Бомбардирование аэродромов Брянск и Орел
746 АП ДД 10.6 и 11.6.43 г.
<< | >>
КОМАНДИРУ 45 АВИАДИВИЗИИ ДД
Боевое донесение № 64 части подполковника Абрамова, 11.6.1943 г., 4 час 00 мин карта 500000 и 200000.
1. В ночь с 10.6 на 11.6.43 г. произведено шесть самолетовылетов. Четыре самолета бомбардировали основную цель аэродром Брянск. Один самолет № 42099, командир корабля майор Макаренко, из-за отказа 4-го мотора бомбардировал запасную цель ст. Жиздра.
Один самолет № 42077, к-р корабля майор Чурилин, из-за сплошной облачности над основной целью бомбардировал аэродром Сеща.
2. Всего сброшено бомб: 2 ФАБ-2000, 8 ФАБ-1000, 20 ФАБ-500, 20 ФАБ-250, 2 САБ-100. Всего 52 шт., общим весом 27 т 110 кг.
Общий боевой налет - 20 час 22 мин.
3. Аэродром Брянск бомбардирован 4 самолетами в период 23.08-00.12 с высоты 3800-6000 м. На цель сброшено: 4 ФАБ-1000, 16 ФАБ-500, 16 ФАБ-250, всего 36 бомб, общим весом 16 тонн.
Экипажи наблюдали разрывы всех бомб: 2 ФАБ-1000, 8 ФАБ-500, 8 ФАБ-250 разорвались на летном поле в северной и северо-западной части аэродрома, возник один пожар в северо-западной части аэродрома. 4 ФАБ-500 и 4 ФАБ-250 разорвались в юго-восточной части аэродрома в районе ангаров, где возник сильный взрыв, развившийся в пожар красного цвета. 2 ФАБ-1000, 4 ФАБ-500 и 4 ФАБ-250 разорвались в северо-восточной части аэродрома, где возникло 4 очага пожара и один взрыв.
При подходе к цели экипаж капитана Пономаренко наблюдал в 23.00 разрывы РРАБ в районе г. Орджоникидзеград. В 23.03 разрывы серии бомб на аэродроме и 3 небольших пожара. Контролер майор Ищенко в 23.35 наблюдал разрывы серии бомб на аэродроме, в результате возник один большой пожар. В 23.45 разрывы серии бомб в 2 км западнее цели. 23.50 наблюдал 4 пожара и 2 больших взрыва на аэродроме.
4. Аэродром Сеща бомбардирован одним самолетом в 23.35 с высоты 5500 м. На цель сброшено: 2 ФАБ-1000, 4 ФАБ-500 в северо-восточной части аэродрома. В результате бомбометания возникло 2 очага пожара и один взрыв в районе стоянок самолетов в северо-восточной части аэродрома. ПО характеру пожаров горели самолеты. При подходе к цели экипаж наблюдал 3 очага пожара на аэродроме и один пожар на ст. Сеща. 1 ФАБ-250 сброшена над Брянском для обнаружения цели, вызвать огонь или прожектор.
5. Жел. дор. ст. Жиздра бомбардирована одним самолетом в 23.25 с высоты 4300 м. На цель сброшено: 2 ФАБ-2000, 2 ФАБ-1000, 2 САБ-100, весом 6 т 110 кг. Экипаж наблюдал разрывы в центральной части станции Жиздра. В результате возник один очаг пожара со взрывом на станции Жиздра.
6. ПВО противника: Аэродром Брянск прикрыт огнем ЗА крупного калибра - одна батарея, расположенная в восточной части аэродрома. Две батареи ЗА вели огонь по самолету со стороны г. Брянск. Работало до 19 прожекторов.
Над целью экипаж Угрюмова наблюдал истребитель противника типа "Ме-109" на высоте 5200 м.
Аэродром Сеща прикрыт интенсивным огнем ЗА среднего и крупного калибра до 12 орудий, работало до 18 прожекторов.
Над жел. дор. станцией г. Жиздра противодействия ПВО не отмечено. Экипаж майора Макаренко над Жиздрой в 23.15 наблюдал двухмоторный самолет противника, тип не определен.
7. Потерь нет.
8. Метеоусловия: По маршруту облачность 4-5 баллов, высота 3000 м, видимость 3-4 км.
Над целью Брянск в 23.03 облачность 3-4 балла с натеканием облачности с юга до 8-9 баллов. В 23.40 цель прикрыта сплошной облачностью, двухслойной Н=3800 м. Над Сещей облачность6-7 баллов. Над Жиздрой облачность до 3 баллов.
9. Особые случаи: Над Брянском экипаж майора Каминского в 24.00 наблюдал взрыв в воздухе, пламя с черным дымом смешалось, упало на землю, где последовал второй взрыв, который остался гореть, по-видимому, загорелся самолет.
10. Бомбометание в незаданное время производилось из-за сплошной облачности, много времени потеряно на повторное бомбометание, пробивание облачности и лишние заходы.
11. Состояние самолетов, вылетавших на боевое задание:
Самолет № 42058 - лопнула пружина Р-7 на 2-м моторе, самолет № 42067 - течь масла на 2-м моторе, самолет № 42099 - трясет 2-й мотор, лопнул радиатор 2-го мотора, отказал РПД 4-го мотора.
Самолеты № 42038, 42077, 42028 - исправны.
Вывод: Все экипажи, бомбивших основную и запасные цели - задание выполнили успешно.
Командир 746 АП ДД подполковник Абрамов
Начальник штаба 746 АП ДД майор Бондаренко
КОМАНДИРУ 45 АВИАДИВИЗИИ ДД
Боевое донесение № 63 части подполковника Абрамова, 12.6.43 г., 3 час 30 мин, карта 500000 и 200000.
1. В ночь с 11.6 на 12.6.43 г. произведено семь самолетовылетов. Шесть самолетов бомбардировали основную аэродром Орел (военный). Один самолет № 42088, командир корабля майор Сугак, задание не выполнил из-за отказа 1-го мотора (упал наддув).
Бомбы 2 ФАБ-1000, 4 ФАБ-500 и 4 ФАБ-250 сбросил на пассив в 22.44 с высоты 4000 м в лес, что 10-15 км юго-западнее м. Дубно. По наблюдениям экипажа все бомбы взорвались.
Общий боевой налет - 20 час 45 мин.
Аэродром Орел (военный) бомбардирован шестью самолетами в 23.10 - 23.39 с высоты 4800 - 6300 м.
На цель сброшено: 2 ФАБ-2000, 6 ФАБ-1000, 22 ФАБ-500, 20 ФАБ-250, 2 САБ-100. Всего 52 бомбы, весом 26 тонн 110 кг.
Экипажи наблюдали разрывы всех бомб: 2 ФАБ-1000, 4 ФАБ-500, 4 ФАБ-250 разорвались севернее взлетной полосы в районе северных стоянок самолетов. 4 ФАБ-1000, 8 ФАБ-500, 8 ФАБ-250 разорвались в северо-восточной части аэродрома в районе стоянок самолетов и ангаров, где возникло три очага пожаров и один взрыв, возникший от разрыва ФАБ-1000. 2 ФАБ-2000 и 2 ФАБ-500 разорвались в восточной части аэродрома в районе ангаров. 6 ФАБ-500 и 8 ФАБ-250 разорвались в юго-западной части аэродрома. 2 ФАБ-500 разорвались с недолетом юго-западнее аэродрома. Всего возникло 3 пожара и 2 взрыва.
При подходе к цели экипажи наблюдали бомбометание по цели других самолетов
Экипаж майора Обухова в 23.27 - 23.35 наблюдал разрывы серий бомб на аэродроме. Экипаж майора Каминского в 23.20 наблюдал очаг пожара в южной части аэродрома.
Экипаж капитана Пономаренко, штурман майор Легкоступ, контролирующий результаты бомбометания АП в 23.45 наблюдал 4 пожара, три из них горели самолеты и 1 пожар горело здание.
3. ПВО противника: Цель прикрыта интенсивным огнем до 30 орудий среднего и крупного калибра, до 8 точек МЗА. Работало до 35 прожекторов. Над целью самолет № 42038 получил несколько пробоин от осколков снарядов ЗА, на самолет № 42067 пробило осколком снаряда ЗА маслобак 3-го мотора.
4. Потерь нет.
5. Метеоусловия: По маршруту и над целью облачность, высота 4000-4500 м.
5. Состояние матчасти самолетов, вылетавших на боевое задание:
самолет № 42088 - упал наддув на 1-м моторе,
самолет № 42099 - не убираются полностью от ГНШ шасси, бьет масло из суфлера 2-го мотора
самолет № 42058 - заклинило 4-й мотор.
Самолет № 42067 - пробит маслобак 3-го мотора.
Самолеты № 42038, 42028, 42077 - исправны.
Вывод: Все самолеты, бомбардировавшие основную цель аэродром Орел (военный) - задание выполнили успешно.
Командир 746 АП ДД подполковник Абрамов
Начальник штаба 746 АП ДД майор Бондаренко
Дата размещения на сайте 22.07.2016 г.
<< | >>
Источники
- Фото и документы из архива Олега Лисачева
|