Авиация Второй мировой

Home English

ДБ-3Т

Ильюшин ДБ-3Т
  • Торпедоносец
  • Первый полет: 1937
  • Ильюшин

В 1937 г, был создан самолет ДБ-3Т в морской модификации.

Благодаря установке специальных узлов эта машина могла нести на наружной подвеске торпеду типа 45-36 (первое число — калибр торпеды в сантиметрах, второе — год принятия ее на вооружение) с массой боевого заряда 200 кг и общей массой 940 кг. Оборудование самолета ДБ-3Т позволяло сбрасывать эту торпеду методами низкого или высотного торпедометания. В первом случае торпеду 45-36-АН (авиационную низковысотную) прицельно сбрасывали с высоты 30 м на скорости примерно 320 км/ч. Сбросить торпеду ниже или выше этой высоты было нельзя, так как при этом она могла или переломиться от удара о воду, или зарыться вглубь. Низковысотное торпедометание обеспечивало наивысшую вероятность поражения морской цели, но требовало высокого уровня подготовки экипажа и наличия у самолета отличных пилотажных и маневренных характеристик. При высотном торпедометании самолет ДБ-3Т сбрасывал торпеду 45-36-АВ (авиационную высотную) с высоты не менее 300 м, после чего она снижалась на парашюте и при приводнении начинала циркулировать по замкнутому кругу на курсе цели. Кроме торпедного вооружения самолеты ДБ-3Т имели также и обычное бомбардировочное вооружение, позволяющее использовать их в качестве бомбардировщиков и для постановки мин. Этот самолет применяли и в качестве дальнего морского разведчика.

Принятые на вооружение авиации Военно-Морского Флота СССР самолеты ДБ-3Т стали первыми массовыми советскими торпедоносцами, полностью отвечающими предъявленным к ним требованиям. На их технической основе в 1939—1940 гг. организационно сформировался новый род авиации Военно-Морского Флота СССР — минно-торпедоносная авиация, предназначенная для поражения торпедами и бомбами кораблей противника, минирования вражеских фарватеров, выходов из военно-морских баз.

Однако самолет ДБ-3Т мог взлетать только с сухопутных аэродромов, создание которых в то время, особенно в условиях дислоцирования Северного и Тихоокеанского флотов, было сопряжено с большими трудностями. Это обстоятельство определило появление в начале 1938 г. нового самолета ДБ-3ТП. Он представлял собой серийный ДБ-3Т, установленный на поплавки самолета ТБ-1П. Конструкция крепления поплавков к самолету обеспечивала их быструю замену на обычное колесное шасси. В связи с появлением новых нагрузок, характерных для посадочных случаев поплавкового гидросамолета, лонжероны и нервюры крыла, стыковые узлы центроплана с фюзеляжем на самолете ДБ-3ТП были усилены по сравнению с сухопутным торпедоносцем ДБ-3Т. Кроме того, поплавковый вариант имел на борту специальное морское оборудование (донный якорь с кнехтом, якорную лебедку и др.), обеспечивающее эксплуатацию самолета при его базировании на море. Вооружение ДБ-3ТП было таким же, как и у самолета ДБ-3Т.

Летные испытания самолета ДБ-3ТП с двумя двигателями М-86, проводившиеся летом 1938 г., показали, что установка поплавков заметно снизила скорость нового самолета: с нормальной полетной массой 7550 кг и торпедой 45-35-АВ его максимальная скорость стала равной 343 км/ч. По сравнению с сухопутной машиной ухудшились показатели скороподъемности и дальности полета поплавкового самолета. Однако даже в этом случае летно-тактические данные самолета полностью соответствовали предъявленным к нему требованиям и практически не уступали аналогичным данным новейших отечественных лодочных гидросамолетов МДР-5 и МДР-6, проходивших в то время летные испытания. По технике пилотирования новый самолет оказался достаточно простым и мог быть быстро освоен летчиками средней квалификации, прошедшими тренировку на поплавковом разведчике КР-6П.

«Самолет хорош как торпедоносец и морской скоростной бомбардировщик. Он вполне соответствует этим назначениям», — так оценил машину летчик-испытатель Сухомлин. Летчик-испытатель Матвеев дал следующий отзыв: «Ко всем положительным свойствам следует отнести также и хорошую прочность самолета, чувствуется крепость конструкции. Внушительная машина. Вполне достойна быть на вооружении авиации морского флота».

В заключении по результатам государственных испытаний было отмечено, что самолет ДБ-3ТП может быть рекомендован для принятия на вооружение морской авиации в вариантах торпедоносца высотного и низкого торпедометания, скоростного бомбардировщика и дальнего разведчика.

Тем не менее этот самолет серийно не строился. Сказалось усложнение его эксплуатации по сравнению с сухопутным вариантом, особенно на плаву, когда значительно труднее стало подвешивать бомбы, торпеды, обслуживать силовую установку самолета. Кроме того, для нормальной эксплуатации таких самолетов требовалось иметь на берегу слипы, ангары, хранилища для боеприпасов и горючего. В конечном итоге основные усилия были сосредоточены на расширении сети сухопутных аэродромов, и в короткий срок проблема базирования самолетов ДБ-3 была решена на всех флотах.


Дальние бомбардировщики ОКБ Ильюшина
ДБ-3 ДБ-3 ДБ-3Ф Ил-4
Год выпуска 1937 1939 1940 1941
Геометрия
Длина самолета, м 14.22 14.22 14.76 14.76
Размах крыла, м 21.44 21.44 21.44 21.44
Площадь крыла, м² 65.6 65.6 66.7 66.7
Массы, кг
Взлетный вес 6500 7450 8030 9470
Max взлетный вес 8500 9450 10150 11570
Силовая установка
Мотор М-85 М-87 М-88 М-88Б
Мощность, л.с. 2x 750 2x 950 2x 1100 2x 1100
Лётные данные
Max V, км/ч на H 395 439 429 422
м 4000 4900 6600 6800
Практич. потолок, м 8800 9600 9700 8900
Дальность полета с бомбами, км 4000 3800 3300 3800
Вооружение
Бомбовая нагрузка кг норм. 1000 1000 1000 1000
макс. 2500 2500 2500 2500
Оборонительное пулем. 3 3 3 3
пушки - - - -
Экипаж, чел 3 3 4 4
Фото Описание
Схема ДБ-3ТП 2 М-86

Схема ДБ-3ТП 2 М-86

ДБ-3Т с М-86 полковника Е.Н.Преображенского, командира  1-ого МТАП ВВС КБФ
© Михаил Быков

ДБ-3Т с М-86 полковника Е.Н.Преображенского, командира 1-ого МТАП ВВС КБФ

Подробно

Источники

  • "Самолеты ОКБ имени Ильюшина" /Под редакцией Г.В. Новожилова/
  • "История конструкций самолетов в СССР,1938-1950гг." /В.Б. Шавров/
  • "Самолеты сталинских соколов" /К.Ю. Косминков, Д.В. Гринюк/