Авиация Второй мировой На главнуюПоиск на сайтеEnglish
 
Документы штаба АДД 746 АП ДД 432 АП ДД 1941 г. 746 АП ДД 1942 г. 746 АП ДД 1943 г. 45 АД ДД 81 АД ДД 1941 г. 45 АД ДД 1942 г. 45 АД ДД 1944 г.

Боевой вылет на ж.д. узел Шауляй

12 июля 1944 г.

<< | >> События, факты.

12-е июля 1944 года.

1. Обстановка в районе действия дивизии

- данных о ПВО противника нет.

2. Боевой состав дивизии:

К утру 12.7.44 года дивизия имела:

Исправных и готовых к бою самолетов Пе-8 = 16, Б-25 = 36

Боевых экипажей Пе-8 = 19, Б-25 = 22

Из них:

25 Гв. АП самолетов Пе-8 - 12

экипажей - Пе-8 = 13

890 АП самолетов Пе-8 = 4, Б-25 = 13

экипажей - Пе-8 = 6, Б-25 = 10

362 АП самолетов Б-25 = 23

экипажей Б-25 = 12

3. Задачи дивизии.

В ночь с 12 на 13.7.44 года уничтожать эшелоны, разрушать пути и станционные сооружения на ж.д. узле Шауляй.

4. КОМАНДИР АД ПРИНЯЛ РЕШЕНИЕ:

25 Гв. и 890 АП самолетами Пе-8 действовать по ж. д. узлу Шауляй (Шавли).

Точка прицеливания ж. д. станция Шауляй - южная.

Размер цели 200 х 1000.

Наряд самолетов: 25 Гв. АП - 11 Пе-8

890 АП - 4 Пе-8

По ж. д. узлу Шауляй перед ударом дивизии действуют самолеты других соединений АДД с высот до 5000 м.

Маршрут полета: ИПМ (КПП) - Орша, Лепель, цель, Лепель, Орша, КПМ (КПП).

Заход на цель с севера и северо-востока, уход с левым разворотом.

Бомбовая нагрузка: - крупнокалиберный ФАБ-2000, ФАБ-1000, ФАБ-500 и ФАБ-250. Корабль - осветитель не назначался, на каждом корабле иметь по 2 САБ-100, которые использовать обязательно для подсвета цели.

Взлет:

25 Гв АП 21.40 - 22.00

890 АП 22.02 - 22.10

Удар - для обоих полков в период 01.00 - 01.15.

Высоты бомбардирования:

25 Гв. АП от 5500 и выше через 100 м

890 АП от 5750 и выше через 100 м

Минимальная высота бомбардирования на случай сплошной облачности 4000 м.

При подготовке к боевому вылету иметь ввиду действовать по цели в сложных метеорологических условиях. Для этой цели на боевое задание послать только сильные экипажи.

Экипажам особо быть внимательными в наблюдении за воздухом, на маршруте и в районе цели, внимательно следить за наземной обстановкой наших войск на линии фронта.

5. Общая характеристика действия дивизии.

В ночь дивизия произвела 14 самолетами один боевой вылет и один Б-25 на разведку погоды.

Боевое задание выполнялось в сложных метеорологических условиях.

00.56 выйдя в район ж. д. узла Шауляй - экипажи встретили мощную кучевую и кучево-дождевую облачность 10 баллов.

Верхняя граница отдельных шапок более 5500 м. Часть экипажей пыталась пробить облачность, но снижаясь до высоты 3000-1800 м, облачность не пробили, т. к. нижний край ее был ниже 1000 м.

Из вылетавших на боевое задание кораблей Пе-8: 10 кораблей сбросили бомбы из-за облаков по расчету времени в р-не ж. д. узла Шауляй. Один корабль сбросил бомбы из-за облаков в р-не Тельшиай (70 км западнее Шауляй). Один корабль сбросил бомбы в р-не Таураге (100 км юго-западнее Шауляй), один корабль на маршруте встретил грозовую облачность, пытался обойти ее с севера, но не смог, прекратил выполнение задания, вернулся с маршрута и произвел посадку на своем аэродроме с бомбами. ОДин корабль на полигоне, севернее аэродрома Олсуфьево, и произвел посадку на своем аэродроме благополучно.

Из выполнявших боевую задачу 12 кораблей Пе-8 и один самолет Б-25 разведчик погоды, на свой аэродром вернулись: 9 кораблей Пе-8 и один самолет Б-25. Три корабля Пе-8 после выполнения боевого задания произвели посадку на своей территории, один из них: 25 Гв. № 42512 (Додонов - Владимиров) произвел посадку на аэродроме Орел. Один корабль 890 АП № 4214 (Откидач - Аккуратов) произвел посадку на аэродроме Гомель - центральный.

В результате чего самолет разбит, экипаж получил легкие и тяжелые ранения. Один корабль 25 Гв. АП № 42028 (Дмитриев-Поплавский) произвел вынужденную посадку в районе 30 км севернее Ярцево (место посадки корабля выяснилось 15.7.44 г.)

Из возвратившихся на свой аэродром самолетов посадка произведена в период 04.20 - 05.20 13.7.44 г.

Общий боевой налет 91 час 57 мин.

6. Ход выполнения боевой задачи

Боевое распоряжение о действии дивизии по ж. д. узлу Шауляй из АДД получено в 15.30.

В 16.00 частям спущено боевое распоряжение АД о действии по ж. д. узлу Шауляй.

В 19.20 по маршруту полета к цели выслан самолет 890 АП Б-25 (Кондратьев-Романов), для разведки погоды.

21.10 командир дивизии принял решение взлетать по плану - в 21.50.

21.44 начался взлет 25 Гв. АП, затем 890 АП. Взлет закончился в 22.26.

Взлетело 14 кораблей Пе-8. Один корабль 25 Гв. АП № 42112 (Симонов-Гончаров) по неисправности матчасти на боевое задание не вылетел. Через 01.01 полета - корабль 25 Гв. АП (Ищенко-Гладкий), не выполнив боевой задачи, по неисправности матчасти (отвернулась свеча) с маршрута возвратился, бомбы сбросил на пассив на полигоне.

23.05 произвел на своем аэродроме благополучно.

Все корабли установили связь с землей.

Полет к цели проходил в сложных метеоусловиях. Грозовая облачность препятствовала экипажам точно выдерживать маршрут полета к цели. Отдельные экипажи на маршруте к цели обходили грозовую облачность. В 02.03 возвратился из-за метеоусловий с маршрута корабль 890 АП № 385 Д (Лавровский - Рубинштейн), который не смог обойти грозовую облачность. Посадку произвел на своем аэродроме с бомбами благополучно.

На цели сброшено: 8 ФАБ-2000, 8 ФАБ-1000, 28 ФАБ-500, 16 ФАБ-250, 20 ЗАБ-100 цк, 8 САБ-100. Всего 88 бомб, общим весом 44 т 440 кг.

Район Шауляй по расчету времени из-за облаков в период 00.56 - 01.40 с высот 4000 - 6000 м бомбардировали 10 самолетов.

На цель сброшено: 6 ФАБ-2000, 8 ФАБ-1000, 24 ФАБ-500, 10 ФАБ-250, 20 ЗАБ-100 цк, 4 САБ-100. Всего 72 бомбы, общим весом 36 т 720 кг. Результаты бомбометания сквозь сплошную облачность экипажами не наблюдались.

Район Тильшиай (70 км западнее Шауляй) в о1.15 с высоты 5500 м из-за облаков бомбардировал один самолет. Сброшено: 2 ФАБ-2000, 2 ФАБ-250, 2 САБ-100. Экипаж из-за сплошной облачности результатов не наблюдал.

Район Таураге (100 км юго-западнее Шауляй) 01.19 с высоты 6000 м из-за облаков бомбардировал один самолет, сброшено: 4 ФАБ-500, 4 ФАБ-250, 2 САБ-100, результатов из-за сплошной облачности экипаж не наблюдал.

7. ПВО

В районах Шауляй, Тауроге* - противодействие ПВО не отмечено.

В районе Тельшиай велся огонь 2 батареями крупного и среднего калибров. Корабль № 42211, на высоте 5500 м получил 5 пробоин от осколков снарядов ЗА.

8. Боевых потерь нет.

9. Летные происшествия.

Из-за плохих метеоусловий 3 самолета не возвратились на свой аэродром и произвели вынужденную посадку на своей территории:

а) Самолет № 42512 25 Гв. АП (Грязнов-Владимиров) произвел благополучно посадку в 05.30 на аэродроме Орел. 12.40 13.7.44 г. самолет возвратился на свой аэродром и сел благополучно.

б) Самолет № 42028 25 Гв. АП (Дмитриев-Поплавский) произвел вынужденную посадку в районе 30 км севернее Ярцево, из-за плохих метеоусловий на обратном маршруте от цели.

в) Самолет № 4214 890 АП (Откидач-Аккуратов) произвел вынужденную посадку на аэродроме Гомель - центральный, в результате потерпел аварию. Самолет разбит и ремонту не подлежит. 4 человека получили тяжелые ранения, 7 человек легкие ранения. Виновником происшествия является командир корабля, который неправильно принял решение садиться на Гомельский аэродром, т. к. он мал по размерам для посадки и взлета самолетов Пе-8. К тому - же при посадке командир корабля держал увеличенную скорость 120 - 200 км/час.

10. Метеорологические условия полета:

До Орши облачность 5-8 баллов, тонкая на разных высотах, отдельные мощно - кучевые 1500-2000 м, верхняя граница до 4000 м. От Орши до цели и над целью с 01.00 - 02.00 облачность 9-10 баллов, мощно кучевая и кучево-дождевая, высотой 1000-1500 м, верхняя граница отдельных шапок до 5-6 км. Грозы, в облаках дождь, видимость 7-10 км. Севернее маршрута погода лучше. На обратном пути погода без изменений.

ВЫВОД: Из-за плохих метеоусловий вылетавшие корабли боевое задание не выполнили.

Дата размещения на сайте 15.08.2016 г.

Источники

  • Фото и документы из архива Олега Лисачева

<< | >> События, факты.

15 08 2016.

Литовские города имеют правильные названия Тельшиай (Тельшай), Таураге.


©AirPages
2003-