Авиация Второй мировой

Home English

К-12
Бомбардировщик
ОКБ Калинина

К-12

К-12 (ВС- 2) — экспериментальный, бесхвостый войсковой самолет – ближний бомбардировщик, разведчик и корректировщик артстрельбы. Приближавшийся по схеме к "летающему крылу", самолет представлял интерес для создания в перспективе скоростного высотного ракетного самолета.

Самолет был начат проектированием в 1934 году, первый полет осенью 1936 г., летал П.М. Стефановский. Испытания показали невысокую эффективность вертикального оперения на малых скоростях, недостаточную устойчивость и управляемость. Самолет в день авиации 18 августа 1937 г., оформленный в ярко красный сказочный образ "Жар-птицы", был показан на Тушинском параде.

Впечатление о машине у специалистов-испытателей было таким: "При создании этого самолета-"бесхвостки" удачно разрешен ряд проблем. Но недостаточная устойчивость пути, неустойчивость самолета при брошенных рулях и отсутствие масляно-пневматической амортизации шасси делают полеты на ВС-12К в недоведенном виде опасными. При синхронной работе моторов машина устойчиво и надежно сохраняет все режимы и легко управляется в полете. Габариты всего самолета слишком завышены. Особенно велик фюзеляж, который к тому же имеет плохую аэродинамику. Это сводит на "нет" все преимущества схемы "бесхвостка" в получении больших скоростей. Производственное оформление - удовлетворительное".

Общий вывод: самолет ВС-2 даже при условии установки современных моторов и убирающегося шасси не будет лучше серийного самолета СБ.

Решение: все работы по самолету ВС-2 немедленно прекратить как неперспективные, а высвободившиеся ресурсы направить на выпуск самолетов, необходимых ВВС РККА и имеющих перспективу.


Характеристики К-12
Экипаж 3
Размеры
Размах крыла, м 20,9
Площадь крыла, м² 72,7
Длина самолета, м 10,3
Силовая установка
2 × радиальных ПД М-22, мощностью л.с. 2 × 480
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета, кг 3070
Нормальная взлетная, кг 4200
Летные данные
Максимальная V на высоте, км/час 218
Потолок, м 7170
Дальность полета, км 700
Вооружение
Два 7,62-мм пулемета ШКАС, бомб, кг 500

Осенью 1936 г., в связи с началом войны в Испании и обострением международной обстановки, принято решение прекратить на заводе № 18 все опытные работы и срочно запустить в серию новый дальний бомбардировщик Ильюшина ДБ-3. Однако Калинин, пользуясь своим положением главного конструктора, пытался продолжить работы по своим забракованным самолетам и построить малую серию ВС-2. Из-за этого план выпуска ДБ-3 был сорван, а находившиеся в подчинении Калинина инженерные службы завода № 18 оказались дезорганизованы. На основании собранных доказательств и с учетом тяжести вины К.А. Калинин был арестован, приговорен и расстрелян в Воронеже 22 октября 1938 г.

Фото Описание
Схема К-12 Калинина

К-13

Калинин К-13
  • Бомбардировщик
  • Первый полет: 1936
  • Калинин

В 1933 г. КБ ХАЗОСС получает задание на проектирование еще одной боевой машины - бомбардировщика К-13. Советские ВВС нуждались в ударном самолете большой дальности, способном нести до 1 т бомбовой нагрузки на расстояние до 5000 км на высоте 4000 м со скоростью 350 км/ч. Выполнение проекта было поручено конструкторской бригаде под руководством П, В. Дыбского. В этот же период над аналогичными заданиями работали ОКБ А. Н. Туполева - АНТ-37 (ДБ-2) и С. В. Ильюшина-ЦКБ-26 (ДБ-3).

Для нового самолета была выбрана схема моноплана со средне-расположенным свободнонесущим крылом. Цельнометаллическое, трапециевидное в плане, крыло имело два лонжерона. Вертикальное оперение двухкилевое. Горизонтальное отсутствует. По сути, К-13 - дальнейшее развитие идей, заложенных в К-12.

Самолет имел два двигателя жидкостного охлаждения, заключенных в капоты типа NACA, В эти же капоты после взлета убирались шасси. Питание двигателей производилось из четырех баков, расположенных в крыле.

Винты металлические с шагом, изменяемым в полете. Для уменьшения посадочной скорости самолет снабдили закрылками типа «Шренка» с электроуправлением. Предполагалось, что экипаж самолета будет состоять из трех человек - пилота, штурмана-стрелка и заднего стрелка. Оборонительное вооружение: три пулемета ШКАС - два в передней части бомбардировщика и один в кормовой стрелковой башне.

Согласно расчетам, максимальная скорость К-13 должна была составить 407 км/ч на высоте 4000 м. Посадочная скорость - 90 км/ч, это позволяло использовать ВПП сравнительно небольшой длины, что весьма важно во фронтовой обстановке.

Параллельно с боевым вариантом разрабатывался и пассажирский - К-14. Экипаж из двух человек. Число посадочных мест - 12. На короткие рейсы предусматривалась установка дополнительных кресел, Согласно расчетам машина должна была развивать до 429 км/ч, при этом посадочная скорость составляла всего 84,5 км/ч. В декабре 1934 г. проект был представлен в Центральное жюри всесоюзного конкурса на скоростной пассажирский самолет.

Опытный экземпляр К-13 был построен в 1936 г. в Воронеже. При первых же испытаниях показал, что значительно уступает по своим летным качествам самолету ДБ-3 (отчасти из-за менее пригодных двигателей), а так же он оказался перетяжеленным. Интерес к машине быстро угас.

Характеристики К-13
Экипаж 3
Размеры
Размах крыла, м 23,00
Площадь крыла, м² 78,70
Длина самолета, м 13,40
Силовая установка
2 × радиальных ПД М-34, мощностью л.с. 2 × 750
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета, кг
Нормальная взлетная, кг 7500
Летные данные
Максимальная скорость, км/час 407
Крейсерская скорость, км/час 369
Практическая дальность, км 1500
Вооружение
Три 7.62-мм пулемета ШКАС, бомб, кг 1000

Источники

  • История конструкций самолетов в СССР,1938-1950гг. /В.Б. Шавров/
  • Самолеты страны Советов. 1917-1970 /Симаков Б.Л./