Авиация Второй мировой На главнуюПоиск на сайтеEnglish
 
Документы штаба АДД 746 АП ДД 432 АП ДД 1941 г. 746 АП ДД 1942 г. 746 АП ДД 1943 г. 45 АД ДД 81 АД ДД 1941 г. 45 АД ДД 1942 г. 45 АД ДД 1944 г.

Бомбардирование ж. д. узлов Могилев и Витебск

746 АП ДД 27.5 и 29.5.43 г.

<< | >>

КОМАНДИРУ 45 АВИАДИВИЗИИ ДД

Боевое донесение № 56 части подполковника Егорова, 28 мая 1943 г., 04 час 35 мин карта 500000.

1. В ночь с 27.5 на 28.5.43 г. произведено девять самолетовылетов. Все самолеты бомбардировали основную цель жел. дор. узел Могилев в период 23.45 - 23.55 с высоты 3250-4100 м. На цель сброшено: 2 ФАБ-5000 ТГА, 4 ФАБ-1000 ТГА, 30 ФАБ-500 ТГА, 26 ФАБ-250 ТГА, 36 ЗАБ-100 ЦК, 14 САБ-100. Всего 112 бомб, общим весом 39 т 870 кг.

Общий боевой налет - 42 час 45 мин.

Экипажи наблюдали разрывы всех бомб: 2 ФАБ-500 ТГА разорвались среди зданий города между Кооперативным переулком и ул. Карла Либкнехта, ФАБ-5000, сброшенная с самолета 42049 разорвалась с замедлением, выбросив большой столб дыма, впоследствии возникло до 6 мелких пожаров, ФАБ-5000 ТГА, сброшенная с самолета 42059, взорвалась мгновенно с сильным пламенем, осветившим кварталы города в радиусе более 200 м, 17 ФАБ-500 ТГА, 10 ФАБ-250 ТГА, 36 ЗАБ-100 ЦК разорвались в центральной части города, 2 ФАБ-1000 ТГА, 4 ФАБ-500ТГА.ю 4 ФАБ-250 разорвались в районе дома НКВДи тюрьмы (южнее ул. Урицкого) 7 ФАБ-500 ТГА, 6 ФАБ-250 ТГА разорвались среди зданий города, западнее реки Карабановка в районе ул. Виленская и Плеханова, 2 ФАБ-1000 ТГА, 2 ФАБ-500 ТГА, 6 ФАБ-250 ТГА разорвались на путях и среди станционных построек ст. Могилев-1. В результате бомбометания возникло 29 очагов пожаров и 6 взрывов. Из общего количества - 4 пожара и 3 взрыва возникли на ст. Могилев-1, остальные пожары и взрывы в городе.

При подходе и отходе от цели экипажи наблюдали интенсивное бомбометание самолетов и большое количество пожаров.

По донесению контролера подполковника Романова и членов контролирующего экипажа в 23.10 -23.45 отмечено большое количество пожаров (30-40) и разрыв двух серий бомб в центральной части города. Экипажами-осветителями над целью сброшено 24 САБ-100, которые хорошо осветили цель. Экипаж майора Чурилина, бомбивший цель в 23.45, при подходе к цели наблюдал до 10 крупных пожаров и до 10 мелких пожаров, при отходе от цели в 23.50 наблюдал до 15 крупных и до 15 средних и мелких очагов пожаров в городе и на жел. дор. узле.

2. ПВО противника: Семь экипажей противодействия ЗА и работы прожекторов не отмечают. Два экипажа, Чурилина и ..., бомбившие цель в 23.45 отмечают стрельбу одной батарей ЗА среднего калибра.

Воздушные стрелки с-та 42099 вели огонь по городу, израсходовано снарядов пушки ШВАК - 50 шт., патронов БС - 40 шт.

Пролет линии фронта всеми экипажами при полете туда и обратно производился на высоте 3000-4000 метров.

3. Потерь нет.

4. Метеоусловия: По маршруту до цели облачность 3-7 баллов, и над целью безоблачно, видимость 5-7 км.

5. Особые случаи. На самолете 42099 над целью зависли 1 ФАБ-500 ТГА и 1 ФАБ-250 ТГА, бомбы сброшены при повторных заходах в 23.59-00.07 вручную. ФАБ-500 ТГА сброшена с замком. Причины зависания бомб выясняются.

6. Матчасть самолетов, летавших на боевое задание:

Самолет № ... в полете не убираются шасси, самолет 42049 - раскрутка винта 2-го мотора, отказ редуктора 3 и 4 моторов, самолет 42077 неисправна водяная система 3-го мотора.

Остальные самолеты исправны.

Вывод: Все самолеты, бомбившие основную цель - город Могилев, задание выполнили успешно.

Командир 746 АП ДД подполковник Егоров

Начальник штаба 746 АП ДД подполковник Иващенко.

КОМАНДИРУ 45 АВИАДИВИЗИИ ДД

Боевое донесение № 57 части подполковника Егорова, 29 мая 1943 г., 04 час 0 мин, карта 500000.

1. В ночь с 28.5 на 29.5.43 г. произведено 7 самолетовылетов. Шесть самолетов бомбардировали основную цель, жел. дор. узел Витебск.

Один самолет № 42039 - командир корабля капитан Сумцов, штурман капитан Шараев задание не выполнил из-за отказа 4-го мотора (течь воды из под дюрита подвода к помпе), бомбы 2 ФАБ-2000 и 2 ФАБ-1000 сброшены на пассив на опушку леса, 3 км севернее деревни Петровская, 25 км южнее г. Загорск.

Общий боевой налет 29 час 57 мин

2. Жел. дор. узел Витебск бомбардирован шестью кораблями в период 23.55 - 00.07 с высоты 4200-4700 на цель сброшено: 4 ФАБ-1000 ТГА, 2 ФАБ-2000, 4 ФАБ-1000, 16 ФАБ-500, 14 ФАБ-250, 12 ЗАБ-100 ЦК, 14 САБ-100. Всего 66 бомб, общим весом 29 тонн 470 кг.

В районе г. Витебск сброшено 120 тыс. экз. листовок, из них 72 тыс на русском языке и 48 тыс. на белорусском языке: "Вести с Советской Родины 22. 5. 43 г."

Экипажи наблюдали разрывы всех бомб: 2 ФАБ-2000 ТГА, 5 ФАБ-500, ... ФАБ-250 и 12 ЗАБ-100 ЦК разорвались на путях центральной части станции, 2 ФАБ-500 разорвались на путях в 100 м севернее вокзала, 2 ФАБ-2000, 3 ФАБ-500, (4 ФАБ-250 разорвались на путях - 100-300 м южнее вокзала, 2 ФАБ-1000, 4 ФАБ-500, 2 ФАБ-2000 ТГА разорвались среди зданий города, прилегающих к вокзалу с востока, 2 ФАБ-1000, ... ФАБ-500,2 ФАБ-250 разорвались среди зданий города, прилегающих к станции с запада. 1 ФАБ-500, 2 ФАБ-250 разорвались среди зданий города, 600 м южнее депо.

В результате бомбометания возникло 9 очагов пожаров на путях и среди зданий, прилегающих к станции Витебск-пассажирская. Один из пожаров развился от взрыва ФАБ-500, сброшенной в 23.56 с самолета 42088, командир корабля капитан Сугак, что подтверждается контролирующим экипажем.

При подходе к цели экипажи наблюдали бомбометание по цели других самолетов и 8 очагов пожаров. Экипаж майора Ищенко бомбардировавший цель в 00.7 29.5.43 г., при подходе к цели в 23.55 наблюдал серию САБ-ов и разрывы серии бомб по цели, в 24.00 разрывы бомб по цели и 8 очагов пожаров на ж.д. путях станции пассажирская - 3 пожара большого размера и 2 малого, и 3 пожара в северо-западной части города.

3. ПВО противника: Цель прикрыта огнем ЗА до 8 орудий крупного и среднего калибра. Работы прожекторов не отмечено.

Экипаж майора Ищенко при подходе к цели наблюдал стрельбу по САБ-ам.

4. Потерь нет.

5. Метеоусловия: По маршруту от Загорска до Клина грозовая облачность, от Клина до линии фронта облачность 5-8 баллов, над целью облачность 1-2 балла, высотой 3000 м.

6. Экипажам майора Ищенко. капитана Макаренко и майора Лисачева бомбили цель вне заданного времени ввиду того, что на маршруте приходилось обходить грозовую облачность.

7. Матчасть самолетов, вылетавших на боевое задание:

самолет № 42099 тряска третьего мотора. Остальные самолеты исправны.

Вывод: Все экипажи, бомбившие основную цель ж.д. узел Витебск задание выполнили успешно.

Дата размещения на сайте 16.07.2016 г.

<< | >>

Источники

  • Фото и документы из архива Олега Лисачева


©AirPages
2003-