Боевой вылет на ж.д. узел Двинск
6 июля 1944 г.
<< | >> События, факты.
6-е июля 1944 года
В 15.50 из штаба получено предварительное боевое распоряжение о готовности действовать всеми исправными самолетами.
16.50 предварительное боевое распоряжение доведено до частей.
17.30 из АДД получено боевое распоряжение о действии соединения по ж.д. узлу Двинск.
Орша или Борисов доведено до частей.
19.00-19.30 в части доведен боевой приказ АД № 08 о действии по ж.д. узлу Двинск.
1. Обстановка в районе действия Дивизии.
В районе цели ж.д. узла Двинск ожидалось:
а) 4 батареи ЗА крупного и среднего калибров при работе 10 прожекторов. Район города патрулируется ночными истребителями на разных высотах (данные штаба АДД на 15.5.44 г.)
в) на аэродроме Двинск - восточный до 25 самолетов (данные штаба АДД на 2.7.44 г.).
2. Боевой состав дивизии.
К утру 6.7.44 года Дивизия имела:
исправных и готовых к бою кораблей Пе-8 = 19, Б-25 = 28
Боевых экипажей Пе-8 = 19, Б-25 = 17
Из них:
25 Гв. АП кораблей Пе-8 - 12
экипажей - Пе-8 = 13
890 АП самолетов Пе-8 = 7, Б-25 = 10
экипажей - Пе-8 = 6, Б-25 = 8
362 АП самолетов Б-25 = 18
экипажей Б-25 = 9
3. Задачи дивизии.
В ночь с 6.7.44 г. на 7.7.44 года уничтожать эшелоны, разрушать пути и станционные сооружения на ж.д. станции Двинск в период - 00.10 -00.25.
4. КОМАНДИР АД РЕШИЛ:
Взлет произвести:
Пе-8 25 Гв. АП 21.30-21.48
Б-25 890 АП 22.10-22.18
362 АП 22.19-22.28
Удар: Пе-8 25 Гв. АП 00.10-00.16
890 АП 00.16-00.20
Б-25 890 и 362 АП 00.20-00.25
Экипажам точно выдерживать заданное время удара. Удар нанести массированно.
Высоты бомбардирования:
Пе-8 25 Гв. АП - от 5500 м и выше через 100 м
890 АП - 5550 м и выше через 100 м
Б-25 890 АП - 3700 м и выше через 100 м
362 АП - 3550 м и выше через 100 м
Минимальная высота бомбардирования основной цели на случай сплошной облачности для самолетов Пе-8 = 3000 м, для самолетов Б-25 = 1500 м.
Маршрут полета: ИПМ, Людиново, цель, КПМ, Людиново.
Заход на цель с востока и северо-востока, уход с левым разворотом.
Бомбовая нагрузка: Для самолетов Пе-8 ФАБ-2000, ФАБ-1000, ФАБ-500 и 250. ДЛя самолетов Б-25 подвесить на внутреннюю подвеску только ФАБ-250, САБы не брать.
Запасные цели: ж.д. Крустпилс и ж.д. перегоны на железных дорогах Двинск-Рига, Двинск-Шавли, Двинск-Вильно.
Высоты бомбардирования ж.д. узла Крустпилс те же, что и над основной целью, на ж.д. перегонах в зависимости от обстановки по решению командиров кораблей, но не ниже допустимой высоты.
5. Общая характеристика действия дивизии.
В ночь с 6 на 7.7.44 года дивизия уничтожала эшелоны, разрушала пути и станционные сооружения на ж.д. узле Двинск.
На боевое задание вылетало: 17 самолетов Пе-8 и 16 самолетов Б-25, всего 33 самолета, из них: 31 самолет (16 Пе-8 и 15 Б-25) бомбардировали основную цель, один самолет Пе-8 890 АП № 4214 (Откидач-Аккуратов) из-за неисправности матчасти задание не выполнил, бомбы сбросил на полигоне севернее аэродрома Олсуфьево. Один самолет Б-25 вылетал на разведку погоды.
Все самолеты по выполнению задания возвратились на свой аэродром и произвели посадку благополучно. Посадка последнего самолета в 05.00 7.7.44 года.
Общий боевой налет 142 часа 40 минут.
6. Ход выполнения боевой задачи
Взлет начался своевременно в 22.29 и растянулся во времени, как для самолетов Пе-8, которые взлетали в период - 22.29 - 22.30 (22.30 взлетел самолет № 4214 Откидач-Аккуратов) задерживался по неисправности матчасти, так и для самолетов Б-25, которые взлетели в период 23.11-23.25.
Примечание: Взлет по плану 21.30, но в 21.00 из АДД получено распоряжение: взлет перенести на один час позже.
На задание не вышли по неисправности матчасти два самолета Б-25 и один самолет Пе-8 - 890 АП № 4214 (Откидач-Аккуратов) с маршрута возвратился по неисправности матчасти - задание не выполнил.
После взлета все корабли установили связь с землей.
С самолетами Пе-8 связь по маршруту до цели и обратно до посадки проходила нормально. С самолетами Б-25 связь в воздухе проходила хуже, ввиду неопытности радистов, так, например:
от самолетов Б-25 362 АП от ИПМ до цели и обратно до посадки не принято ни одной радиограммы: 33831 (Болдырев-Силин, радист Позжик), 33810 (Машин-Цыганчук, радист Андрианов).
Кроме того, плохо работали на связи 4 самолета Б-25 362 АП.
Основную цель в период 01.10-01.35 с высот 400-6300 м бомбардировали 31 самолет. В заданное время 01.10-01.25 бомбили 29 самолетов, и только два самолета бомбили с опозданием в 01.34-01.35.
На цель сброшено: 8 ФАБ-2000, 21 ФАБ-1000, 48 ФАБ-500, 96 ФАБ-250. Всего 178 бомб, общим весом 85 тонн.
Израсходовано снарядов пушки ШВАК - 235, патронов УБТ - 100.
При подходе у цели экипажи наблюдали бомбометание по цели.
На ж.д. узле отмечено два крупных пожара, ряд мелких и несколько пожаров в различных частях города.
По наблюдению экипажей и контролеров сброшенные бомбы разорвались на путях узла и среди прилегающих к нему станционных постройках станции первая и вторая товарная, первая и вторая пассажирская.
В результате бомбардирования возникло 12 пожаров и 10 взрывов. 2 крупных пожара с периодическими взрывами красного пламени возникли на путях ж.д. станции Двинск 2-я товарная, один большой пожар и один большой взрыв большой силы возникли на путях ж.д. станции Двинск 1-я товарная, один большой пожар со взрывами возник на станции 2-я пассажирская.
Остальные пожары среднего размера возникли на путях и среди станционных зданий ж.д. узла Двинск.
По характеру пожаров горели и взрывались емкости с горючим, горели склады и здания, прилегающие к станциям.
К 01.20 весь узел заволокло густым дымом от пожаров, отдельные очаги пожаров слились и образовали площадные пожары.
При отходе от цели контролерами отмечено на станциях узла до 15 пожаров, из них 3 крупных, сопровождавшихся взрывами красного пламени с клубами черного дыма. Возникшие пожары наблюдались на удалении 100 км.
7. ПВО
Двинск прикрывался огнем 10-12 орудий ЗА крупного и среднего калибров, 6 орудиями МЗА при работе 6 прожекторов. Огонь был интенсивный и велся с перерывами. Отдельные экипажи при бомбометании не отмечали противодействия ЗА.
В районе цели на высоте 4000-6000 м отмечено патрулирование истребителей противника. 4 наших самолета были атакованы истребителями. Атаки отбиты огнем бортового оружия кораблей.
Исребители производили атаки с задней полусферы и открывали огонь с больших расстояний 500-600м. На западном аэродроме Двинск работал ночной старт.
8. Боевых потерь и летных происшествий нет.
9. Метеорологические условия полета.
По всему маршруту малооблачно. На участке Смоленск-Витебск облачность 4-6 баллов, тонкая однослойная на высоте около 2000 м. Цель с 01.00 до 02.00 - безоблачно, временами натекание тонких облаков до 1-3 баллов. Над низинами и водными поверхностями дымки, видимость до 4-5 км. На обратном маршруте малооблачно.
ВЫВОД: Цель обработана хорошо.
Дата размещения на сайте 02.04.2016 г.
Источники
- Фото и документы из архива Олега Лисачева
<< | >> События, факты.
15 07 2018.
Русская крепость Динабург, основанная в 1810 году, западный форпост России, достроенная уже после Отечественной войны 1812 года, в том числе и пленными французами.
Двинск на Зап. Двине, освобожденный от фашистов в 1944 году.
Сейчас это город Даугавпилс на реке Даугава, а в русской крепости музей оккупации Латвии.
|