Авиация Второй мировой На главнуюПоиск на сайтеEnglish
 
Документы штаба АДД 746 АП ДД 432 АП ДД 1941 г. 746 АП ДД 1942 г. 746 АП ДД 1943 г. 45 АД ДД 81 АД ДД 1941 г. 45 АД ДД 1942 г. 45 АД ДД 1944 г.

Бомбардирование аэродромов Олсуфьево и Брянск

746 АП ДД 16.6 и 19.6.43 г.

<< | >>

КОМАНДИРУ 45 АВИАДИВИЗИИ ДД

Боевое донесение № 66 части подполковника Абрамова, 17.6.1943 г., карта 500000.

1. В ночь с 16.6 на 17.6.43 г. произведено восемь самолетовылетов. Семь самолетов бомбардировали основную цель аэродром Олсуфьево. Один самолет № 42099, командир корабля майор Макаренко, задание не выполнил, из-за отказа 1-го мотора - лопнул дюрит 1-го мотора подвода масла, после одного часа полета вернулся и бомбы 2 ФАБ-1000, 4 ФАБ-500, 4 ФАБ-250 сбросил на "пассив" на ложный аэродром, что 3 км юго-восточнее Кратово, с высоты 1800 м в 22 час 50 мин по наблюдению экипажа все бомбы взорвались.

2. Основную цель аэродром Олсуфьево бомбардировали семью самолетами в 23.37-00.35 с высот 3100-4400 м. На цель сброшено: 4 ФАБ-1000, 14 ФАБ-500, 12 ФАБ-250, 88 ЗАБ-100 ЦК, 8 РРАБ-2 (АО-25 - 103 шт., АО-10 120 шт., ЗАБ-2,5 - 240 шт.), всего 126 бомб, общим весом 27,3 тонны + 846 кг - общий вес РРАБ-ов).

В районе цели сброшено листовок: 120 тыс. экз. листовок на немецком языке "Международная информация", 12,5 тыс. экз. на немецком языке "Фронтовая иллюстрация".

Общий налет - 24 час 42 мин.

(2 ФАБ-1000, 4 ФАБ-500, 4 ФАБ-250, сброшенные экипажем Макаренко не учтены).

Разрывы бомб экипажи наблюдали: 44 ЗАБ-100 ЦК, 6 ФАБ-500, 4 ФАБ-250 и 4 РРАБ-2 разорвались на юго-западной части аэродрома и среди строений, прилегающих к аэродрому в юго-западной части аэродрома и среди строений, прилегающих к аэродрому в юго-западной части, где возникло 12 средних пожаров, образовавшиеся 12 малых пожаров на летном поле погасли через 3-5 минут. 22 ЗАБ-100 ЦК, 2 ФАБ-100, 2 ФАБ-500, 4 ФАБ-250 и 2 РРАБ-2 разорвались в районе ... части аэродрома, где возникло 12 пожаров, предположительно горели самолеты противника, из числа пожаров до 7 сопровождались взрывами. 2 ФАБ-500 разорвались на южной границе аэродрома, где наблюдалось 2 больших взрыва красного пламени.

2 ФАБ-1000, 4 ФАБ-500 и 4 ФАБ-250 разорвались в восточной части аэродрома - возник 1 небольшой по продолжительности пожар. 22 ЗАБ-100 ЦК и 2 РРАБ-2 с перелетом разорвались в лесу юго-восточнее аэродрома.

2. Цель прикрывалась огнем ЗА крупного и среднего калибров до 6 орудий, 3-5 точек МЗА, работало в разное время до 7 прожекторов.

Экипаж Обухова, штурман Кононенко в 23.35 над целью наблюдал 4 трассы пуль, идущие сверху вниз, истребителей не видел.

Корабль № 42039 был обстрелян над целью в 23.43, корабль получил большое количество пробоин, повреждено управление и правый пневматик, по докладу экипажа корабль был обстрелян 4-х моторным самолетом, тип установить не удалось.

Из состава экипажа легко ранен инженер-капитан Андреев, отправлен в госпиталь.

С кораблей вели огонь по прожекторам противника, израсходовано снарядов ШВАК - 56 шт. и патронов БС-200 шт.

3. При подходе к цели экипажи наблюдали: бомбардирование цели другими самолетами, освещение цели САБ-ами, на аэродроме наблюдалось до 8 пожаров и несколько пожаров в лесу и в южной и западной части аэродрома - 7-10 км.

4. Боевых и небоевых потерь нет.

5. Из состава кораблей, летавших на боевое задание: корабль № 42099 лопнул дюрит подвода масла 1-го мотора,

43049 - разлетелся кок 2-го мотора, самолет № 42039 имел несколько пробоин - требует осмотра.

6. Метеоусловия: По маршруту и над целью -

По маршруту до Сухинич - ясно, над целью до 23.40 облачность 2-4 балла Н=3200 м, после 23.40 облачность 8-10 баллов Н=3000 м.

7. Из семи кораблей, бомбардировавших цель - 5 задание выполнили успешно и два задание выполнили.

Командир 746 АП ДД подполковник Абрамов

Начальник штаба 746 АП ДД майор Бондаренко

КОМАНДИРУ 45 АВИАДИВИЗИИ ДД

Боевое донесение № 67 части подполковника Абрамова, карта 500000.

1. В ночь с 19.6 на 20.6.43 г. произведено восемь самолетовылетов с задачей бомбардирования аэродрома пр-ка Брянск. Семь самолетов бомбардировали заданную цель, 1 самолет № 42099, командир корабля Макаренко, штурман капитан Гладкий из-за неисправности матчасти (выбивание масла с 3-го мотора, предположительно вследствие прогара поршня 5-го цилиндра, в результате чего мотор загорелся), после 50 мин полета с маршрута возвратился, сбросив бомбы на "пассив" в 3 км южнее ложного аэродрома Кратово. По наблюдениям экипажа все бомбы взорвались.

Аэродром Брянск бомбардирован 7 самолетами в 23.52 - 00.04 с высоты 5100 - 5600 м. На цель сброшено: 4 ФАБ-1000, 14 ФАБ-500, 12 ФАБ-250, 8 РРАБ-2 (АО-25 - 108 шт., АО-15 - 70 шт., АО-2,5 - 40 шт., ЗАБ-2,5 - 280 шт., ЗАБ-100 ТШ - 96 шт. Всего 134 шт. Общий вес 25 т 710 кг. Листовок сброшено в районе цели 300 000 экз. на немецком языке, из них 100 000 экз.: "Два года восточного похода" и 200 000 экз.: "Что сулит Вам 3-й год войны в России".

Общий налет 24 час 32 мин.

2. Разрывы всех бомб экипажи наблюдали: 2 ФАБ-1000, 2 ФАБ-500, 4 ФАБ-250, 24 ФАБ-100 ТШ и 2 РРАБ-2 разорвались в южной и юго-западной части аэродрома в районе ангаров и бетонированных стоянок самолетов, где возник один большой пожар, наблюдавшийся 20-25 мин и 3 взрыва, образовавшие кратковременные небольшие пожары.

2 ФАБ-500 разорвались с недолетом северо-восточнее аэродрома в пос. Городище. 2 ФАБ-1000, 4 ФАБ-500, 4 ФАБ-250, 24 ЗАБ-100 ТШ и 2 РРАБ-2 - разорвались в центральной части аэродрома, отмечено попадание нескольких бомб в бетонированную взлетную полосу, возникло 3 небольших очага пожаров. 6 ФАБ-500 и 4 ФАБ-250 разорвались на юго-восточной части аэродрома в районе ангаров.

В результате возник 1 большой пожар, сопровождавшийся взрывами красного пламени с черным дымом, и 4 кратковременных пожара.

48 ЗАБ-100 ТШ и 4 РРАБ-2 покрыли площадь западной и северо-восточной части аэродрома, где возник 1 большой пожар и 2, сопровождавшихся взрывами небольшой силы до 12 штук.

3. Цель прикрывалась огнем ЗА орудий среднего и крупного калибра 10-12 орудий, 3 точки МЗА. Работало от 8 до 15 прожекторов. Экипажи наблюдали над целью красные ракеты, даваемые самолетами по 2 шт., при этом огонь ЗА либо прекращался, либо переносился в другой сектор. ...

Один из самолетов, приблизившийся к кораблю № 42049 был обстрелян последним из БТ - израсходовано 15 патронов.

4. Выход на цель осуществлялся визуальной ориентировкой, наличие луны обеспечивало хорошую видимость контрольных ориентиров, выход на боевой курс и выбор точки прицеливания.

5. При подходе к цели экипажи наблюдали успешное бомбардирование цели, в результате чего возникли пожары и взрывы.

В 24.03 экипаж Угрюмова наблюдал горящий самолет на Н=4000 м, тип не установлен, место падения горящего самолета также не определено.

6. Потерь боевых и происшествий нет.

7. Из вылетавших на боевое задание кораблей: на 42058 прихватывает левый тормоз, правая покрышка требует замену.

На самолете № 42099 предположительно прогар поршня 5 цилиндра 3-го мотора.

8. Погода по маршруту и над целью - ясно, слабая дымка.

Полк семью кораблями задание выполнили успешно.

Командир 746 АП ДД подполковник Абрамов

Начальник штаба 746 АП ДД майор Бондаренко

Дата размещения на сайте 22.07.2016 г.

<< | >>

Источники

  • Фото и документы из архива Олега Лисачева

©AirPages
2003-