Авиация Второй мировой
На главную   Поиск на сайте
 
Документы штаба 746 АП ДД 432 АП ДД 1941 г. 746 АП ДД 1942 г. 746 АП ДД 1943 г. 45 АД ДД 81 АД ДД 1941 г. 45 АД ДД 1942 г. 45 АД ДД 1944 г.

Налеты по портам Виндава и Либава

20 и 21 декабря 1944 г.

<< | >>

4. Командир АД РЕШИЛ:

<…>

Маршрут: Балбасово, Шауляй, цель, Шауляй, Балбасово.

Заход на цель с юго-востока, уход с левым разворотом.

Взлет: 362 АП 16.35-16.43

890 АП 16.44 - 16.50

Бомбовая нагрузка: на каждом самолете иметь на внутренней подвеске 4 ФАБ-250 и на внешней подвеске 4 ЗАБ-100 цк.

Командиру 362 АП организовать подсвет цели тремя самолетами.

Командиру 890 АП выделить 2 самолета зажигальщика.

Взлет группы осветителей и зажигальщиков под общей командой лидера 362 АП в период 16.28 - 16.32.

Подавление ПВО цели возлагается на группу осветителей и зажигальщиков после сбрасывания САБ-ов и ЗАБ-ов.

5. Общая характеристика действия дивизии.

В ночь дивизия произвела один боевой вылет. На задание вылетало 19 самолетов Б-25, из них 17 самолетов бомбардировали основную цель, один самолет бомбардировал запасную цель Скрунде, один самолет вылетал на разведку погоды.

По выполнению задания все самолеты возвратились, 18 самолетов произвели посадку на своем аэродроме благополучно в период 21.30 - 22.45. Один самолет при посадке потерпел катастрофу.

Общий боевой налет ночью 102 час 02 мин.

6. Ход выполнения боевой задачи.

9.00 из штаба 18 ВА получено предварительное распоряжение быть в готовности действовать по порту Виндава.

В 10.10 предварительное боевое распоряжение штаба АД доведено до частей.

В 13.05 - 13.20 боевое распоряжение штаба АД доведено до частей - выполнять задачу по порту Виндава.

В 13.45 вылетел самолет на разведку погоды.

Взлет самолетов по заданию прошел в период 16.52 - 17.15 . Все самолеты установили связь с землей.

Основную цель в период 19.18 - 19.25, с высот 4000 - 4100 м бомбардировали 17 самолетов. На цель сброшено: 97 бомб, весом 19 т 395 кг.

Израсходовано патронов "Кольт-Браунинг" 360 шт.

В результате бомбардирования возникло 2 крупных пожара, из них: один пожар красного пламени в 200 м севернее объекта № 16 и один крупный пожар белого пламени в восточной части портовых мастерских и складов (объект № 5). Среди пожаров возникло 3 взрыва.

Цель наблюдалась хорошо и бомбардировалась прицельно.

Один экипаж осветитель с подсветом цели опоздал и бросил САБ-ы на 6 мин позднее заданного времени.

Запасную цель, узел дорог Скрунде в 19.50 с высоты 3500 м бомбардировал 1 самолет, по вине штурмана, поздно включившего электросбрасыватель над основной целью, но контрольные лампочки сработали. Пройдя линию фронта экипаж обнаружил, что бомбы не сброшены, возвратился на запасную цель. Сброшено 2 ФАБ-500, 2 ФАБ-250, возникло 2 пожара среди зданий города.

Экипажами на подходе и уходе от цели сброшено 27.000 противолокационных лент.

Примечание: После уточнения ветра по данным разведчика погоды, отдано распоряжение взлет произвести на 20 минут позже.

7. ПВО

Цель прикрывалась огнем одной батареи ЗА среднего калибров, 10 орудиями МЗА, работали 10-12 прожекторов. Отмечено патрулирование истребителей.

8. Потери

Одна небоевая потеря при выполнении боевого задания. При посадке на своем аэродроме от взрыва зависших бомб потерпел катастрофу самолет Б-25 890 АП № 33518, летчик старший лейтенант Голубов, штурман старший лейтенант Левкин.

При катастрофе погиб весь личный состав экипажа в количестве 6 человек.

1. Командир корабля ст. лейтенант Голубов Георгий Максимович.

2. Правый летчик техн. лейтенант Лукин Митрофан Николаевич.

3. Штурман корабля старший лейтенант Левкин Василий Иванович.

4. Стрелок-радист сержант Борисюк Леонид Михайлович.

5. Воздушный стрелок старшина Шепелев Василий Константинович.

6. Воздушный стрелок сержант Малин Алексей Леонидович.

9. Метеорологические условия.

По всему маршруту и над целью с 21.00 до 22.00 безоблачно. Западнее цели в 2-5 км сплошная облачность. Видимость по маршруту и над целью 6-10 км. Дымка. На обратном пути погода без изменений.

Вывод:

890 и 362 АП боевое задание выполнили удовлетворительно.

21 декабря 1944 г.

1. Обстановка в районе действия дивизии:

Порт Либава - по данным Штаба 18 ВА на 15.12.44г.. прикрывался 5 батареями ЗА среднего калибра, 3 батареи МЗА при работе 30 прожекторов. Отмечено патрулирование истребителей типа Ме-109, Ме-110.

По дополнительным данным в районе станции ДУБЕНИ (7 км ю/в ЛИБАВА) и пункты ГРАБИНЯ (7 км вост. Либава) в ночь на 15.12.44 г. работал ночной старт и отмечен взлет самолетов противника.

2. боевой состав дивизии самолетов Б-25

890 АП исправных самолетов - 5. В бой планировалось - 5.

362 АП исправных самолетов - 17. В бой планировалось - 12.

Ночных экипажей, летающих в простых метеоусловиях:

890 АП................ - 12

362 АП................ - 16, из них 1 болен, 3 в отпуску.

3. Задача дивизии

Уничтожает портовые сооружения и транспорта противника у причалов в порту ЛИБАВА. Точка прицеливания - объекты № 14 и 6. Размер цели 800 х 1200 м.

4. Командир дивизии принял решение

Удар наносить в период 22.35-22.45, с высот 5500-5700 м. Бомбовая нагрузка: 6 ФАБ-250 внутрь и по 2 ЗАБ-100 цк наружу на каждый самолет. 890 АП на 2 самолета взять бомбовую нагрузку по 12 ЗАБ-100 цк.

Маршрут: Балбасово-Шауляй-Цель, Шауляй-Балбасово.

Захоод на цель с востока, уход с правым разворротом.

Взлет: 890 АП 20.12 - 20.20

362 АП 20.21 - 20.35

5. Общая характеристика действия дивизии:

В ночь на 21.12.44 г. дивизия произвела один боевой вылет, на боевое задание вылетало 17 самолетов Б-25, из них: 16 самолетов бомбардировали основную цель, 1 самолет вылетал на разведку погоды.

После выполнения задания вс самолеты возвратились на свой аэродром и произвели посадку благополоучно.

Посадка последнего самолета произведена в 01.28 22.12.44 г.

Общий налет - 78 часов 33 минуты.

6. Ход выполнения боевого задания.

В 11.30 из штаба 18 ВА получено боевое распоряжение о действии дивизии бомбардирования по порту Либава.

В 12.00 до частей доведено письменное боевое распоряжение. В 15.15 на разведку погоды вылетел самолет Б-25.

Вылет самолетов на боевое задание начался в 20.12, закончился в 20.34.

Все самолетыустановили связь с землей. В дальнейшем до цели полет происходил в режиме радиомолчания.

Основную цель бомбардировали 15 самолетов, в период 22.34-22.41.

Один самолет из-за перебоев в работе мотора бомбардировал цель в 12.17, с высот 4600-5700 м.

На цель сброшено: 102 бомбы, общим весом 22 тонны 500 кг.

При отражении атак истребителей противника израсходовано 810 патронов "Кольт-Браунинг".

Экипажами на подходе и уходе от цели сброшено 30 000 противолокационных лент.

В результате бомбометания возникло на территории объекта № 14 ... пожара большого размера и 4 мелких кратковременных пожара. Один большой пожар, возникший в северной части объекта 14 сопровождался взрывами белого пламени. По характеру пожаров и взрывов - взрывались боеприпасы, горели складские помещения и жилые здания.

Хорошая видимость и организованный подсвет цели САБ-ами позволили экипажам точно определить заданный объект и прицельн его бомбардировать. Цель бомбардировалась экипажами интенсивно, прицельно и в заданнное время.

7. ПВО

Цель прикрывалась огнем ЗА крупного и среднего калибров до 20 орудий, 10-12 огнневых точек МЗА, при работе 20-25 прожекторов, огонь велся интенсивно. Отмечено патрулирование истребителей на высоте 4500-4800 м, оодин Ме-110 сделал три попытки атаковать наш самолет, но безуспешно, очереди предупреждали атаки огнем из бортового оружия.

В 22.32-34 экипажи наблюдали загоревший в воздухе самолет, который упал в г. Либава.

8. Потерь нет

9. Погода: По всему маршруту и над целью безоблачно. Дымки. Видимость 4-7 км, На обратном маршруте без изменений.Над морем на юго-западе сплошная облачность.

Вывод:

Боевое задание 362 и 890АП выполнили ХОРОШО.

Дата размещения на сайте 06.09.2016 г.

Источники

  • Фото и документы из архива Олега Лисачева

<< | >>

Форум

©AirPages
2003-