Авиация Второй мировой На главнуюПоиск на сайтеEnglish
 
Документы штаба АДД 746 АП ДД 432 АП ДД 1941 г. 746 АП ДД 1942 г. 746 АП ДД 1943 г. 45 АД ДД 81 АД ДД 1941 г. 45 АД ДД 1942 г. 45 АД ДД 1944 г.

Бомбардирование аэродромов Болбасово и Витебск, г. Великие Луки

746 АП ДД 5-7.11.1942 г

<< | >>

КОМАНДИРУ 45 АВИАДИВИЗИИ ДД

Боевое донесение № 123 части Егорова, 5.11.42 г. 23 час 15 мин карта 500000

1. В ночь с 5.11 на 6.11.42 г. произведено четыре самолетовылета. Из-за низкой сплошной облачности основной цели - аэродром Болбасово не бомбили. Все четыре самолета произвели бомбометание по запасной цели - жел. дор. узлу Вязьма и аэродрому Двоевка, что 6 км юго-восточнее Вязьма.

В период 19.40 - 20.33 с высоты 4100 - 5500 м на цель сброшено: 2 ФАБ-1000, 16 ФАБ-250, 24 ФАБ-100, 8 РРАБ-2 с (АО-25 - 122 шт., АО-8 - 100 шт., АО-2,5 - 40 шт.), 160 ЗАБ-2,5, 80 ЗАБ-100 и 2 САБ-100. Всего весом 12 т 690 кг.

Общий налет 16 час 48 мин. Сброшено 200 тыс. листовок.

Экипажи наблюдали разрывы всех бомб: 8 ФАБ-250 разорвались в районе жел. дор. узла Вязьма, точно определить, куда попали бомбы экипаж не мог, т.к. был ослеплен прожекторами, 2 ФАБ-1000 разорвались в юго-западной части аэродрома, 8 ФАБ-250 разорвались в южной части летного поля, 5 ФАБ-100 разорвались в северо-западной части аэродрома, 19 ФАБ-100 разорвались на летном поле и среди аэродромных построек в северной части аэродрома. Разрывами 8 РРАБ-ов перекрыта юго-восточная, западная, юго-западная часть аэродрома. В результате бомбометания возникло пять очагов пожаров, из них: один пожар в южной части, один пожар, сопровождавшийся небольшими взрывами, в юго-западной части, два небольших пожара в южной части и один пожар в северо-восточной части аэродрома.

Все экипажи при подходе к запасной цели наблюдали бомбометание по аэродрому пердыдущими самолетами и пожары, возникшие в результате бомбометания.

2. ПВО противника: Аэродром Двоевка прикрыт огнем ЗА среднего и крупного калибра до 5 орудий, действовало 8 прожекторов.

Город Вязьма прикрывался ЗА крупного и среднего калибра до 8 орудий и 4-х огневых точек МЗА. Действовало до 20 прожекторов.

3. Потерь нет.

4. Метеоусловия: До Вязьма безоблачно, от Вязьма до Орша двухслойная облачность 10 баллов, высота верхнего края выше 5000 м, высота нижнего края не определена. Над запасной целью безоблачно.

5. Матчасть самолетов, вылетавших на боевое задание:

Самолет № 42067 - бензоманометр 3-го мотора работает с большим отставанием. Самолеты № 42057, 42028 и 42107 - исправны.

Командир 746 АП ДД подполковник Егоров

Начальник штаба 746 АП подполковник Иващенко

КОМАНДИРУ 45 АВИАДИВИЗИИ ДД

Боевое донесение № 124 части Егорова, 7.11.42 г. 00 час 20 мин карта 500000.

1. В ночь с 6.11 на 7.11.42 г. произведено четыре самолетовылета. Все самолеты бомбардировали основную цель - скопление войск противника в г. Великие Луки в период 19.38 - 19.50 с высоты 2300 - 4000 м. На цель сброшено: 4 ФАБ-1000, 8 ФАБ-500, 24 ФАБ-250 и 2 САБ-100 весом 14 тонн 110 кг.

Общий налет 20 час 47 мин.

Экипажи наблюдали разрывы всех бомб. Отмечено попадание 16 ФАБ-250, 2 ФАБ-500 и 2 ФАБ-1000 в центральной части города, 2 ФАБ-1000, 4 ФАБ-500 разорвались в юго-восточной части города, серия перекрыла город от реки до жел. дор. путей, 6 ФАБ-250 разорвались в северо-западной части города, 2 ФАБ-500 и 2 ФАБ-250 разорвались с перелетом, северо-западнее города Великие Луки. Пожаров не возникло.

При подходе к цели экипажи наблюдали интенсивное бомбометание другими самолетами по цели. Экипаж самолета № 42028, командир корабля Макаренко, наблюдал бомбометание по цели, в результате чего возникло 2 пожара, один в северной части и один в юго-западной части города. Экипаж самолета № 42067, командир корабля Обухов в 19.30 наблюдал разрывы двух серий бомб и три пожара в центральной части города.

Воздушные стрелки самолета № 442057 обстреливали прожектора и ЗА противника в районе цели, израсходовано патронов "БС" - 70 шт., снарядов пушки "ШВАК" - 50 шт.

2. ПВО противника - г. Великие Луки прикрыт интенсивным огнем ЗА среднего и крупного калибра до 2-х батарей и МЗА до 10 огневых точек. Действовало 6 прожекторов.

3. Потерь нет.

4. Метеоусловия. До Старица - ясно, от Старицы до Селижарово - облачность 10 баллов, от Селижарово до цели облачность с большими разрывами. Над целью двухслойная облачность 10 баллов, высота нижнего края 2900 м.

5. Наблюдением экипажей установлено: 19.43 - 15 км северо-восточнее Великие Луки несколько пожаров в одну линию.

19.40 - бомбометание по городу Холм.

20.57 - 21.10 - бомбометание самолетами противника в районе г. Калинин, сброшено 4 САБ-а с Н=4000 - 5000 м. Наблюдали разрывы 4-х серий бомб.

6. Матчасть самолетов, вылетавших на боевое задание:

Самолет № 42067 - течь масла первого мотора, в полете отказало СПУ*. Самолеты № 42028, 42107, 42057 - исправны.

Командир 746 АП ДД подполковник Егоров

Начальника штаба подполковник Иващенко

* прим. админ. СПУ - самолетное переговорное устройство.

КОМАНДИРУ 45 АВИАДИВИЗИИ ДД

Боевое донесение № 125 части Егорова, 7.11.42 г. 24 час 00 мин карта 500000.

1. В ночь с 7.11 на 8.11.42 г. произведено два самолетовылета. Все самолеты бомбардировали основную цель аэродром Болбасово в период 19.10 - 20.00 с высоты 4100 - 4600 м. На цель сброшено: 8 ФАБ-250, 24 ФАБ-100, 4 РРАБ-2 с (АО-25 - 36 шт., АО-10 - 100 шт., АО-2,5 - 80шт), ЗАБ-2,5 - 40 шт., всего весом 6 т 600 кг.

Сброшено 40 тыс. листовок.

Общий налет 9 час 03 мин.

Экипажи наблюдали разрывы всех бомб. 8 ФАБ-250 разорвались на летном поле правее северо-западной полосы, 1 РРАБ разорвался в центральной части летного поля между взлетными полосами.

Серией из 24 ФАБ-100 перекрыта юго-западная часть аэродрома, разрывами 3-х РРА-2 перекрыта южная и юго-западная часть аэродрома. В результате бомбометания возникло четыре очага пожаров, три из них кратковременные, один пожар возник в северо-западной части аэродрома, один пожар в юго-западной части аэродрома и два небольших пожара в центральной части аэродрома.

При подходе к цели в 19.05 экипаж самолета № 42107, командир корабля капитан Ищенко, наблюдал бомбометание аэродрома несколькими самолетами, в результате чего возникло 8 кратковременных пожаров в юго-западной части аэродрома.

2. ПВО противника - аэродром Болбасово прикрыт ЗА среднего калибра до 4-х орудий и до 8 точек МЗА. Работало 4 прожектора.

3. Потерь нет.

4. Метеоусловия. По маршруту до Серпухов - безоблачно, от Серпухов до линии фронта облачность до 10 баллов, от линии фронта до цели и над целью - ясно, видимость 6-10 км.

5. Наблюдением экипажей установлено:

18.31 - работал аэродром, по утверждению штурмана корабля капитана Рагозина, 15-20 км северо-западнее Ельня в районе ст. Глинка.

По утверждению второго летчика ст. лейтенанта Булин-Соколова, работающий аэродром расположен около деревни Жигалово, 20 км северо-восточнее Починок. На аэродроме производилась интенсивная посадка самолетов.

19.00 - по дороге Смоленск-Ельня и по большаку на участке деревня Болтухино - Починок - движение колонны автомашин до 150 шт. в направлении Ельня.

20.40 - работал Шаталовский аэродром, были включены стартовые прожектора и посадочные огни. 20 км юго-восточнее Шаталово работал светомаяк, давая буквы КС.

20.00 - северо-западней аэродрома Балбасово - 3-4 км работал ложный аэродром.

19.12 - по маршруту Смоленск - Орша пролетел самолет противника с включенными бортогнями на высоте 5500 м, тип не опознан.

6. Матчасть самолетов, вылетавших на боевое задание - исправна.

Командир 746 АП ДД подполковник Егоров

Начальника штаба подполковник Иващенко

КОМАНДИРУ 45 АВИАДИВИЗИИ ДД

Боевое донесение № 126 части Егорова, 9.11.42 г. 01 час 00 мин карта 5000000.

1. В ночь с 8.11 на 9.11.42 г. произведено два самолетовылета. Все самолеты бомбардировали основную цель аэродром Витебск в период 19.26 - 21.35 с высоты 4700 м на цель сброшено: 4 ФАБ-500, 8 ФАБ-250, 2 РРАБ-2 с (АО-10 - 200 шт., АО-2,5 - 160 шт.), 2 САБ-100, всего весом 6 т 510 кг.

Общий налет 9 час 35 мин. Сброшено 40 тыс. листовок.

Экипажи наблюдали разрывы всех бомб. Отмечено прямое попадание 2 ФАБ-500 в здания, расположенные в юго-западной части аэродрома. 2 ФАБ-500, 8 ФАБ-250 разорвались в западной и юго-западной части аэродрома, из них несколько бомб разорвались на летном поле, западнее взлетной полосы. Разрывами РРАБ-2 перекрыта юго-западная и северо-западная часть аэродрома. В результате бомбометания возникло 4 очага пожара в западной и юго-западной части аэродрома, один из них сопровождался периодическими (через 3-4 мин) взрывами красного цвета. При подходе к цели экипаж самолета № 42057, командир корабля майор Додонов, наблюдал в 19 час 15 мин разрывы одной серии бомб на аэродроме, в результате чего возник один пожар, который быстро потух. В 19 час 16 мин - разрывы одной короткой серии бомб, 5 км юго-восточнее аэродрома с БК 300-330°.

19.09 - разрывы бомб в г. Витебск.

Экипаж самолета № 42107, командир корабля капитан Ищенко, в 21 час 30 мин наблюдал пять очагов пожаров на аэродроме, пожары сопровождались периодическими взрывами через каждые 3-4 мин.

Весь аэродром заволокло дымом. Взрывы среди пожаров экипаж наблюдал за 30 минут до подхода к цели, а также при отходе от цели до предела видимости.

2. ПВО: аэродром Витебск прикрыт огнем ЗА среднего и крупного калибра до 8, действовало до 9 прожекторов.

Экипаж самолета № 42107, бомбивший цель в 21 час 35 мин отмечает слабый огонь ЗА до 6 орудий среднего калибра. Работы прожекторов не отмечено.

3. Метеоусловия. По маршруту и над целью ясно, слабая дымка.

4. Потерь нет.

5. Наблюдением экипажей установлено:

6. Матчасть самолетов, вылетавших на боевое задание: самолет № 42107 - прогорел клапан 3-го мотора, самолет № 42057 - потёк радиатор 3-го мотора.

Командир 746 АП ДД подполковник Егоров

Начальника штаба подполковник Иващенко

Дата размещения на сайте 6.06.2016г.

<< | >>

Источники

  • Фото и документы из архива Олега Лисачева


©AirPages
2003-