На Советско-Германском фронте
Как следует из архивных документов, в боевых действиях против немцев успели принять участие только три полка -571-й шап, 108-й и 118-й гшап. При этом дольше всех и интенсивнее всех воевал первый. Да и бои ему достались самые тяжелые.
Перелет 571-го шап к месту постоянного базирования на аэродроме Щигловице (Польша) в целом успешно завершился 9 апреля 1945 г. Из 42 самолетов до фронта долетели 35. Две «десятки» были разбиты и списаны, три вынужденно сели в районе Юзефув (из них два требовали списания), одна - в Борисоглебске и одна - в Кракове.
Сразу же по прилету командир полка подполковник Безух получил приказ командира 224-й шад генерал-майора Котельникова «немедленно приступить к вводу полка в боевую работу согласно плана». До 14 апреля включительно летный состав занимался наземной подготовкой и учебно-тренировочными полетами. При этом каждый летчик выполнил по одному полету на полигон на бомбометание и стрельбу по наземной цели. На этой стадии вышли из строя три штурмовика (в том числе два - после вынужденных посадок).
Боевые действия полк начал 15 апреля с нанесения ударов по войскам и технике противника в районе Свобода, Путс, Янарице, Штепанковице, Радунь, Подвисов, Хваликовице, Ольда, Сухе Лазце. Действовали группами по 8 - 15 штурмовиков под прикрытием 4-8 истребителей Як-3 и Як-9 из 112-го гиап. Всего в течение дня полк выполнил 73 самолетовылета. Главным образом использовались небольшие - 50-кг фугасные и 25-кг осколочные бомбы, поэтому средняя бомбовая нагрузка на один самолетовылет составила всего 224 кг.
По наблюдениям экипажей были уничтожены или повреждены 21 автомашина, 2 орудия полевой артиллерии, 1 минометная батарея, создано 7 очагов пожаров и подавлена 1 зенитная батарея противника. У целей самолеты встретились с сильным огнем малокалиберной зенитной артиллерии, в результате которого был подбит Ил-10 младшего лейтенанта В.И. Кудрявцева. На самолете была повреждена пневмосистема шасси и перебиты тяги управления элеронами. Воздушный стрелок сержант Н.П. Сумряков был убит. Несмотря на серьезные повреждения машины, летчик сумел дотянуть до своего аэродрома. Однако на посадке шасси вышло не полностью и при касании о землю самопроизвольно сложилось. Штурмовик развернуло влево и понесло на стоянку самолетов. Скользя на фюзеляже, Ил-10 врезался в бензозаправщик. От удара отлетела консоль крыла вместе с центропланом. Шофер погиб, а летчик и стоявший рядом с автомобилем солдат получили ранения. Самолет списали.
В течение дня четыре группы штурмовиков встречались с немецкими истребителями и вели с ними воздушные бои. Так, группа в составе 13 Ил-10 (ведущий майор Зацепа) в сопровождении шести Як-3 наносила удар по позициям артиллерии в районе Свобода. Когда наши делали второй заход, выше их появились 9 истребителей FW 190, которые, разделившись на пары, атаковали штурмовики. «Яки» сопровождения вовремя заметили опасность и сорвали первую атаку «фоккеров». Экипажи Ил-10, освободившись от бомб, прекратили обстрел наземных целей и теснее сомкнули круг. Немцы попробовали повторить нападение, но дружный огонь стрелков и активные действия истребителей прикрытия сорвали их планы. При этом в ходе боя «якам» удалось свалить один FW 190.
Два часа спустя три «мессершмитта» попытались атаковать дюжину Ил-10 (ведущий майор Бочкарев), которые под прикрытием шести Як-3 бомбили автомашины противника в районе Пусте, Якартице. Штурмовики находились в боевом порядке «круг». Однако атака была сорвана нашими истребителями прикрытия. Немцы вышли из боя с правым разворотом и больше не показывались. Во второй половине дня произошли еще два боя. В обоих случаях штурмовики потерь не имели.
Первый Ил-10 пострадал от немецких истребителей 17 апреля. Пилоты «яков» слишком поздно заметили пару Bf 109, заходящих снизу-сзади на ведущего группы штурмовиков и его ведомого. Для воздушных стрелков атака также оказалась неожиданной. В результате на Ил-10 ведомого, младшего лейтенанта Коротаева, пулеметно-пушечным огнем были разбиты киль и руль поворота, в нескольких местах пробиты левая консоль крыла и кабина стрелка. Стрелок младший сержант Бабиков получил ранения. Выполнив одну-единственную атаку, «мессеры» вышли из боя.
Воздушные бои велись также 20 и 21 апреля. Высокая активность вражеских истребителей и зенитной артиллерии объясняется важностью для немецкого командования района Моравска-Острава. Во всех случаях нападение осуществляли одна-две пары или шесть - девять самолетов, которые пытались провести одну неожиданную, но результативную атаку, используя для маскировки солнце и облачность. В затяжные бои немецкие пилоты старались не ввязываться. Авиационные гранаты АГ-2 ни в одном из воздушных боев экипажами штурмовиков не применялись.
При появлении истребителей противника Ил-10 становились в оборонительный круг. Дистанция между самолетами в круге из шести - восьми машин составляла 200 - 300 м. При попытке атаковать штурмовики, ведомые энергичным отворотом на 30 - 45° в сторону истребителей, отражали атаки и затем легко возвращались на свое место в строю за счет «запаса скорости, маневренности и легкости в управлении».
Пилоты Люфтваффе искусно взаимодействовали со своими зенитчиками. Как правило, противник огнем зенитной артиллерии пытался разбить строй группы штурмовиков, чтобы истребители имели возможность атаковать отдельные самолеты. И наоборот, истребители имитировали атаки на штурмовики, заставляя последних сближаться, что облегчало расчетам на земле ведение огня.
Фронтовой дебют Ил-10 был достаточно успешным. 27 апреля за отличную работу на поле боя в районе Тржебовице и Поруба 571-й шап получил благодарность от командующего 60-й армией генерала П.А. Курочкина.
30 апреля оказался самым интенсивным боевым днем для полка. Группами по 8 - 12 самолетов штурмовики в сопровождении шести - восьми истребителей Ла-5 из 181-го иап выполнили в общей сложности 115 самолето-вылетов. Это был своеобразный рекорд. Ни один штурмовой полк на Ил-10 столько боевых вылетов в течение одного дня не совершал.
Удары наносились в районе Моравска-Острава, Старабела, Витковице, Прошивау, Грушов, Якловице. Первая группа в составе 12 Ил-10, которую вел майор Зацепа, в полдесятого утра атаковала войска противника около Витковице. Подойдя к цели, экипажи замкнули круг и произвели холостой заход для уточнения расположения немцев и своих войск. Получив дополнительное целеуказание от станции наведения «Береза», группа завертела «колесо». Атаки выполнялись одиночными самолетами с высоты 800 - 600 м со снижением до 200 м. Угол пикирования 25° - 35°. Всего сделали пять заходов. На отходе «Береза» передала летчикам благодарность наземного командования.
За первой группой последовали вылеты еще дюжины. Последней поднялась в воздух группа старшего лейтенанта Смирного в составе 12 Ил-10. На подходе к месту назначения группу по радио перенацелили на железнодорожный мост через Одру, находившийся юго-западнее Грушова. Бомбили с пикирования под углами 40° - 45°. Сброс осуществлялся на выходе из пикирования с высоты 400 - 450 м. Использовались бомбы ФАБ-100. Согласно документам полка, после трех заходов мост был разрушен прямыми попаданиями. Всего же в течение дня удалось уничтожить и повредить 12 автомашин, 4 бензовоза, 1 зенитное орудие и 2 полевых, 4 миномета, 1 паровоз, 4 железнодорожных вагона и уже упоминавшийся мост.
5 мая экипажи 571-го шап при нанесении ударов по немецким войскам на дорогах в районе Рауч, Шенвальд, Альвассер, Либау, Хоф, Дейч, Лоденит встретились с особенно сильным противодействием вражеских зенитчиков. Две «десятки» были сбиты, их экипажи погибли. К исходу дня в полку осталось 30 самолетов.
Первые месяцы боевого применения Ил-10 сопровождались многочисленными отказами агрегатов и систем: карбюратора, бензосистемы и свечей; наблюдались тряска мотора на всех режимах работы, течь масляных и водяных радиаторов. По мнению механиков, доступ к свечам и некоторым другим агрегатам и узлам мотора был крайне неудобен. Например, замена карбюратора и последующая отладка двигателя отнимали до 30 - 33 ч.
Постоянно рвались тросы бомболюков, створки деформировались при загрузке мелких бомб и повреждались при сбросе крупных. Обшивка консолей и центроплана, а также заклепки не выдерживали нагрузок. Листы шли волной, заклепки срезались и выпадали. Ломались складывающиеся подкосы шасси и обтекатели хвостового колеса.
Удивительно, но техническому составу все же удавалось поддерживать боеготовность на уровне, обеспечивавшем выполнение поставленных задач. Ежедневная готовность самолетов в среднем достигала 72,8% состава.
Последним днем войны для летчиков 571-го стало 8 мая. Он оказался и самым драматичным. Командир 224-й шад поставил задачу нанести в течение дня полным составом полка три удара в районе Кржелов, Пржикази, Унговице, Льштадт, Синице. Планирование боевых вылетов выполнялось исходя из наличия к вечеру 7 мая 27 боеготовых Ил-10, которые разбили на три группы по девять самолетов. Предполагалось, что группы будут вылетать с интервалами в 15-30 мин. Затем следовал двухчасовой перерыв, и все повторялось заново. Планировалось выполнить 88 самолетовылетов. Прикрытие обеспечивалось истребителями 181-го иап.
День открыла восьмерка штурмовиков старшего лейтенанта Смирнова. Их сопровождали шесть Ла-5. На подходе к цели задание уточнили - бомбить войска и технику в районе Кржелова. Замкнув левый круг, Ил-10 совершили холостой заход. Убедившись в наличии противника в окопах юго-восточнее Кржелова и автомашин в самом населенном пункте, группа приступила к штурмовке. Атаки производились с высоты 1200 м под углом пикирования 25° - 30°. Стрельба из пушек и пулеметов осуществлялась с дистанции 400 - 500 м, бомбометание - на выходе из пикирования с высоты 400 - 450 м.
После выполнения шести заходов Смирнов дал команду уходить, так как боекомплект был полностью израсходован. Но станция наведения «Белка-12» попросила произвести еще два холостых захода: «Пехота переходит в атаку, поддержите». Штурмовики не отказали и получили с земли благодарность. При возвращении домой им встретились два «мессершмитта», но атаковать немцы не решились.
В середине дня на восьми самолетах неожиданно вышли из строя моторы, причем в трех случаях - в воздухе. Лейтенант Китайгородский и младшие лейтенанты Прищепа и Титов совершили вынужденные посадки вне аэродрома. Впоследствии их «десятки» были списаны.
Осмотр двигателей показал, что причиной является разрушение крыльчатки нагнетателя. Массовый выход из строя техники поставил под угрозу выполнение полком боевой задачи. Но комдив Котельников потребовал вне зависимости от обстоятельств обеспечить производство всех запланированных на день вылетов. В итоге наиболее опытным летчикам пришлось вылетать по пять раз.
Уже на исходе дня из штаба дивизии пришло приказание: «Подготовить и выделить группу из 9 Ил-10 для нанесения бомбоштурмового удара по отступающему противнику по дорогам в районе Синице». Через 15 минут группа старшего лейтенанта Белова поднялась в воздух. Еще через три минуты к штурмовикам пристроились истребители сопровождения.
Лететь пришлось в густой дымке. Но на цель вышли точно и произвели атаку «с хода». Под самолетами была «длинная, с небольшими интервалами цепочка движения автомашин, повозок, артиллерии» - не промахнешься. Так поздно немцы не ожидали налета советских штурмовиков, зенитного огня не было. Самолеты прочесали дорогу несколько раз. По докладам экипажей было уничтожено и повреждено до 20 машин и создан большой очаг пожара.
На свой аэродром возвращались уже в сумерках. На подходе Белов подал команду ведомым: «Посадка с зажженными фарами». К этому времени на поле зажгли факелы и ракеты. Летчики, не имевшие до этого опыта боевой работы ночью, благополучно произвели посадку. На этом боевая работа 571-го шап в Великой Отечественной войне закончилась.
Прибывшая на следующий день из штаба 8-й воздушной армии комиссия приказала снять моторы с четырех наугад выбранных Ил-10. Картина была одна и та же: валы крыльчаток имели большой износ, в корпусах нагнетателей обнаружили пыль и песок. 21 мая приехала комиссия из Москвы, для которой демонтировали и разобрали еще два двигателя. В них нашли то же самое. Эксплуатацию самолетов запретили. Полк полностью потерял боеспособность. Что было бы, если бы война продолжилась?
Два других упомянутых выше штурмовых полка провоевали значительно меньше. Из 42 экипажей 108-го гшап, вылетевших к месту постоянного базирования, на аэродром Шпроттау в Силезии, сумели добраться только 25. При этом на посадке у Ил-10 старшего лейтенанта Афанасьева сломался костыль. Самолет на пробеге развернуло влево, в результате снесло шасси, была повреждена правая плоскость, погнут винт, а в капюшоне вала редуктора образовалась трещина. Машину отправили в ремонт. В тот же день в Шпроттау прибыл и наземный эшелон полка в составе штаба, технического персонала и воздушных стрелков. Полк вошел в 6-ю гшад 2-й воздушной армии.
Пока на фронте было затишье, решили потренировать в боевом применении как «стариков», так и молодое пополнение. С 5 апреля приступили к усиленной отработке приемов ударов по наземным целям, а также к тренировкам в технике пилотирования. В течение одного дня в среднем выполнялось 20 - 30 полетов.
Для поднятия авторитета нового штурмовика командование организовало показательный воздушный бой Ил-10 с истребителем Ла-5ФН. Штурмовик пилотировал капитан А.И. Сироткин, а «лавочкин» - летчик 5-го гиап (тоже базировавшегося в Шпроттау), Герой Советского Союза капитан В.И. Попков, сбивший к этому времени 37 немецких самолетов.
Сироткин позже вспоминал: «Первым упражнением по согласованной программе была погоня истребителя за штурмовиком при крутом планировании. Набрали высоту две тысячи метров, начали. Я дал газ мотору и понесся к земле, как с крутой, градусов 40, горы. «Лавочкин» от меня отстал. Далее мы выполняли горку с набором высоты. На удивление всем, и здесь вначале я опережал «Ла-пятый», но вскоре он меня догнал и обошел. Затем мы демонстрировали бой на виражах и выполнение различных фигур высшего пилотажа. Как Попков ни старался, но его «Ла-пятому» редко удавалось зайти мне в хвост для атаки. Зато и мой стрелок, и я несколько раз ловили его в перекрестья своих прицелов. После проявления пленки фотокинопулеметов, которыми мы «воевали» в том полете, было установлено, что по «Ла-пятому» несколько раз прошлись очереди нашего оружия. Конечно, из сказанного нельзя делать вывод, что штурмовик Ил-10-й превосходил истребитель Ла-5 по скорости и маневренности. Но этот бой показал, что новый штурмовик уверенно может постоять за себя и в воздушном бою с немецкими истребителями».
Боевые действия 108-й гшап начал 16 апреля 1945 г. на Берлинском направлении. В этот же день прибыли отставшие восемь экипажей. В войсковых испытаниях приняли участие 34 Ил-10.
Командование дивизии поставило задачу работать полным составом полка в районе населенных пунктов Эйло, Тосда, Роггозен и по дорогам от Койне на запад. Боевые вылеты выполнялись группами по восемь-девять самолетов под прикрытием истребителей. Первой поднялась в небо группа капитана Новикова в составе девяти экипажей. За ней последовали восьмерки капитана Железнякова и майора Жигарина.
Ввиду плохой видимости в районе целей все группы выполняли полет на высоте 1200 - 800 м, а затем атаковали с пикирования под углом 25° - 30° со сбросом бомб с высоты 600 - 400 м. Затем врага обстреливали из пушек и пулеметов. Израсходовали 47 стокилограммовых «фугасок», 47 ФАБ-50, 940 снарядов к пушкам ВЯ-23 и 3000 патронов к пулеметам ШКАС. Результатов налетов экипажи не наблюдали из-за дымки и пожаров. Встреч с истребителями противника не было. Отмечался лишь слабый огонь МЗА близ Роггозена и Эйло, в результате которого один самолет получил пробоины в плоскости.
К сожалению, следующий день не обошелся без потерь. Самолеты пошли на штурмовку немецких войск близ Греча, Хайнесбрюка и Вейсача. Их встретил сильный зенитный огонь. Из первой группы не вернулся экипаж лейтенанта Михайлова. Во второй младший лейтенант Маклаков совершил вынужденную посадку: примерно в 20 км от аэродрома Охельхермсдорф на его самолете мотор начал давать перебои. Летчик продолжил полет, пытаясь дотянуть до полосы, но двигатель остановился. Маклаков сел прямо на лес. Ил-10 был разбит и восстановлению не подлежал. Раненых летчика и стрелка отправили в госпиталь.
18 апреля полк наносил удары по живой силе и технике противника в районе Мадлов, Гросс-Оссинг, Шеферберг и Клейн-Деберн. Экипажи насчитали 12 взрывов большой силы и очагов пожаров, а также до 13 горящих автомашин. Две группы имели встречи с истребителями FW 190, которые, однако, ушли в облачность.
На следующий день 108-й гшап «отметился» ударом по своим. Восьмерка Ил-10 атаковала войска, двигавшиеся по дороге в районе Шорбуса. В ответ полетели сигнальные ракеты. Ведущий снизился до бреющего. Оказалось, что войска свои. По счастью, пять экипажей бомб не сбросили, а ведущее звено слегка промазало. Обошлось без жертв.
На шестой день участия в боевых действиях был сбит самолет младшего лейтенанта Кутьева. В него попал зенитный снаряд среднего калибра. По докладам экипажей, у штурмовика оторвало плоскость, он перешел в штопор и взорвался при ударе о землю. В этот же день имел место первый и единственный воздушный бой. На пути следования к цели семерки капитана Сироткина крайний в строю штурмовик неожиданно был атакован парой FW 190. Атака производилась одновременно снизу и сверху. Ил-10 получил шесть пробоин в крыле. Стрелки отогнали немцев. Больше истребители противника летчикам полка вообще не попадались.
В этот же день, 20 апреля, не вернулся с боевого задания экипаж младшего лейтенанта Древаля, вылетевший в составе десятки Ил-10 для нанесения удара по артиллерийским позициям на северо-восточной окраине Коттбуса. По докладам экипажей, самолет Древаля загорелся над целью в результате прямого попадания малокалиберного зенитного снаряда. Летчик стал тянуть на свою территорию. У шоссе Кляйн-Лисков из самолета выбросился один парашютист. Штурмовик врезался в землю в полукилометре от шоссе и взорвался.
Вернувшийся через несколько дней в часть Древаль рассказал, как развивались события. На маршруте к цели мотор стал перегреваться. Принимая меры для его охлаждения, Древаль вместе с группой долетел до Коттбуса. На выходе из атаки мотор стал давать сильные перебои, из патрубков показался белый дым, который начал проникать в кабину. Древаль развернул самолет на юго-восток и предпринял попытку планировать на свою территорию. Когда в кабине появилось пламя, летчик дал команду стрелку прыгать и сам оставил самолет. Спускаясь на парашюте, он наблюдал взрыв, а после приземления потерял сознание. Пришел в себя, когда немецкие солдаты снимали с него парашют. Затем были плен, побег в ночь с 28 на 29 апреля, счастливая встреча с пехотинцами из 77-й стрелковой дивизии и радостное возвращение в родной полк 1 мая.
Последние боевые потери полк понес 30 апреля. Во второй половине дня три четверки Ил-10 штурмовали немецкие части, окруженные у населенного пункта Барут. Они бомбили и обстреливали их с пологого пикирования. С земли велся интенсивный огонь из крупнокалиберных пулеметов. «Десятка» младшего лейтенанта Городецкого уже на первом заходе получила повреждения. Городецкий «отвалил» от цели со снижением и ушел в западном направлении. За самолетом тянулся шлейф белого дыма. Больше его никто не видел, судьба экипажа осталась неизвестной.
Во время атаки третьей четверки зенитным огнем был подбит Ил-10 младшего лейтенанта Кузьмина. Мотор стал давать перебои. Из патрубков пошел белый дым, упало давление масла. Но Кузьмин вышел из боевого порядка только после выполнения задания, а затем сел на вынужденную у населенного пункта Приров. Экипаж целым и невредимым 2 мая возвратился в полк. Самолет же пошел в ремонт.
Всего в период с 16 по 30 апреля летчиками 108-го гшап было уничтожено два и повреждено четыре немецких танка, уничтожено четыре бронетранспортера, сожжено 60 и повреждено свыше 100 автомашин, уничтожено четыре орудия полевой артиллерии, обстрелян и поврежден бронепоезд, уничтожено до 50 повозок с грузами, создано около 15 очагов пожаров, подавлен огонь двух батарей зенитной артиллерии. Согласно официальным данным, безвозвратные боевые потери полка составили три самолета, из которых один был сбит огнем зенитной артиллерии противника и два - не вернулись с боевого задания. Погибли два летчика и четыре воздушных стрелка. Кроме этого, от огня зенитной артиллерии получили повреждения семь машин. Небоевые потери - четыре штурмовика, из них три - из-за отказа мотора.
Боевое использование штурмовика затруднялось низкой надежностью мотора АМ-42. Частый выход двигателей из строя вызывало отсутствие в системе забора воздуха противопыльного фильтра. После подсыхания летного поля моторы, которые к этому времени наработали от 30 до 50 часов (так сказать, первый «критический» рубеж), начали буквально сыпаться. В итоге, к вечеру 30 апреля в полку насчитывалось всего 11 боеспособных самолетов. Остальные 18 «десяток» требовали ремонта. Еще одна неделя боев, и летать было бы не на чем. Собственно, так и получилось. В мае полк ни боевой, ни учебно-боевой работы уже не вел, а занимался ремонтом неисправной материальной части и получал новые машины.
Под самый занавес войны, а именно 8 мая 1945 г., свой первый боевой вылет на Ил-10 выполнили экипажи 118-го гшап. На месте назначения, в Шауляе, полк собрался только к 19 апреля 1945 г. Имея 40 самолетов Ил-10, он вошел в 225-ю шад 15-й воздушной армии. В Шауляе летный состав приступил к интенсивной подготовке по программе, утвержденной командиром дивизии полковником Корнуковым. К началу боевых действий из общего числа имевшихся в наличии экипажей только четыре не закончили программу по вводу в бой.
В течение своего первого и единственного боевого дня полк наносил удары по войскам и технике противника в районе Кандавы. Работали четверками, без прикрытия, считая, что высокая скорость и маневренность «десятки» обеспечат защиту в случае нападения немецких истребителей. Всего полк выполнил 60 боевых самолето-вылетов. Безвозвратные потери составили три Ил-10, из которых один был сбит истребителями и два - огнем зенитной артиллерии.
Во втором вылете полка, во второй половине дня, четверка Ил-10 при выходе из атаки встретилась с двумя парами FW 190. Лейтенант Т.С. Лозовой отстал от группы и стал уходить от истребителей с набором высоты, чего делать, конечно же, было нельзя. Непростительная ошибка для пилота, совершившего 81 боевой вылет на Ил-2. Остальные штурмовики завязали бой на виражах, «фокке-вульфы» бросили их и атаковали одинокий самолет Лозового. Они зашли на него сбоку, снизу и сверху. Советский пилот маневрировал, стреляя из пушек и пулеметов. После двух-трех атак немцев одинокий «ил», беспорядочно падая, врезался в дома внизу.
Другая четверка штурмовиков на выходе из атаки была обстреляна сильным огнем МЗА. В результате «десятка» младшего лейтенанта В.Ф. Малахова получила прямое попадание. Снаряд пробил поддон мотора, который начал давать перебои, а затем загорелся. Группа выполнила энергичный противозенитный маневр и перешла в бреющий полет. Пилот подбитого самолета стал выбирать место для вынужденной посадки. Малахову удалось приземлиться на фюзеляж в районе Занти (в 15 км юго-западнее Кандавы). Экипаж получил ушибы, но остался цел, а самолет был разбит и ремонту не подлежал. Примерно в аналогичной ситуации потеряли Ил-10 младшего лейтенанта Альмухамедова, совершавшего свой первый боевой вылет. Летчик посадил поврежденную машину в 30 км юго-восточнее Шауляя. Позднее этот штурмовик разобрали на запчасти.
Несмотря на относительно большие боевые потери, новые штурмовики, по отзывам летчиков 118-го гшап, зарекомендовали себя как надежные и довольно эффективные боевые самолеты. Решение использовать их без прикрытия истребителями во многом оказалось оправданным. Примером здесь может служить воздушный бой, который провел утром 8 мая экипаж старшего лейтенанта П.М. Однобокова (воздушный стрелок сержант Н. Аверков).
Все было как обычно. На выходе из атаки ведомые отстали от ведущего.
В результате Ил-10 Однобокова лишился огневой поддержки и сразу же был атакован сзади-сверху парой FW 190. Вовремя заметив противника, Однобоков резко сбросил газ, и очередь немецкого истребителя, слегка зацепив штурмовик, прошла мимо, а следом за ней впереди оказался и сам «фоккер» - пушечная очередь Ил-10 стала для пилота Люфтваффе роковой. Не подкачал и воздушный стрелок сержант Н. Аверков. Метким огнем из пулемета он подбил вышедший в атаку ведомый FW 190. «Фокке-вульф» задымил, отвернул и со снижением ушел в сторону своих позиций...Но экипажу засчитали только одну победу.
Такова была боевая судьба трех полков, которым довелось применить Ил-10 на советско-германском фронте. В общей сложности за период с 15 апреля по 8 мая 1945 г. экипажи 571-го шап, 108-го и 118-го гшап выполнили 1019 боевых самолето-вылетов. Из этого числа 735 самолето-вылетов приходится на 571-й шап и 224 - на 108-й гшап.
Все боевые вылеты выполнялись только в простых метеоусловиях. В среднем в течение дня полки выполняли 30 -32 самолетовылета группами от 6 - 8 до 12-24 машин.
Атаковали в основном точечные цели на переднем крае и в ближайшем тылу. Подавляющее количество вылетов (свыше 98%) было выполнено для атаки танков, автомашин, артиллерии на огневых позициях и живой силы противника на поле боя, в местах сосредоточения и на дорогах.
Как правило, на боевые задания группы Ил-10 ходили в пеленге пар, считавшемся наилучшим боевым порядком. На подходе к цели ведущий оставлял цель слева от себя, «визируя» ее с до-воротом на 90° и последующим пикированием под углом 15° - 40°. Выход из атаки осуществлялся с правым или левым разворотом. В первом заходе обычно выполнялось бомбометание на выходе из пикирования с высоты 300 - 400 м. В последующих - велся огонь из пушек и пулеметов со снижением вплоть до бреющего полета. Огонь открывался с дистанции 400 - 500 м. Одновременно подавлялись зенитные средства с отворотом из круга в сторону огневой точки. Благодаря повышенной скорости и маневренности Ил-10 экипаж затем легко возвращался на свое место в строю.
Летчики отмечали, что «вследствие легкости управления и повышенной скорости легко замыкается «круг», эффективно выполняется противозенитный маневр». Самолеты при этом летели пеленгом с минимальной глубиной строя и увеличенными интервалами. Одиночные машины маневрировали как по высоте, так и по курсу. Применялись боевые развороты, «змейка», уход от цели на бреющем полете и т.д. Особенно был выгоден маневр по высоте, ввиду высокой скороподъемности Ил-10, в сравнении с Ил-2.
В большинстве случаев зенитный огонь по Ил-10 противник вел прицельно, сосредоточивая его на ведущем самолете обычно еще до подхода к цели. При применении нашими летчиками противозенитного маневра разрывы часто наблюдались позади группы, так как немецкие расчеты по привычке ориентировались на летные данные Ил-2, скорость которого была меньше.
Истребители Люфтваффе атаковали, как правило, сзади-сверху, снизу и сбоку, открывая огонь с больших дистанций -400 - 500 м. Его вели длинными очередями до дистанции 200 м, а затем переходили на средние очереди. Отмечались случаи встречи с новейшими немецкими истребителями FW 190D-9. Летчики указывали, что они «обладают большим диапазоном скоростей - атака производится на небольшой скорости, но подход и уход на больших, и наши истребители не успевают реагировать».
По общему мнению, для прикрытия группы из шести - восьми самолетов Ил-10 в воздушной обстановке конца войны было достаточно выделять две пары истребителей, а на четверку - одну пару.
На Дальнем Востоке
Ил-10 приняли участие и в недолгой войне на Дальнем Востоке. К началу боевых действий против Японии программу переучивания успел пройти 26-й шап 12-й шад ВВС Тихоокеанского флота. Это был единственный полк в этом регионе, вооруженный новыми штурмовиками. По состоянию на 9 августа он имел 36 Ил-10.
Утром первого дня войны 23 самолета 26-го шап под прикрытием 31 Як-9 из 14-го иап нанесли удар по кораблям и транспортам в корейском порту Расин. Три группы штурмовиков по шесть машин в каждой атаковали японские корабли с пикирования под углом 25° - 30° с целью подавления зенитной артиллерии (как корабельной, так и установленной на причалах). Вслед за группами подавления через три минуты по транспорту, стоявшему на внутреннем рейде, с высоты 25 м отбомбилась топмачтовым способом четвертая группа Ил-10, которую вел командир полка майор A.M. Николаев. Самолеты заходили с разных направлений. Каждый топмачтовик нес пару бомб ФАБ-250. По донесениям экипажей, один транспорт был потоплен и один поврежден.
Несмотря на то, что большая часть сил направлялась на подавление зенитной артиллерии, во время атаки японские зенитчики сбили над портом два Ил-10, а еще пару «десяток» из-за полученных в бою повреждений потеряли на обратном пути. Столь значительные потери штурмовиков явились полной неожиданностью для советского командования.
Повторный удар по Расину нанесли 14 Ил-10, разбитые на три группы. Первая атаковала позиции зенитной артиллерии, а две другие через 8-10 минут зашли на транспорты, стоявшие на рейде. Бомбили опять топмачтовым способом, с высоты 25 м. Экипажи заявили о потоплении двух транспортов, полк при этом потерял еще один Ил-10. Кроме того, от огня МЗА большая часть штурмовиков получила повреждения.
На рассвете 10 августа самолеты 26-го шап вновь участвовали в налетах на Расин. Из 18 Ил-10, вылетавших на задание, на свой аэродром не вернулся один. Пилоту удалось посадить поврежденный штурмовик в море, где экипаж подобрала летающая лодка «Каталина».
Общие безвозвратные потери полка за два дня составили 6 Ил-10. Кроме того, значительное число новых штурмовиков было повреждено. Ил-2 во время ударов по порту потеряли примерно столько же.
В целом экипажи 26-го шап претендовали на потопление пяти транспортов.
О потоплении двух судов заявили бомбардировочные полки и о десяти - пикировщики. На самом же деле из 12 судов, найденных аварийно-спасательной службой в районе порта, лишь пять имели ярко выраженные повреждения от авиабомб, остальные затонули из-за подводных пробоин (от торпед и мин). Как их разделить между всеми, участвовавшими в налете на порт, - неизвестно.
Далее полк действовал только над сушей. 17 августа целями для его летчиков стали железнодорожные эшелоны и полотно при входе в тоннель севернее Сейсина. Задача выполнялась двумя группами штурмовиков. Первая, из пяти Ил-10, бомбила с пикирования развилку железной дороги Сейсин - Расин, а вторая, топмачтовым способом «закатывала» ФАБ-100 в тоннель. Разрушив его, летчики нанесли серьезный удар по коммуникациям противника в Северной Корее.
Источники
- "Штурмовик Ил-10." /О.В. Растренин/
|