HomeCustom SearchRussian
Contents Russian



<< 4 >>

It has been pointed out many times that "Bert" Harris had no part in the decision to switch from selective to area attack, from the precision bombing of what were known as self-evident military objectives to the devastation of industrial towns; but it bears repeating again. The experience of 1940 and 1941 had convinced our leaders that this was the only way in which Bomber Command could be employed effectively. Plans for area attack took shape in 1941, and the formal directive from the Air Ministry preceded Harris's arrival at High Wycombe. Harris himself was in America at the time. It may be said, though, that in subsequent years, on the tactical and practical grounds that it was better to hit what we could rather than go on missing what we couldn't, he became the staunchest advocate of a policy that was often challenged.

The popular impression of Harris as a ruthless purveyor of brutality, a man filled with an implacable blood-hatred for Germany and for anyone who stood in the way of his plans for its wholesale destruction, is so wide of the mark that it needs some correction at the beginning. Harris had his weaknesses but he had the basic attributes of greatness. No doubt to some extent he was a man with an obsession; but as a man of vision he was second in Air Force history to Trenchard alone. He had absolute faith in ultimate victory over Germany through the power of the bomber. Just as there would have been no independent Royal Air Force without Trenchard, so there would have been no independent bomber offensive without Harris. Or anyway without Harris and Saundby.

Harris believed that involvement in land campaigns, especially Continental ones, served to reduce us to the level of the horde. To make a premature landing on the Continent, before the bomber had done its work, spelt disaster—as it had already done at Dunkirk. Our aim should be to destroy the industrial basis of Germany's war effort by bombing, producing a situation in which shortage of essential war supplies would sap the energy, effectiveness and morale of her armed forces and entire population. Harris, indeed, foresaw a situation, given a large enough bomber force, in which intervention on the Continent by land forces would amount to little more than police action.

Disruption and heavy civilian casualties in German industrial towns did not, in Harris's view, constitute terror bombing. Indeed, terror bombing as such was not likely to produce decisive results. On the other hand, the erosion of the enemy's power and will to resist could never be achieved by the destruction of key factories alone, even if they could be hit. They would always reappear elsewhere, and function for a time.

Germany, by unprovoked aggression on weak sovereign states at her borders, had pushed the frontiers of war far beyond her boundaries. Other countries, other peoples, were to suffer the horrors of war, not the Germans. Bombing was the answer to this presumption.

Harris had the ability to focus resolutely on one side of a question and to refuse to let his purpose be weakened by other facets. But he had the breadth of view when he wanted to employ it. A direct and forceful personality, he had no use for mincing his words or beating about the bush, or for anyone who did so. He had a gift for pungent language which he could not resist exercising, and this made him enemies. But he was the reverse of callous and brutal. In reality he was warm-hearted, although he did his best to hide it. He was filled with anger and remorse when he was obliged to sacrifice crews on operations in which he felt they could not be wholly effective, and it was in arguing the case against such operations that he made many of his enemies. He was resentful of interference, and felt that if he was going to have the responsibility of running the Command he must have the final say in the tactical control of his force, if not in strategic policy. As a commander he was never satisfied. As soon as he had achieved one purpose he was working enthusiastically on another. He never rested for one moment on his laurels.

The gift for pungent expression did less harm when it was employed orally. It was more likely to give lasting offence when put to paper. A typical broadside was provoked by the Government's refusal after the war to award a campaign star to the men of Bomber Command. When he received his Defence Medal he wrote that he would wear it proudly, although it put him and the men of his Command on a par with a fire-watcher who had spent alternate Thursdays playing whist in a dug-out in Blackpool. However much this sort of thing might be disliked it was no more than the truth, and it endeared him to his men. From the moment he took over, they knew he was ready to fight for them with all he had.

Harris was capable of a righteous anger terrible to behold. And he never dissembled. If he hated something, or someone, he never made any secret of it. He inspired in his officers a healthy terror. God help them if they made a mess of something and hadn't got a good reason for it. But if they genuinely failed in something and went to see him and put their cards on the table, he would be the first to think up a way of righting matters and getting them out of trouble.

Inevitably he took refuge in a cynical view of his role. One day he was driving from High Wycombe to an Air Ministry meeting in his canvas-topped Bentley. On his front bumper was a plate clearing the car from all speed limits. He was speeding on the Great West Road near Uxbridge when, in order to avoid an accident, he allowed himself to be overtaken by a police patrol.

"Do you realise you were doing more than ninety?" they asked.

"Have a look at the front of the car."

"That's all very well, but you're liable to kill people at that speed."

"I'm paid to kill people."

This was his way of showing himself off as a ruthless commander, of fulfilling the image that had been thrust upon him. For those who took no notice of this sort of thing, and had real ability, he was a wonderful person to work for, supporting his staff in the same way as he supported his crews. His staff officers were in no doubt that the combination of Harris and Saundby was a great one. They had never served under better commanders, never worked so hard, never been so happy.

The nickname "Butcher" hurt and surprised him when he first heard it, but he soon saw that for his crews it was a term of endearment, originating as "Butch" among Commonwealth crews who used it freely as a nickname among themselves. For them, as for others, he became a symbol of Britain's determination to hit back at Germany. "Five for the Butcher," they used to say in the Pathfinder Force, when they had finished their sixty missions, and they really were doing these extra five sorties for Harris.

How did he achieve this astonishing respect, affection and loyalty? Unlike Montgomery, who believed in showing himself to his troops, Harris, due to the necessity for him to be at his headquarters to direct almost nightly operations, was hardly ever seen by his men. One of the most remarkable things about Harris was the way he succeeded in imposing his personality on operations from a distance. He did it, first, because the crews knew he was on their side. This began when he took over the Command. Previously, if crews failed to hit a target, there were always people ready to wag their heads and countenance the view that the crews must be lacking in resolve. Of course they could hit their targets—if they were really determined to do so. But Harris—and Saundby with him—was an expert. He had proved by his own experience in peacetime that targets were extraordinarily difficult to find at night, let alone to hit Without radar aids to navigation and target finding he saw no prospect of improvement. He backed his crews to do the job if they were given the equipment.

Secondly, Harris gave the Command a sense of purpose. The bombing of Germany was going to win the war. It might be contributory, it might be absolute, but it would be a decisive factor either way. This meant everything to men who, in any one tour of operations, faced almost certain death.

A man with as powerful a character as Harris could dominate people so easily that there was always the danger that he would frighten them into becoming yes-men. Those who, in order to deliver an expert opinion, had to stand up to Harris, generally found that it was necessary early in the association to have one good row with him. That was enough.

Robert Saundby had had his row with Harris twenty years earlier, in 1922, soon after Harris arrived to command No. 45 Squadron in Iraq. Saundby, in addition to being senior flight commander, had the extraneous duty of President of the Mess Committee. One morning, without his knowledge, Harris gave orders for Saundby's office in the Mess to be moved. The result was that when Saundby went there he found it in chaos. He went straight to Harris and burst in upon him in a great rage. "As President of the Mess Committee," he shouted, "and as your senior flight commander, I think I should be the first to know of any changes, and to learn from a Mess steward that I've been thrown out of my office without warning is absolutely monstrous."

Saundby had been too angry to think of such niceties as closing the door, and the row could be heard all over squadron headquarters. Harris moved quietly behind Saundby and closed the door. "Now" he said, "you'd better get it off your chest." Saundby did. "I think you're right," said Harris. "You'd better move back.*'

Four years later, when Saundby returned to England, he got a letter from Harris, who was then commanding No. 58 Squadron, the first night bomber squadron. "I know you've got a couple of months of your leave to go," wrote Harris, "but I've just lost a flight commander and I'd like to have you in his place. Unfortunately I can't wait—I must have someone now." Saundby's interests lay especially in navigation and night bombing, and he reflected that he might get a much less congenial posting if he let matters take their course. He admired Harris and was pleased to be wanted by him. The flyfishing season, one of his greatest joys, was nearing its end. He decided to say yes.

For the next twelve months he worked harder than at any time in his life—up to the war. Harris was a slave-driver, and Saundby found himself flying three or four nights a week besides working in his office all day. But he was thoroughly enjoying himself, learning all the time about night flying and night bombing, It was in this period that he and Harris discovered for themselves how difficult it was to find targets at night, even in good weather and without the distraction of enemy action. "Targets will have to be marked", pronounced Harris, and he pressed for marker bombs. While in Mesopotamia, he and Saundby had improvised their own markers by fastening a white Very light to a 20-lb. practice bomb so that the light fired as the bomb hit. It was a requirement that Harris continued to press for, but without success up to the war.

Harris was a great innovator, and he brought about many changes in equipment and method. Pilots had nothing more to guide them in instrument flying than a bubble and an airspeed indicator, and at night, poor visibility, with no horizon, flying was too dangerous for all but the most skilled pilots, and too dangerous even for them in turbulence. Harris realised the need for a stabilised instrument panel, with an artificial horizon, and these were among the improvements he worked on and demanded. He had car headlamps mounted as landing lights, fitted on a swivel so that the angle of the beams could be altered during the approach, and he also called for an electrically-lit flare-path to replace the paraffin flares of the time.

If Saundby had a great admiration for Harris, and felt that after all their years together he understood him fully, Harris was no less appreciative of Saundby. He knew that in Saundby he had a man whose ideas were absolutely sound. But the two men were thoroughly dissimilar. It was true that Harris's bark was worse than his bite, but he had a bark, and he had a bite. Saundby, on the other hand, was perhaps the most approachable high-ranking officer there has ever been in any Service, a man able to put other men at their ease whatever their rank. Harris has described him as having less side than anyone he ever knew.

Saundby was a man of culture and sensitivity, tall and heavily built, with brown hair and moustache, extremely sociable, yet with a liking for his own company. It was in recognition of the leisure hours he had once spent at the contemplative sport of fishing that all targets in Germany bore the code-names of fish. Berlin was Whitebait—Saundby took a delight in calling this great capital city by the name of one of the smallest fish. Cologne was Dace.

As befitted one of the hardest workers in the Air Force, Saundby relaxed easily, whether hunting butterflies and moths in uniform in the Chilterns near High Wycombe, as he sometimes did, or having a drink and a chat in the company of junior officers for an hour or so at the end of the day, which he did frequently. In the first activity he protected his mind from obsession. In the second he provided the essential link in command between the body and the head.

What was Saundby's role? He had gone to Bomber Command as senior air staff officer in November 1940, and he stayed there until the end of the war. In this appointment, and from February 1943 as deputy C-in-C, he took charge of day-to-day operational matters, leaving Harris free to absorb himself in questions of high policy. His occupation of these two posts under Harris was one of the happiest chances of wartime personnel selection. Here was a man who drew affection and loyalty from his subordinates naturally and easily yet who was himself at his best when required to serve loyally under another. He and Harris were complementary, one man pro-duced from an amalgam of two, the aggregate of their qualities amounting to something far greater than the sum of their parts.

In serving at Bomber Command for four and a half years Saundby undoubtedly earned the major credit for the building up of the bomber force, technically and in every other way. In seeing bis task through he jeopardised his career. He was offered command elsewhere but refused it. He had built up the bomber force almost with his own hands and he was determined to guide it to maturity. When Harris told him that Portal had said that his refusal would affect his career, Saundby s reply was terse. "I am not concerned with my career," he said, "but with winning the war and protecting our crews." 1 Saundby rightly felt that on his personal knowledge and skills the safety of the bomber crews to a large extent depended.

1 Comment by Sir Arthur Harris.

Another factor in his loyalty to the Command was the health of Bert Harris. The strain of being responsible for what amounted to a major battle almost nightly for over three years was a frightful one. Apart from the very few nights when there was no flying, Harris hardly had a complete night's rest throughout that time. With weather and other hazards and uncertainties it occurred to him almost every night that he might lose a quarter or even a half of his entire force, losses which would be altogether crippling, quite apart from his concern for his crews. Harris himself has recorded his fearful apprehension about the weather, night after night, in conditions under which he could easily have justified himself if he had kept the entire force on the ground nine times out of ten. But while he was justifying himself, Britain would have lost the air war. The final responsibility, whatever the forecasts, rested squarely on Harris, and he had to make these decisions at least once every twenty-four hours. Failure to measure up to this responsibility would have held fatal implications for our own cities and destroyed our whole war strategy, completely aborting the invasion of Europe.

In addition to the overriding operational and administrative responsibility of running what became the R.A.F.'s biggest command, Harris found himself forced to conduct a public relations campaign, with the aid of stereoscopic photographs, to demonstrate to his own side the effectiveness of bomber operations. This political and social obligation was a tremendous additional strain, both on himself and on his wife. In just over three years, he and Lady Harris entertained (and often put up and fed) over 5,000 people at Springfield, the Commander-in-Chiefs solid Victorian house outside High Wycombe, in order to instruct them in what Bomber Command was doing and could do. The result was that Harris was so over-burdened that a failure in health was always a possibility.

The whole organisation of bomber operations became so complex as time passed, with pathfinder techniques, radar spoofing, feint raids, intruding, mining, evasive routeing, all attuned to the weather and to the latest German counter-measures, that the departure of a man of Saundby's experience and background would have left a gap that only time could fill. During that time Harris would be bound to have to shoulder some of Saundby's responsibilities. It might prove too much for him. So Saundby stayed, and never for a moment regretted it, though at the end of the war he collapsed from a recurrence of an injury sustained in the First World War and was invalided out of the Service.

<< | >>

Авиация Второй мировой На главнуюПоиск на сайтеEnglish
 
Оглавление Налёт на Кёльн English

МОТИВАЦИЯ

4. ХАРРИС И САУНДБИ

<< 4 >>

Уже много раз отмечалось, но стоит сказать еще раз, что "Берт" Харрис не принимал никакого участия в принятии решения по переходу от избирательных к площадным бомбардировкам по цели, от точечных бомбардировок по известным военным объектам к опустошению промышленных городов. Опыт 1940 и 1941 убедил наших лидеров, что это был единственный способ, в котором командование может эффективно использовать бомбардировочную авиацию. Планы по площадным атакам сформировались в 1941 году, формальной директиве министерства авиации предшествовало прибытие Харриса в High Wycombe. Сам Харрис в это время был в Америке. Часто оспаривается, что он стал самым верным сторонником этой политики, однако, можно сказать, что в последующие годы из тактических и практических соображений он считал, что было бы лучше ударить, вместо того чтобы сослаться на невозможность выполнения задачи.

Популярное в то время мнение о Харрисе, как о безжалостном поставщике жестокости, человеке, наполненным кровавой ненавистью к Германии и тем, кто стоял на пути осуществления его планов по массовому уничтожению людей, так далеко от истины, что оно с самого начала нуждается в некоторой коррекции. Харрис имел свои слабости, у него также была некоторая мания величия. Нет сомнений в том, что в какой-то степени он был человек с навязчивой идеей, но как человек, заметный в истории RAF, он был вторым, вслед за Тренчардом. Он имел абсолютную веру в конечную победу над Германией посредством мощных бомбардировок. Так же, как бы не было бы никаких независимых Королевских ВВС без Тренчарда, так же не было бы никакого независимого бомбардировочных рейдов без Харриса. Или во всяком случае, без Харриса и Саундби.

Для того, чтобы предотвратить преждевременную высадку на континенте, прежде, чем бомбардировщики сделают свою работу, пишется о катастрофе - как это уже было в Дюнкерке. Наша цель должна состоять в том, чтобы уничтожить индустриальную основу Германии посредством воздушных бомбардировок, производя ситуацию, когда будет ощущаться нехватка необходимых военных материалов, сырья и энергии, упадет эффективность и боевой дух ее вооруженных сил и всего населения. Харрис, действительно, предвидел ситуацию, учитывая достаточно большой потенциал бомбардировочной авиации, при которой вторжение на континент сухопутных войск превратилось бы в несколько больше, чем в полицейскую акцию.

Разрушения и тяжелые жертвы среди гражданского населения в немецких промышленных городах от бомбардировок не являлись, по мнению Харриса, террором. Действительно, ужаса бомбежки как такового не было, вероятно, чтобы достигнуть решающих результатов. С другой стороны, уничтожить боевую силу противника и парализовать его волю к сопротивлению невозможно только путем уничтожения одних ключевых заводов, даже если они при этом могут пострадать. Они всегда будут появляться в другом месте, и функционировать в течение определенного времени.

Германия, объявив войну слабым суверенным государствам, передвинула границы войны далеко за пределы своих границ. Другие страны, другие народы, не немцы, должны были страдать от ужасов войны. Бомбардировка была ответом на этот вызов.

Харрис мог решительно сосредоточиться на одной стороне вопроса, не позволяя себе распыляться на второстепенные задачи. Широкий кругозор, прямой и сильный характер помогали ему в решении стоящих перед ним задач. Едкий на язык Харрис нажил себе много врагов. Внешне казавшийся черствым и жестоким, в действительности это был мягкий и сердечный человек, хотя и делал все возможное, чтобы это скрыть. Душа его наполнялась гневом и раскаянием, когда он был вынужден жертвовать экипажами для выполнения операций, которые не могли быть достаточно эффективными, выступая против таких операций, наживал себе врагов. Он не желал допускать вмешательства в операцию, неся полную ответственность за ее успех, желая иметь последнее слово в тактической и стратегической политике. Как командир он никогда не был удовлетворен. Как только он достигал одной цели с энтузиазмом брался за другую, никогда не почивая на лаврах от достигнутых успехов.

Он делал меньше подарков для врагов, когда говорил просто в устной форме. Если положить на бумагу то, что он говорил, его слова можно было расценить, как преступление. Типичный залп был спровоцирован отказом правительства после войны наградить звездами участников кампаний в бомбардировочной авиации. Когда он получил медаль за оборону, он писал, что будет носить ее с гордостью, хотя она ставила его и его людей на один уровень с наблюдателями огня, которые по четвергам играли в вист в блиндаже в Блэкпуле. Однако гораздо больше такие рода вещи могут быть объяснены желанием добиться правды и любовью к своим людям. С момента, когда он взял на себя эти обязанности, они знали, что он будет бороться за них, жертвуя всем, что имел.

Харрис был способен на гнев и в праведном гневе был страшен. Он никогда не лукавил. Если он ненавидел что-то, или кого-то, он никогда не делал из этого секрета. Он воспитал в своих офицерах здоровое чувство страха. Бог им уже не помогал, если они допускали беспорядок, не имея для этого достаточных оснований. Но если им действительно что-то не удалось, он шел, чтобы разобраться в этом, и был первым, желая найти способ решения вопроса и вызволить их из беды.

Неизбежно он укрылся в роли циника. Однажды он ехал из High Wycombe на встречу в Министерство авиации на своем с брезентовым верхом Бэнтли. На его переднем бампере красовалась тарелка, освобождающая автомобиль от всех ограничений скорости. Он мчался на Большой Западной дороге близ Uxbridge, когда для того, чтобы избежать аварии, он позволил себе обогнать полицейский патруль.

Его сросили, "Вы понимаете, что вы шли более девяносто?"*

"Взгляните на переднюю часть моего автомобиля".

"Это все очень хорошо, но вы можете убить людей на этой скорости."

"Я заплатил, чтобы убивать людей."

* - прим админ. речь идет о 90 миль/час, примерно 145 км/час

Это был его способ показать себя безжалостным командиром, создавая образ, который был ему навязан. Для тех, кто не обращал внимания на такого рода вещи, он был замечательный человек, поддерживающий своих сотрудников таким же образом, как он поддержал свои экипажи. Его офицеры штаба не сомневались, что тандем Харрис и Саундби был великолепен. Они никогда не служили у таких отличных командиров, никогда не работал так тяжело, никогда не были так счастливы.

Когда он впервые услышал свое прозвище "Мясник", это его больно ранило, но вскоре он понял, что для его экипажей это был термин нежности, созданный в экипажах Содружества, которые использовали его свободно в качестве псевдонима между собой. Для них, как и для всех, он стал символом решимости Британии, в ее ответном ударе по Германии. "Пять для Мясника" - говорили в ВВС наведения, когда уже выполнив свои шестьдесят миссий, и они действительно делали дополнительные пять вылетов для Харриса.

Как он достиг этого удивительного уважения, привязанности и лояльности? В отличие от Монтгомери, который считал, что должен показать себя своим войскам, Харрис, считал своей необходимостью, чтобы быть в своей штаб-квартире, чтобы почти каждую ночь направлять операции, едва ли кто-нибудь когда-либо видел его людьми. Один из самых замечательных вещей о Харрис был путь, каким ему удалось навязать свою индивидуальность при выполнении операций на расстояния. Он сделал это, во-первых, потому, что экипажи знали, что он был на их стороне. Это началось, когда он взял на себя командование. Раньше, если экипажи не смогли поразить цель, всегда были люди, готовые рубить головы и обвинять экипажи в недостатке решимости. Конечно, они могли поразить свои цели: если они на это решались. Но Харрис и Саундби с ним были экспертами. Он доказал на собственном опыте в мирное время, что цели были чрезвычайно трудно найти ночью, не говоря уже об ударах без радиолокационных средств и навигации целеуказания, не видя никаких перспектив улучшения. Он поддержал экипажи, выполняющих свою работу с использованием оборудования.

Во-вторых, Харрис поставил для Бомбардировочной авиации цель, собираясь бомбардировками Германии выиграть войну. Это могло способствовать, это могло быть абсолютным, но, в любом случае, это не было решающим фактором. Это означало все для мужчин, которые, в любом рейде операции могли найти верную смерть.

Человек с таким мощным характером, как Харрис мог легко доминировать над людьми, что всегда представляло опасность, что он будет подчинять их своей воле. Для тех, кто, при доставкеь экспертного заключения, должен был встать навытяжку перед Харрисом, как правило, мог просто встать в ряд с ним. Это было достаточно.

Пути Роберт Саундби и Харриса пересеклись за двадцать лет до описываемых событий, в 1922 году, вскоре после того, как Харрис прибыл в команду 45-й эскадрильи в Ираке. Саундби, в дополнение к обязанностям старшего командира звена, имел дополнительную обязанность председателя Комитета. Однажды утром, без его ведома, Харрис дал заявку для перемещения офиса Саундби. В результате, когда Саундби туда прибыл он застал все в большом беспорядке, он пошел прямо к Харрису и набросился на него в великой ярости. "Как президент Комитета," кричал он, "и в качестве старшего командира звена, я думаю, что я должен быть первым, чтобы знать, о любых изменениях, и узнать это от стюарда, то, что я выброшен из моего офиса без предупреждения является абсолютно чудовищным ".

Саундби был слишком зол, чтобы думать о таких тонкостях, чтобы закрыть дверь, и что эта фраза может быть услышана во всей штаб-квартире эскадрильи. Харрис зашел спокойно за Саундби и закрыл дверь. "Я думаю, что вы правы," сказал Харрис. "Вам бы лучше вернуться."

Четыре года спустя, когда Саундби вернулся в Англию, он получил письмо от Харриса, который был тогда командиром 58-й эскадрильи, первой ночной бомбардировочной эскадры. "Я знаю, у вас есть несколько месяцев отпуска," написал Харрис, "но я только что потерял командира полка, и я бы хотел, чтобы вы заняли его место. К сожалению, я не могу ждать, я должен кого-то поставить на его место". Интересы Саундби лежали в области навигации и ночных бомбардировок, и он думал, что он получит гораздо меньше, если он пустит решение вопросов на самотек. Он восхищался Харрисом и нуждался в нем. Сезон свободной охоты, один из его самых больших радостей, близился к концу. Он решил сказать да.

В течение следующих двенадцати месяцев он был загружен работой больше, чем когда-либо в его жизни до войны. Харрис был рабом-водителем, и Саундби летал три или четыре ночи в неделю, кроме работы в своем кабинете весь день. Но это было для него наслаждением, учиться все время ночным полетам и ночным бомбардировкам. Именно в этот период Харрис обнаружил для себя, как трудно было найти цели ночью, даже в хорошую погоду и без противодействия противника. "Цели должны быть отмечены", произносил Харрис, и он нажимал на рычаг сброса маркерных бомб. В то время как и в Месопотамии, он и Саундби сбрасывали импровизированные маркеры, дающие яркий белый свет от 20-фунтовых бомб, указывая на место взрыва. Это было требование Харриса, на котором он настаивал, но без успеха до конца войны.

Харрис был великим новатором, и он принес много изменений в состав оборудования и методы работы. Пилоты не имели тогда ничего, чтобы пилотировать по приборам, кроме указателя скольжения и скорости, а ночью, в условиях плохой видимости, без авиагоризонта, летать становилось слишком опасно для всех, кроме самых опытных пилотов, и слишком опасно даже для них в условиях турбулентности. Харрис осознавал необходимость приборной панели с авиагоризонтом, и он работал над ее установкой. Он был автором установки автомобильных фар, установленных в посадочных огнях, имея изменяемый угол луча, они облегчали заход самолета на посадку, и он также призывал к электрическим наземным осветиелям линии пути, чтобы заменить устаревшие парафиновые осветители того времени.

И хотя Саундби восхищался Харрисом, он не чувствовал, что после стольких лет совместной службы, он понял его полностью, Харрис был не менее признательным Саундби. Он знал, что в Саундби он имел человека, чьи идеи были абсолютны. Но эти два человека были совершенно различны. Это правда, что защитная кора Харриса было хуже, чем его укус, но он имел и кору, и укус. Саундби, с другой стороны, был, пожалуй, самым доступным высокопоставленным офицером, там никогда не было человека, способного свести с другими людьми, независимо от их ранга. Харрис описал его как человека, имеющего меньше плохих сторон, из всех, кого он когда-либо знал.

Саундби был человеком впечатлительным и культурным, высокий и стройный, с каштановыми волосами и усами, очень общительный, пользующийся расположением в своей компании. В часы досуга любил смотреть спортивные соревнования и увлекался рыбалкой. Отдавая дань этому увлечению, все цели в Германии имели кодовые номера с названиями рыб. Берлин назывался мальком - Саундби приходил в восторг, называя эту великую столицу по названию одной из мельчайших рыб. Кёльн был плотвой.

Как и подобает одному из самых загруженных работой людей в RAF, Саундби легко расслаблялся, будь то охота на бабочек и мотыльков в военной форме в Чилтернсе возле High Wycombe, что он иногда делал, или выпивка и болтовня в компании младших офицеров на час или в конце дня, что происходило довольно часто. Во первых, таким образом, он защищал свой ум от одержимого состояния. Во вторых, таким образом он обеспечивал необходимую связь в команде между, как говорится, телом и головой.

Какова была роль Саундби? Он начал службу в бомбардировочной авиации в качестве старщего штабного офицера ВВС в ноябре 1940 года, и оставался в ней до конца войны. Оставаясь в этом назначении, с февраля 1943 года в и качестве заместителя С-в-C, он взял на себя ответственность за решение ежедневных оперативных вопросов, оставляя Харрису возможность полностью погрузиться в вопросы высокой политики. Совмещение этих двух должностей под руководством Харриса было одним из самых удачных выборов в деле подбора персонала в военное время. Здесь был человек, который естественно и легко поставил привязанность и лояльность своих подчиненных на службу общему делу, но который сам мог в своих лучших проявлениях, когда требуется, преданно служить другому. Он и Харрис взаимно дополняли друг друга, представляя в совокупности их качеств что-то гораздо большее, чем просто сумма таких частей.

Саундби, несомненно, принадлежит заслуга в создании бомбардировочной авиации, за четыре с половиной года службы он сумел ее создать как в техническом, так и в общем плане. Выполняя эту основную задачу, он ставил на карту свою карьеру. Ему предлагали команду в другом месте, но он отказался. Он построил бомбардировочную авиации почти своими руками, и был полон решимости довести ее до полной зрелости. Когда Харрис сказал ему, что его отказ повлияет на его карьеру, ответ Саундби был немногословен. "Меня не волнует, моя карьера", сказал он, "только победа в войне и защита наших экипажей." 1 Саундби справедливо считал, что от его личных знаний и навыков в значительной степени зависит безопасность экипажей бомбардировщиков.

1 комментарий сэра Артура Харриса.

Еще одним фактором его лояльности к командованию было здоровье Берта Харриса. Разработка крупных сражений почти каждую ночь в течение трех лет привело к сильнейшему переутомлению. Помимо очень немногих ночей, когда не было никак полетов, Харрис едва отдыхал хоть одну полную ночь за все это время. Почти каждый вечер в его голову приходили опасения относительно погоды и других опасностей, подстерегающих экипажи в рейде, ему казалось, что он может потерять четверть или даже половину всего своего состава, потери, которые полностью парализуют Бомбардировочную авиацию, независимо от его заботы о своих экипажах. Сам Харрис записывал свои страшные опасения о погоде, ночь за ночью, в условиях, при которых он мог бы легко оправдаться сам, если он сохранил в целости свою силу на земле в отношении девять к десяти. Но в то время, как он мог оправдываться, Великобритания проиграла бы воздушной войны. Конечная ответственность, независимо от прогнозов, ложилась прямо на Харриса, и он должен был принимать эти решения, по крайней мере один раз в двадцать четыре часа. Невозможность правильно соотносить возможные опасности имело бы фатальные последствия для наших собственных городов и уничтожило бы всю нашу военную стратегию, полностью исключив вторжение в Европу.

В дополнение к важнейшей оперативным и административным обязанностям, которые он постоянно выполнял в РАФ, Харрис оказался вынужден провести пиар-кампанию, с помощью стереоскопических фотографий, чтобы продемонстрировать эффективность своих бомбардировочных операций. Эта политическая и социальная обязанность ложилась огромной дополнительной нагрузкой, как на самого Харриса, так и на его жену. В течение чуть более трех лет, он и леди Харрис развлекали (и часто принимали и кормили) более 5000 человек в Спрингфилде, в солидном викторианском командном доме за пределами High Wycombe, чтобы представлять командованию, что бомбардировочная авиация делает и еще может сделать. Результатом было то, Харрис был так перегружен, что проблемы со здоровьем могли возникнуть в любое время.

С течением времени, организация бомбардировочных операций стала еще более сложной, с использованием методов наведения, радиодезинформации, ложных рейдов, вторжений, сложных маршрутов, полетов в сложных метеоусловиях и противодействия немецкой ПВО, что отъезд человека с опытом Саундби неизбежно бы оставил брешь, которую могло заполнить только время. В течение этого времени Харрис был бы вынужден выполнять некоторые из обязанностей Саундби. При этом круг его обязанностей стал бы слишком большим. Поэтому Саундби остался, и ни на минуту не пожалел об этом, хотя в конце войны и свалился от рецидива раны, полученной еще в Первую мировую войну и был демобилизован.

<< | >>


©AirPages
2003-