Авиация Второй мировой

Home English

Ла-5УТИ

Lavochkin La-5UTI
  • Учебно-тренировочный истребитель
  • Первый полет: 1943
  • ОКБ Лавочкина

Двухместный учебно-тренировочный истребитель Ла-5УТИ был разработан в КБ Лавочкина летом 1943 г. на основе конструкции самолета Ла-5Ф. За базу взяли Ла-5Ф, с которого сняли кислород, броню, одну пушку. Кабина второго пилота (летчика-инструктора) оборудовалась на месте радиоотсека одноместного Лавочкина. Причем предусмотрели возможность не только строить новые «спарки» с использованием имеющейся серийной оснастки, но переделывать в них боевые истребители. Ла-5УТИ имел двойное управление, управление из первой кабины автоматически отключалось в случае, если управление брал на себя инструктор. Длина фюзеляжа Ла-5УТИ по сравнению с длиной фюзеляжа Ла-5Ф не изменилась, двухместная машина оснащалась мотором АШ-82Ф.

Хотя Ла-5УТИ и предназначался для выполнения тренировочных полетов, на нем осталось достаточное количество элементов боевого самолета - бронестекло на козырьке фонаря кабины, бронезаголовники кресел летчиков (бронеспинки кресел не устанавливались). Вместе с тем рядом «боевых» систем пришлось пожертвовать в целях экономии массы: на Ла-5УТИ отсутствовали система наддува топливных баков инертным газом, кислородное оборудование, радиостанция (на Ла-5УТИ первых выпусков), оборудование для сброса бомб. Объемом центрального топливного бака пришлось пожертвовать - часть пространства, отводившего под этот бак на одноместных истребителях заняла вторая кабина; в результате - суммарная емкость топливных баков Ла-5УТИ стала меньше, чем у Ла-5Ф. Вооружение учебно-тренировочного истребителя состояло из одной пушки ШВАК с боезапасом 170 снарядов, но отверстие в капоте мотора и обтекатель казенной части второй пушки были оставлены. Прицел - стандартный для Ла-5, ПБП-1Б.

Сокращение состава оборудования позволило компенсировать рост массы планера, связанный с установкой второй кабины, взлетная масса Ла-5УТИ составила 3210 кг - почти как у одноместного Ла-5Ф.

Ла-5Ф первый выпусков имели фонарь кабины по типу Ла-5/ЛаГГ-3, более поздние машины получили каплевидные фонари, характерные для Ла-5ФН. На сдвижных частях фонарей первых «УТИ» не имелось ручного захвата, на машинах позднего выпуска захват был оборудован на левой части сдвижного сегмента.

Первый полет Ла-5УТИ состоялся 3 сентября 1943 г., причем заводские испытания совместили с Государственными. 30 сентября был подписан Акт об их завершении, а двумя днями ранее вышло Постановление ГКО № 4210 о переоборудовании в УТИ части серийных Ла-5. Но НКАП долго не мог решить, кому поручить такую работу. Лишь 19 октября вышел приказ № 623, определивший исполнителем завод № 163 в Иркутске, который до конца года должен был переделать 20 Ла-5.

Самолет продемонстрировал максимальную скорость у земли - 552 км/ч (на 5 км/ ч меньше Ла-5Ф), на высоте 3500 м - 600 км/ч. Самолет набирал высоту 5000 м за 5,7 мин. В целом, летные характеристики учебно-тренировочной модификации были близки к характеристикам исходного одноместного истребителя.

Хотя в Акте по ГСИ было сказано, что устойчивость и управляемость Ла-5УТИ в норме, а по технике пилотирования он не отличается от одноместного самолета, начальник ЛИИ Чесалов письмом № 676с от 12 ноября 1943 г. сообщал заместителю наркома авиапрома Дементьеву: «...ни продольная, ни путевая устойчивость машины не укладываются в требуемый диапазон». 5 мая 1944 г. «провалил» контрольные испытания Ла-5УТИ, переделанный из серийного № 37210813 в 30-х полевых авиаремонтных мастерских 1-й воздушной армии. Лишь установка центровочных грузов и контрбалансира (пружины, создававшей дополнительную нагрузку на ручку управления) позволила обеспечить безопасную эксплуатацию этого необходимого для ВВС самолета. Что же касается эффективности вертикального оперения, то и Ла-5 не был идеально устойчивым по курсу... В целом, Ла-5УТИ сдали мало, в основном переделывали приходившие на ремонт самолеты всех основных модификаций, выбирая самые изношенные.

Первые Ла-5УТИ сохраняли «родовые черты» Ла-5Ф - мотор АШ-82Ф, единый коллектор выхлопных газов двигателя, деревянный силовой набор крыла: Ла-5УТИ имел три топливных бака. Освоение в массовом производстве Ла-5ФН отразилось на конструкции Ла-5УТИ. Двухместные Лавочкины стали оснащаться моторами АШ-82ФН, силовой набор крыла стали изготавливать из металла. а вместо трех баков устанавливать четыре. Ла-5УТИ/АШ-82ФН комплектовались радиостанциями РСИ-4, антенна радиостанции - проволочная натяжная, мачта не устанавливалась.

Выпуск Ла-5УТИ продолжался после свертывания производства Ла-5ФН. Большое количество Ла-5УТИ имелось в полках, вооруженных истребителями Ла-7, так как двухместные Ла-7УТИ появились только в 1946 г. и построили их немного. Ла-5УТИ так и остался стандартным самолетом для подготовки к полетам на истребителях Ла-5 и Ла-7.

В двухместный вариант силами ремонтных мастерских ВВС Красной Армии было переделано некоторое количество боевых истребителей Ла-5. Ла-5Ф, Ла-5ФН. При переоборудовании боевых самолетов в учебно-тренировочные полностью демонтировалась бронезащита.

В мировой авиации широко применялись разведчики на базе одноместных истребителей, но ВВС РККА не получали от промышленности таких машин до середины войны, а все, что было, — это плод усилий собственных умельцев. Среди созданных таким образом разведчиков были и Ла-5, оснащенные плановым или перспективным аэрофотоаппаратом АФА-ИМ, под который в фюзеляже прорезали люк, закрываемый «плексом».

На Ленинградском фронте был переделан в фоторазведчик Ла-5УТИ с бортовым номером 100.


Основные ЛТХ истребителей Ла-5
Ла-5 Ла-5Ф Ла-5 ФН Ла-7 УТИ
Геометрия
Длина самолета, м 8,672 8,672 8,672 8,672
Размах крыла, м 9,8 9,8 9,8 9,8
Площадь крыла, м² 17,62 17,62 17,62 17,62
Массы
кг пустого 2681 - 2828 -
взл. норм
/макс
3360
/3460
3200
/3300
3290
/3390
3210
/-
Силовая установка
Мотор М-82А М-82Ф М-82 ФН М-82 Ф
Взлетная мощность, л.с. 1700 1700 1850 1700
Лётные данные
Max V, км/ч на высоте 600м 509 560 583 552
на высоте 580 600 634 600
м 6250 6300 6250 3500
Скороподъемность у земли м/с - 18 22 -
Набор высоты 5000м, мин 6,0 5,50 5,2 -
Время виража, с 22,6 19-20 18,5 19
Практический потолок, м 9500 9550 10750 -
Дальность полета, км 1190 - - -
Вооружение
число 20-мм пушки × снар. 2 × 220 2 × 200 2 × 170 1 × 170
авиабомбы, кг 2×50 2×50 2×50 -
Фото Описание
Ла-5УТИ, переделанный на Ленинградском фронте в фоторазведчикН Ла-5УТИ, переделанный на Ленинградском фронте в фоторазведчик
Ла-5УТИ, с двигателем М-82Ф, без радиостанции.
Ла-5УТИ, переделанный на Ленинградском фронте в фоторазведчик

Ла-7УТИ

Учебно-тренировочный истребитель

Ла-7УТИ

Весной 1946г. на аэродроме Чкаловская появился Ла-7УТИ № 46210514, кардинально отличавшийся от своих предыдущих собратьев. Вопрос с центровкой решили, перенеся маслорадиатор под второй ряд цилиндров двигателя, сняв центровочные грузы. Самолет сразу стал легче на 111 кг.

Машина проходила заводские испытания с 16 июня по 16 августа 1946 года, после чего самолет передали в НИИ ВВС. Техника пилотирования и поведение самолета на пилотаже остались, как и у боевого Ла-7. Но часть дефектов сохранилась. Так, отмечалась несинхронность выпуска автоматических предкрылков (давняя болезнь, пришедшая от Ла-5), при резком открытии которых дергалась ручка управления. Тогда же Ла-7УТИ впервые испытали на прочность в полете, и он этот экзамен выдержал.

Казалось бы, дорога машине в большую жизнь открыта, но государственные испытания она и на этот раз не прошла. Причиной тому были недостаточная прочность узлов подвески руля высоты, неудовлетворительная связь между летчиками по СПУ, повышенный уровень радиопомех и малая дальность действия как связной радиостанции, так и радиополукомпаса. В акте по результатам государственных испытаний перечислялись и другие недостатки, но это уже были мелочи по сравнению с недостаточной продольной устойчивостью и повышенной температурой в кабинах, характерных для первых двухместных "Ла".

После устранения большинства из дефектов спарка стала поступать в части и лётные училища.

Фото Описание
Схема Ла-7УТИ

Схема Ла-7 УТИ

Ла-7УТИ

Лавочкин Ла-7 УТИ

Источники

  • "Война в воздухе. Ла-5" /№ 69, 2000 г./
  • "Авиация и время/ Победитель" /№ 5, 2006 г., Сергей Мороз/