Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Ил-2 Ил-2 5.07.1943 Боевое применение СССР

Штурмовик «Ил-2»

В.И. Перов, О.В. Растренин


На ближних подступах к Сталинграду

Очередное наступление на Сталинград силами 6-й полевой (из района южнее Сиротинская) и 4-й танковой (из района Абганерово) армий немцы начали 17 августа. Разгорелись жестокие бои на ближних подступах к городу.

"Ильюшины" фронта штурмовали войска и технику противника, переправлявшиеся на участках Нижний Герасимов, Перепольный, Лученский, Малонабатовский. Противник нес значительные потери. Так, 18 августа в 13.40 семерка Ил-2 686-го шап уничтожила и повредила до 80 автомашин и подавила 5 минометных батарей. Эффективность действия штурмовиков была подтверждена штабом Сталинградского фронта.

В специальной директиве командующего ВВС КА от 19.08.42 г. на имя генерала Т.Т.Хрюкина требовалось: "Все усилия авиации - штурмовой, истребительной и бомбардировочной направить на выполнение задачи - не допустить переправы противника через реку Дон на участке Задоно-Авиловский, Перепольный".

Согласно графику боевой работы 8-й ВА 20 августа с 5.00 до 19.00 по переправам противника через Дон на участке Трехостровская, Нижний Акатов, Нижний Герасимов должны были действовать группы по 10-18 самолетов Ил-2 и 18-27 Пе-2 под прикрытием 10-15 истребителей Як-1 или Ла-5, при этом штурмовики армии должны были выполнить 112 самолето-вылетов, "пешки" - 90, а истребители - 180 боевых вылетов.

Утром 23 августа 1942 г. войска немецкой 6-й полевой армии при массированной поддержке люфтваффе прорвали оборону Сталинградского фронта на стыке 4-й танковой и 62-й армий и развернули наступление в направлении на разъезд 564 километра, Рынок. Уже в 16.00 14-й танковый корпус генерала фон Виттерсгейма вышел к реке Волге на участке Ерзовка-Рынок, разрезав восьмикилометровым коридором войска фронта на две части. Выйдя к Волге, немцы повернули на юг - на Сталинград.

Из-за отсутствия воздушной разведки район и время выхода противника к Волге своевременно установлены не были. Только в 17.30 генерал Т.Т.Хрюкин отдал командирам 228-й и 206-й штурмовых и 270-й бомбардировочной авиадивизий боевое распоряжение на уничтожение прорвавшейся немецкой группировки: "Противник большой колонной танков и мотопехоты в движении из Ерзовки на Сталинград. Немедленно поднимите в воздух части с задачей уничтожить колонну, не допустить ее продвижение к Сталинграду. Бить до темноты". Штурмовики Ил-2 почти полностью переключились на действия по немецким танкам и мотопехоте в районах Ерзовка, Рынок, Орловка - танки и мотопехота вермахта остановились.

К сожалению, нарушение проводной связи между некоторыми авиадивизиями и штабом 8-й ВА, находившимся в Сталинграде, и отсутствие точных данных о районе и времени выхода противника к Волге привела к трагическим последствиям. 23 августа в период 19.20-19.54 семерка Ил-2 206-й шад весьма эффективно "отработала" по району Ерзовка, где находились части 23-го танкового корпуса генерал-майора А.М.Хасина 4-й танковой армии. Были потери и довольно ощутимые... Полученная же вскоре после удара "Илов" телеграмма командира 272-й нбад п-ка П.О.Кузнецова об ударе штурмовиков по населенному пункту, в котором находились свои же войска, не была своевременно доложена командующему 8-й ВА генералу Т.Т.Хрюкину. В результате командиру 206-й шад п-ку В.А.Срывкину была вторично поставлена задача, нанести бомбоштурмовой удар по району Ерзовка. По счастью, удар был вовремя отменен...

Чтобы хоть как-то улучшить положение в воздухе, командование ВВС КА 4 сентября пошло на крайние меры - бросило в сражение еще не полностью укомплектованную 16-ю ВА генерал-лейтенанта П.С.Степанова (с 28 сентября - генерал-лейтенант С.И.Руденко).

К началу боевых действий в составе 228-й штурмовой (688-й, 694-й, 783-й и 285-й шап) п-ка В.В.Степичева (с октября - п-п-к Г.И.Комаров) и 291-й смешанной (243-й и 245-й шап на Ил-2 и 30-й бап на Пе-2) п-п-ка А.М.Витрука авиадивизий 16-й ВА насчитывалось 79 исправных штурмовиков Ил-2 - менее трети штатного состава.

Всего же армия имела 152 исправных боевых самолета, из них 42 истребителя и 31 легкий бомбардировщик.

С появлением 16-й ВА группировка ВВС КА на сталинградском направлении увеличилась до 738 боевых самолетов: 313 истребителей, 241 самолет Ил-2, 113 пикирующих бомбардировщиков Пе-2 и 71 ночной бомбардировщик.

Положение в воздухе несколько улучшилось, но не намного - немецкий 4-й воздушный флот (4-й, 5-й и 8-й авиакорпуса) имел в своем составе до 1200 боевых самолетов.

Эффективность авиационной поддержки войск в немалой степени снижалась вследствие недостатков в действиях самих штурмовиков и бомбардировщиков.

Экипажи Ил-2, принимавшие участие в штурмовках, несмотря на отсутствие в районе целей немецких истребителей и слабое противодействие зенитных средств, атаку целей зачастую производили по прямой (без дополнктельного поиска) с использованием всего бортового оружия и только в одном заходе. То есть войска противника не подвергались длительному огневому воздействию со стороны "Илов".

Боевые задачи выполнягмсь в растянутых боевых порядках, выбор маршрута полета к цели и заход на цель - по шаблону (направление, высота, скорость изо дня в день одни и те же), а уход от цели после штурмовки осуществлялся экипажами нередко вообще без соблюдения какого-либо боевого порядка - по одиночке. Собственно говоря, при уходе от цели группы, как таковом, у штурмовиков уже не было: '...на цель заходили вместе, а потом я туда, а он сюда, и я его больше не видел...' В результате полное отсутствие действенного огневого взаимодействия между экипажами и, как следствие, большие потери от истребителей люфтваффе, которые "ловили" Ил-2 главным образом на »лдуу» из пикирования и на отходе от цели, когда штурмовики "...вытягивались в длинную кишку". Прикрытие же своими истребителями растянутых порядков было весьма и весьма затруднительно.

Вместо эффективного противозенитного маневра в районе цели летчики-штурмовики часто выполняли лишь рыскание по курсу в плоскости полета. В зоне непосредственного огня отвороты производились не в сторону разрывов снарядов зенитной артиллерии, а в противоположную сторону. В результате немецкие зенитчики легко брали "Илы" в "вилку" и уверенно поражали четвертый, пятый и шестой самолеты в группе.

Много потерь Ил-2 и экипажей от огня зенитной артиллерии немцев происходило в это время вследствие поражения (в основном осколками от зенитных снарядов) масло- и водорадиаторов потому, что летчики забывали закрыть над целью бронезаслонку.

Кроме этого, из-за нехватки Ил-2 и истребителей командование воздушных армий сталинградского направления было вынуждено формировать сборные группы штурмовиков и истребителей прикрытия из разных авиаполков, которые, вполне естественно, не могли обладать хорошей групповой слетанностью, а значит, показывать высокую эффективность в бою.

Отметим, что недостатки боевого применения штурмовиков Ил-2 обуславливались главным образом имевшими место серьезными просчетами в порядке формирования, комплектования и боевой подготовки штурмовых авиаполков.

Дело в том, что восполнение потерь воздушных армий в этот период осуществлялось путем вывода из их составов штурмовых авиаполков, понесших наибольший урон, и ввода в бой свежих маршевых полков. Поскольку авиаполки имели 20-самолетный состав, а потери были значительными, то полки на фронте менялись очень часто. При этом опытный летный состав из фронтовых полков, успевший к моменту вывода хорошо изучить район боевых действий, тактику боя немецких зенитчиков и истребителей, а также боевые возможности штурмовика Ил-2 и тактику его применения на фронте, надолго выбывал из боя. Более того, выводимые в тыл авиаполки нередко подвергались коренной реорганизации, в результате чего теряли боевые традиции и преемственность боевого опыта, а после доукомплектования направлялись на другое направление. Качественное же состояние маршевых штурмовых авиаполков, прибывающих на замену, оставляло желать много лучшего, так как полки формировались в основном из летчиков-сержантов, не имевших ни боевого опыта, ни большого налета на боевом самолете. В наиболее благополучных полках удельный вес летчиков-штурмовиков, имевших хоть какой-то боевой опыт, не превышал 30% всего состава (из них 40-60% на самолете Ил-2, остальные - на Р-5, У-2, СБ, Пе-2), летчиков, окончивших летную школу и имевших опыт полетов на самолете Ил-2 (от 3 до 20 часов, при среднем налете на одного летчика 13 часов) - не более 40%, остальные 30% приходились на летчиков из летных школ с небольшим налетом на самолетах старого типа. Средний налет по слепой подготовке не превышал 1,5 часов (2-3 посадки).

Подготовка летного состава маршевых штурмовых авиаполков в запасных авиаполках 1-й заб в это время была организована из рук вон плохо.

Обучение производилось по программе боевой подготовки, утвержденной ГУ ВВС КА от 21 июня 1942 г. Как правило, на каждом аэродроме бригады обучалось и формировалось по нескольку штурмовых авиаполков. Каждый полк для производства полетов по программе подготовки получал по 2-3 учебных Ил-2 и Ил-2У. При этом технический состав собирал штурмовики на авиазаводе. В некоторых случаях программу летной подготовки полки выполняли сразу на своих самолетах. Все учебные полеты проводились строго по графику.

Условия же для учебы были крайне тяжелые и совершенно не способствовали быстрому и качественному вводу в строй молодых летчиков. Например, из-за большой скученности полков и плохой организации работы аэродромных служб на прием пищи уходило до 3 часов. Летный и технический составы жили в землянках. Летное время каждому полку предоставлялось только один (!) раз в неделю и всего на половину дня. В остальное время летчики изучали матчасть и сдавали зачеты. В результате молодежь штурмовых авиаполков, находясь на формировании в 1-й заб, обычно успевала отработать полностью только 1-й раздел программы боевой подготовки (отработка индивидуальной техники пилотирования), а 2-й раздел (отработка групповых полетов в составе звена и эскадрильи и боевое применение) - лишь частично. К тому же, в ряде случаев летный состав, предназначенный для формирования полков и уже прошедший программу боевой подготовки на Ил-2, на длительное время (2-4 месяца) привлекался для уборки урожая в колхозах Куйбышевской области.

Очевидно, что сформированные в таких условиях штурмовые авиаполки не могли обладать боевыми возможностями (слетанностью, стрелковой и тактической выучкой и т.д.), адекватными сложившейся обстановке на фронте, и ожидать от них высокой эффективности и живучести в бою, естественно, не приходилось.

По этому поводу в докладе 12.09.42 г. на имя заместителя заведующего авиационным отделом ЦК ВКП(б) Н.С.Шиманова по боевому использованию Ил-2 на фронте командир 228-й шад п-к В.В.Степичев был вынужден обратить внимание руководства страны на совершенно недопустимое положение дел с боевой подготовкой летного состава для штурмовых авиаполков. Полковник Степичев требовал "...своевременно отрабатывать в ЗАБ вопросы боевого применения, в части воздушного боя, групповую слетанность пар и групп из пар, радиосвязь".

Однако действенных мер, направленных на улучшение боевой подготовки летчиков-штурмовиков, принято не было. В итоге из 140 штурмовых авиаполков, подготовленных и отправленных на фронт в 1942 г., 14 авиаполков "успели" пройти переформирование 4 раза, 15 полков - 3 раза, 37 авиаполков - 2 раза и остальные - один раз...

Отметим, что даже гвардейские штурмовые авиаполки на протяжении всей войны комплектовались из рук вон плохо. По словам заместителя командира 7-го гвардейского шап м-ра Гудименко (доклад о боевых действиях полка за всю войну № 0350 от 27.07.45 г.): "Не только руководящий состав, а даже стрелки авиавооружения не подбирались соответствующим образом, в результате в полк прибывали на пополнение люди из штрафных рот, других частей, откуда их отправляли, как крайне недисциплинированных и т.д. Отсюда и те повышенные требования, которые ставятся Гв. частям, полностью не выполнялись и часть почти ничем не отличалась в работе от негвардейской..."

В сражении за Сталинград

К 10 сентября противник вышел к окраине приг. Купоросное и через два дня при массированной поддержке авиации нанес два мощных удара по частям 62-й армии генерала В.И.Чуйкова. Первый удар из разъезда Разгуляевка силами 295-й, 71-й, 94-й пехотных и 24-й танковой дивизий в направлении пос.Баррикады и пос. Красный Октябрь. Второй -силами 29-й моторизованной и 14-й танковой дивизий в направлении приг. Минина. К исходу 15 сентября немецкие войска рассекли оборону на стыке 62-й и 64-й армий в районе Верх.Ельшанка - сх."Горная Поляна", прочно овладели приг.Купоросное, ремонтным заводом и вышли к Волге, продолжая теснить части 64-й армии на юг, к старой Отраде и Бекетовке, а левый фланг 62-й армии - к Ельшанке и зацарицынской части Сталинграда. Попытка восстановить положение цели не достигла. Начались ожесточенные бои в черте города.

18 сентября 1942 г. в 688-м шап 228-й шад 16-й ВА, по-видимому, впервые в Отечественной войне была осуществлена с самолета Ил-2 постановка дымовых завес на поле боя. В этот день летчики 688-го шап поставили дымовую завесу на открытой местности перед фронтом 1-й гвардейской армии, выполнявшей контрудар по немецким войскам в направлении Гумрак в целях облегчения положения 62-й армии. Для этого группе штурмовиков требовалось пройти на бреющем полете непосредственно перед линией обороны противника в зоне сильного ружейно-пулеметного и зенитного огня. Командир полка м-р К.В.Яровой лично возглавил группу. Задача была выполнена, пехота пошла в наступление и выбила противника с занимаемых позиций. Майор Яровой был сбит. На Ил-2 использовались УХАП-250.

Тяжелые потери понес в этот день 245-й шап 291-й шад (291-я сад после замены 30-го бап на 312-й шап и прибытия в ее состав 954-го шап получила наименование штурмовой). В воздушном бою шестерки Ил-2 этого полка и прикрывающей их пятерки Як-1 из 283-й над с немецкими истребителями все 6 "Илов" были потеряны (погибли два экипажа). Разбор боя показал, что "Яки" прикрытия, втянувшись в бой с немецкими истребителями, распылили свои силы и не смогли защитить своих подопечных. Последние же группового воздушного боя не вели.

В боях за центр и южную часть Сталинграда родился новый в мировой практике вид боевых действий штурмовых авиачастей, а именно, непосредственное и самое широкое (до 57% всех самолето-вылетов) участие штурмовиков Ил-2 в уличных боях с ворвавшимся в пределы города противником.

Надо сказать, что к этому времени, ввиду малочисленности бомбардировочной авиации, штурмовики Ил-2 являлись основной ударной силой командования Сталинградского фронта. По состоянию на 13 сентября в 8-й ВА имелось 114 боеготовых "Илов", 150 истребителей (Як-1, Як-7, Ла-5) и 32 бомбардировщика Пе-2. В составе 16-й воздушной армии к 18 сентября действовало 84 исправных Ил-2, 118 истребителей (Як-1, ЛаГГ-3) и 21 Пе-2.

Боевые действия "горбатых" на улицах Сталинграда отличались повышенной сложностью. В каждом вылете пилоты "Илов" должны были в лабиринте разрушенных городских кварталов находить нужные улицы, отыскивать дома с огневыми точками противника и надежно их подавлять.

Бомбардирование целей в черте города производилось с высот 800-1200 м с пикирования под углом 25-30°. В первом заходе, как правило, уточнялось расположение домов, из которых противник вел огонь, и определялось наивыгоднейшее направление атаки. После этого, по команде ведущего "ильюшины" становились в круг, сбрасывали на выбранные цели бомбы, а затем обстреливали их из ракетного и стрелково-пушечного оружия.

Одной из первых групп "ильюшиных", открывшей счет уличным боям за Сталинград, стала восьмерка Ил-2 504-го шап 226-й шад под командованием ст. л-та И.И.Пстыго, которая 17 сентября успешно атаковала танки противника на западной окраине завода "Красный Октябрь".

20 сентября в боях на улицах города действовало уже пять групп Ил-2 206-й и 226-й шад под прикрытием истребителей 268-й и 288-й над.

В 6.45 8 Ил-2 504-го шап (ведущий штурман полка к-н С.Д.Прутков) атаковали танки и автомашины противника с пехотой в районе Авиагородка и Центрального аэродрома. Повторный бомбоштурмовой удар по противнику в районе Авиагородка в 10.10 нанесла семерка "Илов" 505-го шап (ведущий штурман полка м-р С.Ф.Васильев). Третья группа в составе 8 Ил-2, которую вел комэск 504-го шап ст.л-т И.И.Пстыго, в 13.00 атаковала танки и автомашины немцев в районе железнодорожного вокзала, на вокзальной площади и на улицах Коммунистическая и Саратовская. Вслед за ней по пехоте противника вдоль полотна железной дороги и севернее вокзала действовала шестерка Ил-2 607-го шап (ведущий командир эскадрильи ст.л-т С.И.Лобанов). Пятая группа - смешанная группа в составе 6 Ил-2 из 504-го и 944-го шап при поддержке 10 ЛаГГ-3 296-го иап (ведущий комэск м-р Б.Н. Еремин), атаковала танки и мотопехоту противника в районе 2,5 км юго-западнее Малахова кургана.

Особенно эффективными оказались удары групп 504-го и 505-го шап, действовавших в районе железнодорожного вокзала и примыкающих к нему улиц. За их действиями с КП наблюдали командующие В.И.Чуйков и Т.Т.Хрюкин, последний позже подписал приказ, в котором, в частности, отметил, что "экипажи 504 и 505 штурмовых авиаполков в привокзальном районе проявили должную активность, и удар наших штурмовиков оказал неоценимую помощь наземным войскам в уличных боях".

Ведущему третьей группы И.И.Пстыго за этот бой было присвоено очередное воинское звание капитан и сделано представление к награде. Не был обойден наградой и ведомый И.И.Пстыго -сержант И.П.Веденин, который был награжден орденом Красного Знамени и повышен в воинском звании. Последний, отстав от основной группы (на взлете забарахлил мотор и пришлось устранять неисправность), работал над целью в одиночку без прикрытия истребителей. К исходу 26 сентября немецкие войска после упорных боев овладели почти всем центром и южной частью Сталинграда.

Начиная с сентября 1942 г. в 8-й и 16-й ВА штурмовики Ил-2, в основном наиболее опытные экипажи, начали вылетать на боевые задания в сумерках и в светлые ночи, поскольку истребительная авиация противника, как, впрочем, и его зенитная артиллерия, не могли оказать в это время суток эффективного противодействия.

Это привело к существенному снижению боевых потерь, которые (по опыту 16-й ВА) составили один потерянный Ил-2 на 20 боевых вылетов, что было в 1,5-2 раза выше среднего показателя за другие периоды времени.

Учитывая этот опыт, командующий ВВС КА в своем приказе от 22 октября 1942 г. потребовал от командующих всех воздушных армий в кратчайшие сроки в каждом штурмовом авиаполку подготовить по 5 экипажей для действий ночью и в сложных метеоусловиях. В связи с этим, в воздушных армиях были разработаны специальные программы учебно-боевой пвдготовки, часть экипажей была выведена на тыловые аэродромы, где проводилась усиленная подготовка для полетов ночью.

В ноябре 1942 г. около 40% боевых вылетов (по опыту 2-й, 8-й и 16-й ВА) штурмовиками Ил-2 были совершены в сумерки и ночью. Всего же в период с 28 августа по 18 ноября Ил-2 совершили 406 боевых самолето-вылетов ночью и в сумерки, в основном по аэродромам (до 70% всех сумеречных и ночных вылетов), железнодорожным станциям и составам на перегоне, так как эти цели достаточно хорошо обнаруживались и эффективность штурмовых ударов Ил-2 по ним почти сравнивалась с эффективностью ударов днем.

В вечерние сумерки Ил-2 вылетали на задания с таким расчетом, чтобы взлет осуществить в светлое время, а подход к цели - в полных сумерках. Это было особенно важно при атаках аэродромов противника.

Подход к аэродрому или к другой цели противника группа Ил-2, обычно в составе не более 4-6 самолетов, осуществляла на высотах 900-1500 м с приглушенными моторами. Атака производилась с одного захода с пикирования под углом 25-30°, стрельба из стрелково-пушечного вооружения начиналась с высот порядка 600-450 м, а бомбометание - с высот 350-100 м. Связь в группе осуществлялась световыми сигналами и по радио. Уход от цели производился со снижением вплоть до бреющего. Если выполнялась повторная атака, то сбор группы осуществлялся в районе, где не было средств ПВО, при этом часть самолетов группы выполняла задачу подавления зенитной артиллерии противника. В зависимости от обстановки производилось в среднем от одного до трех заходов на цель.

Очень часто при атаках в сумерках и ночью экипажи Ил-2 теряли друг друга и группа полностью собраться не могла, поэтому экипажи возвращались на свой аэродром, как правило, парами или отдельными самолетами.

Меньшие трудности для Ил-2 представляли штурмовые удары в предрассветные сумерки, так как в полной темноте осуществлялся только взлет, а подлет к цели уже в сумерках на рассвете. Однако в этом случае уже требовалось прикрытие истребителей.

Поскольку экипажи "ильюшиных" при ночных штурмовках либо взлетали, либо возвращались на свой аэродром в полной темноте, то от аэродромных служб требовалась четкая организация ночных полетов, а от самих экипажей - высокое летное мастерство, так как конструктивные особенности самолета Ил-2 ограничивали обзор летчику на посадке. Поэтому, например, в начале ноября 1942 г. для нанесения запланированных бомбоштурмовых ударов по аэродромам противника силами 16-й воздушной армии 228-я шад смогла выделить лишь 18 ночных экипажей Ил-2. В 8-й ВА Ил-2-ночников было и того меньше.

В ряде случаев с целью повышения эффективности ночных действий штурмовиков привлекались экипажи легких бомбардировщиков У-2, в задачу которых входило обнаружение и подсветка целей. В этих случаях экипажи У-2-осветителей, найдя и определив цель, за

1 -2 минуты до подхода ударных групп Ил-2 освещали цель путем сбрасывания осветительных авиабомб типа САБ-50-15 и САБ-100-55 или зажигательных авиабомб типа ЗАБ-ЮТГ и ЗАБ-50ТГ, а штурмовики Ил-2 атаковывали ее. Кроме САБов и ЗАБов, для подсветки цели экипажи У-2 использовали и ампулы АЖ-2 с зажигательной смесью "КС.

Именно так действовали летчики-штурмовики 228-й шад в ночь на 24 октября, когда 19 Ил-2 дивизии совместно с 10 экипажами ночных бомбардировщиков У-2 271 -й нбад нанесли весьма результативный бомбоштурмовой удар по немецким войскам в 20-30 км северо-западнее Сталинграда. Подсветка целей для бронированных "Илов" и ударных У-2 в течение всего налета осуществлялась специально выделенными экипажами У-2-осветителей, поочередно сменявших друг друга над целью.

Нехватка истребителей и привлечение части зенитной артиллерии ПВО для борьбы с танками противника на сталинградском направлении в этот период вынудили командование 8-й и 16-й ВА использовать для перехвата немецких бомбардировщиков штурмовики Ил-2, так как его хорошая маневренность, мощное пушечное и ракетное вооружение позволяли вполне успешно вести воздушный бой с немецкими бомбардировщиками типа Ju88, Ju87 и Не111.

Опыт боевых действий Ил-2 против бомбардировщиков противника показал, что для ведения успешного наступательного воздушного боя с последними, наиболее удобной во всех отношениях является группа из 6-8 штурмовиков. При этом особое внимание уделялось внезапности первой атаки, которую штурмовики производили, как правило, сходу, врезаясь в боевые порядки бомбардировщиков, и, стремясь сосредоточенным огнем всей группы с коротких дистанций уничтожить в первую очередь ведущих немецких групп. При этом с целью нарушения боевого порядка часто применялось реактивное оружие. Пуск РСов (с дистанционным взрывателем) осуществлялся залпом по 2-4 снаряда с дистанции 400-500 м. После нарушения боевого порядка бомбардировщиков Ил-2 продолжали вести воздушный бой уже с отдельными самолетами и мелкими группами самолетов противника. Пара штурмовиков брала одиночный самолет противника в "клещи", чередуя одиночные атаки справа и слева...

11 октября 1942 г. командир 505-го шап 226-й шад м-р Л.К.Чумаченко, выполняя на тыловом аэродроме задание по вводу в строй молодых летчиков из прибывшего пополнения, заметил в воздухе 12 немецких бомбардировщиков Ju88, летевших без истребительного прикрытия (немцы в этот период еще могли позволить себе такую роскошь) к станции Эльтон. Прекратив учебные полеты, Чумаченко с одним из обучаемых летчиков полка взлетел на перехват. Пара Ил-2 набрала высоту 3000 м и стала ожидать возвращения немецких бомбардировщиков. Когда последние появились, Чумаченко со своим ведомым внезапно атаковал головной Ju88. От пулеметно-пушечного огня и РСов "юнкере" получил серьезные повреждения и произвел вынужденную посадку недалеко от аэродрома 505-го шап. После короткого боя со связистами роты связи ст.л-та Торопова экипаж бомбардировщика был взят в плен.

Через четыре дня, 15 октября, командир эскадрильи 225-го шап ст.л-т Ф.В.Тюленев в паре со своим ведомым в 16.00 был наведен по радио с земли на бомбардировщик Не111, летящий на высоте 1000 м. Штурмовики взяли "хейнкель" в клещи и обстреляли сначала РСами, а затем из пушек и пулеметов. Получив повреждения, "хейнкель" упал в районе хутора Благодарный и взорвался. При выходе из атаки пара Тюленева встретила еще два Не111 и сходу с дистанции 100-150 м обстреляла их из пушек и пулеметов. Один "немец" упал и взорвался в районе Новоникольского.

22 октября, выполняя задачу по охране железной дороги на участке Сайхин-Шунгай, с-т Сударкиниз 945-го шап в одиночку вел бой с пятеркой Не111, пытавшихся атаковать воинский эшелон с танковой частью на станции Шунгай. В ходе ожесточенного боя Сударки ну удалось один "хейнкель" сбить (бомбардировщик упал в районе станции), а остальных - заставить беспорядочно покинуть поле боя. Эффект мог бы быть еще большим, если бы молодой пилот в горячке боя не забыл снять электросбрасыватель ЭСБР-Зп с предохранителя. В результате сержант не смог воспользоваться реактивными снарядами. При осмотре Ил-2 Сударкина было обнаружено, что пробит приемник воздушного давления, пробита обшивка центроплана, правый щиток имеет две пробоины, в правой плоскости - три пробоины, в стабилизаторе - четыре пробоины и т.д. Всего насчитали 33 пробоины.

Приказом командира 206-й шад п-ка Срывкина с-т Сударкин был повышен в воинском звании и награжден денежной премией в сумме 2000 рублей.

15 октября командующий 8-й ВА генерал Т.Т.Хрюкин утвердил "Указания по боевому применению штурмовика Ил-2" № ВС/255, определившие порядок действия и применения бортового оружия штурмовиков Ил-2 по наземным целям.

Разработка более совершенных способов атак наземных целей, позволявших максимально использовать боевые возможности Ил-2 и добиваться большей надежности поражения целей при экономном расходовании боеприпасов, по приказу Т.Т.Хрюкина была выполнена начальником воздушно-стрелковой службы армии военинженером 1-го ранга A.M. Янчуком, заместителем главного штурмана армии майором В.М.Лавским и комэском 504-го шап И.И.Пстыго.

Для практической проверки рекомендаций по боевому применению Ил-2 к-н И.И.Пстыго выполнил около 40 полетов на полигон.

"Указания..." 8-й ВА, наряду с проектом "Руководства по боевым действиям штурмовой авиации" штаба ВВС КА, вышедшем почти одновременно, сыграла важную роль в упорядочении боевого применения самолетов Ил-2 в целях обеспечения высокой эффективности их бомбоштурмовых ударов.

Резерв Верховного

С целью обеспечения массирования действий авиации приказом Наркома Обороны от 26 августа 1942 г. началось формирование авиационных корпусов (истребительных, штурмовых и бомбардировочных) Резерва ВГК.

Одновременно с этим происходило переформирование в однородные смешанных авиадивизий и авиаполков.

Штурмовая авиадивизия (штат 015/ 145) теперь стала состоять из трех штурмовых авиаполков и одной отдельной штрафной штурмовой авиаэскадрильи.

Штурмовые авиаполки с 20-самолетного состава переводились на 32-самолетный состав (штат 015/282 - 3 эскадрильи, 32 пилота): по 10 самолетов в каждой эскадрилье и две машины в управлении полка (самолеты командира и штурмана полка).

Отметим, что принятые штаты штурмовых авиаполков оказались все же недостаточными и не в полной мере отвечали требованиям войны. Боевой опыт показал, что эскадрилья из 10 самолетов уже на 3-4 день боев "выдыхалась" (за счет "некоторого отхода летного состава и материальной части") и обычно могла работать только шестеркой, что не позволяло комсоставу полков должным образом организовывать борьбу с ПВО противника, а также с его истребительной авиацией.

По общему мнению, требовалось штат штурмовой авиаэскадрильи увеличить до 12 самолетов (3 звена по 4 машины, 1 самолет у командира эскадрильи и один - у штурмана эскадрильи), а штат полков - до 45 Ил-2, одного Ил-2У и одного самолета связи. В этом случае авиаэскадрильи из 14 самолетов в основном будут работать восьмерками. Кроме того, два командирских Ил-2 являлись как бы резервными, что позволяло командиру эскадрильи продолжительное время строить боевые порядки эскадрильи в зависимости от задачи и обстановки.

На 40-самолетный состав штурмовых авиаполков ВВС КА перешли только в 1944 г...

С целью отработки тактики боевых действий больших групп самолетов на поле боя и выработки основ оперативного применения их в операциях 4 октября 1942 г. под общим руководством заместителя командующего ВВС КА генерала Г.А.Ворожейкина на одном из подмосковных полигонов были проведены двусторонние летно-тактические учения. К учению привлекались 1-й бомбардировочный (командир генерал-лейтенант авиации В.А.Судец), 1-й штурмовой (генерал-майор авиации В.Г.Рязанов) и 1-й истребительный (генерал-майор авиации Е.М.Белецкий) авиационные корпуса, всего 7 авиадивизий.

На учении был отработан порядок действий бомбардировочной и штурмовой авиации при прорыве наземными войсками обороны противника, а также действия истребителей при срыве ударов бомбардировщиков противника.

Результаты учения обсуждались 6 октября на совещании у Ворожейкина. На совещании присутствовал И.В.Сталин.

Опыт проведения учения позволил вскрыть ряд серьезных недостатков в индивидуальной подготовке летчиков-штурмовиков и в тактике боевого применения Ил-2, имеющих место и в реальных боевых условиях, а именно: малое время пребывания над целью (1-2 захода на цель), чрезмерно большие дистанции в боевом порядке "круг самолетов", увеличенные (до 600-800 м) дальности открытия огня из стрелково-пушечного вооружения по целям, существенно снижающих его действенность, недостаточное умение летного состава применять по наземной цели стрелково-пушечное, ракетное и бомбовое вооружение, неправильный выбор направления захода при атаке целей, неумелое использование экипажами условий местности при отходе от цели и т.д.

Сталин потребовал, чтобы штурмовики каждой группы действовали над целью не менее 15-20 минут, поочередно сменяя друг друга.

В ходе обсуждения итогов учения были высказаны предложения о необходимости изменения порядка восстановления потерь. Было признано необходимым, сократить отправку на фронт вновь сформированных полков, шире применять восполнение потерь "россыпью", направляя в обученные боевые полки самолеты и экипажи из запасных авиаполков.

Подводя итоги совещания, Сталин приказал перед отправкой на фронт авиационных частей и соединений РВГК обязательно проводить с ними летно-тактические учения на полигонах, а учения 1 -го иак, 1 -го шак и 1 -го бак провести повторно 10 октября. "Зато в бою будет меньше потерь", - аргументировал свое решение Верховный.

Выводы и рекомендации по улучшению боевого использования штурмовиков Ил-2, сделанные на совещании у Ворожейкина, были разосланы во все воздушные армии фронтов. Кроме этого, был разработан и издан проект "Руководства по боевым действиям штурмовой авиации".

К сожалению, обстановка на фронтах не позволила "прогнать" 1 -й шак, 1 -й бак и 1 -й иак повторно через летно-тактические учения, а вновь сформированные 1-й, 2-й и 3-й смешанные и 2-й бомбардировочный авиакорпуса были брошены в бой, когда еще не была закончена подготовка летного состава, сколачивание частей и отработка боевого применения. Частям соединений пришлось доучиваться на фронте. В итоге все авиаполки этих соединений понесли большие потери в летном составе и самолетах.

Всего до конца 1942 г. было сформировано 13 авиакорпусов, из них истребительных - 4, штурмовых - 3, бомбардировочных - 3 и смешанных - 3. На фронт в течение этого периода было отправлено 9 авиакорпусов.


©AirPages
2003-