Бомбардирование г. Вязьма
746 АП ДД 5.3.42 г
<< | >>
Командиру 3 авиадивизии ДД
Боевое донесение № 14 штаба 746 АП ДД Ковров 5.3.1942 г. 23.30, карта 500000
1. В ночь с 5.3 на 6.3.42 г. полк двумя самолетами бомбардировал г. Вязьма с задачей уничтожения войск противника. Время бомбометания 20.12-20.55. Высота бомбометания 5000-5200 метров. На цель сброшено 12 бомб, из них четыре ФАБ-1000 и восемь ФАБ-250 ТГА. Экипажи наблюдали разрывы 4 ФАБ-1000 и 6 ФАБ-250 в восточной части города, где от разрывов возникло несколько взрывов с пламенем фиолетового цвета.
Две ФАБ-250 разорвались близко около путей, северо-восточнее ж.д. узла, где разрывами бомб вызваны до 20 взрывов с красным пламенем и потух прожектор, находившийся недалеко от взрывов.
От линии фронта до цели и в районе цели сброшено 264 тысячи листовок.
2. Самолет № 4221, командир корабля капитан Пусэп, штурман капитан Погожев в 18.13 - 5.3.42 г. стартовал с аэродрома Ковров на бомбардирование г Вязьма с задачей уничтожения войск противника.
В 20 час 12 мин с высоты 5150 м на цель сброшены две ФАБ-1000 и четыре ФАБ-250 ТГА. Бомбы сброшены в один заход, с курсом 210°, серией с интервалом 0,5 сек. Разрывы всех бомб экипаж наблюдал в восточной части города 600-800 м левее пожаров, охвативших центральную и западную части города. Разрывы ФАБ-1000 были большой силы и резко выделялись от разрывов ФАБ-250 ТГА.
В районе цели сброшено 140 тысяч листовок.
Противодействие ПВО: Во время бомбометания ЗА крупного калибра два орудия дали несколько выстрелов по нашему самолету, при этом отмечена работа двух прожекторов. В районе Гжатск при полете к цели и обратно по самолету вела интенсивный огонь ЗА всех калибров. Разрывы снарядов выше и ниже самолета.
Наблюдением экипажа установлено: В гор. Вязьма большие пожары 40 км юго-восточнее г. Вязьма, несколько очагов пожаров в населенных пунктах. Восточнее и севернее Гжатск сильный артогонь наземных войск.
Метеоусловия: На маршруте, в районе цели и в районе посадки - ясно, местами сильные дымки. Прогноз погоды оправдался.
Особые случаи: Отыскание цели и наблюдение результатов бомбометания в темную ночь очень затруднено. В течение всего полета сильно действовало Северное сияние, которое мешало радиоприему и настройке на прием РПК-2.
После выполнения задания в 22 час 19 мин экипаж произвел посадку на своем аэродроме. Продолжительность полета 4 час 06 мин.
Матчасть: Отказала вакуумпомпа - не работал автопилот. На третьем и четвертом моторе требуется замена свечей.
3. Самолет № 4215, командир корабля майор Асямов, штурман майор Штепенко в 18.23 5/III-42 г. стартовал с аэродрома Ковров на бомбардирование г. Вязьма с задачей уничтожения войск противника.
В 20 час 55 мин с высоты 5000 метров на цель сброшено две ФАБ-1000 и четыре ФАБ-250 ТГА. Бомбы сброшены в два захода серией, с интервалом 0,5 сек.
В первый заход сброшены 2 ФАБ-1000 и 2 ФАБ-250. Бомбы попали в восточную часть города, прилегающую с запада к ст. пассажирская и товарная. От разрывов бомб возникло много взрывов с пламенем фиолетового цвета. Две ФАБ-500 сброшены аварийно, разрывы наблюдали близко около путей северо-восточнее ж.д. узла. Разрывами бомб вызвано до 20 взрывов с красным пламенем. Прожектор, работающий недалеко от взрыва потух.
При подходе к цели сев. западнее города Вязьма экипаж наблюдал сброшенные две САБ.
На участке от линии фронта до цели и в районе цели сброшено 124 тыс. листовок.
Противодействие ПВО: После сбрасывания бомб на цель ЗА крупного калибра до батареи открыла огонь по самолету. Разрывы снарядов сзади, ниже и выше самолета. Действовали пять прожекторов, расположенные в сев. восточной части города.
При полете через железную дорогу, 50 км западнее Вязьма, по самолету открыла ЗА малого калибра.
Наблюдением экипажа установлено: 10-20 км южнее, юго-западнее и западнее пожары в населенных пунктах.
Метеоусловия: На маршруте, в районе цели и в районе посадки - ясно, местами, особенно в районе цели сильные дымки. Прогноз погоды оправдался.
Особые случаи: При полете к цели экипаж цель проскочил, вышел западнее Вязьма, на поиски цели затрачено около 30 минут. Отыскание цели в темную ночь затруднено.
В течение всего полета действовало северное сияние. Особых помех радиоприему не отмечено.
После выполнения задания в 22 час 38 мин экипаж произвел посадку на своем аэродроме. Продолжительность полета 4 час 15 мин.
Матчасть самолета требует осмотра, барахлил третий мотор.
4. Самолет № 4218, командир корабля майор Пахомчик в 18 час 15 мин стартовал с аэродрома Ковров на бомбардирование г. Вязьма.
Задание не выполнено из-за отказа второго мотора.
В 18.10, через 10 минут полета произвел посадку на своем аэродроме с бомбами.
5. Прогноз погоды в основном оправдался. Экипажи отмечают сильную дымку в районе цели. Ветер на высоте при обратном полете изменился почти на 180°.
6. Полк готовится к очередному боевому вылету.
7. Общий боевой налет за 5.III.42 г. - 8 час 31 мин, из них в ночное время - 6 час 50 мин.
Командир полка полковник Лебедев
Военком полка полковой комиссар Брюзгин
Нач. штаба майор Иващенко
Разведдонесение № 11 штаба 746 АП ДД 24.00 5.3.1942 г. Ковров карта 500000
Экипажи, бомбардировавшие в ночь с 5 на 6.3.42 г. г. Вязьма с задачей уничтожения войск противника наблюдением установили:
ПВО: цель прикрыта огнем ЗА крупного калибра до 1 батареи и 1 батареи малого калибра. Одновременно действовали 5 мощных прожекторов, расположенных в северо-восточной части города. 5- км западнее Вязьмы один из экипажей был обстрелян ЗА малого калибра.
Город Гжатск прикрывается интенсивным огнем ЗА всех калибров.
Наземная обстановка: Западнее Вязьмы в 10 км на юг и 10 км на север от шоссейной железной дороги горят населенные пункты.
Отмечена сильная артстрельба наземных войск вдоль линии фронта и особенно интенсивная восточнее и севернее Гжатска.
В результате бомбардирования после разрыва бомб в восточной части города произошло много взрывов фиолетового цвета и до 20 взрывов в северо-восточной части ж.д. узла.
Метеоусловия: На маршруте, в районе цели и посадки ясно.
Зам. начальника штаба 746 АП ДД майор Иващенко
Пом. начальника штаба по разведке - Б/Тех. 1 ранга - Медынцев
Дата размещения на сайте 17.04.2016г.
<< | >>
Источники
- Фото и документы из архива Олега Лисачева
|