Авиация Второй мировой На главнуюПоиск на сайтеEnglish
 
Документы штаба АДД 746 АП ДД 432 АП ДД 1941 г. 746 АП ДД 1942 г. 746 АП ДД 1943 г. 45 АД ДД 81 АД ДД 1941 г. 45 АД ДД 1942 г. 45 АД ДД 1944 г.

Бомбардирование ж. д. узла Гомель и г. Духовщина

746 АП ДД 8, 10 и 13.9.43 г.

<< | >>

КОМАНДИРУ 45 АВИАДИВИЗИИ ДД

Боевое донесение № 104 части подполковника Абрамова, 8-9.9.43 г., 3 час 28 мин, карта 500 000 и 200 000.

В ночь с 8 на 9.9.43 г. произведено 5 самолетовылетов. Имея задачу разрушать пути и уничтожать эшелоны противника на ж. д. узле Гомель, все самолеты бомбардировали заданную цель в период 22.20 - 22.36, с высоты 4800 - 6450 метров.

На цель сброшено 40 бомб, из них: 2 ФАБ-2000, 2 ФАБ-1000тр, 16 ФАБ-500, 4 ФАБ-500тр, 12 ФАБ-250, 4 САБ-100. Всего весом 19 т 220 кг.

Общий боевой налет 31 час 50 мин.

Экипажи наблюдали разрывы всех бомб. 2 ФАБ-1000 тр, 10 ФАБ-500 и 2 ФАБ-250 разорвались на путях западной части ст. Гомель - Хозяйственная, где возникло два очага пожара и два взрыва, 3 ФАБ-500 тр разорвались на путях восточной части станции, 2 ФАБ-250 и 2 ФАБ-500 разорвались среди зданий, прилегающим к путям западной части ст. с севера, 4 ФАБ-500, 1 ФАБ-500тр, 8 ФАБ-250 разорвались среди зданий города, прилегающих к ст. Хозяйственная с южной стороны, где возник 1 взрыв красного цвета. 1 ФАБ-2000 разорвалась с недолетом среди зданий, прилегающим к ж. д. путям севернее вокзала.

1 ФАБ-2000 разорвалась в юго-восточной части города, севернее ж. д. моста, вследствие отворота самолета над целью вправо. В результате попадания бомбы возник один сильный взрыв, развившийся в пожар, по характеру пожара - горело горючее. Пожар подтверждается экипажем майора Каминского, штурманом майором Владимировым.

В результате бомбометания возникло 3 пожара и 4 взрыва.

1. Выход на цель осуществлялся по пеленгатору, выходом на р. Сош и шоссе Гомель-Чернигов.

Хороший подсвет цели САБ-ами и наличие хорошей видимости земли способствовали прицельному бомбометанию. При подходе к цели экипажи наблюдали интенсивное бомбометание по цели других самолетов, 3 очага пожара севернее ст. Пассажирской и один большой взрыв, один очаг пожара в западной части ст. Хозяйственной и один пожар со взрывами от ФАБ-2000 в юго-восточной части города.

2. ПВО: Цель прикрыта интенсивным огнем ЗА крупного и среднего калибра до 20 орудий. Работало до 18 прожекторов. Экипаж майора Каминского, штурман майор Владимиров, бомбившие цель в 22.30, отмечают, что ЗА в это время прекратили огонь, по-видимому, в воздух были подняты истребители.

Самолет № 42088 получил несколько пробоин от осколков снарядов ЗА.

3. Боевых потерь и летных происшествий нет.

4. Метеоусловия: По маршруту облачность 5-7 баллов, высота верхней кромки 4500 м. Над целью безоблачно, видимость до 5-6 км.

5. Матчасть самолетов, вылетавших на боевое задание:

Самолет 42210. При взлете с перебоями работали 1 и 4 моторы и в полете не переключались на вторую скорость. Остальные самолеты исправны.

6. Все пять экипажей задания по основной цели выполнили успешно.

Командир 746 АП ДД подполковник Абрамов

Начальник штаба 746 АП ДД майор Мухин

КОМАНДИРУ 45 АВИАДИВИЗИИ ДД

Боевое донесение № 105 части подполковника Абрамова, 11.9.43 г., 3 час 05 мин, карта 500000 и 200000.

1. В ночь с 10.9 на 11.9.43 г. произведено пять самолетовылетов на бомбардирование ж. д. узла Гомель. Три самолета задание выполнили по основной цели, один самолет из-за плохих метеоусловий над целью бомбардировал запасную цель и один самолет № 42039, командир корабля майор Каминский, из-за отказа 4-го мотора задание не выполнил. Бомбы 6 ФАБ-500 и 4 ФАБ-250 сбросил на "пассив" в лес, северо-западнее д. Тюнеж, что 30 км юго-западнее Озер. Из бомб внутренней подвески 4 ФАБ-500 и 4 ФАБ-250 были вывернуты взрыватели*, взорвались 2 ФАБ-500 наружней подвески, из которых взрыватели не были вывернуты.

Все самолеты благополучно возвратились на свой аэродром. Посадка последнего самолета - 2 час 05 мин.

2. Всего сброшено бомб по целям 30 шт., из них: 2 ФАБ-2000, 2 ФАБ-1000тр, 16 ФАБ-500, 8 ФАБ-250, 2 САБ-100. Общим весом 16 т 110 кг.

Общий боевой налет 27 час 00 мин.

Всего сброшено 80 тыс. листовок на немецком языке: "Военный календарь". Все листовки сброшены в районе г. Гомель.

3. Ж. д. узел Гомель бомбардирован тремя самолетами в период 22.05-22.51 с высоты 3200 - 5800 м. На цель сброшено 23 шт. бомб, из них: 2 ФАБ-2000, 12 ФАБ-500, 8 ФАБ-250, 1 САБ-100, общим весом 12 т 055 кг. Экипажи наблюдали разрывы всех бомб в районе цели. Точно определить места разрыва бомб невозможно из-за облачности. Бомбометание произведено всеми экипажами по расчету времени.

При снижении до высоты 18000 м облачность пробить не удалось. Выход в район цели произведен точно по данным наземного пеленгатора.

Пожаров и взрывов не возникло.

4. Ж. д. ст. Злынка бомбардирована одним самолетом.

В 23.03 с высоты 1500 м. На цель сброшено: 2 ФАБ-1000тр, 4 ФАБ-500. Экипажи наблюдали разрывы 2 ФАБ-500 на путях станции, 2 ФАБ-500 разорвались севернее путей, 2 ФАБ-1000 тр разорвались южнее ж. д. путей. Пожаров не возникло.

5. Ж. д. узел Гомель прикрыт интенсивным огнем ЗА крупного и среднего калибра до 12 орудий, работало до 7 прожекторов.

Над запасной целью Злынка - противодействия ЗА не отмечено.

6. Боевых потерь и летных происшествий нет.

7. Метеоусловия: По маршруту до города Фатеж безоблачно. От г. Фатеж до цели облачность 10 баллов, высота верхней кромки до 6000 м.

Над целью многослойная облачность 10 баллов, высота верхней кромки 5000 м, нижней 1500 м.

8. Бомбы, сброшенные из-за неисправности матчасти в районе Тюнеж изготовлены: 4 ФАБ-250 завод № 80, партия 555-1943 г., 2 ФАБ-500 - завод № 80, партия 119 - 1943 г., взрыватели АПУВ - завод № 50, партия 78 -1942 г. и 4 ФАБ-500 трофейные.

9. Матчасть самолетов: с-т № 42029 - отказал 4-й мотор (предположительно отказал топливный** насос). Остальные самолеты исправны.

7. Вывод: Экипаж майора Макаренко, бомбивший запасную цель, задание выполнил успешно. Остальные экипажи задание выполнили.

Командир 746 АП ДД подполковник Абрамов

И. о. начальника штаба 746 АП ДД майор Мухин

КОМАНДИРУ 45 АВИАДИВИЗИИ ДД

Боевое донесение № 106 части подполковника Абрамова, 14.9.1943 г., 01 час 00 мин, карта 500000 и 200000.

1. В ночь с 13.9 на 14.9.43 г. произведено пять самолетовылетов на бомбардирование скопления войск и техники противника в г. Духовщина. Четыре самолета выполнили задание по основной цели, один самолет № 42210 задание не выполнил из-за отказа 3-го мотора (течь воздухо-масляного радиатора). Через 30 мин полета вернулся на свой аэродром с бомбами, посадка произведена благополучно.

Общий боевой налет ночью - 15 час 55 мин.

2. Скопление войск и техники противника в г. Духовщина бомбардировали четыре самолета в период 21.32 - 21.53 с высоты 2000-3800 м. На цель сброшено 32 шт. бомб, из них: 4 ФАБ-1000 тр, 20 ФАБ-500тр, 8 ФАБ-250, всего весом 16 т. В районе цели сброшено 120 тыс. листовок на русском языке: "Вести с Советской Родины".

Экипажи наблюдали разрывы 29 бомб среди зданий города.

2 ФАБ-1000 тр, 10 ФАБ-500тр, 4 ФАБ-250 разорвались среди зданий северо-западной части города, где возникло 2 очага пожара и 2 взрыва.

2 ФАБ-1000 тр, 4 ФАБ-500тр и 2 ФАБ-250 среди зданий города в юго-восточной части, где возник взрыв красного пламени.

3 ФАБ-500тр и 2 ФАБ-250 разорвались в юго-западной части города.

3 ФАБ-500тр (предположительно), сброшенных с самолета № 42028, не взорвались. В результате бомбометания полка возникло 2 очага пожара и 3 взрыва. Выход на цель производился по характерным земным ориентирам и прожекторам наведения. Линия фронта кострами была обозначена плохо. Наличие хорошей видимости и работы наводящих прожекторов - обеспечили экипажам условия прицельного бомбометания.

При подходе к цели экипажи наблюдали бомбометание других самолетов. Экипаж капитана Шатрова и контролирующий бомбометание штурман майор Легкоступ, при подходе и уходе от цели наблюдали разрывы 3-х серий бомб по цели и до 10 очагов пожаров.

3. Противодействия средств ПВО противника над целью не отмечено.

4. Боевых потерь нет.

5. Метеоусловия: По маршруту облачность 6-7 баллов, высота нижней кромки 2500 м, видимость 5-7 км, над целью облачность 2-3 балла, высота нижней кромки 3500 м.

6. Матчасть самолетов, вылетавших на боевое задание:

самолет № 42210 - отказал 3-й мотор, течь воздушно-масляного радиатора, остальные самолеты исправны.

6. Вывод: Все четыре экипажа, бомбившие основную цель, задание выполнили успешно.

Командир 746 АП ДД подполковник Абрамов

И. о. начальника штаба 746 АП ДД майор Мухин

Дата размещения на сайте 07.08.2016 г.

<< | >>

Источники

  • Фото и документы из архива Олега Лисачева

07 08 2016.

* В полете, вероятно, бортмеханики проникли в бомболюк и выкрутили взрыватели!

** - в оригинале записано "тепловой насос" - очевидно, что это ошибка

В документах и. о. нач. штаба майор Мухин иногда пишется, как нач. штаба, очевидно, что это не повышение, а просто опечатка...


Бортмеханков можно было бы записать в герои. Помните про водолазов?
"Без лишних слов, без громкой фразы,
в любых условиях, везде, ...", хотя, вероятно, ничего героического в этом нет...


©AirPages
2003-