Авиация Второй мировой На главнуюПоиск на сайтеEnglish
 
Документы штаба АДД 746 АП ДД 432 АП ДД 1941 г. 746 АП ДД 1942 г. 746 АП ДД 1943 г. 45 АД ДД 81 АД ДД 1941 г. 45 АД ДД 1942 г. 45 АД ДД 1944 г.

Боевой вылет на ж.д. узел Двинск

6 июля 1944 г.

<< | >> События, факты.

6-е июля 1944 года

В 15.50 из штаба получено предварительное боевое распоряжение о готовности действовать всеми исправными самолетами.

16.50 предварительное боевое распоряжение доведено до частей.

17.30 из АДД получено боевое распоряжение о действии соединения по ж.д. узлу Двинск.

Орша или Борисов доведено до частей.

19.00-19.30 в части доведен боевой приказ АД № 08 о действии по ж.д. узлу Двинск.

1. Обстановка в районе действия Дивизии.

В районе цели ж.д. узла Двинск ожидалось:

а) 4 батареи ЗА крупного и среднего калибров при работе 10 прожекторов. Район города патрулируется ночными истребителями на разных высотах (данные штаба АДД на 15.5.44 г.)

в) на аэродроме Двинск - восточный до 25 самолетов (данные штаба АДД на 2.7.44 г.).

2. Боевой состав дивизии.

К утру 6.7.44 года Дивизия имела:

исправных и готовых к бою кораблей Пе-8 = 19, Б-25 = 28

Боевых экипажей Пе-8 = 19, Б-25 = 17

Из них:

25 Гв. АП кораблей Пе-8 - 12

экипажей - Пе-8 = 13

890 АП самолетов Пе-8 = 7, Б-25 = 10

экипажей - Пе-8 = 6, Б-25 = 8

362 АП самолетов Б-25 = 18

экипажей Б-25 = 9

3. Задачи дивизии.

В ночь с 6.7.44 г. на 7.7.44 года уничтожать эшелоны, разрушать пути и станционные сооружения на ж.д. станции Двинск в период - 00.10 -00.25.

4. КОМАНДИР АД РЕШИЛ:

Взлет произвести:

Пе-8 25 Гв. АП 21.30-21.48

Б-25 890 АП 22.10-22.18

362 АП 22.19-22.28

Удар: Пе-8 25 Гв. АП 00.10-00.16

890 АП 00.16-00.20

Б-25 890 и 362 АП 00.20-00.25

Экипажам точно выдерживать заданное время удара. Удар нанести массированно.

Высоты бомбардирования:

Пе-8 25 Гв. АП - от 5500 м и выше через 100 м

890 АП - 5550 м и выше через 100 м

Б-25 890 АП - 3700 м и выше через 100 м

362 АП - 3550 м и выше через 100 м

Минимальная высота бомбардирования основной цели на случай сплошной облачности для самолетов Пе-8 = 3000 м, для самолетов Б-25 = 1500 м.

Маршрут полета: ИПМ, Людиново, цель, КПМ, Людиново.

Заход на цель с востока и северо-востока, уход с левым разворотом.

Бомбовая нагрузка: Для самолетов Пе-8 ФАБ-2000, ФАБ-1000, ФАБ-500 и 250. ДЛя самолетов Б-25 подвесить на внутреннюю подвеску только ФАБ-250, САБы не брать.

Запасные цели: ж.д. Крустпилс и ж.д. перегоны на железных дорогах Двинск-Рига, Двинск-Шавли, Двинск-Вильно.

Высоты бомбардирования ж.д. узла Крустпилс те же, что и над основной целью, на ж.д. перегонах в зависимости от обстановки по решению командиров кораблей, но не ниже допустимой высоты.

5. Общая характеристика действия дивизии.

В ночь с 6 на 7.7.44 года дивизия уничтожала эшелоны, разрушала пути и станционные сооружения на ж.д. узле Двинск.

На боевое задание вылетало: 17 самолетов Пе-8 и 16 самолетов Б-25, всего 33 самолета, из них: 31 самолет (16 Пе-8 и 15 Б-25) бомбардировали основную цель, один самолет Пе-8 890 АП № 4214 (Откидач-Аккуратов) из-за неисправности матчасти задание не выполнил, бомбы сбросил на полигоне севернее аэродрома Олсуфьево. Один самолет Б-25 вылетал на разведку погоды.

Все самолеты по выполнению задания возвратились на свой аэродром и произвели посадку благополучно. Посадка последнего самолета в 05.00 7.7.44 года.

Общий боевой налет 142 часа 40 минут.

6. Ход выполнения боевой задачи

Взлет начался своевременно в 22.29 и растянулся во времени, как для самолетов Пе-8, которые взлетали в период - 22.29 - 22.30 (22.30 взлетел самолет № 4214 Откидач-Аккуратов) задерживался по неисправности матчасти, так и для самолетов Б-25, которые взлетели в период 23.11-23.25.

Примечание: Взлет по плану 21.30, но в 21.00 из АДД получено распоряжение: взлет перенести на один час позже.

На задание не вышли по неисправности матчасти два самолета Б-25 и один самолет Пе-8 - 890 АП № 4214 (Откидач-Аккуратов) с маршрута возвратился по неисправности матчасти - задание не выполнил.

После взлета все корабли установили связь с землей.

С самолетами Пе-8 связь по маршруту до цели и обратно до посадки проходила нормально. С самолетами Б-25 связь в воздухе проходила хуже, ввиду неопытности радистов, так, например:

от самолетов Б-25 362 АП от ИПМ до цели и обратно до посадки не принято ни одной радиограммы: 33831 (Болдырев-Силин, радист Позжик), 33810 (Машин-Цыганчук, радист Андрианов).

Кроме того, плохо работали на связи 4 самолета Б-25 362 АП.

Основную цель в период 01.10-01.35 с высот 400-6300 м бомбардировали 31 самолет. В заданное время 01.10-01.25 бомбили 29 самолетов, и только два самолета бомбили с опозданием в 01.34-01.35.

На цель сброшено: 8 ФАБ-2000, 21 ФАБ-1000, 48 ФАБ-500, 96 ФАБ-250. Всего 178 бомб, общим весом 85 тонн.

Израсходовано снарядов пушки ШВАК - 235, патронов УБТ - 100.

При подходе у цели экипажи наблюдали бомбометание по цели.

На ж.д. узле отмечено два крупных пожара, ряд мелких и несколько пожаров в различных частях города.

По наблюдению экипажей и контролеров сброшенные бомбы разорвались на путях узла и среди прилегающих к нему станционных постройках станции первая и вторая товарная, первая и вторая пассажирская.

В результате бомбардирования возникло 12 пожаров и 10 взрывов. 2 крупных пожара с периодическими взрывами красного пламени возникли на путях ж.д. станции Двинск 2-я товарная, один большой пожар и один большой взрыв большой силы возникли на путях ж.д. станции Двинск 1-я товарная, один большой пожар со взрывами возник на станции 2-я пассажирская.

Остальные пожары среднего размера возникли на путях и среди станционных зданий ж.д. узла Двинск.

По характеру пожаров горели и взрывались емкости с горючим, горели склады и здания, прилегающие к станциям.

К 01.20 весь узел заволокло густым дымом от пожаров, отдельные очаги пожаров слились и образовали площадные пожары.

При отходе от цели контролерами отмечено на станциях узла до 15 пожаров, из них 3 крупных, сопровождавшихся взрывами красного пламени с клубами черного дыма. Возникшие пожары наблюдались на удалении 100 км.

7. ПВО

Двинск прикрывался огнем 10-12 орудий ЗА крупного и среднего калибров, 6 орудиями МЗА при работе 6 прожекторов. Огонь был интенсивный и велся с перерывами. Отдельные экипажи при бомбометании не отмечали противодействия ЗА.

В районе цели на высоте 4000-6000 м отмечено патрулирование истребителей противника. 4 наших самолета были атакованы истребителями. Атаки отбиты огнем бортового оружия кораблей.

Исребители производили атаки с задней полусферы и открывали огонь с больших расстояний 500-600м. На западном аэродроме Двинск работал ночной старт.

8. Боевых потерь и летных происшествий нет.

9. Метеорологические условия полета.

По всему маршруту малооблачно. На участке Смоленск-Витебск облачность 4-6 баллов, тонкая однослойная на высоте около 2000 м. Цель с 01.00 до 02.00 - безоблачно, временами натекание тонких облаков до 1-3 баллов. Над низинами и водными поверхностями дымки, видимость до 4-5 км. На обратном маршруте малооблачно.

ВЫВОД: Цель обработана хорошо.

Дата размещения на сайте 02.04.2016 г.

Источники

  • Фото и документы из архива Олега Лисачева

<< | >> События, факты.


©AirPages
2003-