Авиация Второй мировой
На главную   Поиск на сайте
 
Оглавление Налёт на Кёльн Налёт на Дрезден English

МОТИВАЦИЯ

4. ХАРРИС И САУНДБИ

<< 4 >>

Уже много раз отмечалось, но стоит сказать еще раз, что "Берт" Харрис не принимал никакого участия в принятии решения по переходу от избирательных к площадным бомбардировкам по цели, от точечных бомбардировок по известным военным объектам к опустошению промышленных городов. Опыт 1940 и 1941 убедил наших лидеров, что это был единственный способ, в котором командование может эффективно использовать бомбардировочную авиацию. Планы по площадным атакам сформировались в 1941 году, формальной директиве министерства авиации предшествовало прибытие Харриса в High Wycombe. Сам Харрис в это время был в Америке. Часто оспаривается, что он стал самым верным сторонником этой политики, однако, можно сказать, что в последующие годы из тактических и практических соображений он считал, что было бы лучше ударить, вместо того чтобы сослаться на невозможность выполнения задачи.

Популярное в то время мнение о Харрисе, как о безжалостном поставщике жестокости, человеке, наполненным кровавой ненавистью к Германии и тем, кто стоял на пути осуществления его планов по массовому уничтожению людей, так далеко от истины, что оно с самого начала нуждается в некоторой коррекции. Харрис имел свои слабости, у него также была некоторая мания величия. Нет сомнений в том, что в какой-то степени он был человек с навязчивой идеей, но как человек, заметный в истории RAF, он был вторым, вслед за Тренчардом. Он имел абсолютную веру в конечную победу над Германией посредством мощных бомбардировок. Так же, как бы не было бы никаких независимых Королевских ВВС без Тренчарда, так же не было бы никакого независимого бомбардировочных рейдов без Харриса. Или во всяком случае, без Харриса и Саундби.

Для того, чтобы предотвратить преждевременную высадку на континенте, прежде, чем бомбардировщики сделают свою работу, пишется о катастрофе - как это уже было в Дюнкерке. Наша цель должна состоять в том, чтобы уничтожить индустриальную основу Германии посредством воздушных бомбардировок, производя ситуацию, когда будет ощущаться нехватка необходимых военных материалов, сырья и энергии, упадет эффективность и боевой дух ее вооруженных сил и всего населения. Харрис, действительно, предвидел ситуацию, учитывая достаточно большой потенциал бомбардировочной авиации, при которой вторжение на континент сухопутных войск превратилось бы в несколько больше, чем в полицейскую акцию.

Разрушения и тяжелые жертвы среди гражданского населения в немецких промышленных городах от бомбардировок не являлись, по мнению Харриса, террором. Действительно, ужаса бомбежки как такового не было, вероятно, чтобы достигнуть решающих результатов. С другой стороны, уничтожить боевую силу противника и парализовать его волю к сопротивлению невозможно только путем уничтожения одних ключевых заводов, даже если они при этом могут пострадать. Они всегда будут появляться в другом месте, и функционировать в течение определенного времени.

Германия, объявив войну слабым суверенным государствам, передвинула границы войны далеко за пределы своих границ. Другие страны, другие народы, не немцы, должны были страдать от ужасов войны. Бомбардировка была ответом на этот вызов.

Харрис мог решительно сосредоточиться на одной стороне вопроса, не позволяя себе распыляться на второстепенные задачи. Широкий кругозор, прямой и сильный характер помогали ему в решении стоящих перед ним задач. Едкий на язык Харрис нажил себе много врагов. Внешне казавшийся черствым и жестоким, в действительности это был мягкий и сердечный человек, хотя и делал все возможное, чтобы это скрыть. Душа его наполнялась гневом и раскаянием, когда он был вынужден жертвовать экипажами для выполнения операций, которые не могли быть достаточно эффективными, выступая против таких операций, наживал себе врагов. Он не желал допускать вмешательства в операцию, неся полную ответственность за ее успех, желая иметь последнее слово в тактической и стратегической политике. Как командир он никогда не был удовлетворен. Как только он достигал одной цели с энтузиазмом брался за другую, никогда не почивая на лаврах от достигнутых успехов.

Он делал меньше подарков для врагов, когда говорил просто в устной форме. Если положить на бумагу то, что он говорил, его слова можно было расценить, как преступление. Типичный залп был спровоцирован отказом правительства после войны наградить звездами участников кампаний в бомбардировочной авиации. Когда он получил медаль за оборону, он писал, что будет носить ее с гордостью, хотя она ставила его и его людей на один уровень с наблюдателями огня, которые по четвергам играли в вист в блиндаже в Блэкпуле. Однако гораздо больше такие рода вещи могут быть объяснены желанием добиться правды и любовью к своим людям. С момента, когда он взял на себя эти обязанности, они знали, что он будет бороться за них, жертвуя всем, что имел.

Харрис был способен на гнев и в праведном гневе был страшен. Он никогда не лукавил. Если он ненавидел что-то, или кого-то, он никогда не делал из этого секрета. Он воспитал в своих офицерах здоровое чувство страха. Бог им уже не помогал, если они допускали беспорядок, не имея для этого достаточных оснований. Но если им действительно что-то не удалось, он шел, чтобы разобраться в этом, и был первым, желая найти способ решения вопроса и вызволить их из беды.

Неизбежно он укрылся в роли циника. Однажды он ехал из High Wycombe на встречу в Министерство авиации на своем с брезентовым верхом Бэнтли. На его переднем бампере красовалась тарелка, освобождающая автомобиль от всех ограничений скорости. Он мчался на Большой Западной дороге близ Uxbridge, когда для того, чтобы избежать аварии, он позволил себе обогнать полицейский патруль.

Его сросили, "Вы понимаете, что вы шли более девяносто?"*

"Взгляните на переднюю часть моего автомобиля".

"Это все очень хорошо, но вы можете убить людей на этой скорости."

"Я заплатил, чтобы убивать людей."

* - прим админ. речь идет о 90 миль/час, примерно 145 км/час

Это был его способ показать себя безжалостным командиром, создавая образ, который был ему навязан. Для тех, кто не обращал внимания на такого рода вещи, он был замечательный человек, поддерживающий своих сотрудников таким же образом, как он поддержал свои экипажи. Его офицеры штаба не сомневались, что тандем Харрис и Саундби был великолепен. Они никогда не служили у таких отличных командиров, никогда не работал так тяжело, никогда не были так счастливы.

Когда он впервые услышал свое прозвище "Мясник", это его больно ранило, но вскоре он понял, что для его экипажей это был термин нежности, созданный в экипажах Содружества, которые использовали его свободно в качестве псевдонима между собой. Для них, как и для всех, он стал символом решимости Британии, в ее ответном ударе по Германии. "Пять для Мясника" - говорили в ВВС наведения, когда уже выполнив свои шестьдесят миссий, и они действительно делали дополнительные пять вылетов для Харриса.

Как он достиг этого удивительного уважения, привязанности и лояльности? В отличие от Монтгомери, который считал, что должен показать себя своим войскам, Харрис, считал своей необходимостью, чтобы быть в своей штаб-квартире, чтобы почти каждую ночь направлять операции, едва ли кто-нибудь когда-либо видел его людьми. Один из самых замечательных вещей о Харрис был путь, каким ему удалось навязать свою индивидуальность при выполнении операций на расстояния. Он сделал это, во-первых, потому, что экипажи знали, что он был на их стороне. Это началось, когда он взял на себя командование. Раньше, если экипажи не смогли поразить цель, всегда были люди, готовые рубить головы и обвинять экипажи в недостатке решимости. Конечно, они могли поразить свои цели: если они на это решались. Но Харрис и Саундби с ним были экспертами. Он доказал на собственном опыте в мирное время, что цели были чрезвычайно трудно найти ночью, не говоря уже об ударах без радиолокационных средств и навигации целеуказания, не видя никаких перспектив улучшения. Он поддержал экипажи, выполняющих свою работу с использованием оборудования.

Во-вторых, Харрис поставил для Бомбардировочной авиации цель, собираясь бомбардировками Германии выиграть войну. Это могло способствовать, это могло быть абсолютным, но, в любом случае, это не было решающим фактором. Это означало все для мужчин, которые, в любом рейде операции могли найти верную смерть.

Человек с таким мощным характером, как Харрис мог легко доминировать над людьми, что всегда представляло опасность, что он будет подчинять их своей воле. Для тех, кто, при доставкеь экспертного заключения, должен был встать навытяжку перед Харрисом, как правило, мог просто встать в ряд с ним. Это было достаточно.

Пути Роберт Саундби и Харриса пересеклись за двадцать лет до описываемых событий, в 1922 году, вскоре после того, как Харрис прибыл в команду 45-й эскадрильи в Ираке. Саундби, в дополнение к обязанностям старшего командира звена, имел дополнительную обязанность председателя Комитета. Однажды утром, без его ведома, Харрис дал заявку для перемещения офиса Саундби. В результате, когда Саундби туда прибыл он застал все в большом беспорядке, он пошел прямо к Харрису и набросился на него в великой ярости. "Как президент Комитета," кричал он, "и в качестве старшего командира звена, я думаю, что я должен быть первым, чтобы знать, о любых изменениях, и узнать это от стюарда, то, что я выброшен из моего офиса без предупреждения является абсолютно чудовищным ".

Саундби был слишком зол, чтобы думать о таких тонкостях, чтобы закрыть дверь, и что эта фраза может быть услышана во всей штаб-квартире эскадрильи. Харрис зашел спокойно за Саундби и закрыл дверь. "Я думаю, что вы правы," сказал Харрис. "Вам бы лучше вернуться."

Четыре года спустя, когда Саундби вернулся в Англию, он получил письмо от Харриса, который был тогда командиром 58-й эскадрильи, первой ночной бомбардировочной эскадры. "Я знаю, у вас есть несколько месяцев отпуска," написал Харрис, "но я только что потерял командира полка, и я бы хотел, чтобы вы заняли его место. К сожалению, я не могу ждать, я должен кого-то поставить на его место". Интересы Саундби лежали в области навигации и ночных бомбардировок, и он думал, что он получит гораздо меньше, если он пустит решение вопросов на самотек. Он восхищался Харрисом и нуждался в нем. Сезон свободной охоты, один из его самых больших радостей, близился к концу. Он решил сказать да.

В течение следующих двенадцати месяцев он был загружен работой больше, чем когда-либо в его жизни до войны. Харрис был рабом-водителем, и Саундби летал три или четыре ночи в неделю, кроме работы в своем кабинете весь день. Но это было для него наслаждением, учиться все время ночным полетам и ночным бомбардировкам. Именно в этот период Харрис обнаружил для себя, как трудно было найти цели ночью, даже в хорошую погоду и без противодействия противника. "Цели должны быть отмечены", произносил Харрис, и он нажимал на рычаг сброса маркерных бомб. В то время как и в Месопотамии, он и Саундби сбрасывали импровизированные маркеры, дающие яркий белый свет от 20-фунтовых бомб, указывая на место взрыва. Это было требование Харриса, на котором он настаивал, но без успеха до конца войны.

Харрис был великим новатором, и он принес много изменений в состав оборудования и методы работы. Пилоты не имели тогда ничего, чтобы пилотировать по приборам, кроме указателя скольжения и скорости, а ночью, в условиях плохой видимости, без авиагоризонта, летать становилось слишком опасно для всех, кроме самых опытных пилотов, и слишком опасно даже для них в условиях турбулентности. Харрис осознавал необходимость приборной панели с авиагоризонтом, и он работал над ее установкой. Он был автором установки автомобильных фар, установленных в посадочных огнях, имея изменяемый угол луча, они облегчали заход самолета на посадку, и он также призывал к электрическим наземным осветиелям линии пути, чтобы заменить устаревшие парафиновые осветители того времени.

И хотя Саундби восхищался Харрисом, он не чувствовал, что после стольких лет совместной службы, он понял его полностью, Харрис был не менее признательным Саундби. Он знал, что в Саундби он имел человека, чьи идеи были абсолютны. Но эти два человека были совершенно различны. Это правда, что защитная кора Харриса было хуже, чем его укус, но он имел и кору, и укус. Саундби, с другой стороны, был, пожалуй, самым доступным высокопоставленным офицером, там никогда не было человека, способного свести с другими людьми, независимо от их ранга. Харрис описал его как человека, имеющего меньше плохих сторон, из всех, кого он когда-либо знал.

Саундби был человеком впечатлительным и культурным, высокий и стройный, с каштановыми волосами и усами, очень общительный, пользующийся расположением в своей компании. В часы досуга любил смотреть спортивные соревнования и увлекался рыбалкой. Отдавая дань этому увлечению, все цели в Германии имели кодовые номера с названиями рыб. Берлин назывался мальком - Саундби приходил в восторг, называя эту великую столицу по названию одной из мельчайших рыб. Кёльн был плотвой.

Как и подобает одному из самых загруженных работой людей в RAF, Саундби легко расслаблялся, будь то охота на бабочек и мотыльков в военной форме в Чилтернсе возле High Wycombe, что он иногда делал, или выпивка и болтовня в компании младших офицеров на час или в конце дня, что происходило довольно часто. Во первых, таким образом, он защищал свой ум от одержимого состояния. Во вторых, таким образом он обеспечивал необходимую связь в команде между, как говорится, телом и головой.

Какова была роль Саундби? Он начал службу в бомбардировочной авиации в качестве старщего штабного офицера ВВС в ноябре 1940 года, и оставался в ней до конца войны. Оставаясь в этом назначении, с февраля 1943 года в и качестве заместителя С-в-C, он взял на себя ответственность за решение ежедневных оперативных вопросов, оставляя Харрису возможность полностью погрузиться в вопросы высокой политики. Совмещение этих двух должностей под руководством Харриса было одним из самых удачных выборов в деле подбора персонала в военное время. Здесь был человек, который естественно и легко поставил привязанность и лояльность своих подчиненных на службу общему делу, но который сам мог в своих лучших проявлениях, когда требуется, преданно служить другому. Он и Харрис взаимно дополняли друг друга, представляя в совокупности их качеств что-то гораздо большее, чем просто сумма таких частей.

Саундби, несомненно, принадлежит заслуга в создании бомбардировочной авиации, за четыре с половиной года службы он сумел ее создать как в техническом, так и в общем плане. Выполняя эту основную задачу, он ставил на карту свою карьеру. Ему предлагали команду в другом месте, но он отказался. Он построил бомбардировочную авиации почти своими руками, и был полон решимости довести ее до полной зрелости. Когда Харрис сказал ему, что его отказ повлияет на его карьеру, ответ Саундби был немногословен. "Меня не волнует, моя карьера", сказал он, "только победа в войне и защита наших экипажей." 1 Саундби справедливо считал, что от его личных знаний и навыков в значительной степени зависит безопасность экипажей бомбардировщиков.

1 комментарий сэра Артура Харриса.

Еще одним фактором его лояльности к командованию было здоровье Берта Харриса. Разработка крупных сражений почти каждую ночь в течение трех лет привело к сильнейшему переутомлению. Помимо очень немногих ночей, когда не было никак полетов, Харрис едва отдыхал хоть одну полную ночь за все это время. Почти каждый вечер в его голову приходили опасения относительно погоды и других опасностей, подстерегающих экипажи в рейде, ему казалось, что он может потерять четверть или даже половину всего своего состава, потери, которые полностью парализуют Бомбардировочную авиацию, независимо от его заботы о своих экипажах. Сам Харрис записывал свои страшные опасения о погоде, ночь за ночью, в условиях, при которых он мог бы легко оправдаться сам, если он сохранил в целости свою силу на земле в отношении девять к десяти. Но в то время, как он мог оправдываться, Великобритания проиграла бы воздушной войны. Конечная ответственность, независимо от прогнозов, ложилась прямо на Харриса, и он должен был принимать эти решения, по крайней мере один раз в двадцать четыре часа. Невозможность правильно соотносить возможные опасности имело бы фатальные последствия для наших собственных городов и уничтожило бы всю нашу военную стратегию, полностью исключив вторжение в Европу.

В дополнение к важнейшей оперативным и административным обязанностям, которые он постоянно выполнял в РАФ, Харрис оказался вынужден провести пиар-кампанию, с помощью стереоскопических фотографий, чтобы продемонстрировать эффективность своих бомбардировочных операций. Эта политическая и социальная обязанность ложилась огромной дополнительной нагрузкой, как на самого Харриса, так и на его жену. В течение чуть более трех лет, он и леди Харрис развлекали (и часто принимали и кормили) более 5000 человек в Спрингфилде, в солидном викторианском командном доме за пределами High Wycombe, чтобы представлять командованию, что бомбардировочная авиация делает и еще может сделать. Результатом было то, Харрис был так перегружен, что проблемы со здоровьем могли возникнуть в любое время.

С течением времени, организация бомбардировочных операций стала еще более сложной, с использованием методов наведения, радиодезинформации, ложных рейдов, вторжений, сложных маршрутов, полетов в сложных метеоусловиях и противодействия немецкой ПВО, что отъезд человека с опытом Саундби неизбежно бы оставил брешь, которую могло заполнить только время. В течение этого времени Харрис был бы вынужден выполнять некоторые из обязанностей Саундби. При этом круг его обязанностей стал бы слишком большим. Поэтому Саундби остался, и ни на минуту не пожалел об этом, хотя в конце войны и свалился от рецидива раны, полученной еще в Первую мировую войну и был демобилизован.

<< | >>

Форум

©AirPages
2003-