Авиация Второй мировой
На главную   Поиск на сайте
 
Документы штаба 746 АП ДД 432 АП ДД 1941 г. 746 АП ДД 1942 г. 746 АП ДД 1943 г. 45 АД ДД 81 АД ДД 1941 г. 45 АД ДД 1942 г. 45 АД ДД 1944 г.

Налеты по портам Мемель и Либава

13, 14 и 15 октября 1944 г.

<< | >>

13-го октября 1944 года.

1. Боевой состав дивизии (самолеты Б-25):

890 АП исправных самолетов - 11, ночных экипажей - 13

362 АП исправных самолетов - 20, ночных экипажей - 16

В бой планировалось: 890 АП - 9 самолетов

362 АП - 16 самолетов.

2. Задача дивизии.

В ночь на 14.10 1944 г. уничтожать скопление транспортов противника в порту Мемель.

3. Командир АД РЕШИЛ:

890 и 362 АП самолетами Б-25 уничтожать скопление транспортов противника в порту Мемель в период 21.15 - 21.25, с высот 3300 - 3500 м.

Минимальная высота бомбардирования 2000 м. Бомбовая нагрузка: ФАБ-500, 250 и САБ-100. Точка прицеливания - Зимняя Гавань.

Маршрут: Балбасово, Поневеж, цель, Поневеж, Балбасово. Заход на цель с юга, уход с правым разворотом.

Взлет: 362 АП 19.00 - 19.15

890 АП 19.16 - 19.25

Первый разведчик погоды от 362 АП, взлет в 15.45.

890 АП подготовить один самолет Б-25 для повторной разведки погоды. Готовность в 17.30.

4. Общая характеристика действия дивизии.

В ночь дивизия произвела один боевой вылет. На задание вылетало 25 самолетов Б-25, из них: 22 самолета бомбардировали основную цель, один самолет вылетал на разведку погоды, два самолета из-за неисправности матчасти задание не выполнили, с маршрута возвратились, бомбы сбросили на своей территории.

Все самолеты возвратились на свой аэродром и произвели посадку благополучно в период 23.10 - 00.10.

Общий боевой налет 101 час 21 минута.

5. Ход выполнения боевой задачи.

9.00 из штаба АДД получено предварительное распоряжение быть в готовности действовать по порту Либава. 11.00 предварительное боевое распоряжение штаба АД доведено до частей.

В 16.30 частям вручено письменное боевое распоряжение.

17.40 из штаба АДД получено распоряжение: "Ранее поставленную задачу отменить. В ночь на 14.10.44 г. бомбардировать скопление транспортов противника в порту Мемель".

18.12 частям вручено письменное боевое распоряжение штаба АД об отмене ранее поставленной задачи и о действии 890 и 362 АП в ночь на 14.10.44 г. по порту Мемель.

Вылет кораблей начался своевременно. Самолеты взлетели в период 18.58 - 19.16. После взлета все корабли установили связь с землей. В процессе всего полета связь с самолетами была хорошей.

Все самолеты по радио донесли о выполнении задания по основной цели и краткие результаты бомбардирования.

Основная цель бомбардировалась 22 самолетами Б-25 в период 21.12 - 21.25 с высот 3000 - 3800 м.

На цель сброшено 88 ФАБ-500, 250 и САБ-100, общим весом 30 т 160 кг. В результате бомбардирования возникло 6 пожаров среднего размера, из них: 4 пожара возникли на восточном берегу Зимнего порта и 2 пожара в районе объекта № 9. Возникло 3 взрыва, из их 2 взрыва белого пламени в районе объекта № 19 и один взрыв красного пламени в районе объекта № 9.

Подсвет цели производился в течение всего времени удара большим количеством САБ-ов. Цель просматривалась хорошо и бомбардировалась прицельно.

6. ПВО

Цель прикрывалась слабым огнем 8 орудий ЗА крупного и среднего калибров. Работы прожекторов не отмечено. Огонь ЗА временами совершенно прекращался.

7. Потерь нет.

8. Погода

По всему маршруту и над целью с 21.00 до 22.00 безоблачно. В районе цели тонкая перистая облачность до 6 баллов, на высоте 4000 - 5000 м. Видимость 10-7 км.

Вывод:

Боевое задание 890 и 362 АП выполнено хорошо.

14-го октября 1944 года.

1. Обстановка в районе действия дивизии.

Порт Либава по данным штаба АДД на 6.9.44 г. прикрывался огнем 8 батарей ЗА среднего калибра. Наиболее прикрывается северная часть порта. С воздуха порт прикрывается ночными истребителями, имеющими на борту радиолокационные установки.

На 2.10 и 4.10.44 г. отмечено: аэродром Либава - 50 самолетов, из них 11 ночных истребителей.

2. Боевой состав дивизии:

890 АП - 11 самолетов Б-25 исправных.

362 АП - 20 самолетов Б-25 исправных.

Ночных экипажей, готовых выполнять боевое задание ночью в простых метеоусловиях:

890 АП - 13

362 АП - 16

3. Задача дивизии.

В ночь с 14 на 15.10 1944 г. уничтожать транспорта противника в порту Либава. По этой цели в период 20.00 - 21.05 с высот 3500 - 3700 м действуют другие соединения АДД.

4. Командир АД РЕШИЛ:

890 и 362 АП самолетами Б-25 уничтожать скопление транспортов противника в порту Либава.

Точка прицеливания - транспорта противника в Новом и Вольном портах. Разрешается бомбардировать Аванпорт при явном обнаружении в нем транспортов.

Маршрут: Балбасово, Поневеж, цель, Поневеж, Балбасово.

Заход на цель с юга, уход с правым разворотом.

Взлет: 890 АП 18.50 - 19.00

362 АП - 19.01 - 19.15

Удар для обоих АП в период - 21.05 - 21.15 с высот 3500 - 3700 м.

Минимальная высота бомбардирования 2000 м.

Запасная цель -скопление войск противника в г. Тильзит.

Бомбовая нагрузка ФАБ-500, 250 и САБ-100.

Иметь ввиду возможность бомбардировать порт Мемель.

5. Общая характеристика действия дивизии.

В ночь дивизия произвела один боевой вылет. На задание вылетало 27 самолетов Б-25, из них 26 самолетов бомбардировали заданную цель и один самолет вылетал на разведку погоды.

Выполнив задание все самолеты возвратились на свой аэродром и произвели посадку благополучно в период 23.02 - 23.59.

Общий боевой налет 121 час 58 минут.

6. Ход выполнения боевой задачи.

8.00 из штаба АДД получено предварительное распоряжение быть в готовности действовать по порту Либава. Иметь ввиду возможность действовать по порту Мемель.

10.00 предварительное боевое распоряжение штаба АД доведено до частей.

В 17.20 частям вручено письменное боевое распоряжение.

Взлет кораблей на боевое задание прошел согласно плана. Все корабли взлетели и установили связь с землей.

Основную цель бомбардировали 26 самолетов в период 21.01 - 21.17 с высот 1800 - 3700 м.

На цель сброшено 104 бомбы, весом 35 т 270 кг. При отражении атак истребителей противника израсходовано 357 патронов "Кольт Браунинг". В результате возникло 6 пожаров и 4 взрыва, из них:

2 крупных пожара возникли в районе объекта № 35, три пожара в районе № 34. От прямого попадания бомб возник 1 пожар со взрывом большой силы среди транспортов в Аванпорту при входе в канал Военного порта, один крупный взрыв возник в 21.05 среди транспортов в Вольном порту, западнее объекта № 35, один взрыв у причалов, 200 м северо-восточнее объекта № 35, один взрыв возник в районе объектов № № 34 и 27. Бомбардируемые объекты просматривались хорошо. По заключению контролеров - цель самолетами дивизии бомбардировалась интенсивно, прицельно и обработана хорошо.

7. ПВО

Цель прикрывалась слабым огнем 6-8 орудий ЗА среднего калибра. Огонь велся периодами прицельно. Работали 8 прожекторов.

Один наш самолет имеет пробоину в правую плоскость от осколков снарядов ЗА. В районе ицели отмечено патрулирование одномоторных истребителей противника. Два наших самолета при отходе от цели атакованы истребителями противника, атаки отбиты огнем воздушных стрелков кораблей. В северной и восточной частях города отмечено до 30 аэростатов заграждения на высотах 3000 - 3200 м.

8. Военных и небоевых потерь нет.

9. Погода

По всему маршруту с 17.50 до 23.00 безоблачно. Видимость 4-10 км. Над целью с 20.50 до 21.15 облачность тонкая, просвечивающаяся, проходящая, 4-7 баллов на высоте 2500 м и отдельные разорванные облака на высоте 1800 м. Западнее цели сплошная многослойная облачность. Видимость 4-7 км. На обратном пути погода без изменений.

Вывод:

Боевое задание 890 и 362 АП выполнено хорошо.

15-го октября 1944 года.

1. В ночь с 15.10 на 16.10.44 г. дивиия имела задачу бомбардировать транспорта и суда противника в порту Либава.

2. Командир АД решил: боевую задачу выполнять 890 и 362 АП самолетами Б-25. Взлет произвести в период 18.00 - 18.25.

Высоты бомбардирования для всех самолетов 3500-3700 м.

Минимальная высота бомбардирования 2000 м.

Маршрут: Балбасово, Поневеж, Балбасово.

3. Ход выполнения задачи:

В период 17.58 - 18.18 - 25 самолетов Б-25 вылетали на боевое задание.

В 19.15 из штаба АДД получено распоряжение об отбое из-за плохих метеоусловий.

В 19.20 циркулярно всем кораблям в воздух дано распоряжение: "прекратить выполнение задания, возвратиться на свой аэродром, бомбы сбросить на пассив в озеро Нарочь." Все самолеты распоряжение приняли. 23 самолета бомбы сбросили на пассив на своей территории.

Два самолета Б-25 362 АП в период 20.16 - 20.20 с высоты 3500 м бомбардировали основную цель по расчету времени из-за облаков, так как приказание возвращаться было принято, когда самолеты подходили к линии фронта, и командиры кораблей приняли самостоятельное решение бомбардировать цель. Сброшено 8 бомб весом 3 тонны.

4. На своей территории бомбы сбросили:

13 самолетов в озеро Нарочь, в период 19.50 - 21.30, с высот 600-1000 м. Всего 51 бомбу весом 17 тонн 150 кг.

10 самолетов в период 20.10 - 21.46 с высот 600-1500 м сбросили 34 бомбы весом 13 т в следующие озера:

Окона - 15 км юго-западнее Лепель, Лукомльское - 30 км юго-восточнее Лепель, Ялошва - 85 км восточнее Поневеж, Свирь - 30 км юго-восточнее Свенцяны, Сшо - 35 км северо-восточнее Докшицы, Межужол, - 21 км северо-восточнее Докшицы, Плавно - 41 км юго-восточнее Докшицы, Безымянное озеро - 52 км северо-восточнее Докшицы и 10 км восточнее Дуброво.

Один самолет вылетал на разведку погоды.

5. Все самолеты возвратились на свой аэродром и произвели посадку благополучно. Посадка последнего самолета в 23.05.

Общий вылет ночью 87 часов 40 минут.

6. Самолеты возвращены с задания, боевого задания не выполнили. Два самолета, бомбардировавшие основную цель, задание не выполнили. Разведчик погоды задание выполнил.

7. Погода. По маршруту до Поневеж облачность от 6 до 9 баллов, двухслойная нижняя граница 600-300 м, верхняя около 200 м, дымка, видимость 4-7 км. От Поневеж до цели и над целью с 20.15 до 20.30 облачность сплошная, многослойная, верхняя граница до 3500 м, нижняя не определена. Снижались до 800 м и были в облачности. На обратном пути погода без изменений. Аэродром посадки с 19.00 до 22.00 облачность тонкая 10 баллов, высотой 600-1000 м, после 22.00 малооблачно.

Дата размещения на сайте 03.09.2016 г.

Источники

  • Фото и документы из архива Олега Лисачева

<< | >>

03 09 2016.

Мемель - современный литовский город Клайпеда
Либава - современный латышский город Лиепая
Поневеж - современный литовский город Паневежис

Крайний вылет за 15 октября оказался неудачным. И уже отсутствуют в описании подробные отчеты, когда и во сколько получены указания из штаба, являвшиеся до сего времени, как мы понимаем, залогом успешного выполнения задания.
И разведчик погоды задание выполнил...
"Командир решил", и полк вылетел, а штаб на этот раз, как бы "ни при делах" :-)

Форум

©AirPages
2003-