Авиация Второй мировой На главнуюПоиск на сайтеEnglish
 
Документы штаба АДД 746 АП ДД 432 АП ДД 1941 г. 746 АП ДД 1942 г. 746 АП ДД 1943 г. 45 АД ДД 81 АД ДД 1941 г. 45 АД ДД 1942 г. 45 АД ДД 1944 г.

Налеты по порту Виндава

16 и 22 октября 1944 г.

<< | >>

16-го октября 1944 года.

1. Обстановка в районе действия дивизии.

Порт и город Виндава прикрывался огнем ЗА среднего калибра до 6 батарей при работе 4 прожекторов (данные штаба АДД от 10.9.44 г.). По данным штаба ВВС КА от 13.10.44 г. на аэродроме Виндава отмечено до 43 самолетов, из них 24 ФВ-190.

2. Боевой состав дивизии самолетов Б-25.

890 АП исправных самолетов - 11, планировалось для боя - 10.

362 АП исправных самолетов - 19, планировалось для боя - 16

Ночных экипажей, летавших в простых метеоусловиях:

890 АП - 13

362 АП - 17.

3. Задача дивизии.

В ночь с 16 на 17.10 1944 г. дивизия действует по судам, стоящим под погрузкой в порту Виндава.

4. Командир АД РЕШИЛ:

890 и 362 АП самолетами Б-25 в ночь с 16 на 17.10.44 г. уничтожать суда, стоящие под погрузкой в порту Виндава. Точка прицеливания - суда, стоящие под погрузкой у складов порта.

Маршрут: Балбасово, Двинск, цель, Двинск, Балбасово.

Заход на цель с юга, уход с правым разворотом.

Взлет: 890 АП 18.00-18.08

362 АП 18.09 - 18.20

Удар для обоих полков в период 20.10 - 20.20.

Высоты бомбардирования для всех самолетов 3500-3700 м.

Минимальная высота бомбардирования - 2000 м.

Запасная цель порт Виндава, высота бомбометания та-же, что и по основной. Бомбовая нагрузка: ФАБ-500, 250 и САБ-100.

Командирам АП организовать подсвет цели из расчета на каждые три самолета иметь один осветитель.

5. Общая характеристика действия дивизии.

В ночь дивизия произвела один боевой вылет. На задание вылетало 24 самолета Б-25, из них: 23 самолета на бомбометание цели, один на разведку погоды. Из вылетавших на цель 21 самолет бомбардировал цель, два самолета из-за неисправности материальной части задание не выполнили, с маршрута возвратились, бомбы сбросили на своей территории, после чего произвели посадку на своем аэродроме благополучно. На свой аэродром возвратились 23 самолета Б-25. Последний произвел посадку в 23.00.

С боевого задания не возвратился один самолет Б-25. Общий боевой налет 96 часов 09 минут.

6. Ход выполнения боевой задачи.

9.00 из штаба АДД получено предварительное распоряжение быть в готовности действовать по судам, стоящим под погрузкой в порту Виндава.

10.00 предварительное боевое распоряжение доведено до частей.

14.50 - 15.00 частям вручено письменное боевое распоряжение о действии по порту Виндава. Вылет на задание начался в 18.03 и закончился в 18.21. Все корабли после взлета установили связь, которая проходила нормально в течение всего полета.

Основную цель период 20.10 - 20.22 с высот 2500 - 3900 м бомбардировал 21 самолет. На цель сброшено 84 бомбы, весом 28 т 770 кг. В результате бомбардирования возникло 5 пожаров и 2 взрыва. Пожары наблюдались среди мастерских и в портовых складах. По донесению экипажей и контролеров цель была видна отчетливо, бомбардировалась прицельно и интенсивно.

7. ПВО

Цель прикрывалась огнем 12 орудий ЗА крупного и среднего калибров, 6 орудий МЗА, огонь велся прицельно. Разрывы снарядов давали шапки черного дыма без пламени. Один самолет получил пробоину от осколков снаряда.

Южнее цели 6-8 км работали 8 прожекторов. В районе цели патрулировали истребители противника типа Ме-109. Атака производилась сзади-снизу с дистанции 200-300 м, после открытия огня воздушными стрелками - истребитель отошел.

В 20.22 над целью экипажи наблюдали воздушный бой и загоревшийся самолет.

8. Боевая потеря

С боевого задания не возвратился самолет Б-25 362 АП № 33834, летчик лейтенант Болдырев, штурман корабля лейтенант Силин.

В 19.16 при полете к цели экипаж донес о проходе ж. д. Вильно-Двинск.

В 20.06 радист донес - "занят иду на пулемет", после этого самолет на связи не появлялся. Предположительно самолет над целью сбит истребителем противника. О судьбе экипажа ничего не известно.

9. Погода

Начало и конец маршрута и район цели - малооблачно. Середина маршрута облачность 10 баллов, высота верхней границы 2000 - 2500 м. Видимость 6-10 км.

Вывод:

Боевое задание 890 и 362 АП выполнено хорошо.

22-го октября 1944 года.

1. Обстановка в районе действия дивизии.

Обстановка в районе действия дивизии та-же, что и при боевом вылете в ночь на 17.10.44 г.

2. Боевой состав дивизии самолетов Б-25.

890 АП исправных самолетов - 9, в бой планировалось - 9.

362 АП исправных самолетов - 17, в бой планировалось -13.

Ночных экипажей, летающих в простых метеоусловиях:

890 АП - 13

362 АП - 16.

3. Задача дивизии.

В ночь на 23.10 1944 г. бомбардировать порт Виндава.

4. Командир АД принял РЕШЕНИЕ:

890 и 362 АП самолетами Б-25 бомбардировать порт Виндава.

Точка прицеливания - центр портовых складов (объект № 8 по плану цели 10.000). Размер цели 400 х 1200 м.

Маршрут: Балбасово, Поневеж, цель, Поневеж, Балбасово.

Взлет: 362 АП 17.45 - 17.55

890 АП - 17.56 - 18.05

Удар для обоих АП в период - 20.20 - 20.30.

Высота бомбардирования для всех самолетов 3700 - 3900 м.

Запасная цель - ж. д. узел Истербург.

Высота бомбометания 3700 - 3900 м. Быть в готовности произвести повторный вылет. Готовность к повторному вылету в 01.30 23.10.44 г.

Бомбовая нагрузка прежняя. Подсвет цели в период удара дивизии организовать командиру 362 АП, с высот 3100 - 3500 м.

Командиру 890 АП подготовить два самолета Б-25 на разведку погоды. Вылет разведчика в 14.45.

5. Общая характеристика действия дивизии.

В ночь дивизия произвела один боевой вылет на бомбардирование порта Виндава. Всего произведено 21 самолетовылет, из них: 18 самолетов бомбардировали цель, 3 самолета вылетали на разведку погоды.

Все самолеты, выполнив задание, возвратились и произвели посадку благополучно на своем аэродроме. Посадка последнего самолета в 23.55.

Выполнив задание все самолеты возвратились на свой аэродром и произвели посадку благополучно в период 23.02 - 23.59.

Общий боевой налет 95 часов 36 минут.

6. Ход выполнения боевой задачи.

В 9.00 из штаба АДД получено предварительное распоряжение быть в готовности действовать по порту Виндава. Иметь ввиду возможность действовать по порту Мемель.

В 11.00 предварительное распоряжение штаба АД доведено до частей.

14.00 частям вручено письменное боевое распоряжение.

Вылет самолетов на задание начался в 17.51 и закончился в 18.04. После взлета все самолеты установили связь с землей.

Основную цель в период 20.20 - 20.30 с высот 3000 - 4000 м бомбардировали 18 самолетов.

На цель сброшено 86 бомб, весом 23 т 930 кг.

По наблюдению экипажей и контролеров все сброшенные бомбы разорвались по цели. В результате возникло 5 пожаров и два взрыва, из них: 2 пожара у объекта № 10, два пожара в западной части объекта № 8 и один пожар красного пламени на реке севернее объекта № 5, предположительно горело транспортное судно. Два взрыва возникли среди пожаров портовых складов объекта № 8.

Подсвет цели осуществлялся 3 самолетами, с высот 3300 - 3500 м.

В период удара дивизии - цель просматривалась хорошо.

По заключению контролеров цель бомбардировалась прицельно, обработана хорошо.

7. ПВО

Цель прикрывалась слабым огнем 6-8 орудий ЗА крупного и среднего калибра, 4-6 орудиями МЗА, при работе 8 прожекторов. Огонь ЗА велся прицельный но малоинтенсивный.

Отмечено патрулирование истребителей. Один наш самолет был атакован одномоторным истребителем противника. Атака отбита.

8. Потерь нет.

9. Погода

До Поневеж облачность 7-10 баллов, высота нижних 300-600 м, верхняя кромка 1500 - 2000 м, местами дождь, видимость 4-7 км. От Поневеж до цели и над целью безоблачно, видимость 4-7 км. На обратном пути погода без изменений.

Вывод:

890 и 362 АП боевое задание выполнили хорошо.

Дата размещения на сайте 04.09.2016 г.

Источники

  • Фото и документы из архива Олега Лисачева

<< | >>

04 09 2016.

Виндава - современный латышский город Вентспилс


©AirPages
2003-