Авиация Второй мировой

Home English

Ил-10М

Ильюшин Il-10M
  • Штурмовик
  • Первый полет: 1951
  • Ильюшин

В октябре 1950 г. Главнокомандующий ВВС СА маршал П.Ф. Жигарев обратился к С.В. Ильюшину с письмом, в котором предлагал рассмотреть вопрос о возобновлении серийного выпуска штурмовика Ил-10 АМ-42 как боевого самолета непосредственной поддержки войск, "еще не утратившего своих боевых возможностей". При этом Главком предлагал "установить новое крыло для упрощения техники пилотирования" и усилить наступательное вооружение штурмовика путем замены пушек НС-23 и пулеметов ШКАС на 4 пушки НР-23 и замены ВУ-9 на модифицированную ВУ-9М.

Поводом для такого решения военных в немалой степени послужило весьма успешное применение штурмовиков Ил-10 корейскими и китайскими летчиками в войне против войск Южной Кореи и ООН.

После недолгих согласований 12 января 1951 г. вышло Постановление Совмина СССР No. 4525-1997 об организации на авиазаводе № 168 (г. Ростов-на-Дону) серийного производства Ил-10. Согласно Постановлению 168-й авиазавод к концу года должен был выпустить 5 штурмовиков, а в следующем году - 150 Ил-10.

2 июля 1951 г. шеф-пилот ОКБ В.К. Коккинаки выполнил на Ил-10М первый полет. К 28 августа Ил-10М успешно прошел программу заводских испытаний.

В качестве основного недостатка серийного Ил-10М летчики ГК НИИ ВВС отмечали неудовлетворительную путевую устойчивость. Данный недостаток был устранен установкой подфюзеляжного гребня.

Состав оборудования Ил-10М обеспечивал боевое применение штурмовика практически в любых метеусловиях и ночью.

Вооружение: четыре 23-мм пушки НР-23, неподвижные, сдвоенные в крыле (600 снарядов), на задней установке у стрелка одна пушка Б-20 ЭН (150 снарядов).

Бомбовая нагрузка: 400-600 кг калибра от 1 до 100 кг в бомбоотсеках центроплана. Под крылом могли подвешиваться восемь снарядов РС-82 или четыре PC-132.

Завод № 168 в период 1952-54 гг. построил 136 экземпляров Ил-10М, из них в 1952 г. - 1 машину, в 1953 г. -100 штук и в 54-м - 35 штурмовиков. В 1953 г. к выпуску Ил-10М был подключен авиазавод No. 47 в Оренбурге, выпустивший в 1953 г. 4 штурмовика этого типа и в 54-м - 6 машин.

По состоянию на 1 января 1955 г. ВВС Советской Армии в своем составе имели 19 штурмовых авиаполков, на вооружении которых состояли 1700 штурмовиков Ил-10 и Ил-10М и 130 реактивных истребителей-бомбардировщиков МиГ-15бис.


Ил-10 Ил-10М
Экипаж, чел. 2
Геометрия
Длина самолета, м 11,12 11,87
Высота, м 4,18 4,24
Размах крыла, м 13,4 14
Площадь крыла, м² 30 33
Массы, кг
Пустого 4650 5570
Нормальная взлетная 6300 7100
Силовая установка
Мотор 1 ПД АМ-42
Мощность взлетная, л.с. 2000
Мощность полетная, л.с. 1750
Лётные данные
Максимальная V у земли, км/ч 507 476
Максимальная скорость, км/ч 551 512
Практическая дальность, км 800 1070
Практический потолок, м 7250 7000
Фото Описание
Схема  Ил-10М Схема Ил-10М
Послевоенный штурмовик Ил-10М Послевоенный штурмовик Ил-10М
Ил-10М Ил-10М, обратите внимание на подфюзеляжный гребень для увеличения продольной устойчивости.

В апреле 1956 г. министр обороны маршал Г.К. Жуков представил руководству страны подготовленный Генштабом и Главным штабом ВВС доклад о состоянии и перспективах развития штурмовой авиации. В докладе делался вывод о низкой эффективности штурмовиков на поле боя в современной войне и фактически предлагалось ликвидировать штурмовую авиацию, обеспечив решение боевых задач по непосредственной авиационной поддержке наземных войск в наступлении и обороне силами бомбардировочной и истребительной авиации. В результате обсуждения "в верхах" вышел приказ министра обороны от 20.04.56 г., согласно которому в составе ВВС СА упразднялась штурмовая авиация, имеющиеся Ил-10 и Ил-10М списывались, программа разработки перспективного Ил-40 закрывалась.

После громкой славы в Великой Отечественной войне штурмовики Красной Армии "ушли" в небытие до весны 1969 г., когда министр обороны А.А. Гречко обратился в МАП с просьбой начать работы по созданию самолета-штурмовика, отвечающего требованиям современной войны, и объявил конкурс на его разработку. Были разработаны штурмовики Ил-102 (явившийся глубокой проработкой Ил-40) с двумя членами экипажа и победивший в конкурсе ныне хорошо известный Су-25 "Грач".

Источники

  • "История конструкций самолетов в СССР,1938-1950гг." /В.Б. Шавров/
  • "Самолеты сталинских соколов" /К.Ю. Косминков, Д.В. Гринюк/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/

Ваше имя (Nick):
Ваш e-mail:
Введите число 5146563:
Ваш пост:

Ил-10М - исходник для фотошопа. Гуляет по интернету мой коллаж в фотошопе как "фото времен ВОВ". Однако, это "историческое фото" создавалось мною в третьем тысячелетии для верхнего баннера "Авиация Второй мировой" и никакого отношения ко времени ВОВ не имеет. Задним планом добавлена линия горизонта и небо, "доработано" левое полукрыло, ну получилось, как получилось...

02.04.2018

На фото вверху страницы прототип Ил-10М на испытаниях в НИИ ВВС. Под фюзеляжем еще отсуствует гребень для улучшения продольной устойчивости.
На стабилизаторе можно рассмотреть антенны радиовысотомера.