Бомбардирование ж. д. узлов Кременчуг и Киев-пассажирская
746 АП ДД 5.5 и 11.5.43 г.
<< | >>
КОМАНДИРУ 45 АВИАДИВИЗИИ ДД
Боевое донесение № 50 части подполковника Егорова, 5.5 1943 г., 04 час 25 мин карта 500000 и 20000.
1. В ночь с 5.5 на 6.5.43 г. произведено четыре самолетовылета. Все самолеты бомбардировали основную цель жел. дор. узел Кременчуг. В период 23.00 - 23.15 с высоты 4200 - 4450 м на цель сброшено: 4 ФАБ-1000, 16 ФАБ-500, 6 ФАБ-250, 12 ЗАБ-100 ЦК, 14 САБ-100. Всего 52 бомбы, общим весом 15 т 470 кг.
Общий боевой налет 27 час 27 мин.
В районе цели сброшено 80 тыс. экз. листовок на немецком языке: "Первомайский приказ Сталина".
Экипажи наблюдали разрывы всех бомб: отмечено попадание 4 ФАБ-1000, 11 ФАБ-500, 4 ФАБ-250 по путям и станционным постройкам в северной части жел. дор. узла, 400-500 м севернее вокзала.
2 ФАБ-500 и 7 ФАБ-100 ЦК попали по путям и зданиям 200 м южнее вокзала, 3 ФАБ-500 разорвались среди зданий, прилегающим к путям с востока, 400-600 м севернее Бойня, 2 ФАБ-250 разорвались среди зданий, прилегающим к путям с западной стороны, 300-500 м севернее вокзала, 5 ЗАБ-100 ЦК разорвались среди зданий, прилегающих с востока 300-400 м юго-западнее Бойня.
В результате бомбометания возникло пять очагов пожаров, два из них большого размера на путях в северной части узла, которые сопровождались взрывами красного пламени с черным дымом и один большой пожар в южной части узла, также сопровождавшийся взрывами.
Экипаж майора Додонова при отходе от цели в период 23.15 - 23.30 наблюдал на путях узла до 17 взрывов. Пожары со взрывами в северной части узла возникли после бомбометания в 23.15 экипажа капитана Ищенко, штурман капитан Рогозин, что также подтверждается контролем и другими экипажами.
При подходе к цели экипаж майора Додонова, бомбивший цель в 23.00, наблюдал в южной части ж. д. узла пожар большой силы, экипаж Макаренко, бомбардировавший цель в 23.05, наблюдал пожар в городе 600-800 м юго-западнее вокзала, который сопровождался несколькими взрывами, по характеру взрывов рвались боеприпасы. При уходе от цели экипажи Додонова и Ищенко пожары в 23.15 наблюдали на путях узла и в городе большое число пожаров, пожары и взрывы наблюдались на удалении 150-200 км.
2. ПВО противника: Цель прикрыта дивизионом ЗА среднего калибра от 12 до 16 орудий, один экипаж отмечает огонь МЗА и ЗП по САБ-ам. Действовало 2-3 прожектора.
3. Потерь боевых и небоевых нет.
4. Экипажи наблюдали в 23.00 в районе Днепропетровска 20 прожекторов.
5. Метеоусловия: По маршруту преимущественно безоблачно, над целью также безоблачно - густая дымка, видимость 3-5 км.
6. Матчасть самолетов, вылетавших на боевое задание исправна.
Вывод: Экипажи, бомбившие основную цель, задание выполнили успешно *.
Экипаж - осветитель, к-р корабля майор Додонов, штурман капитан Иконников, задание выполнил успешно.
Командир 746 АП ДД подполковник Егоров
Начальник штаба 746 АП ДД подполковник Иващенко.
КОМАНДИРУ 45 АВИАДИВИЗИИ ДД
Боевое донесение № 51 части подполковника Егорова, 11 мая 1943 г., 06 час 30 мин, карта 1000000.
1. В ночь с 10.5 на 11.5.43 г. произведено восемь самолетовылетов. Четыре самолета бомбардировали основную цель, жел. дор. узел Киев-пассажирская, два самолета № 42057, 42067 достигли основной цели, но из-за сплошной облачности бомбометание не произвели и бомбардировали запасную цель город ж. д. ст. Орел-пассажирская. Один самолет № 42077 достиг основной цели, но из-за сплошной облачности бомбометание не произвел и бомбардировал запасную цель ж. д. ст. Навля, что 45 км южнее г. Брянск.
Один самолет № 42059, командир корабля капитан Ищенко, задание не выполнил, из-за отказа 4-го мотора (отказали термостаты) через 40 мин полета вернулся на свой аэродром с бомбами.
2. Всего сброшено бомб: 2 ФАБ-1000 ТГА, 22 ФАБ-500 ТГА, 38 ФАБ-250 ТГА, 12 ЗАБ-100 ЦК, 15 САБ-100 - всего 89 бомб, общим весом 24 т 525 кг.
Общий боевой налет 50 час 55 мин.
В районе г. Киев сброшено 52 тыс. листовок на немецком языке "2-й фронт будет". 58 тыс. листовок на украинском языке "Приказ т. Сталина № 195", 156 тыс. на немецком языке "После Декабря следует Май".
В районе г. Орел сброшено 52 тыс. листовок на немецком языке "2-й фронт будет".
3. Ж. д. узел Киев-пассажирская бомбардирован четырьмя самолетами в период 00.47 - 01.26 11.5. 43 г. с высоты 1700 -4500 м.
На цель сброшено: 2 ФАБ-1000 ТГА, 8 ФАБ-500 ТГА, 24 ФАБ-250 ТГА.
Экипажи наблюдали разрывы бомб: 4 ФАБ-500 ТГА, 2 ФАБ-1000 ТГА.
16 ФАБ-250 ТГА разорвались в южной части ж. д. ст. пассажирская. 4 ФАБ-500 ТГА, 4 ФАБ-250 ТГА разорвались вблизи пожара на ст. пассажирская. 4 ФАБ-250 ТГА разорвались в городе.
На ж. д. ст. Бобрик, 45 км северо-восточнее г. Киев из-за отказа 2-го мотора самолета № 42039 в о1.26 с Н=1700 м сброшено 4 ФАБ 500 ТГА, 4 ФАБ-250 ТГА. Бомбы разорвались на путях и среди станционных зданий, пожаров не возникло.
Экипаж капитана Пономаренко и майора Лисачева бомбометание производили в разрыв облаков, прицельно по пожарам. Экипаж <…> и Сумцова бомбили из-за облаков, прицеливаясь по пожарам и взрывам ЗА. Точное место разрыва бомб экипажи определить не могли из-за облачности. В результате бомбометания возникло 3 очага пожара и один взрыв южнее вокзала Киев-1 пассажирская.
При подходе к цели экипаж капитана Сугак в 00.44 наблюдал разрывы 3-х серий бомб и 2 пожара в районе Киева. Экипаж капитана Пономаренко в 00.46-01.15 наблюдал разрывы двух серий бомб и ... очага пожара большого размера на ст. Киев - пассажирская и товарная.
4. Жел дор. узел и город Орел бомбардирован двумя самолетами в период 02.33-02.55 с высоты 3900-4700 м. На цель сброшено 6 ФАБ-500 ТГА, 4 ФАБ-250 ТГА, 12 ЗАБ-100 ЦК, 14 САБ-100.
Экипажи наблюдали разрывы всех бомб. Отмечено попадание двух бомб ФАБ-500 ТГА, 12 ЗАБ-100 ЦК в южной части города. 3 ФАБ-500 ТГА разорвались на путях южнее вокзала 300 м. 1 ФАБ-500 ТГА, 4 ФАБ-250 ТГА разорвались среди зданий города, прилегающих к ст. пассажирская с западной стороны. В результате бомбометания пожаров не возникло.
5. Ж. д. ст. Навля, 45 км южнее Брянска, бомбардирована одним самолетом в 01.33 с высоты 3500 м. На цель сброшено: 4-ФАБ-500 ТГА, 6 ФАБ-250 ТГА, 1 САБ-100. Экипаж наблюдал разрывы всех бомб. 4 ФАБ-250 ТГА разорвались на путях ст. Навля, 4 ФАБ-500 ТГА, 2 ФАБ-250 ТГА разорвались с перелетом. В результате бомбометания пожаров не возникло.
6. ПВО противника: Ж. д. узел Киев прикрыт интенсивным огнем ЗА до 12 орудий крупного и среднего калибра, до 10 точек МЗА, работы прожекторов не отмечено. Ж. д. узел и г. Орел прикрыт интенсивным огнем ЗА до 12 орудий крупного и среднего калибра. Работало до 15 прожекторов. Самолет № 432067, командир корабля Обухов получил пробоину от прямого попадания снаряда ЗА в кромку правой плоскости, поврежден маслобак 4-го мотора.
Ж. д. ст. Навля прикрыта 4-мя орудиями среднего калибра, работал один прожектор.
3. Потерь боевых и небоевых нет.
4. Метеоусловия: По маршруту до Задонск - облачность 2-3 балла Н=2000 м, далее увеличение облачности с переходом в сплошную Н=3000-3500 м. Над целью г. Киев сплошная облачность, временами появлялись разрывы, что позволило четырем экипажам бомбардировать основную цель, высота верхнего края облаков 1500 м. Над целью Орел облачность 4-5 баллов, густая дымка.
5. Матчасть самолетов, вылетавших на боевое задание:
самолет № 42059 - отказали термостаты на 4-м моторе, с-т № 42029 не убираются полностью шасси от ГНШ, самолет № 42039 - отказал 2-й мотор, затяжелен винт, с-т № 42067 - пробита передняя кромка правой плоскости, поврежден маслобак 4-го мотора.
Самолеты № 42057, 42077, 42088, 42058 - исправны.
Вывод: Экипажи Лисачева и Пономаренко, бомбившие основную цель ж.д. узел Киев, задание выполнили успешно. Экипажи майора Додонова, майора Обухова, капитана Сугак и капитана Сумцова, бомбившие основную и запасную цели - задание выполнили.
Экипаж майора Чурилина, штурман Владимиров, бомбивший случайно обнаруженную цель ст. Навля - задание считать невыполненным.
Дата размещения на сайте 14.07.2016 г.
<< | >>
Источники
- Фото и документы из архива Олега Лисачева
14 07 2016.
* прим. админ. - В ЖБД для экипажа Ищенко, Рагозин, самолет № 42059 указано, что "Задание выполнено особо успешно"
В документе, вероятно, с ошибкой указана фамилия штурмана, как Рогозин, хотя такое написание встречалось и ранее...
--
Вячеслав
|