Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Люди и самолеты Люди Летчики о самолетах Алексеев Голодников Ковачевич Летчики о Ла-7

Михаил Девятаев и "He-111H-22"

Летчик истребитель

8.07.1917-24.11.2002

Михаил Девятаев

Самым невероятным образом Heinkel 111H-22 сыграл роль спасителя в судьбе советского летчика Михаила Девятаева.

Командир звена 104-го гвардейского истребительного авиационного полка (9-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт) гвардии старший лейтенант Девятаев Михаил Петрович в воздушных боях сбил 9 вражеских самолётов. Вечером 13 июля 1944 года вылетел в составе группы истребителей "Аэркобра" P-39 на отражение налёта вражеской авиации. В неравном воздушном бою в районе Львова был ранен в правую ногу, а его самолёт подожжён. В последний момент покинул падающий истребитель с парашютом. С тяжёлыми ожогами захвачен в плен.

В конце октября 1944 года его в составе группы из 1500 заключённых отправили в лагерь на остров Узедом, где находился секретный полигон Пенемюнде, на котором испытывалось ракетное оружие. Так как полигон был секретным, для узников концлагеря был только один выход - через трубу крематория. 8 февраля 1945 года, Девятаев вместе с заключёнными Иваном Кривоноговым, Владимиром Соколовым, Владимиром Немченко, Федором Адамовым, Иваном Олейником, Михаилом Емецом, Пётром Кутергиным, Николаем Урбановичем и Дмитрием Сердюковым, убив конвоира, захватили Не-111Н-22 и перелетев через линию фронта, совершил посадку на брюхо южнее населённого пункта Голлин в расположении артиллерийской части 61-й армии.

Heinkel 111H-22. Все самолеты серии H, включая H-20, имели двигатели Jumo-211, но с начала 1944г в производство пошел Jumo-213. Его было решено использовать на Hе.111. Hовая двигательная установка включала два Jumo-213 с трехскоростным двухступенчатым нагнетателем и промежуточным охладителем, взлетной мощностью 1750 л.с. и 1320 л.с. на высоте 10000 м. Максимальный взлетный вес при этом возрос до 16000 кг, а бомбовая нагрузка до 3т.

Вариант с Jumo-213Е получил обозначение Hе.111H-21. Вариант с новыми двигателями стал поступать на вооружение в конце лета 1944 г. С ними самолет без бомб развивал скорость до 475 км/ч.

В течение зимы 1943-44г. в Пенемюнде проводились испытания по запуску с Hе.111H ракет "Физелер" Fi.103 (FZG-76). Планы продолжения операции "Румпелькаммер" - обстрелов Англии ракетами Fi.103 были теперь связаны с Hе.111, так как наземные пусковые установки были потеряны во время налетов союзников перед открытием Второго фронта. К этому времени производство Hе.111H быстро катилось вниз. Hесколько H-21 уже на сборочной линии были переделаны в носители Fi.103, получив держатели либо под левым, либо под правым крылом между двигателем и фюзеляжем. Самолет получил обозначение Hе.111H-22.

В ноябре 1945 года Девятаев был уволен в запас.
   15 августа 1957 года М.П. Девятаеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Почётный гражданин Республики Мордовия, городов Казани (Россия), Вольгаста и Циновичи (Германия). В Торбеево открыт музей Героя.

Умер 24 ноября 2002 года. Похоронен на аллее Героев Арского кладбища Казани.

He-111

Источники

  • "Авиация Люфтваффе; /В.Н. Шунков./
  •   Журнал "Аэроплан" /1-2001/

©AirPages
2003-