Шепель, Кокорин, Базаев.

* * *

Командиру 45 Авиадивизии ДД

Боевое донесение № 96 части Егорова 25.8.42г.

карта 5000000.

В ночь с 24.8 на 25.8 произведено семь самолето-вылетов. Пять самолетов бомбардировали основную цель аэродром Боровское.

1. Один самолет 42086 командир корабля майор Лисачев с боевого задания не вернулся, донесения о выполнении боевого задания не было. 20.10 установил связь, 20.26 прошел ИПМ, Н=1600 мт. Все о порядке, 21.22 прошел линию фронта Н=4600 мт W 240км/час, 21.41 нажатие на ключ для пеленгации, после чего связь с самолетом прекратилась.

Один самолет командир корабля Сумцов из-за отказа первого мотора вернулся с маршрута и через 16 мин. полета произвел посадку на своем аэродроме с бомбами.

2. Аэродром Боровское бомбардирован пятью самолетами в период 21.57- 22.35 с высоты 3400-4200 мт.

На цель сброшено: 8 ФАБ-500, 16 ФАБ-250, 24ФАБ-100, 10 РРАБ-2 с начинкой 140- АО-10, 360 - АО-8, 400 - ЗАО-2,5 и 6 САБ-100. Сброшено 416 тыс. листовок. Всего весом 15,68 тон.

Общий налет 19 час. 03 мин.

Отмечено попадание бомб и РРАБов в Западную, Юго-Западную часть аэродрома и центр летного поля.

Одна ФАБ-500 была сброшена для обнаружения цели на взлетную полосу аэродрома Шаталово и одна на станцию Энгельгардтовская. В результате бомбометания возникло до 10 очагов пожаров, из них: один в Южной части и 9 в Западной части аэродрома, два пожара сопровождались взрывами красного пламени. По донесению экипажа майора Пусэп штурман Штепенко с 22.08 до 22.45 наблюдали бомбометание нескольких самолетов района от с. Энгельгартовская до ст. Васьково, по аэродрому Боровское бомбометание не наблюдали, пожаров не было.

3. ПВО противника - 21.57 экипаж к-р корабля Додонов наблюдал ЗА среднего калибра до 6 орудий, МЗА до 5 точек, прожекторов 5.

22.02 экипаж к-р корабля Обухов цель прикрыта слабым огнем МЗА до 5 точек, 3 прожектора. 22.16 экипаж к-р корабля Пономаренко цель прикрыта МЗА до 3-х точек крупнокалиберной ЗА 2 орудия, до 5 прожекторов, патрулировало два истребителя Ме-110 на Н=3500 мт.

22.16 к-р корабля Ищенко цель прикрыта ЗА среднего калибра до 5 орудий, 4 прожектора, патрулировал один истребитель (тип не определен) Н=4000мт.

22.37 Экипаж к-р корабля Пусэп, цель прикрыта слабым огнем МЗА, 4 прожектора в районе станции Энгелгардтовская.

Вывод. Цель прикрыта слабым огнем ЗА среднегокалибра до батареи и МЗА до 5 огневых точек. Действовало до 5 прожекторов. Отмечено патрулирование трех истребителей типа Ме-110 Н=3500-4000 мт.

Наблюдение экипажей: а) 22.55 через 18 минут после отхода от цели воздушный стрелок центральной башни с-та 420666 командир корабля Пусэп, ст. сержант Кожин заметил в направлении аэродрома Боровское горящий самолет в воздухе, который через 12-15 секунд упал на землю, что также наблюдал левый подшассийный стрелок старшина Глобенко.

б) в 21.40 большой пожар в гор. Вязьма.

в) в 21.40 интенсивный огонь ЗА крупного калибра

5. Потери - один экипаж корабля №42086 командира корабля майора Лисачева в составе 11 человек с задания не вернулся.

Метеоусловия. ПО маршруту и над целью безоблачно, в районе цели густая дымка.

7) Матчасть самолетов, вылетевших на боевое задание.

Самолет 42107, течь радиатора второго мотора.

Самолет 42067 выбивает масло с третьего мотора. Остальные самолеты исправны.

Приложение: Список экипажа корабля № 42086, не вернувшегося с задания.

Командир полка майор Егоров

Военком, полк. комиссар Брюзгин

Начальник штаба подполковник Иващенко

* * *

Список экипажа самолета 42086.

Занимаемая должность Военное звание Фамилия, имя и отчество
к-р корабля майор Лисачев Иван Тимофеевич
к-р корабля лейтенант Кирьянов Иван Павлович
Шт. корабля ст. лейтенант Буряк Николай Кириллович
Стр. бомбардир ст. лейтенант Чернов Иван Дмитриевич
Возд. радист Старшина Могоник Иван Григорьевич
Ст. техник бортрадист Ст. тех. лейтенант Ефимов Николай Иванович
Пом. борт. техника Б/т 1 ранга Менжесов Алекс. Акимович
Возд. стрелок Старшина Бредун Иван Моисеевич
Возд. стрелок Ст. сержант Григорьев Григорий Алекс.
Возд. стрелок Ст. сержант Шепель Григорий Васильевич
Возд. стрелок Ст. сержант Петухов Николай Николаевич

Начальник штаба 746 АП ДД подполковник Иващенко

* * *

Дата публикации на сайте: 24.09.2009

Источники

  • "Люди войны" (из записных книжек) Александр Фадеев /журнал "Юность" 12 1961/
  • Фото и документы из архива Олега Лисачева

©AirPages
2003-