Авиация Второй мировой На главнуюПоиск на сайтеEnglish
 
Документы штаба АДД 746 АП ДД 432 АП ДД 1941 г. 746 АП ДД 1942 г. 746 АП ДД 1943 г. 45 АД ДД 81 АД ДД 1941 г. 45 АД ДД 1942 г. 45 АД ДД 1944 г.

Боевой вылет на ж.д. узел Тапа

30 марта 1944 г.

<< | >> События, факты.

30-е марта 1944 года

1. Обстановка в районе действия Дивизии

В районе цели ожидается противодействие до дивизиона ЗА среднего калибра при работе прожекторов. Возможно противодействие истребителей противника, действующих с близь расположенных аэродромов.

2. Боевой состав Дивизии

К утру 30.3.44 года дивизия имела:

исправных и готовых к бою кораблей - 22

экипажей, готовых выполнять задание по дальним целям в любых условиях - 23

Из них:

25 Гв. АП кораблей - 10

экипажей - 12

890 АП кораблей - 12

экипажей - 11

3. Задача дивизии - уничтожать эшелоны, разрушать пути и станционные сооружения на ж.д. узле ТАПА.

4. КОМАНДИР АД РЕШИЛ:

25 Гв. АП - 10 кораблями; 890 АП - 11 кораблями уничтожать эшелоны, разрушать пути и станционные сооружения на ж.д. узле ТАПА.

Точка прицеливания для обеих полков - центр ж.д. станции.

МАРШРУТ: аэродром (Кратово), Загорск, Клин, Цель, Едрово, Клин, Загорск. Заход на цель с севера и северо-запада, уход от цели с левым разворотом.

Высоты бомбардирования:

890 АП 5000-6000 м

25 Гв. АП 5050-6050 м

Время удара:

890 АП 22.20-22.30

25 Гв. АП 22.31-22.40

ВЗЛЕТ: 890 АП 18.30-18.49

25 Гв. АП 18.51-19.10

Бомбовая нагрузка: простые и ТГА: ФАБ-2000, 1000, 500, 250.

Подсвечивает цель в течение всего времени удара дивизии один корабль 890 АП с внутренней бомбовой нагрузкой: 18 САБ-100 и 8 ЗАБ-100цк.

Контрольный рубеж - восточный берег оз. ЧУДСКОЕ пройти:

кораблям 890 АП 21.50-22.00

25 Гв. АП 22.00-22.10

5. Общая характеристика боевых действий.

В ночь дивизия произвела один боевой вылет в составе 21-го корабля.

16 кораблей бомбардировали основную цель. 4 корабля вследствие плохих метеоусловий над основной целью бомбардировали запасные цели. 1 корабль 890 АП ДД (Марусиченко-Глухов) из-за неисправности материальной части (разрушило мотор вследствие утечки масла) задание не выполнил, сбросил бомбы на пассив на Софринский полигон и после 45 минут полета произвел посадку на своем аэродроме.

Корабль 890 АП № 42078 (Белков-Сидоров) через 4 минуты после взлета произвел посадку с бомбами на своем аэродроме (не работал указатель скорости у первого и второго летчика вследствие разъединения проводки в месте соединения последней дюритом). После устранения дефекта через 38 минут после посадки корабль взлетел на выполнение боевого задания.

После выполнения боевого задания 16 кораблей возвратились и произвели посадку на своем аэродроме в период 01.25-02.11 31.3.44 г. благополучно. 3 корабля 890 АП произвели вынужденные посадки на чужих аэродромах: корабль № 42078 (Белков-Сидоров) для дозарядки горючим на аэродроме Мигалово, корабль № 421011 (Вихорев-Турковский) на аэродроме Чкаловская, экипаж принял его за свой. Корабль № 42810 из-за потери ориентировки на аэродроме Выползово. Один корабль 890 АП ДД (Кокорев-Селезнев) с боевого задания не возвратился.

6. Ход выполнения боевой задачи

Предварительное боевое распоряжение о действии по ж.д. узлу ТАПА (цель № 7) полкам спущено в 9.50 30.3.44 г.

В 14.15 полкам отдано письменное боевое распоряжение штаба дивизии о действии по цели № 7. В 17.00 из АДД получено подтверждение о действии дивизии по цели № 7, причем указывалось, что время удара, высота бомбардирования, заход и уход от цели - решением командира дивизии. В 17.07 получено сообщение из АДД о том, что по цели (ТАПА) действует только наше соединение. В 17.30 командир дивизии отдал распоряжение частям вылетать на боевое задание, вылет по времени, указанном в боевом распоряжении.

Взлет кораблей прошел, в основном, в установленное время.

Начало 18.31, конец в 19.21.

Опоздали со взлетом: корабль 42311 (Зеленский-Бурак), взлетевший в 19.ч 21 м и корабль 42078 при вторичном взлете взлетел в 19 ч 31 м.

После взлета все корабли установили связь с землей. Полет к цели и обратно происходил при двухсторонней радиосвязи по заданному маршруту. Нормально связь держали по маршруту полета, с остальными кораблями связь проходила с перебоями.

Заданные и фактически выполненные кораблями: время удара, высота и направление заходов.

Отклонение от заданных данных происходило вследствие плохих метеоусловий над целью.

Основную цель в период 22.20-22.55 с высот 4350-6000 м бомбардировали 16 кораблей.

На цель сброшено 20 ФАБ-2000, 9 ФАБ-2000тга, 4 ФАБ-1000тга, 14 ФАБ-500 тга, 22 ФАБ-500, 16 ФАБ-250тга, 15 ЗАБ-100цк, 1 ФОТАБ-50-35. Всего 94 бомбы общим весом 71 тонна 535 кг.

При обстреле истребителя противника израсходовано 70 снарядов пушки "ШВАК" и 15 патронов "УБТ".

Все сброшенные бомбы разорвались в районе цели, в результате возникло 6 очагов пожаров и 1 взрыв.

За точку прицеливания брался центр расположения ЗА и прожекторов. Характер пожаров и их расположение вследствие облачности определить не удалось.

Из-за сплошной облачности над основной целью 4 корабля бомбардировали запасные цели:

2 корабля: Обухов-Кононенко 25 Гв.АП и Белков-Сидоров 890 АП бомбардировали в период 22.49-23.20 с высот 5000-5300 метров ж.д. ст РЕКВЕРЕ.

На цель сброшено: 2 ФАБ-2000, 2 ФАБ-500. Всего 4 бомбы общим весом 5 тонн. Место разрыва бомб, вследствие сплошной облачности, экипаж не установил.

1 корабль 25 Гв.АП Зеленский Бурак в 22.45 с Н=4600 м по расчету времени из-за облаков сбросил бомбы в районе пункта ЛАИС (70 км юго-восточнее ТАПА).

Сброшено 2 ФАБ-2000, 2 ФАБ-500. Всего 4 бомбы общим весом 5 тонн. Экипаж результатов момбометания не наблюдал.

7. ПВО

Ж.д. узел ТАПА прикрывался огнем 16 орудий ЗА крупного и среднего калибра, при периодической работе 5-8 прожекторов. Пункт РЕКВЕРЕ прикрывался огнем 16 орудий ЗА крупного и среднего калибра, периодически работал 1 прожектор.

8. ПОТЕРИ

Корабль 890 АП № 42098 (Кокорев-Селезнев) не возвратился с боевого задания. Предположительно сбит истребителем противника, т.к. в 22.05-22.07 два экипажа наблюдали загоревшийся в воздухе самолет на высоте 4000-4500 м, который упав на землю в районе южнее порта КУНДА - взорвался.

9. Летные происшествия.

а). При возвращении после выполнения боевого задания корабль 42810 потерял ориентировку, в результате чего произвел вынужденную посадку на случайно обнаруженный аэродром.

Виновником данного происшествия является штурман 362 АП гвардии майор РОГОЗИН, который передоверил самолетовождение штурману корабля Ковалик в первый вывозной полет. После потери ориентировки капитаном Ковалик, взявший на себя самолетовождение майор Рогозин также не смог восстановить ориентировку и после 2 ч 30 м полета с различными курсами произвел посадку на первый обнаруженный аэродром.

б). Корабль 421011 890 АП ДД (Вихорев -Турковский) произвел посадку на аэродром Чкаловская, признав его за свой. Виновником вынужденной посадки являются: командир корабля гвардии майор Вихорев, который не определив принадлежности аэродрома с хода произвел посадку и штурман корабля капитан Турковский, который после слов командира корабля "Иду на посадку" прекратил ориентировку.

Нарушений в техники пилотирования нет.

10. а). Положительным в работе является удовлетворительная связь с кораблями.

б). Отрицательным в работе является большое количество вынужденных посадок, причем вынужденная посадка и невыполнение боевого задания кораблями 890 АП (42711 Марусиченко-Глухов) явилось по непосредственной вине пом. борттехника-лейтенанта Алехина, который при осмотре моторов в воздухе случайно открыл кран воздухо-масляного радиатора, открытие которого своевременно не было обнаружено, в результате через открытый кран выбило все масло.

11. Метеорологические условия полета.

По маршруту до озера Чудское - малооблачно. Видимость 10 км. От оз. Чудское до цели и над целью с 22 до 23 часа облачность 10 баллов с небольшими разрывами, однослойная, высота верхней границы около 2500-3000 м, густая дымка, видимость 2-4 км. На обратном маршруте погода без изменений.

12. ВЫВОД.

В дивизии на выполнение боевого задания вылетал 21 корабль, из них 20 кораблей задание выполнили, 1 корабль задание не выполнил.

КРАТКИЕ ИТОГИ БОЕВОЙ РАБОТЫ

45 АВИАЦИОННОЙ ДИВИЗИИ ДАЛЬНЕГО ДЕЙСТВИЯ ЗА МАРТ МЕСЯЦ 1944 Г.

В марте месяце:

1. Произведено самолето-вылетов - 40

2. Сброшено 247 бомб - общим весом 172 т 985 кг

3. Общий боевой налет ночью 281 час 59 минут

4. Напряжение на 1 исправный самолет:

а). в вылетах 1,7

б). По налету в часах 11.57

5. Боевых потерь на 40 самолето-вылетов - 1

6. Сбитых самолетов противника на 40 самолето-вылетов - нет

Нач. операт. отдела 45 АД ДД подполковник Овчинников

Дата размещения на сайте 26.03.2016 г.

Источники

  • Фото и документы из архива Олега Лисачева

<< | >> События, факты.

26 03 2016.

В отчете не указана еще одна вынужденная посадка по личной вине:
"корабль 890 АП № 42078 (Белков-Сидоров) через 4 минуты после взлета произвел посадку с бомбами на своем аэродроме (не работал указатель скорости у первого и второго летчика вследствие разъединения проводки в месте соединения последней дюритом)"
Здесь очевидна вина техсостава, не подсоединивших дюриты, других вариантов не бывает...
Вероятно спасло технарей то, что обошлось без последствий. Через 38 минут самолет вылетел повторно. И никаких расследований инцидента!

Заметьте и все 890 АП.
Уход масла по вине экипажа и загубленный движок, негерметичность анероидно-мембранных приборов и вынужденная посадка, потери ориентировки экипажами и посадки на чужие аэродромы.

Сбит корабль 890 АП № 42098 (Кокорев-Селезнев) в районе южнее порта Кунда, это на севере Эстонии...
--
Вячеслав


©AirPages
2003-