Авиация Второй мировой На главнуюПоиск на сайтеEnglish
 
Документы штаба АДД 746 АП ДД 432 АП ДД 1941 г. 746 АП ДД 1942 г. 746 АП ДД 1943 г. 45 АД ДД 81 АД ДД 1941 г. 45 АД ДД 1942 г. 45 АД ДД 1944 г.

Бомбардирование г. Бомбардирование ж.д. узлов Вязьма, Невель и Витебск

746 АП ДД 26 - 30.12.1942 г

<< | >>

КОМАНДИРУ 45 АВИАДИВИЗИИ ДД

Боевое донесение № 138 части Егорова, 27.12.42 г. 01 час 35 мин карта 500000 и 100000.

1. В ночь с 26.12 на 27.12.42 г. произведено десять самолетовылетов. Все самолеты бомбардировали основную цель жел. дор. узел Вязьма. В период 17.11 - 00.40 с высоты 3500 - 4100 м на цель сброшено: 4 ФАБ-1000, 48 ФАБ-500 и 16 ФАБ-250, Всего весом 32 тонны.

Сброшено 387 тыс. листовок на немецком языке в районе Вязьма.

Общий налет 23 час 35 мин.

Наблюдали разрывы всех бомб. Отмечено попадание по путям и станционным постройкам жел. дор. узла Вязьма - пассажирская.

7 ФАБ-500 разорвались в восточной части города. В результате бомбометания на путях станции и среди станционных построек возникло 9 очагов пожаров, один из них сопровождался периодическими взрывами, которые наблюдались тремя экипажами при отходе от цели, кроме того, от разрыва бомб произошло 4 сильных взрыва с черным дымом. При подходе к цели экипажи отмечают интенсивное бомбометание другими самолетами по цели.

17.10 экипаж Обухова наблюдал на путях станции Вязьма шесть эшелонов с паровозами под парами.

17.15 - 17.20 - на путях станции экипаж наблюдал три очага пожара, один из них со взрывами.

23.23 - 23.47 - на путях станции и среди станционных построек экипажи продолжали до 10 очагов пожаров, один из них большой, сопровождавшийся периодическими взрывами, взрывы продолжались около 40 мин.

Экипаж капитана Сугак, бомбивший цель в 00.40 наблюдал 11 очагов пожаров на путях жел. дор. станции Вязьма и среди станционных построек, из них 4 очага крупных пожаров в северной части станции. Горел один эшелон на путях станции.

2. ПВО противника: при первом вылете экипажи отмечают интенсивный огонь ЗА до 12 орудий среднего и крупного калибра, 6-ти точек МЗА. Отмечена работа 2-х прожекторов.

При повторном вылете экипажи отмечают более интенсивный огонь ЗА среднего и крупного калибра до дивизиона, до 8 точек МЗА, отмечена работа до 15 прожекторов. Самолеты попадали в лучи прожекторов и удерживались до 2-х минут. Самолет № 42057 получил повреждение от осколков снарядов ЗА, пробит фонарь кабины второго пилота.

Экипаж капитана Сумцова над целью наблюдал два самолета противника, один на высоте 4000 м, один на высоте 800-1000 м.

Воздушные стрелки самолетов № 42057 и 42067 вели огонь по прожекторам и ЗА противника. Израсходовано патронов БС - 720 шт. и ШКАС - 250 шт. и снарядов пушки ШВАК - 270 шт. В результате обстрела прекратил работу один прожектор. Во время ведения стрельбы ряд прожекторов прекращали временно работу.

3. Потерь нет.

4. Метеоусловия: По маршруту и над целью ясно, дымка.

5. Матчасть самолетов, вылетавших на боевое задание:

Самолет № 42057 - требует проверки тормозных колодок. Остальные самолеты исправны.

Командир 746 АП ДД подполковник Егоров

Начальника штаба 746 АП подполковник Иващенко

КОМАНДИРУ 45 АВИАДИВИЗИИ ДД

Боевое донесение № 139 части Егорова, 30.12.42 г. 2 час 35 мин карта 500000.

1. В ночь с 29.12 на 30.12.42 г. произведено шесть самолетовылетов. Все самолеты бомбардировали основную цель город и жел. дор. станцию Невель. В период 19.11 - 21.50 с высоты 3100 - 3600 на цель сброшено: 2 ФАБ-1000, 30 ФАБ-500, 12 ФАБ-250 и 6 САБ-100. Всего весом 20 тонн 330 кг. Сброшено 367 тыс. листовок: "Немецко - румынские солдаты в русском плену спаслись от Сталинградской мясорубки" - 130 тыс. и "Привет на Родину" - 237 тыс.

Общий налет 26 час 06 мин.

Экипажи наблюдали разрывы всех бомб: 2 ФАБ-1000 разорвались на жел. дор. путях ст. Невель, 6 ФАБ-500 разорвались на жел. дор. путях севернее г. Невель, остальные бомбы разорвались среди зданий центральной, западной, восточной, северной и юго-восточной части города. В результате бомбометания возникло 5 очагов пожаров, из них один крупный пожар возник на жел. дор. путях севернее г. Невель, два очага пожара в восточной части города, один крупный пожар в юго-восточной части города, и один небольшой пожар возник в западной части города.

Все экипажи отмечают интенсивное бомбометание по цели другими самолетами. Экипаж капитана Макаренко в 19.10 наблюдал два очага пожара на жел. дор. узле Невель, экипаж капитана Сугак в 19.11 наблюдал три очага пожара в центральной части города, экипаж майора Обухова в 19 час 18 мин наблюдал три очага пожара, экипаж капитана Сумцова, бомбивший цель в 21.50, наблюдал один крупный пожар в юго-восточной части города и до 4-х пожаров среднего размера в северо-восточной части города.

2. ПВО противника: Цель город Невель прикрывалась огнем ЗА до 8 орудий крупного и среднего калибра, до 20 точек МЗА, действовало до 6 прожекторов.

Воздушные стрелки самолетов № 42028, 42077 и 42057 вели огонь из пушек и пулеметов по городу Невель, прожекторам и ЗА - израсходовано 145 снарядов пушки ШВАК и 30 патронов БС.

3. Потерь нет.

4. Метеоусловия. По маршруту и над целью - ясно, дымка.

5. Наблюдением экипажей установлено: 19.00 бомбометание двумя самолетами по г. Великие Луки.

19.05 - 19.10 - наблюдалось несколько очагов пожаров в г.г. Великие Луки и Новосокольники.

6. Матчасть самолетов, вылетавших на боевое задание:

самолет № 42076- лопнул штуцер подвода масла к нагнетателю второго мотора.

Остальные самолеты исправны.

Командир 746 АП ДД подполковник Егоров

Начальника штаба подполковник Иващенко

КОМАНДИРУ 45 АВИАДИВИЗИИ ДД

Боевое донесение № 140 части Егорова, 30.12.42 г. 7 час 45 мин карта 500000 и 100000.

1. В ночь с 29.12 на 30.12.42 г. произведено шесть самолетовылетов. Все самолеты бомбардировали основную цель жел дор. станцию Витебск-товарная в период 2.57 - 5.05 с высоты 4100 - 4700 м.

На цель сброшено: 2 ФАБ-1000, 26 ФАБ-500, 16 ФАБ-250, 2 САБ-100. Всего весом 19 тонн 110 кг. Сброшено 112 тыс. листовок на немецком языке: "Привет на Родину" - 70 тыс, "Немцы соотечественники и соотечественницы" (от антифашистов) - 42 тыс.

Общий налет 27 час 06 мин.

Наблюдали разрывы всех бомб: 22 ФАБ-5 и 10 ФАБ-250 разорвались на путях и станционных постройках ст. Витебск - товарная, 3 ФАБ-250 разорвались в южной части ст. Витебск - пассажирская, 4 ФАБ-500 и 2 ФАБ-1000 разорвались среди зданий, непосредственно прилегающих к станции - товарная с западной стороны, 3 ФАБ-250 разорвались среди зданий, прилегающих к станции товарная с восточной стороны. В результате бомбометания возникло 5 очагов пожаров и до 15 взрывов, пламя взрывов с синеватым оттенком, по характеру взрывов рвались боеприпасы.

Экипаж, производивший наблюдение за бомбометанием, командир корабля капитан Сугак, отмечает, что в 3.24 была сброшена по цели серия бомб, после разрыва бомб на ст. товарная возник очаг пожара, сопровождавшийся периодическими взрывами, экипаж насчитал 13 взрывов.

Этот пожар и взрывы вызваны бомбометанием экипажа № 42067, командир корабля Обухов, шт. корабля ст. л-т Кононенко.

В 4.15 экипаж командира корабля Перегудова наблюдал при подходе к цели два больших пожара. Один из них сопровождался взрывами и три пожара небольшого размера. Все экипажи отмечают хорошие результаты бомбометания. Станция Витебск - товарная охвачена пожарами и сопровождавшимися взрывами.

2. ПВО противника: Город Витебск прикрывался интенсивным огнем ЗА крупного и среднего калибра до 2-х дивизионов, МЗА от 1 батареи, действовало 12 прожекторов.

Некоторые самолеты брались в лучи прожекторов и по ним велся прицельный огонь, снаряды разрывались вблизи у самолетов.

Воздушные стрелки кораблей № 42067, к-р майор Обухов и № 42028, к-р корабля капитан Перегудов, вели огонь по зенитным средствам. Израсходовано 130 снарядов пушки ШВАК, 130 патронов УБТ. В результате обстрела три прожектора прекратили работу.

3. Потерь нет.

4. Метеоусловия. По маршруту и над целью - безоблачно, слабая дымка.

5. Наблюдением экипажей установлено: 3.10 - бомбометание по городу жел. дор. ст. Сычевка, 3.40 - на жел. дор. станции Сычевка горел эшелон.

6. Матчасть самолетов, вылетавших на боевое задание:

самолет № 42107 - выбивает масло на 1-м моторе и падает давление масла. Остальные самолеты исправны.

7. Особые случаи:

Самолет № 42067 при полете к цели в районе Старица в момент переключения питания горючим из баков с октаном 93 остановились два левых мотора. Вновь были запущены горючим с октаном 95.

Командир 746 АП ДД подполковник Егоров

Начальника штаба подполковник Иващенко

Дата размещения на сайте 12.06.2016 г.

<< | >>

Источники

  • Фото и документы из архива Олега Лисачева

30 05 2016.

14.06.2016
"...в момент переключения питания горючим из баков с октаном 93 остановились два левых мотора. Вновь были запущены горючим с октаном 95."

Во как! А я у себя 92-й вместо 95-го лью и ничего!


©AirPages
2003-