Боевой вылет на ж.д. узел Осиповичи
26 июня 1944 г.
<< | >> События, факты.
24-е июня 1944 года
В 15.40 из штаба получено предварительное боевое распоряжение действовать по тем же целям, что и в ночь с 23 на 24.6.44 г.
16.15 предварительное боевое распоряжение доведено до частей
20.15 из штаба АД получено предварительное распоряжение о действии в интересах 3-го Белорусского фронта, ориентировочно ОРША-БОРИСОВ.
20.20 предварительное распоряжение о действии по целям:
Орша или Борисов доведено до частей.
23.30 в части доведен боевой приказ АД № 05 о действии в ночь с 24 на 25.6.44 года по ж.д. узлу Орша.
Взлёт кораблям был назначен в период 23.50 - 00.26.
Взлёт начался в указанное время.
23.58 из АДД по радио получено приказание: "командир приказал по метеоусловиям в ночь на 25.6.44 года - отбой"
Немедленно это приказание было доведено до частей, но уже к этому времени в воздухе находились 3 самолета Пе-8, 25 Гв. АП, которым по радио было приказано: "Прекратить выполнять боевое задание, возвратиться на свой аэродром".
Данное приказание корабли подтвердили, прекратили выполнять боевое задание. Один корабль произвел посадку с бомбами.
Два корабля бомбы сбросили на полигон и произвели посадку благополучно.
26-е июня 1944 года
1. Обстановка в районе действия дивизии.
Районы Орша-Борисов находятся в зоне активного действия Минской радиолокационной станции.
Оперативным аэродромом ночных истребителей противника в районах Орша-Борисов являлся аэродром Докудово - (25 км восточнее, северо-восточнее Борисов), на аэродроме базировались три, 4,12 отряды 100 эскадры ночных истребителей. На 14,6 44 года на аэродроме Докудово отмечено 30 самолетов.
Основным ночным истребителем с радиолокационной установкой является самолет противника Ме-110Ф.
ПВО - г Борисов: ожидается до 3 батарей ЗА среднего калибра, при работе 5 прожекторов. ЗА располагалось на восточной, северо-восточной окраинах города. Экипажи предупреждены о тщательном наблюдении за воздухом, как в районе цели, так и по маршруту туда и обратно.
Данных ПВО города Осиповичи не было, по всей вероятности истребители-локаторы прикрывали и ж.д. узел Осиповичи.
2. Боевой состав дивизии.
К утру 26.6.44 года дивизия имела:
исправных и готовых к бою кораблей Пе-8 - 19
экипажей, готовых выполнять задание по дальним целям в любых условиях - 19
Из них:
25 Гв. АП кораблей Пе-8 - 12
экипажей - 12
890 АП кораблей Пе-8 - 7
экипажей - 7
3. Задача дивизии.
В ночь 26 на 27.6.44 года уничтожать эшелоны, разрушать пути и станционные сооружения на ж.д. станции Борисов в период 01.00-01.10.
4. КОМАНДИР АД РЕШИЛ:
Взлет произвести:25 Гв. АП 23.50-23.12
890 АП 23.14-23.30
Удар: 25 Гв. АП 01.00-01.06
890 АП 01.07-01.10
Точка прицеливания - центр станции. Размер цели 300х1800м
Высоты бомбардирования:
25 Гв. АП от 4500 м и выше через 100 м
890 АП - от 4650 и выше через 100 м
Минимальная высота бомбардирования на случай сплошной облачности 3000 м.
5. Общая характеристика действия дивизии.
В ночь дивизия 18 кораблями Пе-8 произвела один боевой вылет. Все корабли бомбардировали заданную цель, ж.д. узел Осиповичи. Корабли находились на маршруте к цели, за 1 час 00 мин до удара было получено распоряжение из АДД о перенацеливании: бомбардировать ж.д. узел Осиповичи.
Все корабли были перенацелены по радио, которые дали подтверждение по радио о принятой команде.
17 кораблей после выполнения боевого задания произвели посадку на своем аэродроме в период 02.20-04.07. ОДин корабль 890 АП (Марусиченко-Сидоров) к 7.00 на свой аэродром с задания не возвратился. В дальнейшем выяснилось, что ввиду не опознавания своего аэродрома (потеря ориентировки штурманом корабля) посадку произвел на аэродроме Борщево (27 км юго-восточнее Стародуб). На свой аэродром возвратился 23.6.44 года, посадку произвел благополучно, самолет исправен, экипаж невредим.
6. Ход выполнения боевой задачи
19.30 26.6.44 года до частей доведено предварительное боевое распоряжение, о действии в ночь на 27.6.44 года по ж.д. станции Борисов.
21.50 до частей доведен боевой приказ АД № 06.
Вылет начался в 22.53 и прошел, в основном, в установленное время. Первым взлетел 25 Гв.АП, вторым 890 АП.
Первым взлетел 25 Гв. АП, вторым 890 АП.
Один корабль 25 Гв. АП № 42059 (Шатров-Жарков) на боевое задание не вылетел по неисправности мотора.
После взлета все корабли установили связь с землей.
24.00 из АДД получено распоряжение: Борисов не бомбардировать, а выполнять задание по ж.д. узлу Осиповичи".
К 00.19 27.6.44 года на все корабли в воздух была дана команда о перенацеливании к выполнению задания по ж.д. узлу Осиповичи. Все корабли команду приняли и бомбардировали ж.д. узел Осиповичи.
Основную цель, ж.д. узел Осиповичи в период 00.39-01.45, удар растянут ввиду перенацеливании, с высоты 3600-5500 м бомбардировали 18 самолетов.
На цель сброшено: 10 ФАБ-2000, 16 ФАБ-1000, 68 ФАБ-500, 48 ФАБ-250, 9 САБ-100, 2 ФОТАБ-35. Всего 151 бомба, общим весом 81 т, 565 кг.
В воздушном бою, при отражении атаки истребителя противника израсходовано: снарядов ШВАК - 30, патронов УБТ-120.
По наблюдениям экипажей и контролеров сброшенные бомбы разорвались: 2 ФАБ-2000, 6 ФАБ-1000, 16 ФАБ-500, 12 ФАБ-250 – на путях в центральной части узла.
2 ФАБ-2000, 2 ФАБ-1000, 10 ФАБ-500, 6 ФАБ-250 - на путях в западной части узла. Остальные бомбы разорвались среди прилегающих к узлу кварталов города.
В результате бомбардирования возникло 12 пожаров, из них: 2 больших и два средних пожара - в центральной части узла; 4 пожара среднего размера возникли в восточной части узла. Два пожара - в западной чяасти узла.
Пожары сопровождались взрывами красного пламени с клубами черного дыма. По характеру пожарови взрывов горели эшелоны с горючим, служебные здания и склады.
7. ПВО ж.д. узла Осиповичи: цель прикрывалась слабым огнем 8-10 орудий ЗА среднего калибра. В районе цели отмечено патрулирование одномоторных истребителей противника, один из них атаковал наш корабль в 00.58 на высоте 5200 м. Атака отбита огнем корабля. Работы прожекторов не отмечено.
8. Потерь - нет.
9. Летные происшествия: вынужденная посадка самолета 890 АП № 42711, летчик - гвардии майор Марусиченко, штурман корабля - лейтенант Сидоров. На обратном маршруте самолет № 42711 произвел вынужденную посадку на аэродром Борщево по причине халатного отношения штурмана корабля к выполнению своих обязанностей в воздухе, что привело к потере ориентировке.
10. Метеорологические условия полета.
По всему маршруту и над целью преимущественно безоблачно. Местами отдельные гряды тонкой, однослойной облачности 3-5 баллов на высоте 100-1500 м, видимость 10 км. Над низинами густые дымки, при видимости до 3-1 км.
Пункт посадки с 02.00 - безоблачно, видимость 10 км.
11. ВЫВОД.
1. По наблюдению за результатами бомбометания и аэрофотосъемкам цели - цель обработана хорошо.
Фотоснимок ночного авиафотографирования бомбардирования ж.д. узла Осиповичи.
Фото с 42088, Сугак, Васильченко, 01ч 33мин 27.6.44 г.
Дата размещения на сайте 31.03.2016 г.
Источники
- Фото и документы из архива Олега Лисачева
<< | >> События, факты.
|