Авиация Второй мировой На главнуюПоиск на сайтеEnglish
 
Документы штаба АДД 746 АП ДД 432 АП ДД 1941 г. 746 АП ДД 1942 г. 746 АП ДД 1943 г. 45 АД ДД 81 АД ДД 1941 г. 45 АД ДД 1942 г. 45 АД ДД 1944 г.

Бомбардирование г. Вязьма

746 АП ДД 5.3.42 г

<< | >>

Командиру 3 авиадивизии ДД

Боевое донесение № 14 штаба 746 АП ДД Ковров 5.3.1942 г. 23.30, карта 500000

1. В ночь с 5.3 на 6.3.42 г. полк двумя самолетами бомбардировал г. Вязьма с задачей уничтожения войск противника. Время бомбометания 20.12-20.55. Высота бомбометания 5000-5200 метров. На цель сброшено 12 бомб, из них четыре ФАБ-1000 и восемь ФАБ-250 ТГА. Экипажи наблюдали разрывы 4 ФАБ-1000 и 6 ФАБ-250 в восточной части города, где от разрывов возникло несколько взрывов с пламенем фиолетового цвета. Две ФАБ-250 разорвались близко около путей, северо-восточнее ж.д. узла, где разрывами бомб вызваны до 20 взрывов с красным пламенем и потух прожектор, находившийся недалеко от взрывов.

От линии фронта до цели и в районе цели сброшено 264 тысячи листовок.

2. Самолет № 4221, командир корабля капитан Пусэп, штурман капитан Погожев в 18.13 - 5.3.42 г. стартовал с аэродрома Ковров на бомбардирование г Вязьма с задачей уничтожения войск противника.

В 20 час 12 мин с высоты 5150 м на цель сброшены две ФАБ-1000 и четыре ФАБ-250 ТГА. Бомбы сброшены в один заход, с курсом 210°, серией с интервалом 0,5 сек. Разрывы всех бомб экипаж наблюдал в восточной части города 600-800 м левее пожаров, охвативших центральную и западную части города. Разрывы ФАБ-1000 были большой силы и резко выделялись от разрывов ФАБ-250 ТГА.

В районе цели сброшено 140 тысяч листовок.

Противодействие ПВО: Во время бомбометания ЗА крупного калибра два орудия дали несколько выстрелов по нашему самолету, при этом отмечена работа двух прожекторов. В районе Гжатск при полете к цели и обратно по самолету вела интенсивный огонь ЗА всех калибров. Разрывы снарядов выше и ниже самолета.

Наблюдением экипажа установлено: В гор. Вязьма большие пожары 40 км юго-восточнее г. Вязьма, несколько очагов пожаров в населенных пунктах. Восточнее и севернее Гжатск сильный артогонь наземных войск.

Метеоусловия: На маршруте, в районе цели и в районе посадки - ясно, местами сильные дымки. Прогноз погоды оправдался.

Особые случаи: Отыскание цели и наблюдение результатов бомбометания в темную ночь очень затруднено. В течение всего полета сильно действовало Северное сияние, которое мешало радиоприему и настройке на прием РПК-2.

После выполнения задания в 22 час 19 мин экипаж произвел посадку на своем аэродроме. Продолжительность полета 4 час 06 мин.

Матчасть: Отказала вакуумпомпа - не работал автопилот. На третьем и четвертом моторе требуется замена свечей.

3. Самолет № 4215, командир корабля майор Асямов, штурман майор Штепенко в 18.23 5/III-42 г. стартовал с аэродрома Ковров на бомбардирование г. Вязьма с задачей уничтожения войск противника.

В 20 час 55 мин с высоты 5000 метров на цель сброшено две ФАБ-1000 и четыре ФАБ-250 ТГА. Бомбы сброшены в два захода серией, с интервалом 0,5 сек.

В первый заход сброшены 2 ФАБ-1000 и 2 ФАБ-250. Бомбы попали в восточную часть города, прилегающую с запада к ст. пассажирская и товарная. От разрывов бомб возникло много взрывов с пламенем фиолетового цвета. Две ФАБ-500 сброшены аварийно, разрывы наблюдали близко около путей северо-восточнее ж.д. узла. Разрывами бомб вызвано до 20 взрывов с красным пламенем. Прожектор, работающий недалеко от взрыва потух.

При подходе к цели сев. западнее города Вязьма экипаж наблюдал сброшенные две САБ.

На участке от линии фронта до цели и в районе цели сброшено 124 тыс. листовок.

Противодействие ПВО: После сбрасывания бомб на цель ЗА крупного калибра до батареи открыла огонь по самолету. Разрывы снарядов сзади, ниже и выше самолета. Действовали пять прожекторов, расположенные в сев. восточной части города.

При полете через железную дорогу, 50 км западнее Вязьма, по самолету открыла ЗА малого калибра.

Наблюдением экипажа установлено: 10-20 км южнее, юго-западнее и западнее пожары в населенных пунктах.

Метеоусловия: На маршруте, в районе цели и в районе посадки - ясно, местами, особенно в районе цели сильные дымки. Прогноз погоды оправдался.

Особые случаи: При полете к цели экипаж цель проскочил, вышел западнее Вязьма, на поиски цели затрачено около 30 минут. Отыскание цели в темную ночь затруднено.

В течение всего полета действовало северное сияние. Особых помех радиоприему не отмечено.

После выполнения задания в 22 час 38 мин экипаж произвел посадку на своем аэродроме. Продолжительность полета 4 час 15 мин.

Матчасть самолета требует осмотра, барахлил третий мотор.

4. Самолет № 4218, командир корабля майор Пахомчик в 18 час 15 мин стартовал с аэродрома Ковров на бомбардирование г. Вязьма.

Задание не выполнено из-за отказа второго мотора.

В 18.10, через 10 минут полета произвел посадку на своем аэродроме с бомбами.

5. Прогноз погоды в основном оправдался. Экипажи отмечают сильную дымку в районе цели. Ветер на высоте при обратном полете изменился почти на 180°.

6. Полк готовится к очередному боевому вылету.

7. Общий боевой налет за 5.III.42 г. - 8 час 31 мин, из них в ночное время - 6 час 50 мин.

Командир полка полковник Лебедев

Военком полка полковой комиссар Брюзгин

Нач. штаба майор Иващенко

Разведдонесение № 11 штаба 746 АП ДД 24.00 5.3.1942 г. Ковров карта 500000

Экипажи, бомбардировавшие в ночь с 5 на 6.3.42 г. г. Вязьма с задачей уничтожения войск противника наблюдением установили:

ПВО: цель прикрыта огнем ЗА крупного калибра до 1 батареи и 1 батареи малого калибра. Одновременно действовали 5 мощных прожекторов, расположенных в северо-восточной части города. 5- км западнее Вязьмы один из экипажей был обстрелян ЗА малого калибра.

Город Гжатск прикрывается интенсивным огнем ЗА всех калибров.

Наземная обстановка: Западнее Вязьмы в 10 км на юг и 10 км на север от шоссейной железной дороги горят населенные пункты.

Отмечена сильная артстрельба наземных войск вдоль линии фронта и особенно интенсивная восточнее и севернее Гжатска.

В результате бомбардирования после разрыва бомб в восточной части города произошло много взрывов фиолетового цвета и до 20 взрывов в северо-восточной части ж.д. узла.

Метеоусловия: На маршруте, в районе цели и посадки ясно.

Зам. начальника штаба 746 АП ДД майор Иващенко

Пом. начальника штаба по разведке - Б/Тех. 1 ранга - Медынцев

Дата размещения на сайте 17.04.2016г.

<< | >>

Источники

  • Фото и документы из архива Олега Лисачева

©AirPages
2003-