Авиация Второй мировой

Home  Custom Search

Найдены обломки самолета Антуана Экзюпери

«Локхид» F-5B-1-LO №42-68223 Антуана де Сент-Экзюпери

«Локхид» F-5B-1-LO №42-68223, на котором 31 июля 1944 г погиб Антуан де Сент-Экзюпери

Французские ученые заявили, что место падения самолета легендарного писателя Антуана де Сент-Экзюпери, разбившегося 31 июля 1944 года, наконец найдено. Его самолет покоится на дне Средиземного моря недалеко от Марселя. Первым место катастрофы обнаружил французский рыбак Жан-Клод Бьянко. В сети с рыбой он случайно нашел браслет, на котором было выгравировано имя знаменитого писателя, имя его жены и нью-йоркский адрес издателя, выпустившего "Маленького принца".

Браслет был найден еще 7 сентября 1998 года, случайно в водорослях среди пойманной рыбы, был замечен блестящий предмет. Гравировка на металлической пластине содержала следующую надпись: "Antoine de Saint-Exupery (Consuelo) - c/o Reynal and Hitchcock Inc. - 386 4th Ave N.Y. City - USA)". (Консуэло - это жена Сент-Экзюпери, а адрес - это адрес нью-йоркского издателя "Маленького принца").

После Бьянко с версией гибели Экзюпери в море выступил профессиональный ныряльщик Люк Ванрель. В мае 2000 года он заявил, что на 70-метровой глубине обнаружил обломки самолета, возможно, принадлежавшего Сент-Экзюпери. Останки самолета были рассеяны на полосе длиной в километр и шириной в 400 метров. Почти сразу французское правительство запретило любые поиски в этом районе. Разрешение было получено только осенью 2003 года. Специалисты подняли фрагменты самолета. Один из них оказался фрагментом кабины летчика. Сохранился серийный номер самолета: 2734-L. По американским военным архивам ученые сравнили все номера самолетов, исчезнувших в этот период. Так выяснилось, что бортовой серийный номер 2734-L соответствует самолету, который в ВВС США значился под номером 42-68223, то есть самолету Lockheed Lightning P-38, на котором летел Экзюпери.

На самолете не было обнаружено следов пуль или других признаков нападения. В военных архивах нет никаких свидетельств того, что в этот день были обстрелы или воздушные бои. Единственное, что сейчас можно сказать точно, что самолет вошел в воду на большой скорости и практически вертикально. В момент столкновения с водой был взрыв. Самолет был совершенно разрушен. Его фрагменты рассеяны на огромном пространстве под водой. Также не нашли ни одного фрагмента человеческих останков. Единственная вещь Антуана де Сент-Экзюпери, уцелевшая в катастрофе, - это серебряный браслет, который был найден рыбаком. Браслет подняли со дна совсем рядом с местом катастрофы. Это было еще одно косвенное свидетельство того, что самолет пилотировал Экзюпери. Сейчас браслет писателя находится у его родственников.

31 июля Сент-Экзюпери предстояло совершить с аэродрома в Поретте (Бастия-Борга) на Корсике свой девятый боевой вылет, который должен был стать заключительным в его карьере военного летчика. Задание: фотосъемка района Гренобль-Шамбери-Аннеси над Провансом. В 8.30 пилот принял у техника самолет-разведчик F-5B «Лайтнинг» с бортовым номером «223» и расписался в полетном листе.

С помощью командира эскадрильи майора Гавуаля, «Сент-Экс» поднялся в кабину, запустил двигатели, вырулил на взлетную полосу и в 8.45 поднял машину в воздух. Какое-то время его полет отслеживает находящаяся неподалеку РЛС, но у французского побережья самолет «Сент-Экса» вышел из зоны ее обзора. В расчетное время (около 13.00) он не возвращается, и в 14.30, когда в баках «Лайтнинга» должно было закончиться горючее, исчезли последние надежды на благополучный исход. Вечером того же дня в штаб 3-й группы фоторазведки отправлен рапорт, в конце которого сухо отмечено: «пилот не вернулся, считать пропавшим без вести»...

По поводу его исчезновения со временем появилось много версий, а фраза «Сент-Экс не погиб, Сент-Экс не вернулся из полета» приобрела мистический оттенок. «Не вернулся» давало надежду на чудо, как будто через много лет над заброшенным полевым аэродромом может появиться и зайти на посадку самолет, когда-то взлетевший с заправкой горючим на шесть часов полета. Французы, и в особенности -суеверные родственники писателя, много лет лелеяли миф о том, что Сент-Экзюпери просто исчез подобно Маленькому принцу, и не переставали повторять слова этого сказочного героя: «Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь, - и ты услышишь, что все звезды смеются».

Впрочем, газеты периодически печатали и другие материалы - рассказы «свидетелей» гибели Экзюпери. То его тело якобы находили крестьяне Черногории (хотя летел он в противоположном направлении), то он, «схваченный после вынужденной посадки хорватскими усташами, стойко переносил нечеловеческие пытки и, наконец, был расстрелян в горах».

Однако наиболее правдоподобно выглядела гипотеза, что автора «Маленького принца» где-то над Францией сбил немецкий истребитель. К слову, отечественные историки-любители в меру сил и доступной им информации внесли свою лепту в развитие этой темы. Гибель Экзюпери подробно «разбиралась» в трех номерах «Справочно-информационного бюллетеня» Бакинского клуба историко-технического стендового моделизма за 1988 год. В одном из них автор статьи С.Дубровин воссоздал «послужной список» писателя с момента его прибытия в Тунис, выглядевший следующим образом.

«В Тунисе Сент -Экзюпери совершил свой первый и единственный полет на Ф-4а № 365 (на самом деле это был Lockheed F-4A-1 -LO Lightning №41-2363 с бортовым номером «363»; серийный номер фирмы -222-5581 - прим. авт.). В июне 1944 года группа переместилась на о. Сардиния, на аэродром Алжеро. Оттуда писатель вылетал на разведку 5 раз на Ф-5а (на 4-х разных машинах). В июле авиагруппа 2/33 оперировала уже с корсиканского побережья, аэродром Борго (правильнее - Бастия-Борга - прим. авт.).

Разведывательные полеты проводились, в основном над южной и средней Францией, в рамках подготовки десанта союзников на средиземноморском побережье Франции (проведен 15 августа), проходили на высоте 10000 метров и продолжались 3-5 часов. С Борго Сент-Экзюпери взлетел 2 раза. Первый -18.7.44 г. на самолете Ф-5а №292 (летал на нем и с Сардинии), а в свой последний полет 31 июля - на новой модификации Ф-56, с серийным номером 42-28223 (в действительности - Lockheed F-5B-1-LO Lightning, №42-68223 - прим. авт.). В этом полете, пилот фотографировал объекты и германские подразделения в областях Эннеси, Шамби, Гренобль. При возвращении около полудня у побережья (в районе Кастеллано-Сан-Рафаэль) на «Лайтнинг» напала пара истребителей «Фокке-Вульф-190Д-9», принадлежащих прибывшей из Германии свежей 4-й эскадрилье подразделения ИГ-3 «Удет» (4./JG3 - прим. авт.) с аэродрома в местечке Оранже, севернее г. Авиньон. С уверенностью можно сказать, что «фоккеры» пилотировали пилоты Хейшель и Хогель. После краткой погони, в которой невооруженный, менее скоростной и маневренный «лайтнинг»-разведчик имел мало шансов уйти, он был подбит и в 12 ч. 05 мин. упал в море недалеко о Агаи (Агэ - прим.. авт.) Пилот, вероятно, был убит, т. к. горящий самолет не покинул».

Несмотря на уверенность автора, ни указанный номер «Лайтнинга», ни фамилия немецкого летчика, ни модификация его истребителя не соответствовали действительности. Серийный номер USAF 42-28223, на самом деле принадлежал истребителю сопровождения P-47D-26-RA «Тандерболт», который к данной теме не имел никакого отношения. А «подозреваемым» летчиком из 4./JG3 являлся Р. Хайкель.

В книге Владимира Казакова «Вспомни облако» описание гибели Экзюпери было дано еще подробнее: «Немецкий истребитель барражировал на большой высоте и увидел, как из зоны огня береговой артиллерии вырвался самолет «Лайтнинг» и пошел над морем, курсом на Корсику. Выйдя в атаку со стороны солнца, фашист расстрелял из пушек практически безоружный разведывательный самолет. С пологого виража проследил, как «Лайтнинг» с большим креном упал в воду и моментально затонул. Это произошло в 12 ч. 05 мин., - отметил пунктуальный немец, - по местному времени, в десяти километрах к югу от города Сан-Рафаэль...».

Истоки процитированных историй уходят в 1972 год, когда издававшийся в ФРГ журнал «Ландзер» опубликовал статью о том, что Экзюпери был сбит немецким истребителем. За основу публикации были взяты служебный рапорт и письмо к приятелю летчика Р. Хайкеля, датированные 31 .07.44 г. Согласно этому рапорту, в последний день июля Хайкель в паре с другим летчиком вылетел на «Фокке-Вульфе» для патрулирования воздушного пространства между Марселем и Ниццей. В 11.55 они увидели «Лайтнинг», который, по словам Хайкеля, атаковал их. Немцы открыли ответный огонь. «Лайтнинг» загорелся и в 12.05 упал в море в 10 км. к югу от Сан-Рафаэля.

Этот материал позже перепечатал французский журнал «Икар». И вскоре отыскался «свидетель» - некий Робер Пулле, который якобы наблюдал 31 июля 1944 г. воздушный бой. Он рассказывал, что тогда ему было 15 лет и он жил с родителями в «южном городе Бриньоле». В тот день он видел, как на «Лайтнинг» напали два немецких истребителя. За самолетом, обстрелянным «фокке-вульфами», потянулся белый дым...

На это свидетельство «клюнули» не только газетчики и историки-любители, но даже члены Ассоциации друзей Сент-Экзюпери. Никто почему-то не удосужился глянуть на карту, чтобы понять, что Пулле из Бриньоля никак не мог видеть воздушного боя. Бриньоль расположен в добрых 100 километрах северо-восточнее района описываемых событий и в 40 - от ближайшего морского побережья!

Впрочем, на информацию «Икара» вскоре откликнулась влиятельная французская газета «Фигаро», в которой выражалось недоумение, почему же «бош» утверждал, что был атакован? Ведь «Лайтнинг» Экзюпери не нес никакого оружия!

Можно предположить, что «фокке-вульфы» тоже совершали разведывательный полет и им запретили вступать в бой. Мол, потому Хайкель и соврал, что самолет противника напал на них первым. Однако немец сам указал в рапорте, что он летал не в разведку, а на патрулирование, следовательно - имел полное право атаковать любого противника...

Генеральный секретарь Ассоциации друзей Сент-Экзюпери, бывший военный летчик Жан Израэль высказывался в том же духе: «... у нас существовали сомнения в отношении того, насколько достоверны изложенные в рапорте факты. Фашист утверждал, что «Лайтнинг» якобы атаковал его, но самолет Сент-Экзюпери был безоружен. Перепроверить версию Хайкеля невозможно, так как он погиб в августе 1944 г.».

Тем не менее, подозрительный рапорт погибшего немецкого летчика и еще менее достоверные «воспоминания» Пулле были признаны окончательным ответом на загадку исчезновения Сент-Экзюпери.

Похоже, то, что на самом деле случилось 31 июля 1944 года, так и останется последней загадкой Сент-Экзюпери. Однако, с учетом имеющихся данных, можно проанализировать наиболее вероятные версии произошедшего. И эти версии следующие:

1-я версия. Самолет Сент-Экзюпери все-таки был сбит.

То, что в обломках не обнаружили пробоин от пуль и снарядов, вовсе не означает, что их вообще не было. Во-первых, самолет при ударе о воду разрушился, а обломки были разбросаны на достаточно большой площади. Почти 60 лет их разносило подводными течениями и заметало донными отложениями, таким образом, их, наверняка, извлекли далеко не все. Ведь, прежде всего, поднимались те части, на которых должны были иметься шильдики с начеканенными номерами. Возможно, что пробоины имеются на обломках, так и оставшихся под водой.

Во-вторых, следует учитывать специфику конструкции «Лайтнинга». Ведь, например, на его тонкой хвостовой балке пробоину от снаряда вообще можно не найти - пушки «Фокке-Вульфа» были способны ее попросту перерубить, а последующий удар о воду и коррозия - «замаскировать» следы воздействия оружия.

В-третьих, немцы учитывали, что «стреляя в «раму» - попадаешь в дырку». Поэтому на «Лайтнинге» они старались поразить кабину пилота. А ситуация явно позволяла истребителям спокойно и тщательно прицелиться. Одного - двух удачных попаданий (в летчика, кислородный прибор в кабине и т.п.) было достаточно, чтобы загнать в последнее пике практически неповрежденный самолет.

Что же касается отсутствия упоминаний в немецких архивах, то это тоже не «стопроцентное алиби». Общеизвестно, что документы Люфтваффе за 1944 год полностью не сохранились и имеют большие пробелы. Поэтому нельзя однозначно сказать, что таких документов вообще не было.

Кроме того, журнал «Ландзер» утверждал, что использовал в публикации письмо Р. Хайкеля к другу. Это письмо, если оно существовало и было подлинным, наверняка было предоставлено редакции частным лицом. Естественно, что, не будучи официальным, оно, тем не менее, являлось историческим документом, отражающим сам факт боя 31 июля 1944 года. К сожалению, за давностью лет найти это письмо и проверить его подлинность уже вряд ли возможно.

2-я версия. Отказ кислородного оборудования по небоевым причинам. Вследствие утечки кислорода через шланги или уплотнения, либо возникшей неисправности дозатора-смесителя (если он был в конструкции прибора), летчику могла начать поступать обедненная смесь. Сразу это не замечается. В таких случаях сначала тяжелеет голова и клонит в сон, а затем следует потеря сознания...

Стоит отметить, что в одном из вылетов -15 июня 1944 года - у Сент-Экзюпери уже были проблемы с кислородным прибором. Но тогда все закончилось благополучно - в полуобморочном состоянии ему удалось удачно спикировать до 4000 метров и перевести самолет в горизонтальный полет. Возможно, что 31 июля подобное пике закончилось трагически.

3-я версия. Сент-Экзюпери потерял сознание сам, из-за состояния своего здоровья (на связь по радио он не выходил и не сообщал о ранениях при зенитном обстреле).

По летным меркам, он действительно был уже «староват». К полетам на высотных разведчиках его не хотели допускать, в частности, и по чисто медицинским соображениям. Врачи боялись, что он может просто не выдержать длительный высотный полет. Вполне вероятно, что они оказались правы. Возможна также и комбинация обеих причин из второй и третьей версий.

Кроме того, у «Сент-Экса» из-за старых травм плохо двигалась левая рука. Он не мог без посторонней помощи даже надеть летный комбинезон и парашют. Не исключено, что и это сыграло свою роль, когда на счету была каждая секунда.

4-я версия. Самоубийство.

Что касается версии о самоубийстве Сент-Экзюпери таким изощренным способом, то, естественно, на 100% ее отбросить нельзя, но вероятность ее, в сравнении с вышеперечисленными причинами гибели, ничтожно мала. Да, были проблемы с женой, сослуживцами, командованием, но такие периоды в жизни бывают почти у всех людей и очень редко приводят их к фатальному решению. А главное, в этой версии проглядывает явная бессмыслица: зачем надо было перед самоубийством летать более трех часов, фотографировать немецкие позиции, прорываться сквозь зенитный огнь, стремясь выполнить задание?

Ведь после исчезновения «Сент-Экса» сослуживцы не раз вспоминали его фразу: «Я никогда не покину мою эскадрилью!»...

Фото Описание
Схема P-38 Lightning
Из-за последствий многочисленных травм, полученных при авариях своих самолетов в предвоенные годы, Экзюпери с большим трудом и только с помощью механика забирался в кабину «Лайтнинга».
Экзюпери на «Локхид» F-5A-1-LO заруливает на стоянку после разведывательного полета весной 1944 года

Источники

  • Алексей Филиппов /журнал "КАРАВАН ИСТОРИЙ", июнь 1999/
  • По сообщениям информационных источников /апрель 2004/
  • Последняя загадка маленького принца /АМ 2006 №6, Вахрушев, Заблотский/