HomeCustom SearchRussian
Contents Russian



<< 2 >>

Before the war the official Air Staff attitude had been that the bombing of targets in enemy territory would be carried out by day. This did not mean that training for night bombing was ignoredsimply that no reason was apparent why our bombers should not fly to their targets and identify and bomb them in daylight. So while the policy was ostensibly a flexible one, allowing for both day and night bombing, in practice the crews were insufficiently trained in flying long distances in all weathers to find and bomb pinpoint targets at night.

Our early war experience, and that of the Germans, showed that plans for defending the bomber in daylight were inadequate, and perhaps impracticable. A decision to confine the bombing of targets in Germany to darkness became inevitable. But the requirement for aids to navigation and blind bombing that was inherent in this decision was swamped by the natural preoccupation of air leaders and scientific establishments and committees with the problems of air defence, and obscured by the absence of any scientific evaluation of the results of our night bombing. There were people who had their doubts, but the general impression given was one of highly trained crews fighting their way unerringly through stubborn enemy defences and dropping their bombs with pinpoint precision. It was taken for granted that targets were wrecked.

This was a legacy from the pre-war over-emphasis on the immediate bomber threat and over-estimate of its destructive power as then constituted. When the German air raids began, people in the big towns, and indeed outside them, confidently expected to be obliterated. It was only with experience that they learned that although a raid might cover a wide area, the wounds were generally scattered and the casualties supportable, bad as they often were. Citizens developed a resistance to the bomber threat and hoped to survive it. It was only in comparatively few instances that an effective and terrifying concentration was achieved.

There were several lessons to be learnt from the German raids. One was that morale might be toughened rather than weakened when bombing was on a relatively minor scale. In total war, civilians welcomed the chance to share dangers and divert enemy effort from their relatives and friends in uniform. "The sublime but also terrible experiences and emotions of the battlefield," said Churchill in a broadcast on 27th April 1941, "are now shared for good or ill by the entire population. All are proud to be under the fire of the enemy." Another important lesson was that damage to the war effort was not confined to the destruction of industrial plant. If the heartbeats of a city, its transport, water, power, housing and administrative services could be interrupted, the effect on output was immediate and widespread.

In his broadcast Churchill had averred that the British nation, stirred and moved by their experiences as never before in their history, were determined to conquer or die. They knew well enough by this time that they could certainly die: in air raids alone, over 40,000 of them had already done so. But, how, in the spring of 1941, were they to conquer? The only possible answer seemed to be by the proper application of air power. Just as the U-boat was the natural weapon of the vastly inferior naval power, so the destruction of industrial capacity by bombing was the natural weapon of a power outclassed on land.

There were two principal factors which dominated the public subconscious mind. First was a revulsion against the trench warfare of 1914-18; even the horrors of bombing seemed preferable to that. Second was the realisation that Britain could never win a Continental war unless her adversary were first fatally weakened by some indirect means; by blockade, by the intervention of a powerful Continental allyor by bombing.

Between the wars the British were continually assured that the next war would be a war in the air, and that the bomber would always get through; to that extent they were conditioned to the idea of aerial bombardment. Since then they had accustomed themselves to the realities of day and night bombing by the full weight of the Luftwaffe and were ready to back themselves to stand up to it. The Germans, on the other hand, had been promised by Goering that not a single bomb would fall on the Ruhr. The British were anxious to see how they would react to similar treatment.

There can be no bilking the fact that the people of Britain, sick of defeats and humiliations at the hands of aggressor nations, desired nothing more than to see the people of Germany hurt. They had been caught up involuntarily in a war of survival against an evil tyranny, a war that had quickly become an intensely personal matter. (The fate awaiting them if they lost it is too easily forgotten.) They had been the victims of an unprovoked assault, as a nation, in their homes, on their persons, on their lives, and it was natural that they should come to identify themselves with a bomber offensive. "On every side," said Churchill in the House of Commons on 8th October 1940, "is the cry 'We can take it', but with it there is also the cry 'Give it them back'." This analysis of the feelings of bombed-out Londoners, with its hint of retribution for the future, was greeted with prolonged cheers. For two months, from September to November 1940, London was bombed by an average of 200 bombers a night as the Germans concentrated on breaking the spirit of Londoners to the point where the Government would find it impossible to continue the war in the face of a collapse in civilian morale. And when the bombing of London failed to produce the expected surrender, and the offensive was turned on the big provincial cities, it only served to spread the resolve to hit back. Despite wide-spread damage the raids failed in their intention; heavy wastage in night-flying accidents reduced their effectiveness, and they ceased at last when Hitler ordered the large-scale transfer of units to the east for his impending attack on Russia. But they had meanwhile produced a highly significant by-product in the attitude of the British people to the bombing of Germany. Just as the years of attempted appeasement had had the effect of uniting the country against the Nazis when war finally came, so the blitz created a righteous indignation against the Germans themselves.

On 22nd June 1941, following the German attack on Russia, Churchill clearly foreshadowed a bombing offensive aimed specifically at the German people. "We shall bomb Germany," he said, "by day as well as by night in ever-increasing measure, casting upon them month by month a heavier discharge of bombs, and making the German people taste and gulp each month a sharper dose of the miseries they have showered upon mankind." The powerful emotional force of this argument had overcome the last vestiges of squeamishness.

This is not to attribute the existence and subsequent growth of Bomber Command to a desire for reprisals. With a Germany immune through her vast conquests from blockade, with our land forces weakened and deprived of contact, and with a young and independent air force in being and determined to play its part, a strategic bombing was inevitable. A nation fighting for its existence, facing the alternative of defeat and subjugation, uses whatever weapon comes to hand.

The British people were not hampered or divided by academic considerations and specious arguments about who started itwho started the war, who started unrestricted bombing, who first made war against peoples. They knew who started it. Accustomed to a measure of democracy, they could not believe that Hitler and the Nazis were not thoroughly representative of German desires and German ways. Otherwise the Germans would surely never stand for them. Here was an evil that must be destroyed. If it meant the complete destruction of Germany, so much the better for their children and their children's children.

To understand the bomber offensive, of which the Thousand Plan was the first real manifestation, it is essential to project the mind back to those years. The prevailing mood was on a higher plane than self-preservation, revenge or racial hatred. It was a mood of sacrifice. People felt they were taking part in a crusade. They felt, and were encouraged to think, that they had the whole of subjugated Europe, indeed of the Free World, behind them.

It has been said, as a kind of counsel's plea on behalf of the British people, that they were not properly aware of British bombing policy from 1942 to 1945 and must therefore be acquitted of guiltif guilt there befor the destruction of German towns and cities and the sufferings of the Germans. It was the fault of the politicians, of the Service chiefs, perhaps even of a single fanatic. One has heard this sort of thing before, from the other side, about a heavier and more convincing burden of guilt. The truth is that the British people were well aware, through the utterances of Churchill and others, of the plans for the devastation of Germany by bombing. It was a policy of which they thoroughly approved. Indeed, they themselves had demanded it.

<< | >>

Авиация Второй мировой На главнуюПоиск на сайтеEnglish
 
Оглавление Налёт на Кёльн English

МОТИВАЦИЯ

2. "ПОЛУЧИТЕ ИХ ОБРАТНО!"

<< 2 >>

До войны официальная позиция командования RAF предполагала, что бомбардировки целей на вражеской территории будут осуществляться днем. Это не означало, что обучение ночному бомбометанию было просто проигнорировано, но было непонятно, какие могут быть основания, чтобы наши бомбардировщики не могли летать к своим целям, их выявлять и бомбить в дневное время. Так в то время предполагалось, что тактика будет гибкой, что позволит осуществлять как дневные, так и ночные бомбежки, но на практике экипажи оказались недостаточно обучены для полетов на большие расстояния в любую погоду, чтобы найти и сбрасывать бомбы на точечные цели ночью.

Однако, как наш, так и немецкий опыт с началом войны показал, что защита бомбардировщиков в дневное время оказалась недостаточной и, возможно, на практике неосуществима. Решение проводить бомбардировки целей на территории Германии в темноте стало неизбежным. Но новые требования для средств навигации и слепой бомбардировки, которые возникли от принятия такого решения, вызвали естественную озабоченность руководителей RAF, научных учреждений и комитетов от возникших проблем противовоздушной обороны, необходимого затемнения и при отсутствии какой-либо научной оценки результатов наших ночных бомбардировок. Находились люди, которые высказывали свои сомнения, но в целом складывалось впечатление, что тренированные экипажи безошибочно проложат свой боевой путь через оборону противника, снизятся и точно сбросят бомбы на цель. Также считалось само собой разумеющимся, что цели будут уничтожены.

Это нам досталось от довоенного наследства, в представлениях того времени завышалась разрушительная сила и угроза от бомбардировщика. С началом немецких воздушных налетов, люди в больших городах, и за их пределами, ожидали, что с большой вероятностью будут уничтожены. И только позднее, с военным опытом, они узнали, что, хотя, бомбардировка и охватывают большую область, воронки от бомб, в своем большинстве, редки и их количество приемлемо. Граждане уже привыкли к угрозам от бомбардировок и надеялись выжить. Это только в сравнительно немногих случаях достигалась высокая эффективность от бомбардировок.

Можно отметить несколько уроков, извлеченных от немецких налетов. Один из них состоял в том, что моральный дух может укрепляться, а не ослабевать, когда бомбардировки происходят в относительно небольшом масштабе. В тотальной войне, гражданское население имело возможность разделить опасность от действий противника со своими родственниками и друзьями в погонах. «Величайшие эмоции и страшный опыт на поле боя", сказал Черчилль в эфире 27 апреля 1941 года, "в настоящее время хорошо или плохо для всего населения. Мы гордимся тем, что находимся под огнем противника." Еще один важный урок, что повреждение от бомбардировок не ограничивается разрушением промышленных предприятий. Если пульс города, его транспорт, вода, электроэнергия, жилье и административные услуги нарушались, эффект на выходе был немедленным и широко распространенным.

В радио эфире Черчилль утверждал, что британская нация, как никогда в своей истории, делится и передает свой опыт, чтобы победить или умереть. К этому времени, они уже достаточно хорошо знали, что могут, конечно, умереть при воздушных налетах, более 40000 из них уже это сделали. Но, как весной 1941 года, они надеялись победить? Единственный возможный ответ, надежда на надлежащее применение военно-воздушных сил. Так же, как подводная лодка была сильным оружием, значительно уступающим по рангу в военно-морских силах, так и разрушение промышленного потенциала в результате бомбардировок было настоящим мощным оружием, из всех классов, изобретенных на земле.

Были два принципиальных фактора, которые доминировали в общественной подсознании. Во-первых было отвращение к позиционной войне 1914-18 годов, казалось, что даже ужасы бомбардировок, предпочтительнее. Во-вторых, было осознание того, что Великобритания никогда не сможет выиграть континентальный войну, если её противник не будет смертельно ослаблен некоторыми косвенными средствами; блокадой, из-за вмешательства мощного континентального союзника - либо от бомбардировок.

После Первой мировой англичане были уверены, что следующая война будет войной в воздухе, что бомбардировщики будут происходить постоянно и они были приучены к идее воздушной бомбардировки. С тех пор они привыкли к реалиям дневных и ночных бомбардировок всех сил Люфтваффе и были готовы, чтобы собраться и дать отпор. Немцам, с другой стороны, было обещано Герингом, что ни одна бомба не упадет на Руром. Англичане желали увидеть, как они будут реагировать на подобное обращение.

Мы не можем обманываться тем фактом, что британцам, больным от поражений и унижений от рук агрессоров, не нужно ничего больше, чем видеть боль людей Германии. Они стали невольниками в войне на выживание против зла и тирании, войны, которая быстро становится личным делом каждого. (Их ждет злой рок, если они это потеряют, или слишком легко это забудут.) Британцы, как нация, стали жертвами неспровоцированного штурма, в своих домах, на своих граждан, на их жизни, и вполне естественно, что они должны прийти к идентификации себя к необходимости наступательных бомбардировок. "Со всех сторон", сказал Черчилль в палате общин 8 октября 1940 года, "крик "Мы можем принять это", но также еще крики: "Получите их обратно." Этот анализ чувств разбомбленных лондонцев, с его намеком возмездия на будущее, был встречен с длительными аплодисментами. В течение двух месяцев, с сентября по ноябрь 1940 года, Лондон бомбили в среднем по 200 бомбардировщиков за ночь, так немцы предполагали сломить дух лондонцев, доведя его до точки, когда правительству будет невозможно продолжать войну и приведет к коллапсу гражданской морали. И когда бомбардировки Лондона не дали ожидаемой капитуляции, и наступление сосредоточилось на больших провинциальных городах, все это только увеличило решимость нанести ответный удар. Тяжелые потери и аварии в ночных полетах снижали эффективность немецких рейдов, и они наконец были остановлены, когда Гитлер приказал масштабную передачу боевых единиц на восток для его готовящегося нападения на Россию. Но тем временем, эти рейды произвели весьма значительный "побочный продукт", решимость британского народа в проведении бомбардировок Германии. Годы попыток умиротворения имели эффект объединения страны против нацистов, когда война, наконец, пришла, налеты авиации создали праведное негодование против самих немцев.

На 22 июня 1941 года, после нападения Германии на Россию, Черчилль ясно предрекал будущие бомбардировки, направленную специально на немецкий народ. "Мы будем бомбить Германию," сказал он, "днем и ночью, во все возрастающей мере, бросая на них из месяца в месяц более тяжелый калибр бомб, и заставляя немецкий народ вкусить и глотать каждый месяц большую дозу несчастья, чем они осыпали человечество". Мощная эмоциональная сила этого аргумента преодолела последние остатки щепетильности.

Нельзя приписывать само существование и последующий рост бомбардировочной авиации стремлением к репрессиям. С Германским иммунитетом, полученным через ее огромные завоевания от блокады, с нашими сухопутными силами ослабленными и лишенными контакта и с молодыми и независимыми Военно-воздушными силами, полными решимости играть свою роль, стратегический бомбардировки Германии были неизбежны. Нация борется за свое существование, сталкивается с альтернативой поражения и порабощения, использует все оружие, что имеет.

Британские люди не связывали вместе и не разделяли академическими соображениями и благовидными аргументами то, кто начал это - кто начал войну, которая привела к массированным бомбардировкам, кто первым начал войну против народов. Они знали, кто ее начал. Привыкшие к демократии, они не могли поверить, что Гитлер и нацисты не полностью представляли немецкие желания и немецкие отношения. В противном случае немцы бы их не стоили. Здесь было зло, и оно должно быть уничтожено. Если это означало полное уничтожение Германии, тем лучше для их детей и для детей их детей.

Чтобы понять наступление бомбардировщиков, в котором план тысячи самолетов был первым реальным олицетворением, важно понять настроения в умах тех лет. Преобладающие настроения было на более высоком уровне, чем самосохранения, мести или расовой ненависти. Это было настроение жертвы. Люди чувствовали, что они принимают участие в крестовом походе. Они чувствовали, и было предложено думать, что они представляли всю покоренную Европу, действительно свободный мир, стоял позади них.

Как уже было сказано, в качестве своего рода призыва адвоката от имени британского народа, что они не были должным образом осведомлены о британской политике бомбардировок 1942 - 1945 годов и, следовательно, их вина должна быть оправдана, если есть вина за разрушения немецких городов и страдания немцев. Это была ошибка политиков, руководителей Вооруженных сил, возможно, даже одного фанатика. С другой стороны, высказывалось мнение о тяжелом и более убедительном бремени вины. Правда в том, что британские люди были хорошо осведомлены, через высказывания Черчилля и других, о планах на опустошения Германии бомбардировками. Это была политика, которую они тщательно утверждали. В конечном итоге, они сами ее потребовали.

<< | >>


©AirPages
2003-