Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Бериев Ермолаев Ильюшин Лавочкин Микоян Петляков Поликарпов Сухой Туполев Яковлев Ли-2

Истребитель И-15 в Испании

Михаил Маслов


В декабре 1936г., и в январе 1937 года из Советского Союза в Испанию прибыли две партии И-15 по 30 машин. Эти поставки позволили сформировать подразделение в составе четырех эскадрилий И-15.

Первая эскадрилья, получившая обозначение 1а, в феврале 1937 г. состояла из испанских летчиков и четырех американцев. Некоторое время это подразделение называли эскадрильей «Лакалье» по имени ее командира, испанца Андре Гарсия Лакалье. Эскадрилья имела свою эмблему — «мультяшного» Микки Мауса на киле. Эскадрилья 2а состояла из советских и испанских пилотов. Командовали ею в разное время Осадчий (Казаков) и испанец Роберто Алонсо Санта-Мария. Эмблемой эскадрильи стал экзотический для жаркой Испании пингвин, нарисованный в круге на фоне красного (или синего) неба и вздыбленных льдин.

Эскадрилья За, которой командовал Иван Копец, состояла поначалу из советских пилотов и двух американцев. Впоследствии, в 1938 г., во время боевых действий под Барселоной, когда в боевом строю оставались в основном испанцы, у этой эскадрильи также появилась своя эмблема — голова быка в верхней части вертикального оперения.

Эскадрилья 4а вплоть до августа 1937 г. существовала фактически только на бумаге — самолетов для ее формирования не хватало, поскольку их приходилось посылать на Северный фронт.

Вплоть до весны 1937 г. основные боевые действия происходили в Центральной зоне. Республиканские войска удерживали противника на южных и западных подступах к Мадриду. В начале февраля 1937 г. Франко решил предпринять наступление южнее и перерезать дорогу Мадрид — Валенсия. Бои развернулись в районе реки Харамы. Поначалу из-за плохой погоды авиация с обеих сторон действовала вяло. Эскадрильи «Чато» периодически обстреливали и бомбили наземные войска противника. Позже, в развернувшихся с 16 февраля воздушных боях И-15 уничтожили несколько Ju52, Не51иСМ.32.

Имелись ощутимые потери и в соединениях И-15. 16 февраля 1937 г. сбили американца Фрэнка Тинкера из эскадрильи «Лакалье». 18 февраля было потеряно еще три машины в эскадрилье «Лакалье» и две — в эскадрилье Ивана Конца. Тем не менее, преимущество в февральских боях признавалось за республиканцами.

В феврале 1937 г. из Советского Союза прислали рабочие чертежи и техническую документацию для налаживания серийного производства И-15 в Испании. Решение это было принято в связи с трудностями доставки любых военных грузов в воюющую страну. ВМС националистов, германские и итальянские корабли, установили блокаду республиканских портов, и отправляемые в Испанию транспорты задерживались или уничтожались.

После обследования различных испанских предприятий производство И-15 решили развернуть на авиазаводах в городах Реусе и Сабадель под Барселоной. Общее количество заказанных истребителей составило 300 экземпляров.

Несмотря на подготовку серийного производства И-15, первоочередной задачей остаался ремонт поврежденных машин. В 1937 г. по советским данным в ремонт поступило 67 И-15, из которых 11 самолетов восстановлению не подлежали. В 1937 — 1938 гг. только на завод SAF-3 поступило в ремонт 194 И-15, из которых 55 оказались для ремонта непригодными.

Реально в ремонте побывали все машины. Отдельные аппараты выдерживали по четыре - пять «капиталок», их налет при этом доходил до 350 - 400 часов.

К лету 1937 г. в Испанию из Советского Союза поступили еще 31 И-15. Таким образом, общее количество доставленных на Центральный фронт И-15, с учетом ранее прибывших, составило 116 машин. Новые самолеты позволили усилить группировку И-15, что оказалось весьма кстати, поскольку в мае на родину стали возвращаться испанские летчики, прошедшие обучение в летной школе под Кировабадом. Этот азербайджанский город выбрали из соображений сходства местного климата и ландшафта с испанскими. Программа обучения была предельно сжата, курсанты занимались по 10 — 12 часов в день. Для достижения более высоких темпов и качества летной подготовки с ними работали лучшие инструкторы, и даже испытатели НИИ ВВС. Из отобранных 200 человек, первые 60 вернулись в Испанию к началу летних боев 1937 г.

В одно время с молодыми испанскими пилотами прибыла группа капитана Еременко (Антонио Арагон), которая поначалу несла боевое дежурство над Картахеной, Эльче и Аликанте, прикрывая республиканские боевые корабли и транспорты в Средиземном море. Летали на И-16. Вскоре, из-за малого количества И-16 (часть самолетов была отправлена на север, а вновь прибывшая партия «ишачков» оказалась дефектной), эту группу пересадили на И-15. Во главе с Иваном Еременко советские летчики составили костяк эскадрильи 1а (Лакалье в то время откомандировали в Советский Союз). Эскадрильей 2а продолжал руководить испанец Роберто Алонсо Санта-Мария, эскадрилью За после гибели в бою русского летчика В. Зоценко возглавил А. Осадчий (Казаков). Все эскадрильи И-15 с мая 1937 г. свели в Группу-26.

В июле, с началом Брунетской операции, националисты перебросили под Мадрид группу бомбардировщиков Ju 52 из состава немецкого Легиона «Кондор». «Юнкерсы» предполагалось использовать для ночных налетов. Республиканцы, в качестве ответной меры, сформировали группу ночных истребителей из состава первой эскадрильи «Чато» под командованием Николая Кузнецова (сначала предполагался Еременко). В Испании это подразделение получило известность как «Ночной патруль». Поначалу в него вошли пилоты, имеющие опыт ночных полетов: Анатолий Серов (спустя короткое время он возглавил группу «ночников»), Леонид Рыбкин, Михаил Якушин и Владимир Сорокин.

Первая ночная победа в испанской войне была одержана в ночь на 27 июля 1937 г. На охоту вылетели парой — Серов и Якушин. Удача досталась в тот раз Михаилу Якушину, он не только поджег Ju 52, но и поразил почти весь экипаж. На парашюте спасся лишь один пилот вражеского бомбардировщика. Победу торжественно отметили, при этом щедрые награды получили оба летчика. Премьер испанского правительства Хуан Негрин лично подарил каждому золотые часы и... по легковому автомобилю. Впрочем, Серов не долго ходил в должниках, буквально на следующую ночь он также уничтожил Ju 52.

Боевые действия ночной группы в дальнейшем продолжились. Появились новые результативныелетчики. Осенью «Патруль» действовал уже против итальянских бомбардировщиков, которые летали с острова Мальорка бомбить по ночам Барселону. В ночь на 25 октября 1937 г. Евгений Степанов, несколько раз безуспешно обстреляв трехмоторную Савойю-Маркетти SM.81 из 251-й эскадрильи, в горячке боя рубанул винтом своего И-15 по хвосту «савойи». Итальянка удара не выдержала и упала в четырех километрах от Барселоны, а Степанов благополучно привел свой И-15 на аэродром.

«Ночной патруль» продолжал действовать вплоть до окончания боевых действий в Испании. Ночные пилоты-истребители обзавелись своей эмблемой: белый круг, внутри которого под маленьким лунным серпом парила летучая мышь. На заключительном этапе боев в Каталонии группой командовал испанец Хосе Фалько.

На Северный фронт, в «зону басков», 15 «Чато» поступили в ночь на 2 ноября 1936 г. Все самолеты вошли в группу Бориса Туржанского, и вплоть до наступления лета 1937 г. группа действовала в этом составе не получая подкреплений, поскольку основные события развивались на Центральном участке фронта. После отбытия советских летчиков, на этих же И-15 летали испанцы под командованием капитана Бакедано. После его гибели руководство принял Леопольде Моркильяс.

К началу лета 1937 г. обстановка на Северном фронте ухудшилась. Республиканским войскам, обороняющим города Бильбао и Сантандер, не хватало оружия и боеприпасов, количество самолетов неуклонно уменьшалось. Националисты же, наоборот, наращивали здесь свои силы.

Республиканское правительство неоднократно пыталось подбросить северным «курносым» подкрепление. Начиная с мая и по июль 1937 г. из Центральной зоны на помощь северу направили около 25 И-15. При этом перелет проходил через вражескую территорию. Протяженность маршрута составляла почти 400 км, а это находилось на пределе дальности И-15.

Первый перелет И-15 на север в составе 6 самолетов состоялся 21 мая. Три дня спустя, 24 мая, еще одна испанская эскадрилья в составе 10 «Чато» вылетела на север. До цели добралось 8 машин. Один пилот заблудился и совершил вынужденную посадку на вражеской территории, еще один самолет был сбит итальянскими истребителями CR.32. Прибывшие на Северный фронт самолеты позволили довести там состав группы И-15 до 17 — 18 машин (из них часть в ремонте). Впрочем, потери республиканской авиации на севере также были высоки. По состоянию на 5 июня 1937 г. там оставалось всего 7 И-15, из которых только 3 были в боеспособном состоянии, а 4 находились в ремонте.

2 июля 1936 г. в Сантандер под лидированием двух СБ перелетели 10 И-15 и 9 И-16. Еще 4 И-15 добрались туда 19 августа. Таким образом, общее количество «Чато», отправленных в страну басков составило 45 истребителей (И-16 было еще меньше, всего 17). Но одновременно на Северном фронте никогда не насчитывалось более 15 боеспособных И-15. Спасти положение такие малочисленные и разрозненные подкрепления конечно же не смогли. В октябре 1937 г. власть республиканцев на севере Испании пала. Последние республиканские истребители, способные подняться в воздух — два И-15 и один И-16 — перелетели на французскую территорию.

Националисты после захвата севера заявляли, что на аэродромах они захватили едва ли не по две эскадрильи И-16 и И-15, находившихся в удовлетворительном техническом состоянии. Это явное преувеличение. По другим данным известно, что на аэродроме в Карено франкисты захватили четыре «Чато», два из которых удалось отремонтировать и под обозначением RW использовать в дальнейших боевых действиях.

В Центральной зоне по состоянию на 8 июля 1937 г. имелось 29 боеспособных И-15. Но активные боевые действия могли быстро уменьшить это количество, поскольку поставки из Советского Союза прекратились. Оставалась надежда на поставки с испанских заводов. Это было жизненно важным, поскольку против республиканской авиации действовали три силы — авиация франкистов, немецкий экспедиционный «Легион Кондор» и итальянский экспедиционный корпус «Региа Аэронаутика». Все они значительно окрепли в боях и получали более совершенные самолеты: истребители Мессершмитт Bf. 109B и бомбардировщики Хейнкель Не 111, Савойя-Маркетти SM.79, Фиат BR.20.

Первые пять И-15 испанского производства появились на заводе SAF-3 в Реусе в августе 1937 г. В сентябре было собрано уже 9 самолетов, в октябре — от 7 до 10, в ноябре — еще 10 и в декабре —11. Всего до конца года авиазаводы в Реусе и Сабаделе выпустили более 40 новых истребителей. Это позволило поддерживать число боеспособных «Чато» на Центральном фронте в пределах 30 — 40 машин. По состоянию на 1 января 1938 г. в строю находилось 38 таких истребителей.

В январе 1938 г. фронтовые эскадрильи потеряли 14 И-15 (из них 9 — в авариях). Но заводы SAF-3 и SAF 3/16 выпустили 16 новых «Чато». Таким образом потери Группы-26 удавалось постоянно восполнять. В течение года выпуск испанских И-15 увеличился и к концу июня на фронте находилось 66 самолетов. Это позволило сформировать в составе Группы-26 пятую эскадрилью И-15. К началу воздушной битвы над рекой Эбро в конце июля 1938 г. в строю находилось уже 85 И-15.

В августе возросшее производство и ремонт поврежденных И-15 позволили увеличить их общее ко.личество до 115 машин. Впрочем, следует оговориться, на самом деле в строю никогда не насчитывалось более 70 «Чато». Не хватало моторов, пулеметов и оборудования, значительная часть вновь выпущенных машин приходила с заводов недоукомплектованными. С другой стороны, процент аварийности был довольно высок, и с поломанных самолетов снималось все недостающее.

Проиллюстрируем вышесказанное на примерах. По состоянию на начало октября 1938 г. у республиканцев числилось всего 110 «Чато», из которых боеспособных насчитывалось не более 72 (42 истребителя находились в составе трех эскадрилий на фронте у Эбро, и еще 30 были рассредоточены на различных участках республиканской территории). По состоянию на 3 ноября 1938 г. в республиканской авиации числилось 107 «Чато», из которых в строю находилось 58, в ремонте 3, и еще 46 — без двигателей.

К середине ноября 1938 г. наземные войска националистов прорвали линию обороны республиканцев и оттеснили их за реку Эбро. После этого в конце декабря началось наступление франкистов на Барселону, которое завершилось в начале февраля полной потерей республиканцами Каталонии. Часть И-15 при этом была сожжена личным составом группы, несколько самолетов перелетели во Францию. Франкистам досталось 18 исправных «Чато».

В Центральной зоне боевые действия продолжались до марта 1939 г. Из 70 имевшихся здесь И-15 лишь 20 находилось в боеспособном состоянии. Уже в феврале воздушные бои практически прекратились по причине поражения наземных сил республиканцев.

В середине марта 1939 г. отдельная группа из пяти И-15 перелетела в Алжир, еще две неполных эскадрильи, насчитывающих девять самолетов, сдались в Бараджасе. До конца марта националистам досталось еще 20 исправных И-15.

Общее количество «Чато», оказавшихся в руках победившей стороны, определяется примерно в 40 — 50 машин. Самолеты получили опознавательные знаки националистов и продолжили военную службу уже в авиации франкистской Испании. Из имеющегося количества И-15 сформировали Эскадру-32, которая базировалась в Валенсии на аэродроме Манисез и в районе Аликанте (база Ла-Рабаса). На заводах-изготовителях использовали все заделы недостроенных И-15, что позволило в 1940 г. довести их общее количество до 125 самолетов (в летном состоянии — 53). В испанской авиации И-15 использовался до 1950 г.

Общее количество И-15, поставленных из Советского Союза в Испанию, составило 131 самолет. Истребители оснащались двигателями Райт «Циклон» и М-25. Встречающиеся в ряде изданий упоминания об установке на И-15 двигателей М-22 представляются автору в высшей степени сомнительными.

На испанских авиазаводах до конца 1938 г. построили 213 И-15, и еще 24 сдали в январе 1939 г. Общее количество изготовленных в Испании И-15 — 237 самолетов. Но правильнее было бы сказать планеров, поскольку многие не имели моторов. Например, 96 аппаратов, выпущенные с ноября 1938 г. по январь 1939 г. не были стопроцентно обеспечены ни двигателями, ни оборудованием. Суммируя советские поставки и самолеты испанской постройки, получаем общее количество участвовавших в войне И-15 в пределах от 272 до 368 машин.

Точное определение боевых потерь И-15 за всю войну представляется затруднительным. Имело место уничтожение собственных самолетов республиканцами при отступлении, а достоверная информация на заключительном этапе войны просто отсутствует. По состоянию на 1 января 1939 г. всего было потеряно 197 И-15. Из них 88 - в воздушных боях, 27 -на земле при бомбардировке аэродромов, 67 — в авариях и катастрофах, 9 — сбито зенитной артиллерией, 6 — приземлились у противника.

Согласно заявлениям неприятельской стороны (испанских, итальянских и немецких летчиков) в воздухе было сбито около 500 И-15. В действительности потери «Чато» сопоставимы с убылью их основных противников — итальянских истребителей Фиат CR.32. Из 376 поставленных «фиатов» всего было потеряно 175 (43 испанских и 132 итальянских), из них по боевым причинам 99 (26 испанских и 73 итальянских) — A. Emmiliani/G. F. Ghergo «Wings over Spain» Milano 1997.

Установление наиболее результативных летчиков, летавших на И-15, осложняется отсутствием в то время практики точного подсчета побед. У советских летчиков, в частности, бытовало определение «общего котла». Кроме того, некоторые «руссо пилото» летали и на И-15 и на И-16, что еще более затрудняет точный подсчет.

О наиболее результативных советских пилотах мождю судить по присвоению им званий Героя Советского Союза. Всего это звание за Испанию получили 34 летчика, штурмана и стрелка, из них на И-15 летали следующие летчики:

Еременко Иван Трофимович (дата указа — 28.10.37); Ковтун Карп Иванович (31.12.36, погиб 13.11.36); Копец Иван Иванович (21.06.37); Осипенко Александр Степанович (22.02.39); Пумпур Петр Иванович (04.07.36, летал также на И-16); Рычагов Павел Васильевич (31.12.36); Серов Анатолий Константинович (02.03.38); Туржанский Борис Александрович (31.12.36); Шмельков Николай Иванович (31.12.36).

Кроме того, часть летчиков, летавших в Испании на И-15, получила звание Героя Советского Союза позднее, с учетом последующих достижений. Среди них Е. Н. Степанов, Е. Е. Ерлыкин, А. П. Осадчий, Г. Н. Захаров, В. П. Кустов, Е. Ф. Кондрат.

У испанцев наиболее подготовленные и поэтому результативные летчики становились командирами эскадрилий, а это, в общей сложности, 26 человек. Наиболее результативными считаются Леопольд Моркильяс Рубио, Мигуэль Самбудио Мартинес, Андре Гарсиа Лакалье, Хуан Комас Мартинес, Хосе Фалько Сантамарина и др.

Среди иностранных летчиков-добровольцев асами считаются американцы Альберт Баумлер, Джим Пик, серб Божко Петрович, австрийцы Томаш Добиас и Вальтер Корроуз. Но документального подтверждения их побед не существует.

Источники

  • "Истребители И-15." /Михаил Маслов/

©AirPages
2003-