Авиация Второй мировой |
Штурмовик «Ил-2»В.И. Перов, О.В. Растренин<< 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Накануне большой войныПо заключенным договорам с УВВС КА на 15 апреля 1941 г. четыре авиазавода НКАП, назначенные для серийного выпуска штурмовиков Ил-2, были обеспечены финансированием для производства в 1941 г. 1785 самолетов этого типа, из этого числа: 18-й авиазавод (г. Воронеж) должен был собрать 1170 машин, 35-й авиазавод (г. Смоленск) - 150 штурмовиков, 380-й и 381-й (г. Ленинград) - 165 и 300 бронированных "Илов" соответственно. Однако, ввиду неудовлетворительной организации производства и поставок комплектующих от смежников, серийный выпуск бронированных Ил-2 к началу войны смогли освоить лишь 18-й и 381 -й авиазаводы. При этом ежемесячные программы выпуска Ил-2 на этих авиазаводах постоянно находились под угрозой срыва. В результате на 30 июня 1941 г. вместо 370 Ил-2 по плану военной приемкой было принято только 249 машин этого типа (из них 174 штурмовика - к 20 июня). Все Ил-2, принятые военными, были производства 18-го авиазавода (старший военпред М.А.Кувенев). Что касается производства штурмовиков Ил-2, то можно сказать следующее. Завод № 18 (директор М.Б.Шенкман) в марте 1941г. произвел 2 бронированных "Ила", в апреле - 15 машин, в мае - 74 и в июне - 159 "Илов". Ленинградский 381-й авиазавод (директор Т.М.Филимончук), который находился на стадии строительства и организации, смог изготовить лишь 16 бронированных "Ила" в июне, из них 2 машины - к 20 июня, остальные - к 30 июня. То есть, в первом полугодии 1941 г. было произведено 266 самолетов Ил-2. По плану перевооружения ВВС КА к концу 1941 г. в пяти приграничных Военных округах самолетами Ил-2 планировалось вооружить все имеющиеся на 1 января 41 -го (65-й в ЛВО, 61 -й в При6ОВО, 74-й в ЗапОВО, 62-й и 66-й в КОВО) и все вновь формирующиеся (205-й и 235-й в ЛВО, 241 -и в ПрибОВО, 190-й и 215-й в ЗапОВО, 253-й в КОВО) штурмовые авиаполки. Полки штурмовой авиации, расположенные во внутренних Военных округах и на Дальнем Востоке, предполагалось перевооружить на новый штурмовик к середине 1942 г. Всего в составе ВВС КА планировалось иметь 15 штурмовых авиаполков, вооруженных самолетами Ил-2. Кроме того, к концу года на Ил-2 предполагалось "посадить" и 8 ближнебомбардировочных авиаполков: 31 -й в ПрибОВО (впоследствии вооруженный самолетами Пе-2), 174-й и 175-й в МВО, 243-й и 245-й в КОВО, 299-й и 232-й в ОдВО, 4-й в ХВО. Отметим, что вопрос о количестве бронированных штурмовиков Ил-2, поступивших в штурмовые авиаполки приграничных Военных округов к началу войны, до сих пор остается открытым -данные различных архивных источников отличаются значительно. Так, по данным штаба ВВС Красной Армии в приграничные Военные округа по состоянию на 22 июня 1941 г. поступило 18 одноместных штурмовиков Ил-2, из них: 5 машин - в 61 -й шап 8-й сад ПрибОВО (аэродром Кейданы), 8 "Илов" - в 74-й шап 10-й сад ЗапОВО (аэродром Малые Зводы), 5 Ил-2 - в 66-й шап 15-й сад КОВО (аэродром Куровице). |